Игры для детей с нарушением зрения
картотека на тему
Данные игры могут применить на практике не только педагоги ДОО, но и родители детей с нарушеним зрения могут ими воспользоваться. Эти игры помогут детям с плохим зрением социализироваться, повысить свой уровень самооценки, да и просто - повеселиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для детей с нарушением зрения
ЯПОНСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ из книги Нобуо Сибата
ЦЗЯНЬ-ЧУЙ-БАО
Так называется способ, когда победителя определяют по жестам.
Жесты: "камень" - пальцы сжаты в кулак; "ножницы" - вытянуть указательный и средний пальцы; "бумага" - вытянуть все пальцы. Жест "камень" побеждает жест "ножницы", а "ножницы" побеждают "бумагу", потому что бумагу можно разрезать ножницами; "бумага" побеждает "камень", потому что камень можно завернуть в бумагу. Когда раздаются слова "цзянь-чуй-бао", каждый из игроков показывает свой жест - так и определится победитель.
ЛАБИРИНТ
Делать лабиринт на снегу, топтать снег ногами и плющить его ведром. Бегать по снегу кругом, чтобы он стал твердым. Когда все это сделано, создать на двух концах лабиринта базы, например, А и Б. Разделить участников игры на две группы - каждая группа занимает одну базу. После сигнала игроки из каждой группы (А-1 и Б-1) двигаются со своей базы бегом и встречаются где-то в лабиринте. Далее встретившиеся ребята играют в "Цзянь-чуй-бао", и если, например, А-1 выигрывает, то он ведет на свою базу побежденного противника, но если по ходу вовращения А собьется с пути, то Б-1 может возвратиться к себе. Игра повторяется многократно.
ПРЕСЛЕДОВАТЬ ПО ЦВЕТУ
Эта игра подходит слабовидящим детям. Сначала избрать одного игрока. Он рассказывает о каком-нибудь цвете, и другие трогают какую-то вещь этого цвета. Игроку, рассказавшему о цвете, нельзя ловить тех, кто тронул вещь этого цвета; можно ловить лишь тех, кто до нее еще не дотронулся.
ИГРАТЬ РОЛЬ ЖИВОТНЫХ
Все садятся в круг. Один из игроков подражает крикам животных, а другие отгадывают. Например, можно изобразить крики петуха, кошки, вороны и др.
ТЯНУТЬ ВЕРЕВКУ
Для этой игры нужно десять веревок, длина каждой - один метр. На одну из веревок вешается маленький колокольчик. Веревки связываются вместе с одного конца, узел - на земле, а свободные, то есть не связанные концы веревок раздаются (или кладутся на землю). Каждый игрок тянет одну веревку. Тот, кому досталась веревка с колокольчиком, будет победителем.
"ВАМ ЧАЙ?"
Все стоят в кругу. Заранее избранный игрок стоит в центре круга и спрашивает: "Вам чай?" - а другие отвечают по очереди (например: "Мне чаю, пожалуйста", "Спасибо").
Спрашивающий отгадывает по голосу, кто из игроков отвечает. Если отгадал, то вместо него в центр круга встает тот, кого угадали. Игра продолжается.
НЕПРИЯТНЫЙ ОТВЕТ
Играют пять или шесть детей. Все садятся в круг. Первый избранный игрок А пишет на бумаге рельефно-точечным шрифтом для слепых. Например: "Какая прекрасная погода, как хорошо нам пойти в поле!". Следующий игрок Б пишет: "Пошел дождь". Участник В продолжает: "Непогода! Сильный ветер", - а игрок Г пишет: "Мне придется купить зонт". То есть каждый последующий игрок должен "разочаровывать" игрока А.
ПЕРЕДАТЬ ПЛАТОК
Приготовить несколько больших платков. Игроки садятся в круг и начинают передавать платки одновременно, пропуская одного-двух человек. По сигналу все останавливаются. Если кто-то не успел передать платок, а возможно, у него в руках окажется два-три платка, то он должен придумать что-то такое, чтобы развеселить остальных.
ИГРЫ В СЛОВА
"КУЗОВОК"
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзину, коробку. Это и будет "кузовок".
Ведущий передает "кузовок" одному из играющих и говорит:
- Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на -ок. Обмолвишься - дашь залог.
Дети по очереди говорят слова в рифму на -ок:
- Я положу в кузовок грибок.
- А я - платок!
- Я - замок (сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, листок, мешок, цветок, крючок, молоток и т.д.).
Если кто-то ошибся, все говорят:
- Не клади в кузовок пенек. Он кончается на "-ёк"! Давай фант!
По окончании разыгрываются залоги (фанты). Один из детей спрашивает:
- Чей залог вынется, что тому делать?
Дети по очереди называют каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ноге, или рассказать стихотворение, или спеть песню.
"ЛЮБОПЫТНЫЙ"
1-й вариант:
Играющие садятся в круг. Один водящий - "любопытный" - становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся. Затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? зачем?
Играющие должны быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква к. Ответы могут быть следующими: композитор, в кино, каждый день, с керосином и т.д.
Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится "любопытным", а прежний "любопытный" садится на место. Новый водящий объявляет другую букву.
2-й вариант:
Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может - штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например: теле... Играющие продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телевизор, телеграф и т.п.
СХОДСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ
Надо продиктовать участникам игры ряд слов: сильный, порожний, темнота, спешить, пылкий, древность, зной, горе, спелый, доблесть, юный, ссора.
Играющие должны подобрать к каждому из этих слов еще два: одно - схожее с ним по смыслу, другое - противоположное ему, т.е. синоним и антоним. Например, сильный - мощный, слабый. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задачу и правильно подберет слова.
ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ
"КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ"
Ведущий объясняет правила игры. Слова в тексте заменяются движениями. А текст такой:
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем - слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом - слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.
Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.
НАШИ ПОДАРКИ
1-й вариант:
Ведущий: Сегодня в порт корабль придет, груженный:
- веерами (обмахивается одной рукой, как веером);
- ножницами (правой рукой, двумя пальцами, указательным и средним, стрижем, как ножницами);
- ножными швейными машинками (ногами качаем, словно управляя швейной машинкой);
- часами с "кукушкой" (все говорят: Ку-ку, ку-ку).
Повторяем снова.
2-й вариант:
Ведущий: Дед Мороз под Новый год принес нам подарки:
- Папе - расческу ("причесываем" волосы левой рукой);
- Маме - мясорубку (крутим "мясорубку" правой рукой);
- Брату - лыжи (ногами вперед-назад);
- Сестре - куклу с закрывающимися глазами, которая говорит: "Мама" (закрываем и открываем глаза и говорим: Мама).
- Все рады подаркам:
Папа (показываем движения, относящиеся к его подарку), мама, брат, сестра (все показывают соответствующие движения).
АТТРАКЦИОНЫ
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ НА ПАЛКАХ
Двое играющих садятся на землю один против другого, упершись друг в друга ступнями. Взявшись руками за палку, каждый из играющих старается по сигналу поднять своего противника с земли. Сгибать ноги в коленях и отпускать палку не разрешается.
СБОР "ГРИБОВ"
В этом аттракционе участвуют два человека. У обоих завязаны глаза, а в руках - мешочки или корзины. На полу в разных местах расставляются игрушечные грибы. По сигналу ведущего начинается сбор "грибов". Тот, кто наберет "грибов" больше и при этом быстро, получает приз.
ГЛАВНОЕ - НЕ РАССМЕЯТЬСЯ!
Одного из играющих объявляют "скульптором", а остальные становятся вокруг и по его сигналу превращаются в "статуи": каждый принимает какую-нибудь выразительную позу и замирает в ней.
"Скульптор" прохаживается между играющими и с глубокомысленным видом рассматривает их, всячески стараясь рассмешить. Но "статуя" должна быть бесстрастной - ни шевелиться, ни улыбаться ей нельзя. Нужна выдержка, чтобы не рассмеяться, а у кого ее не хватает, того "скульптор" "бракует" - удаляет из круга. Кто дольше всех продержится - тот и победитель в игре.
СЛЕПОЙ УДАР
Играющий стоит с закрытыми глазами на расстоянии одного шага от нитки, протянутой между двумя палками (деревьями). Повернувшись спиной к нитке, он должен сделать пять шагов вперед, повернуться направо, потом - еще раз направо, потом сделать полный оборот на 360 градусов. Если играющий проделал все эти повороты точно, то, следовательно, он находится в данный момент как раз напротив натянутой между палками (деревьями) нитки. Играющему остается только сделать пять обратных шагов на прежнее место, откуда он начал свой путь. После этого играющему дается палка и он должен, размахнувшись как следует, разорвать натянутую нитку.
УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ
Все играющие садятся на стулья. Водящий сидит отдельно, глаза у него завязаны, он начинает петь какую-нибудь знакомую всем песню.
Спев один куплет, водящий замолкает. Второй куплет песни поет кто-нибудь из ребят. Водящий должен сказать, кто пел. Если водящий угадал - игра продолжается, но водящим становится уже тот, кто пел второй куплет.
ДОСТАВАЛКИ (ЧЕХИЯ)
Эта игра требует ловкости. В ней одновременно могут участвовать 3, 5, 10 человек. У каждого играющего в руках мячик, который он кладет на землю около правой ноги на расстоянии 1-2 см.
Играющие стоят, расставив ноги на ширину плеч, и по сигналу судьи должны наклониться и достать положенный на землю мячик из-за правой ноги. Оказывается, это не так-то просто сделать. Надо не один раз потренироваться, чтобы скоординировать работу рук, корпуса и достать быстро мяч. Кто первым это сделал, тот и победил.
СЕСТЬ, ВСТАТЬ, СЕСТЬ!
Участник игры садится на стул. На глаза ему надевают повязку. Упражнение на первый взгляд несложное: встать, сделать пять шагов вперед, повернуться направо, сделать еще пять шагов, еще раз повернуться направо и отмерить такое же количество шагов, наконец, сделать еще поворот направо, пройти пять шагов и с поворотом направо сесть на стул.
Только обладающие хорошим чувством пространства и умением четко выполнять повороты смогут выполнить это упражнение.
ИГРЫ НА ВОДЕ ДЛЯ НЕУМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ
"КАРУСЕЛЬ"
Взявшись за руки в воде, играющие начинают движение по кругу по указанию взрослого, постепенно ускоряя шаг и произнося следующие слова:
Еле-еле, еле-еле
Закружилась карусель,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Бегут до тех пор, пока взрослый не произнесет:
Тише, тише, не спешите -
Карусель остановите.
Все постепенно замедляют шаг и останавливаются со словами:
Вот и кончилась игра.
Остановиться - раз и два.
Игру повторяют с движением в другую сторону.
«ХОРОВОД»
Играющие, взявшись за руки, медленно идут по кругу и хором произносят:
Мы идем, идем,
Хоровод ведем.
Сосчитаем до пяти,
Ну, попробуй нас найти!
Хоровод останавливается, играющие считают до пяти, опускают руки и все одновременно погружаются с головой в воду. После этого они выпрямляются, берутся за руки и хоровод двигается в другую сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности развития мышления у детей с нарушением зрения
Развитие той стороны умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную и...
Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения
В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятель...
Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания
Нарушения зрительной системы наносят большой ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию....
Из опыта работы "Игры из нетрадиционного материала для детей с нарушением зрения"
Особенность представленных здесь игр в том, что они адаптированы для детей с тяжёлой патологией зрения, сделаны из совершенно незатратного материала, и, вместе с тем, их использование позволяет решать...
Опыт работы по использованию иллюстрированных книжек для маленьких слепых детей благотворительного фонда "Иллюстрированные книжки..." в группе для детей с нарушением зрения.
Наш детский сад тесно сотрудничает с Благотвортельным фондом со дня его открытия. Книги, издаваемые фондом, очень помогают детям с нарушением зрения при ознакомлении с окружающим миром. Все книги очен...
Авторские дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают...
Методические рекомендации «Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения»
Цели применения дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:-развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира;-замечать их форму, цвет;-формировать действия с предметам...