Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки сонорных звуков с сопровождающими стихотворениями и картинками
методическая разработка на тему

Семёхина Светлана Георгиевна

Данный комплекс включает в себя игровые артикуляционные упражнения для постановки сонорных звуков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы последовательно готовить ребенка к правильному произнесению звука. каждое упражнение включает в себя описание, методические рекомендации, сопровождающую картинку и стихотворение. Материал может быть использован логопедами, воспитателями, родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_dlya_sonorov.docx693.06 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики  для постановки сонорных звуков

/в сопровождении картинок и стихотворений/

Учитель-логопед: Семёхина С.Г.,

МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА», город Клин

ЗАБОРЧИК. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5. Выполнять 3-4 раза.
Методические указания. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

C:\Users\A\Pictures\мой язычок\iM3RHOZQ6.jpg

За забором, за красивым

Спрячем язычок игривый!

ЛОПАТКА. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.. Выполнять 3-4 раза.
Методические указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу. Если упражнение у ребенка не получается, мышцы языка не расслабляются, можно «пошлепать» язык верхней губой: «пя-пя-пя».

C:\Users\A\Pictures\логокартинки\мой язычок\67806_html_m5c572e20.png

Язычок широким стал,

Настоящая лопатка,

Может все теперь копать:

И песок, и даже грядки!

ВКУСНОЕ  ВАРЕНЬЕ. Широко открываем рот, нижняя челюсть неподвижна. Широким языком сверху вниз облизываем верхнюю губу. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем проглотить слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

C:\Users\A\Pictures\логокартинки\мой язычок\hello_html_73f34668.jpg

Вкусное варенье

На губе испачканной

Мой широкий язычок

слижет все до капельки!

ЧАШЕЧКА.  На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

C:\Users\A\Pictures\логокартинки\мой язычок\detskie-raskraski-chashka6.jpg

Кто еще умеет так

Чашечкой держать язык?

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно даже чай попить!

БОЛТУШКА.  Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…» ).

C:\Users\A\Pictures\логокартинки\мой язычок\iGF1ZUZS1.jpg

Бл-бл-бл – язык болбочет,

Быть смешным он очень хочет! 


САМОЛЕТ ГУДИТ. Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: «ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л.

C:\Users\A\Pictures\логокартинки\мой язычок\raskraski-samolety-2.jpg

Самолет летит,

И гудит, гудит!

МАЛЯР. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.

C:\Users\A\Pictures\логокартинки\мой язычок\htmlconvd-4hf2tC_html_517a85e5.jpg

Язычок покрасил стены,

Потолок покрасил в срок!

Все покрасил, все красиво,

И уселся на порог!

ЛОШАДКА. Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

C:\Users\A\Pictures\логокартинки\мой язычок\image-059-1520.jpg

На лошадке резво скачет

Мой игривый язычок!

Цок-цок, цок-цок,

Наигрался язычок!

ГРИБОК. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и «присосать» к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 3 – 4 раза.

C:\Users\A\Pictures\логокартинки\мой язычок\i1VC6Z5VC.jpg

Язычок поднялся вверх,

И грибок наш лучше всех!

ПАРУС.  Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза. 

C:\Users\A\Pictures\логокартинки\мой язычок\raskraski--malysham--65_m.png

С парусом широким

На нашем корабле

Сильно дует ветер,

Весело тебе!

 БАРАБАН. Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. 

C:\Users\A\Pictures\логокартинки\мой язычок\Baraban_3397.jpg

В барабан постучим!

Всех вокруг повеселим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков с сопровождающими стихотворениями и картинками

Данный материал представляет собой комплекс игровых артикуляционных упражнений, способствующих постановке свистящих звуков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы последовательно готовить ребенка к...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков с сопровождающими стихотворениями и картинками

Предлагаемый материал представляет собой комплекс игровых артикуляционных упражнений, способствующих постановке шипящих звуков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы последовательно готовить ребен...

Презентация "Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р"

Презентация "Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р" представляет собой использование здоровьесберегающих технологий на коррекцонно-развивающих логопедических занятиях....

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного прои...

Комплексы артикуляционной гимнастики для всех групп звуков

Представленыкраткие описания артикуляционых упражнений в картинках для свистях, шипящих и аффрикат, соноров и общий комплекс артикуляциооных упражнений в картинках...

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков С, З, Ц

Цель артикуляционной гимнастики:выработка полноценных движений и определенных положенийорганов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.Рекомендации:Проводить артикул...

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков: Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р

Артикуляционная гимнастикаЦель артикуляционной гимнастики:выработка полноценных движений и определенных положенийорганов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.Реко...