Урок «Биологическая обратная связь – зеркало здоровья»
учебно-методический материал (5 класс) по теме
Тема урока:
«Биологическая обратная связь – зеркало здоровья».
Цель урока:
Ø дать обучающимся представление о методе биологической обратной связи.
Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)
1. Предметные.
2. Метапредметные:
v Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное,
v Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,
v Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
v Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, умение воспринимать информацию на слух, работать в группах, умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
3. Личностные: познавательный интерес к предмету, принятие правил здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-bos_zdorove_5_klass.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
0Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пробуждение»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Открытый урок
«Биологическая обратная связь – зеркало здоровья»
Разработала и провела
учитель биологии
Россинская Л.А.
06.12.2012 года
Тема урока:
«Биологическая обратная связь – зеркало здоровья».
Цель урока:
- дать обучающимся представление о методе биологической обратной связи.
Задачи урока:
- закрепить знания детей об органах дыхания;
- активизировать знания о правильном дыхании и его пользе для организма человека;
- дать понятие о физиологическом показателе здоровья человека – дыхательной аритмии сердца (ДАС);
- показать взаимосвязи биологических процессов, протекающих в организме человека, и сигналов биологической обратной связи;
- создать положительную мотивацию в обучении детей навыку правильного дыхания.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Комплект слайдов;
- Дидактический материал;
- Два мяча.
Организационный момент:
Учитель:
Слайд №1.
Здравствуйте, ребята! Каким волшебным словом мы поприветствовали друг друга? (Здравствуйте).А какими волшебными словами приветствуют друг друга военные? (Здравия желаю).
Здравствуйте, здравия желаю - родственные слова слову здоровье. Т.е., когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.
Слайд № 2.
Сегодня мы с вами проведем следующий урок здоровья. На предыдущем уроке вы путешествовали в мир здоровья. Поэтому сейчас вы поделитесь с нами своими впечатлениями. Прежде всего, вы расскажите, что нового вы узнали.
(У каждого ребёнка текст, в котором пропущены названия органов дыхания. Им даётся время, чтобы они вставили пропущенные слова. Учитель читает свой вариант (полный) текста (Приложение 1), а название органов дыхания произносит вместе с детьми.
(На доске вывешиваются по мере названия таблички с названием органов дыхания (Приложение 2)).
Снова каждый ребёнок работает с другим текстом (Приложение 3), в котором при отсутствии рисунка вставляет пропущенные слова в пустые клеточки. Количество клеточек соответствует числу букв в названии органа дыхания.
Желающие дети сами зачитывают результат своей работы с текстом.
Учитель:
Давайте разберемся:
- Что же такое правильное дыхание?
На доске размещаются таблички с различными составляющими дыхания (Приложение 4):
Детям предлагается выбрать составляющие правильного дыхания, а на доске получается следующее:
«Дыхание животом» - это внешнее проявление типа дыхания, «дыхание диафрагмой» - это внутреннее проявление типа дыхания. Оба вида проявления связаны между собой: о работе диафрагмы мы можем судить по движениям живота. «Надутый живот» - диафрагма опущена, для лёгких много места и поэтому они достаточно полно наполняются воздухом. «Сдутый живот» - диафрагма поднимается и принимает форму купола, из лёгких выталкивается воздух. Общее название такого типа дыхания – ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ (Приложение 5).
- А в каком состоянии должен быть человек, чтобы он мог правильно дышать?
Выслушать мнение детей. Разместить на доске таблички и выбрать из предложенных состояний.
Выбираем – расслабленное состояние.
Расслабление в медицине называется – РЕЛАКСАЦИЯ. Следовательно, тип дыхания с учётом состояния человека с точки зрения медицины будет называться – ДИАФРАГМАЛЬНО-РЕЛАКСАЦИОННОЕ ДЫХАНИЕ.
Основная часть:
Теперь мы выясним, как работает наше сердце. Детям предлагается прослушать музыкальный фрагмент, который состоит из двух мелодий – с быстрым и медленным ритмом.
В беседе выясняем у детей,какое отличие, они заметили в музыкальном фрагменте.
Наше сердце и процесс дыхания тесно взаимосвязаны между собой. Сердце реагирует на вдох и выдох ритмом. Как вы думаете, в какой момент ритм сердца будет более быстрым, а в какой – более медленным?
Правильно, во время вдоха – более быстрый, а во время выдоха – более медленным. Ритм можно выразить в числах. Это пульс. Пульс на вдохе – показатель быстрого ритма, а пульс на выдохе – показатель медленного ритма.
- А разница между ритмом и пульсом на вдохе и на выдохе? Она о чём-нибудь говорит?
Уже потому, что мы о ней заговорили, можно догадаться, что она тоже имеет свой физиологический смысл.
Слайд № 3 - «Знаете ли вы, что сердце работает в ритме дыхания?»
На вдохе пульс учащается, на выдохе становится реже. Разница частоты сердечных сокращений на вдохе и выдохе – ДАС. Это удивительная величина, которая о многом может рассказать.
Слайд № 4 - «Возраст человека и ДАС».
Рассматриваем зависимость ДАС от возраста. (Дети должны сами прокомментировать эту зависимость).
ДАС указывает на резервные возможности организма человека. У ребёнка ДАС максимальная, значит, и резервные возможности выше. С возрастом ДАС падает, значит, снижаются и резервные возможности организма.
ДАС зависит от возраста и самочувствия.
- у детей ДАС 30-40 уд/мин., т. к. резервные возможности высокие.
- у взрослого ДАС 25 уд/мин., резервные возможности средние.
- у пожилого человека- 1-3 уд/мин., плохое здоровье.
Слайд № 5 - «Самочувствие человека и ДАС».
Предложить самостоятельно объяснить сюжет слайда.
- В каком состоянии ДАС у детей выше?
- А при каком ниже?
- Какой вывод из этого следует?
Положительные эмоции повышают ДАС. Так что чаще улыбайтесь, думайте больше о приятном.
Оказывается, правильное дыхание может увеличить ДАС, а значит, и улучшить самочувствие. Эту возможность открыл учёный-физиолог А.А. Сметанкин. А диафрагмально-релаксационный тип дыхания называют дыхательной гимнастикой по методу Сметанкина.
А теперь я предлагаю вам выполнить дыхательные движения по методу Сметанкина. Сядьте по удобнее. Опустите плечи. Расслабьтесь. Положите руку на живот. Сделайте спокойный вдох, надувая живот. Медленно выдыхайте, сдувая живот. 1, 2 – вдох. 1, 2, 3, 4 – выдох (3-4 раза).
- Возникли ли у кого-нибудь необычные ощущения?
А как понять, правильно или неправильно дышит наш организм?
Сейчас мы попробуем это узнать. Учитель бросает мяч ребенку.
- Что произошло между нами? Связь.
Связь только в одну сторону – как можно назвать? Прямой.
Учитель бросает мяч другому ребенку и просит ответить на вопрос одновременно с возращением мяча.
- А как можно назвать связь во время возвращения мяча? Обратной.
(Предлагаем детям привести примеры обратной связи из жизни и останавливаемся на зеркале, как обратной связи от нашего организма).
Слайд № 6.
- Дети, как вы думаете, для чего люди изобрели зеркало? (мы видим себя, свой внешний вид).
Зеркало - простейший прибор обратной связи. Глядя в него, мы видим внешний вид, состояние.
Термометр -
Фонендоскоп -
Аппарат для измерения давления –
Но они не показывают работу наших органов во время дыхания. Но эта связь, хоть и носит биологический характер, но дает недостаточную и неполную информацию.
Слайд № 7 - «А.А. Сметанкин и приборы БОС».
Узнать побольше о состоянии нашего организма изнутри поможет прибор биологической обратной связи – прибор БОС. Его тоже предложил нам А.А. Сметанкин. Он автор 17 изобретений в области биологической обратной связи. Прибор является кардиосигнализатором («cardio» - сердце). Он включает в себя датчики, которые регистрируют частоту сердечных сокращений. Датчики прикрепляют к телу человека. Второй компонент – преобразователь биологических сигналов, подающих информацию на монитор компьютера. Эти сигналы показывают нам, как изменяется работа сердца на вдохе и выдохе.
Слайд № 8 - «Прибор БОС – «учитель» правильного дыхания».
Вместе с компьютером прибор биологической обратной связи покажет вам, как работает сердце. На мониторе вы увидите и услышите работу сердца с помощью светового и звукового сигналов. По этим сигналам вы поймете, правильно или неправильно вы дышите.
Слайд № 9 - «Польза правильного дыхания».
И на последнем этапе урока практическая работа. Дыхание с помощью приборов БОС.
Заключительная часть:
Слайд 10. Кроссворд.
- Орган, заставляющий кровь двигаться по организму (сердце).
- Органы, расширяющиеся и сужающиеся во время дыхания (легкие).
- Мышца, имеющая форму купола (диафрагма).
- Оно может быть легким, глубоким, поверхностным, затрудненным, диафрагмальным (дыхание).
- Что преобразовывает биологические сигналы (приборы).
- Что фиксирует Частоту Сердечных Сокращений (датчики)?
- Целостная система, объединяющая все органы (организм).
- Газ, содержащий кислород и углекислый газ(воздух).
- Добавим термин, объединяющий эти понятия (БОС).
- Что запомнилось вам больше всего?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Есть ли что-нибудь, что так и осталось вам непонятным?
- О чём вам хочется узнать после сегодняшнего урока?
Домашнее задание: ежедневно дышать животом 2 раза в день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.
В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...
презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...
Перспективный план работы по методу биологически обратной связи с применением компьютерной программы "Комфорт ЛОГО" в старшей логопедической группе.
Использование компьютерной программы "Комфорт ЛОГО" в коррекции речи детей дошкольного возраста....
МАСТЕР – КЛАСС «Биологическая обратная связь – зеркало здоровья»
Дыхание. Связь работы сердца и дыхания.Всем известно, что:Без еды человек может прожить 30-40 дней;Без воды 5-10 дней;Без воздуха всего лишь несколько минут.Это означает, что дыхание – важнейший физио...
Консультация для родителей и воспитателей «Что такое технология Биологической Обратной Связи (БОС)?»
Основа технологии БОС – сеансы (уроки), на которых ребенок и взрослый с помощью БОС видит и слышит, как работает его организм. БОС превращает сигналы организма в увлекательную игру. Игра – это сигнал ...
Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Применение метода биологической обратной связи (БОС)...
Методическая брошюра "Биологическая обратная связь БОС «Здоровье»"
laquo;Сознательное управление механизмами здоровья, в частности диафрагмально-релаксационным дыханием при помощи биологической обратной связи»...