Технология организации логопедического обследования. Основные этапы.
статья на тему

Семёхина Светлана Георгиевна

Статья содержит описание основных этапов логопедического обследования дошкольников. Может быть полезна логопедам при организации  обследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.  

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.

Учитель-логопед: Семёхина Светлана Георгиевна,

МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА», город Клин

Логопедическое обследование дошкольников в настоящее время является актуальной задачей, так как детей с речевыми нарушениями с каждым годом становится все больше и больше. Своевременное выявление особенностей формирования речи, а также особенностей речевых нарушений у дошкольников позволяет оказать таким детям логопедическую помощь, эффективно подготовить к школьному обучению.

 Целью логопедического обследования является выявление дошкольников с речевыми нарушениями, а также определение форм и средств коррекционно-развивающей работы для этой категории обучающихся.

Задачи логопедического обследования:

1) выявить дошкольников, которые имеют различные нарушения речи;

1) выявить особенности речевого развития ребенка для последующего планирования и проведения коррекционно-образовательного процесса;

2) выявить особенности психического и физического состояния ребенка для направления на консультацию к соответствующим специалистам, а также учета этих особенностей и рекомендаций специалистов при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы;

3) выявить изменения в речевой деятельности для определения эффективности коррекционной работы.

По данным различных авторов можно выделить следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

  1. ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком;
  2. диагностический этап, включающий в себя обследование всех компонентов языковой системы, а также обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения  первичной речевой патологии от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта;
  3. аналитический этап, включающий в себя интерпретацию полученных данных, заполнение речевой карты, логопедическое заключение;
  4. прогностический этап, на котором выясняются основные направления коррекционной работы, составление индивидуального плана работы;
  5. динамический этап, который заключается в наблюдении за ребенком в условиях специального обучения и воспитания, прослеживании определенных тенденций речевого развития;
  6. Заключительный этап, включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

        Рассмотрим подробно этапы логопедического обследования.

Ориентировочный этап.

Задачи ориентировочного этапа:

- сбор анамнестических данных;

- выяснение запроса родителей и педагогов, работающих  с ребенком;

- выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка.

Виды деятельности:

- изучение педагогической и  медицинской документации;

- изучение работ ребенка:

- беседа с родителями и педагогами.

Диагностический  этап.

Этот этап является непосредственно процедурой обследования ребенка. В процессе обследования необходимо выяснить следующее:

  1. какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
  2. какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
  3. характер несформированности языковых средств;
  4. в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (у дошкольников это могут быть говорение и аудирование);
  5. какие факторы влияют на проявление речевого нарушения.

Методы логопедического обследования:

- беседа с ребенком;

- наблюдение за ребенком;

- игра.

Подбор диагностического материала.

Диагностический материал подбирается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения логопедического обследования:

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Данный принцип предполагает, что подбор заданий, их формулировка и наполнение вербальным материалом должны соотноситься с уровнем  психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его соицального окружения и личностного развития.

  1. Исследование оптимально проводит от общего к частному.   Данный принцип позволяет выявить непосредственно наличие речевых нарушений у дошкольника, а затем рассмотреть эти проблемы  и проанализировать их.
  2. Предъявление диагностического материала для каждого вида дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку выполнить каждую пробу успешно.
  3. Обследование проводится от продуктивных видов деятельности к рецептивным.  Сначала обследуется говорение, а затем  аудирование.

При наличии признаков неблагополучия продуктивных видов речевой деятельности ребенка, необходимо очень тщательно исследовать рецептивные виды деятельности. В данном случае желательно провести тщательное обследование у сурдолога!

Логопедическое обследование охватывает все компоненты языковой системы:

  • Обследование связной речи.

 Связная речь – это тот аспект изучения, который обследуется в первую очередью.  В соответствии с принципами «от общего к частному и от простого к сложному»  ребенку после 4,5 лет предлагаются следующие виды заданий:

  • Составление  описательного рассказа по впечатлениям (по памяти);
  • Составление описательного рассказа с опорой на объект или по картинке;
  • Составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке;
  • Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Необходимо отметить, нужна ли была помощь ребенку при выполнении задания и, если помощь требовалась, то какого рода: стимуляция активности, наводящие вопросы, организующая помощь.

Во время беседы с ребенком и во время обследования связной речи логопед обращает внимание на уровень сформированности таких видов деятельности  как говорение и аудирование, а также на уровень тех языковых средств, которые обеспечивают эти процессы:

- текст как лингвистическая структура;

- грамматическое оформление высказывания;

-словарный запас;

- звукопроизношение;

- слоговую структуру слова, ритмическое напонение лексики;

- темп речи;

- просодическую сторону речи.

  • Обследование словарного запаса.

Прежде всего важно вызвать и поддержать в процессе обследования  эмоциональный настрой ребенка, чтобы общение было благожелательным. Лучше, если  выявление лексических средств языка, которыми владеет ребенок, проводится  в игровой форме.

Приемы обследования зависят от того, насколько  ребенок владеет вербальными средствами общения.

 

Обследование начинается с изучения активного словаря ребенка. Необходимо учитывать  нормативные особенности лексики, трудности установления контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Обследование проводится в ходе манипулирования с предметами или в процессе организации простых игр.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста можно предложить работать с картинками – предметными и сюжетными. Для детей старше 5 лет в обследование вводятся обобщающие понятия.

Специалист фиксирует соотнесение объема словаря существительных, глаголов и прилагательных, а также фиксирует  в речевой карте ошибки при использовании лексических средств.

У старших дошкольников также рекомендуется определить уровень владения семантикой слова (наличие или отсутствие понимания переносного значения слова, подбор синонимов и антонимов).

  • Обследование грамматического строя языка.

Становление  грамматического строя языка у дошкольников еще не закончен, это необходимо учитывать при обследовании.  Детям дошкольного возраста характерна унификация грамматических форм и правил, грамматика дошкольника является грамматикой устной речи. С учетом перечисленных особенностей  в качестве материала для обследования грамматического строя речи рассматриваются системные грамматические формы и конструкции.

Грамматические навыки  изучаются в следующих разделах:

- синтаксис (законы построения предложения и словосочетания как грамматических  конструкций);

- словообразование (законы построения  слов с помощью морфем как синтез грамматической конструкции и формы);

- словоизменение (изменение формы слов с помощью аффиксов).

Необходимо изучать как продуктивные виды речевой деятельности, так и рецептивные, поскольку лингвисты выделяют как активную, так и пассивную грамматику.

Речевой материал отбирается в соответствии с возрастом и речевыми возможностями ребенка с учетом онтогенеза. Для детей с низким уровнем сформированности  языковой системы предлагается речевой материал:

  • Винительный падеж  объекта (вижу бабочку);
  • Творительный падеж орудийности (рисовать кисточкой);
  • Родительный падеж отсутствия (нет зайца);
  • Дательный падеж адресата (показать  Маше).

Для детей более старшего возраста можно взять речевой материал, включающий имена существительные в форме множественного числа в косвенных падежах.

Обследование активной грамматики как правило осуществляется на материале предлогов, обозначающих пространственные представления, выделенных в группы:

  1. в, на, под;
  2. к, от,  из-за, из-под;
  3. перед, между, через, около;
  4. с, из, над.

Следует учитывать, что в дошкольном возрасте предлоги в качестве самостоятельных слов без специального обучения не осознаются, значение всей предложно-падежной конструкции воспринимается как единое целое.

Для того, чтобы выявить уровень сформированности навыка понимания  падежных конструкций, детям дошкольного возраста предлагается выполнить пробу, призвав на помощь сказочного персонажа, например. «Послушай, правильно ли сказал Лунтик: «Мячик лежит на шкаф».

  • Обследование звуковой стороны речи.

Обследование произношения звуков имеет два аспекта – артикуляционный (выясняются особенности образования ребенком речевых звуков) и фонологический (предполагает выяснение особенностей различения ребенком системы речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях.

Обследование произношения звуков речи проходит поэтапно.

1) Обследование изолированного произношения.

 2) Обследование произношения звуков в слогах.

3) Обследование произношения звуков в словах.

4) Обследование произношения звуков в предложениях.

Проверяются следующие группы звуков:

1) гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

2) свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;

 3) сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

4) глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В – в твердом и мягком звучании: П’-Б’, Т’-Д’, К’-Г’, Ф’-В’;

5) мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

Выявленные дефекты звукопроизношения группируют в соответствии с общепринятой фонетической классификацией:

1) отсутствие звука,

2) искажение звука,

3) замена звука,

4) смешение звука.

Обследование строения артикуляционного аппарата  включает следующие аспекты.

1. Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.

2.  Зубы: неправильный прикус и посадка зубов.

3.  Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (субмукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, так как  скрыто под  слизистой оболочкой.  Здесь необхощдимо обратить внимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного  втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончен. В сложных случаях отоларинголог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпации.

4. Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его.

 Обследование фонематического восприятия направлено на то, чтобы выяснить, как у ребенка сформированы следующие процессы:

 1. Узнавание, различение и сравнение простых фраз.

 2. Выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу).

3. Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу).

 4.  Запоминание слоговых рядов, состоящих из  2 – 4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА).

5. Запоминание звуковых рядов.

Обследование слоговой структуры слова.

        Обследование слоговой структуры слова проводится, если у ребенка дошкольного возраста есть проблемы с использованием в самостоятельной речи слов различной слоговой структуры. Обследование можно проводить при самостоятельном назывании предметов и в отраженном проговаривании отдельных слов, словосочетаний и предложений. Речевой материал, используемый при обследовании звукопроизношения, должен  представлять слова разной слоговой структуры.

Для обследования детей с грубым речевым недоразвитием, слова подбираются в соответствии с классами, выделенными А.К.Марковой.

При наличии проблем в воспроизведении слов различных слоговых структур, в восприятии  акцентного контура слова, необходимо провести обследование ритмико-мелодических структур на невербальном уровне.

 Обследование понимания речи.

Имея объективные данные о нормальном состоянии физического слуха, логопед приступает к исследованию фонематического слуха. Обследование понимания речи включает следующие разделы:

  • Обследование понимания слов.

1. Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребёнком. В том числе и слов, имеющих сходное звучание (например: молоко, молоток)

2. Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти  в окружающей обстановке.

3. Проверка понимания слов в затрудненных условиях (автор А. Р. Лурия). Используется многократное повторение слов или группы слов. Например: «Покажи стакан, книгу, карандаш, стакан, книгу».

4. Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображенмальчик, рисующий картинку, на другой – нарисованная картинка. Логопед называет слово «рисует» – ребенок должен показать соответствующую картинку.

5. Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ.

6. Более сложные виды заданий,  направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте:

1) Подобрать к названным определениям подходящие предметы.

2) Подобрать к названию целого название его части.

3) Подобрать к названию общего понятия частного.

 4) Подобрать названия предметов по их действиям.

5) Подобрать слова, противоположные по значению.

 6) Закончить предложение.

7) Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению: бесстрашный летчик, правильный ответ.

8) Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках: густой, дремучий (лес, туман);

9) Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу: Утром к дому прилетела ... (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали).

  • Обследование понимания предложений.
  1.  Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.
  2. Для выявления трудностей понимания логико-грамматических структур используется разработанный А. Р. Лурия прием, который включает три варианта: 1) Ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш, ключ. 2) «Покажи ключом карандаш». 3) «Покажи ключ карандашом».  
  3. Изучение понимания логико-грамматических отношений. Например, ребенку предъявляются пары картинок, изображающие девочку с собакой и собаку. Ребенок должен показать, где хозяйка собаки.
  4. Для выявления более тонких проявлений импрессивного аграмматизма предъявляются непривычные для детей конструкции. Например, «Петю ударил Коля. Кто драчун?»; «Дуб выше кедра. Покажи кедр». (Предъявляются соответствующие картинки.).
  5. Исправить предложения: Коза принесла корм девочке.

  • Обследование понимания грамматических форм.  

Обследование понимания форм единственного и множественного числа  существительных, глаголов,  прилагательных с помощью набора картинок, на которых изображены один или несколько предметов.

Обследование понимания форм  мужского и женского рода глаголов прошедшего времени с помощью соответственно подобранных картинок.

Обследование понимания значения предлогов.

Аналитический этап.

        На основании полученных данных заполняется протокол обследования, в который включаются все ответы ребенка, как правильные, так и содержащие шибки.  Анализу этих данных посвящается следующий этап обследования -  аналитический.

        Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты.  В речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся примеры детских  ответов, что иллюстрирует выводы специалиста.

        В речевой карте ребенка с нарушениями речи представлены следующие разделы:

  1. паспортная часть;
  2. анамнестические данные;
  3. данные и физическом и психическом здоровье ребёнка;
  4. общая характеристика речи: особенности связной речи, словарный запас, характеристика грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематических процессов, слоговой структуры слова, понимания речи.

В заключении обязательно указывается структура речевого нарушения, его первичность/вторичность.

Основной смысл обследования состоит не столько в констатации определенного речевого нарушения, сколько в поиске путей, позволяющих данный дефект преодолеть, то есть спронозировать дальнейшую ситуацию

Прогностический этап.

Прогностический этап занимает очень важное место в системе логопедического обследования, так как на этом этапе определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном коррекционно-образовательном маршруте.

Выявление первичности и вторичности в структуре дефекта позволяет организовать коррекционно-развивающее обучение  адекватно возможностям ребенка с целью его социализации, оптимальной подготовке к школьному обучению.

В случае появления колебаний в постановке заключения все сомнения решаются в пользу ребенка. Необходим учитывать стрессовую ситуацию, в которой он находился, неизбежные ошибки, отвлекаемость и другие факторы.

Образовательные маршруты могут быть реализованы в соответствии с Программой для детей с ТНР, принятой учреждением.

Заключение, направления коррекционной работы и её организационные формы должны быть донесены до родителей, обсуждены с ними.

Информирование родителей.

Данный этап является достаточно сложным. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка.

При информировании родителей необходимо учитывать следующее:

Родители хотят видеть своих детей одними из лучших.

Если ребенок не отвечает ожиданиям родителей, взаимоотношения родителей и детей могут сложиться различным образом. Учет особенностей этих  взаимоотношений необходим при построении стратегии беседы с родителями.

У разных родителей – различная готовность принимать на себя ответственность за успешность коррекционного процесса. Независимо от материального положения и образовательного уровня родители отличаются степенью «жертвенности». Матери и тем более отцы в различной степени готовы жертвовать своим временем, интересами и отдыхом ради организации помощи собственным детям. Не все родители способны следить за качеством речи своего ребенка в течение длительного времени.

Родители, естественным образом, не знают основ педагогики и психологии, а воспитывают своих детей на основе интуиции и на опыте собственного воспитания. Зачастую родители, видя проблемы, которые возникают у ребенка, рассматривают их как обыкновенную лень, ссылаются на опыт прошлых поколений. Недооценка или переоценка проблем ребенка часто зависит о уровня тревожности и от уровня притязаний родителей.

Особые требования к беседе с родителями:

  1. Беседу с родителями следует строить на доступном для них уровне;
  2. Необходимо учитывать родительское чувство любви к ребенку: необходимо подчеркивать достоинства и достижения каждого ребенка, подробно и доступно разъяснить сущность нарушения и сразу дать конструктивные предложения по их преодолению.
  3. Беседа нацелена прежде всего на то, чтобы найти активных союзников в лице родителей, поэтому должна носить конструктивный характер.

В процессе  информирования важно сообщить всю информацию, которая получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она ни была. Родители имеют право знать все о своем ребенке. Но надо делать это деликатно, щадя родительские чувства.

Родители могут записать те  неотложные действия и мероприятия, которые они должны осуществить в ближайшее время.

Вопрос о дальнейшем образовательном маршруте, выяснение формы организации коррекционной помощи  необходимо решить совместно с родителями, при этом логопед может проявить определенную настойчивость в своих рекомендациях, исходя из интересов ребенка прежде всего.

Логопедическое заключение.

Логопедическое заключение дошкольника – это обобщенный результат изучения уровня развития устной речи ребёнка, который должен быть представлен в речевой карте. Заключение должно быть составлено таким образом, чтобы из него логически вытекали коррекционные мероприятия, отвечающие структуре дефекта.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) означает, что у ребенка имеется недоразвитие всей звуковой стороны речи: нарушения звукопроизношения, трудности дифференциации  звуков, несформированность анализа и синтеза звукового состава слова. В данном случае необходимо в планировании индивидуальной коррекционно-развивающей работы предусмотреть не только коррекцию произношения, но и развитие фонематических процессов, формирование полноценных навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой системное нарушение, то есть недостаточную сформированность фонеико0фонематических и лексико-грамматических средств языка. В данном случае при планировании коррекционно-развивающей работы необходимо предусмотреть восполнение пробелов в формировании звукопроизношения, фонематических процессов и навыков анализа и  синтеза звукового состава слова, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи.

Своевременное и правильное выявление речевых недостатков дошкольников поможет специалисту  определить, в какой помощи они нуждаются и каким образом эффективнее ее оказать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования"/ Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 
  2. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 77 с.
  3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  5. Козырева О.А. Логопедические технологии.  – Ростов н/Дону: Феникс, 2017. – 192 с.
  6. Мазанова Е.В. Обследование речи детей. М.: Гном, 2014. 4 альбома.
  7. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. М.: Аркти, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы индивидуальной логопедической работы по коррекции звукопроизношения детей с дизартрией при ДЦП.

Основные этапы индивидуальной логопедической работы по коррекции звукопроизношения детей с дизартрией при ДЦП....

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития...

О.Е. Грибова. Технология организации логопедического обследования.

В книге пошагово описана структура логопедического обследования, цель и задачи....

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...