Биологически обратная связь-БОС.
презентация к уроку по теме

Кривцова Ирина Евгеньевна

Презентация. БОС- биологически обратная связь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologicheski_obratnaya_svyaz_-_bos.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Б иологически о братная с вязь БОС метод БОС для логопедов

Слайд 2

Комплекс БОС "Комфорт-Лого" для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств Эффективная, немедицинская здоровьесберегающая технология, для всех субъектов образовательного пространства.

Слайд 3

Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения и профилактики различных состояний. БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.

Слайд 4

Функциональное биоуправление ( фбу ) с БОС ФБУ - это уникальная современная технология обучения направленному изменению заданных физиологических параметров организма в необходимом для оздоровления или тренировки направлении. Технология основана на принципе биологической обратной связи , поэтому иногда ее используют под названием метода БОС. При реализации метода функционального биоуправления , происходит регистрация фи-зиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые пациент воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Благодаря тому, что информация поступает в режиме реального времени, мозг мгновенно оценивает, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно. Психофизиологическая сущность метода биоуправления состоит в организации на основе биологической обратной связи допол-нительного сенсорного контроля над физиологическим процессом с возможностью последующей выработки ассоциативного ( условнорефлекторного ) регулирования с целью направленного изменения выбранного параметра. Этот метод уникален своей универсальностью и неспецифичностью , так как предоставляет возможность регулирования произвольных и непроизвольных нервных, соматических и вегетативных функций, участвующих в регуляции функционального состояния.

Слайд 5

Комплексы бос медицинского назначения Акушерско-гинекологический Коррекции психоэмоционального состояния Логотерапевтический Опорно-двигательный

Слайд 6

Комплексы бос немедицинского назначения "КЛАСС ЗДОРОВЬЯ - МАЛЫШ" для дошкольных образовательных учреждений "КЛАСС ЗДОРОВЬЯ" для школьных образовательных учреждений Комплекс "КОМФОРТ" для коррекции психоэмоциональных расстройств Комплекс "КОМФОРТ-ЛОГО" для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств Комплекс "Статус" для коррекции нарушений осанки и плоскостопия

Слайд 7

Комплекс БОС «Комфорт ЛОГО» предназначен для работы логопедам, фонопедам , фониатрам , дефектологам, педагогам-психологам учреждений различных типов системы образования и соцзащиты населения

Слайд 8

Назначение комплекса БОС "Комфорт-Лого" Диагностика, коррекция и профилактика речевых расстройств. С помощью Комплекса БОС «Комфорт-ЛОГО» проводится многофакторная диагностика речевого развития, целенаправленное обучение правильному «речевому» дыханию. При этом происходит снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, улучшается общее состояние организма и формируется основа для правильного речевого поведения. Обучение речевым навыкам осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления с использованием принципа биологической обратной связи (БОС). Комплекс предназначен для работы со взрослыми и детьми от 4-х лет.

Слайд 9

Состав комплекса БОС «Комфорт-ЛОГО»: «Индикатор компьютерный полиграфический «УСО-01» (регистрационное удостоверение ФСР 2011/10250) Методика «Логопедическое обследование детей» для автоматизированного проведения процедуры логопедического обследования детей; Пакет программного обеспечения автоматизированной психодиагностики для исследования особенностей эмоционально-волевой, личностной, интеллектуальной сфер ребенка или взрослого, их динамику в процессе психокоррекционной работы. Консультационный семинар «Аппаратно-программные комплексы на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС)»; Консультационный семинар по работе с программами НПФ « Амалтея ».

Слайд 10

Логопедический комплекс БОС

Слайд 11

Установка датчиков

Слайд 12

Программно-индикаторный комплекс БОС «Комфорт-ЛОГО» В состав комплекса входит специальный многофункциональный прибор индикатор компьютерный слабых низкочастотных сигналов « Микарт-М », который регистрирует физиологические параметры: периферическую температуру (Т), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД), огибающую миограммы (ЭМГ). Электропитание прибора осуществляется от USB-порта безопасным сверхнизким постоянным напряжением 5 В. (возможность питания от батареи портативного компьютера). Программное обеспечение ПО «Комфорт-ЛОГО» преобразует зарегистрированные прибором сигналы по заданным алгоритмам в мультимедийные сигналы обратной связи: визуальные (слайды, мозаика, видео, закрашивание, анимационные и игровые сюжеты), аудиальные сигналы. Кроме того, ПО «Комфорт-ЛОГО» позволяет вести индивидуальные карты обучающихся с результатами всех проведенных диагностических и коррекционных занятий и тренировок; использовать дидактический слайдовый материал по различным темам; проводить аудиозапись, и прослушивать ее во время и после сеанса; выводить на печать результатов сеансов и отчетов в виде таблицы или графика. В состав программно-индикаторного комплекса «Комфорт ЛОГО» входит подробное Руководство пользователя и Методическое пособие , посвященное вопросам профилактики и коррекции речевых расстройств методом функционального биоуправления с биологической обратной связью.

Слайд 13

Методика «Логопедическое обследование детей» Диагностика речевого развития детей с 4 до 8 лет. Возможность обоснования заключения в рамках психолого-педагогической классификации (НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР). Возможность составления схемы индивидуальной коррекционной работы (в рамках клинико-педагогической классификации). Формирование речевых карт. Формирование графиков индивидуальной динамики речевого развития. Создание групповых протоколов по результатам обследования. Наличие методического материала для обследования в оригинальном цветовом и дизайнерском оформлении, с возможностью фиксации ответов и внесения необходимых комментариев. Вся информация сохраняется и обрабатывается автоматически. Обследование проводится по разделам: Звукопроизношение (с возможностью записи и прослушивания речи ребёнка.). Общая моторика. Мелкая моторика. Артикуляционная моторика. Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи. Мимическая мускулатура. Строение артикуляционного аппарата. Фонематическое восприятие. Дыхательная и голосовая функции. Просодические компоненты речи. Слоговая структура слова. Понимание речи. Лексика. Грамматический строй. Связная речь. Комплект: Программное обеспечение, Методическое пособие, Руководство пользователя, Набор методических материалов (секундомер, цветные кубики, машинка, кукла девочка, кукла мальчик, игрушка собачка, шарик, пенал, линейка, указка, цветные карандаши, альбом № 1, альбом № 2, альбом № 3, комплект листов с графическими заданиям).

Слайд 14

Возможности Комплекса БОС «Комфорт-ЛОГО» Диагностика Проведение поэтапной логопедической диагностики у детей с автоматической фиксацией, сохранением и анализом полученных данных, с формированим РЕЧЕВЫХ КАРТ; у детей и взрослых возможно определение физиологической реакции организма при речевых нагрузках (дыхания, частоты сердечных сокращений, периферической температуры, мышечного тонуса), а также индивидуально-психологических свойств обучающегося для выявления особенностей его психоэмоционального состояния, определения зоны риска и ресурсов и выбора индивидуальной, точно направленной тактики работы образовательно-профилактического или коррекционно-развивающего характера; оценка динамики изменений и эффективности проводимой коррекционной или профилактической работы. Профилактика формирование устойчивых навыков саморегуляции , повышение адаптивных возможностей организма; преодоление коммуникативных барьеров, улучшение социализации, в том числе при подготовке и адаптации детей к школе; профилактика заболеваний речеголосового и дыхательного аппарата и совершенствование навыков речи специалистов речевых профессий (педагогов, воспитателей, логопедов).

Слайд 15

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ Кардио - ФБУ - режим тренировки навыка диафрагмального дыхания; Т- ФБУ - в этом режиме формируется навык произвольного повышения периферической температуры. Производится обучение снятию избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения посредством регуляции периферической температуры, мышечного тонуса; ЭМГ- ФБУ – обучение приёмам общей мышечной и психоэмоциональной релаксации; развитие или восстановление мышечного чувства; тренировка навыка координированного управления мышечным напряжением. ЭМГ - «Джекобсон» - тренировка с последовательным произвольным изменением мышечного напряжения, обучение навыку прогрессивной мышечной релаксации. Режим «ЛОГО» - обучение «речевому дыханию», коррекция расстройств фонации; функциональных дисфоний ; нарушения темпа речи; речевой тревоги; логоневрозов ; заикания; гиперактивности и дефицита внимания;

Слайд 16

Режим «ЛОГО» включает в себя ПЯТЬ РАБОЧИХ РЕЖИМОВ , каждый из которых имеет свой набор тренинговых сюжетов. Данная структура курса обеспечивает последовательную поэтапную работу по формированию, оптимизации, коррекции и тренировке навыков: диафрагмального (диафрагмально-реберного) типа дыхания как основы речевого дыхания; артикуляции, голосообразования речи, речевого поведения; стабилизации функционального и психоэмоционального состояний в целом. В режиме «ЛОГО» используется внешняя обратная связь по кардиореспираторным параметрам (ЧСС, РСА и фазы дыхательного цикла), при этом одновременно могут регистрироваться физиологические показатели, снимаемые температурными и электромиографическими датчиками!

Слайд 17

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 1 предназначены для: формирования и тренировки нового навыка диафрагмального (диафрагмально-реберного) дыхания по РСА (применяется после отработки диафрагмального дыхания в режиме « Кардио-ФБУ »); развития высших психических функций (восприятия, мышления, памяти), сенсорных ощущений, слухового внимания, усидчивости, волевых качеств.

Слайд 18

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 2 предназначены для: формирования и развития удлиненного, плавного выдоха; подготовки зрительного анализатора и поведения обучаемого к чтению текстов различной сложности; развития понятийного мышления, цветового, зрительного и ассоциативного восприятия, вопросно-ответной и спонтанной речи.

Слайд 19

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 3 - ЧТЕНИЕ предназначены для: поэтапного формирования, развития, оптимизации, коррекции и тренировки новых навыков артикуляции, фонации, дикции, речевого дыхания, речи без избыточных физиологических усилий, уверенного речевого поведения; овладения просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией , интонацией, ударением), эмоциональной окраской речи и звуко-слоговой структурой слова; оптимизации энергетических затрат в процессе дыхания, чтения, речи, речевого поведения, общения ; снижение физиологической цены речи; купирования тревоги, страхов, звукофобий , логофобий и социофобий ; преодоления коммуникативных барьеров, повышение самооценки; развитие и повышения стрессоустойчивости , адаптации и социализации. Режим «ЧТЕНИЕ» состоит и отдельных блоков - «Звуки», «Слоги», «Фразы», « Чистоговорки , пословицы, скороговорки», «Крылатые выражения и народная мудрость», ««Стихи», «Сказки», «Проза». В каждом блоке текстовой материал подобран для разных возрастных групп: детей, подростков, взрослых.

Слайд 20

Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 4 - ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ используются для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с задержками речевого и психического развития. В ходе занятий развиваются и тренируются: познавательные функции, понятийное мышление, логика, ассоциативное мышление; зрительное пространственное восприятие различных объектов, образов, фигур, форм, сюжетов, цветов как единичных, так и в сочетании; усидчивость, целеустремленность, сила воли; чувство тела, навык диафрагмального дыхания с удлиненным плавным выдохом, навыки оптимизации психоэмоциональных и мышечных усилий в процессе тренинга АС-РСА; уверенное речевое поведение и повышение самооценки ребенка.

Слайд 21

На всех этапах работы с использованием тренинговых сюжетов, содержащих тексты для чтения, можно осуществлять аудиозапись речи во время сеанса с последующим ее прослушиванием после сеанса. Тренинговые сюжеты РАБОЧЕГО РЕЖИМА - 5 - РЕЧЬ используются для адаптации к окружающей социальной среде выработанных в процессе тренинга АС-РСА новых динамических стереотипов: дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, психоэмоционального и речевого поведения. В этом режиме содержится большой дидактический слайдовый материал по различным темам: «Природа», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Времена года» и т.д. Особенностью режима «РЕЧЬ» является: отсутствие на экране тренинговых сигналов внешней обратной связи по ЧСС и РСА при выведенных всех регистрируемых физиологических показателях; возможность не только проводить аудиозапись, но и прослушивать ее во время сеанса!

Слайд 22

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРОГРАММНО-ИНДИКАТОРНОГО КОМПЛЕКСА БОС «КОМФОРТ-ЛОГО» ОБЕСПЕЧИВАЕТ: коррекцию расстройств фонации; функциональных дисфоний ; нарушения темпа речи; речевой тревоги; логоневрозов , расстройства речи у детей с нарушением слуха и зрения; алалии и афазии; дисграфии и дислексии ; дизартрии и дислалии ; ринолалии и ринофонии ; заикания; гиперактивности и дефицита внимания; развитие высших психических функций и волевых качеств; обучение снятию избыточного психоэмоционального, психофизиологического напряжения посредством регуляции периферической температуры, мышечного тонуса; обучение общей мышечной релаксации и координированному управлению мышечным напряжением. Программное обеспечение позволяет вести индивидуальные карты детей, формирует базу данных с результатами всех проведенных занятий.

Слайд 23

АМАЛТЕЯ научно-производственная фирма 1999 год основания 197101,г. Санкт-Петербург ул.Большая Монетная, д.16 e-mail : amaltea-spb@mail.ru тел:(812) 336-50-36 факс:(812) 336-51-36

Слайд 24

Консультационный Семинар «Аппаратно-программные комплексы на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС). Обучение навыкам саморегуляции на основе метода ФБУ с использованием программ «НПФ « АМАлтея »

Слайд 25

В ходе семинара были прослушаны лекции и проведены практические занятия в объёме 40 академических часов Выданный Сертификат даёт право работы на программах и приборах ооо « нпф « амалтея »

Слайд 26

Презентацию подготовила учитель-логопед высшей категории МБДОУ «ЦРР – детский сад №122» Кривцова Ирина Евгеньевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Урок «Биологическая обратная связь – зеркало здоровья»

Тема урока:«Биологическая обратная связь – зеркало здоровья».Цель урока:Ø дать обучающимся представление о методе биологической обратной связи. Планируемые результаты  (в соответствии ФГОС)1...

Перспективный план работы по методу биологически обратной связи с применением компьютерной программы "Комфорт ЛОГО" в старшей логопедической группе.

Использование  компьютерной программы "Комфорт ЛОГО"  в коррекции речи детей дошкольного возраста....

МАСТЕР – КЛАСС «Биологическая обратная связь – зеркало здоровья»

Дыхание. Связь работы сердца и дыхания.Всем известно, что:Без еды человек может прожить 30-40 дней;Без воды 5-10 дней;Без воздуха всего лишь несколько минут.Это означает, что дыхание – важнейший физио...

Консультация для родителей и воспитателей «Что такое технология Биологической Обратной Связи (БОС)?»

Основа технологии БОС – сеансы (уроки), на которых ребенок и взрослый с помощью БОС видит и слышит, как работает его организм. БОС превращает сигналы организма в увлекательную игру. Игра – это сигнал ...