Мастер-класс «Методы и приёмы работы в инклюзивном классе, в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ»
методическая разработка на тему
Материал содержит теоретическую часть и практические приемы работы с особенным ребенком в инклюзивном классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
казенное общеобразовательное учреждение Ханты–Мансийского автономного округа –Югры
«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Мастер-класс
«Методы и приёмы работы в инклюзивном классе, в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ»
Чусова Марина Владимировна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Гудкова Наталья Васильевна
учитель физической культуры
первая квалификационная категория
Урай
2018
Введение
Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения интеграции. Система обучения подстраивается под ребёнка. Дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальной образовательной программе. При инклюзивном обучении школа становится более гибкой и адаптивной в плане выбора учебных программ, форм и методов обучения, все учащиеся являются равноправными членами школьного сообщества.
Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные способности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует существование человека с инвалидностью или длительными заболеваниями в социуме. Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях, расположенных, как правило, по месту жительства ребёнка и его родителей, помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающими детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребёнок с ОВЗ.
В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.
Ход урока в инклюзивном классе зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учащихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у учащихся класса тема общая, то изучение материала ведётся фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по основным образовательным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель даёт классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.
При необходимости педагог может дополнительно использовать карточки – инструкции, в которых отражён алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический приём используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в зависимости от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с интеллектуальной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом действий. И наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы ребёнку с ОВЗ, значит, остальные дети выполняют какие – то задания по карточкам.
3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно – образное мышление. Дети с ОВЗ не могут в полном объёме использовать словесно – логическое мышление, поскольку оно у сформировано недостаточно.
4. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
- сложные задания использовать только в середине урока;
- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);
- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
5. Домашнее задание дается с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания проводится индивидуально или фронтально.
Контрольные работы по предметам, а также творческие работы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по возможности выносятся на индивидуальные занятия.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированным программам.
Практическая часть
Сегодня я предлагаю вам рассмотреть некоторые этапы урока.
Деятельность учащихся | Деятельность учащегося с ЗПР |
| |
Прием «Ассоциация» (ТРКМ) Учащимся предлагается придумать ассоциации к слову ЗДОРОВЬЕ и записать их на листах бумаги | Особенному ребенку предлагается определить тему урока. Для этого ему надо найти и выделить в строке букв слова. гщпршщщопкЗдоровыйошорзлобразолаигржизниьа |
| |
Новая для нас тема или нет? Следовательно, цель урока: расширить знания по теме нашего урока. | |
| |
Прием «Кластер» 1 группа – работает с учебником 2 группа – работает с текстом сказки 3 группа – работает с картинным материалом | Прием «Шифрование. Весёлые человечки» Работа на интерактивной доске. Собрать слово ЗАКАЛИВАНИЕ |
Заполнение кластера на доске (начать лучше с обучающегося с ЗПР) | |
Cвое выступление хочу начать с высказывания И. Брахмана. «Здоровье — это вершина на которую человек должен подняться сам». Мой девиз в работе «Учить детей быть здоровыми!», научить их использовать ресурсы своего организма. Подобранный мною комплекс физминуток направлен на развитие общей и мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, на развитие памяти, мышления, координации, внимания. 1.Детям очень нравится играть с закрытыми глазами на ориентировку в пространстве– класс делится на две группы: одна исполнители, другая наблюдатели, исполнители закрывают глаза и выполняют задания, которое дает учитель: поворот направо, сесть, встать, правую руку вперед, левую ногу назад на носок и т.д., наблюдатели смотрят за правильностью выполнения, потом группы меняются. 2.Читаем длинные слова наоборот. 3. Развиваем амбидекстрию (свою неведущую руку, даю задания на дом, на следующем уроке спрашиваю ощущения, пишем, рисеум своей неведущей рукой ). 4. Замечательно помогает развивать полушария головного мозга нейролингвистическое программирование, сокращенно НЛП (эта техника снимает эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление, память и межполушарные связи). 5. Далее кинезиологические упражнения, они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. 6. Жонглирование-жонглирование активизирует взаимодействие обоих полушарий головного мозга, что стимулирует творческий процесс. Процесс жонглирования можно сопровождать пением, притопыванием, рассказыванием сказок. Переходим к практике, мы попробуем несколько методик. Первое, на чем мы остановимся- Это техника НЛП. Объясняю порядок действий. Перед вами слайд с буквами алфавита. Под каждой буквой написаны буквы Л, П, или В. Буквы верхнего ряда проговариваются, а нижние обозначают движения руками или ногами. Приступим. Далее перейдем к кинезиологическимупражнениям, выполнять их можно руками, лежа на полу ногами, на бумаге. Выбор огромен, самое главное не ограничивать движения детей – хотят выполнять сидя -пусть сидят, хотят стоя- пусть стоят, хотят сесть ноги под себя – пожалуйста. Приступаем -рисуем в воздухе фигуры ( и показываю- будем рисовать круг двумя руками к себе, от себя, навстречу друг другу, в разные стороны, одной рукой рисуем круг, другой квадрат) при этом можем подключать мимику, элементы артикуляционной гимнастики; упражнение «лезгинка», ухо-нос с хлопком,затем переносим на бумагу.А сейчас будем гармонизировать наш мозг с помощью кинезиологических упражнений на бумаге(рисуем двумя руками круг; одной рукой круг другой квадрат; пишем слово паровоз двумя руками, а теперь слово паровоз, прочитали наоборот и пишем зоворап). Жонглирование 1. Слева направо Первое упражнение крайне простое – перекидывайте мячик из одной руки в другую. Основное правило – бросать на уровне глаз. В любом случае не выше головы. 2.Двойной бросок Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мячика. Высота броска – не выше уровня глаз. 3. Двойной бросок с хлопком в ладоши Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мяча- хлопок и ловите. Высота броска – не выше уровня глаз. 4. Двойной бросок крест- накрест Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мячика крест-накрест. Высота броска – не выше уровня глаз. | |
Закончи фразу: «Для укрепления своего здоровья я…» | |
| |
Выбрать из предложенных заданий по окружающему миру задания по теме урока и выполнить их.
| Выбрать из предложенных заданий по разным предметам задания по окружающему миру и выполнить их.
|
Первичное закрепление. Составление синквейна | |
Составить синквейн на тему «ЗОЖ» | Составить синквейн на тему «ЗОЖ» по опорной схеме ЗОЖ (здоровый образ жизни) (Выбери два прилагательных) Полезный, умелый, печальный, активный, трудный (Выбери три глагола) Соблюдается, запрещается, приветствуется, портится, выбирается (Закончи предложение) Взрослые и дети, ведите ________________________________________ ! (Вставь пропущенные гласные) Д__лг__л__т___е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС по предметной области «Немецкий язык»
Итоговая работа. Курсы поовышения квалификации....
Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.
В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...
пробл. очно-заочн сем.-практикум Инклюзивное образ. в условиях реализации ФГОС. Ребенок с наруш. в развитии: образов. траектории и возможности сопровождения (выступл. с докл. «Отражение значимости работы по инклюзии проектной деятельности детей"
Важность и актуальность интегрированного и инклюзивного образования активно признается и осуществляется в жизнь сообществом учителей, воспитателей и коррекционных педагогов.А как сами дети понимают &l...
Из личного опыта учителя. Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации ФГОС".
В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к сл...
Профилактическое занятие по ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС в группе обучающихся 7-х классов «Как работает телефон доверия»
Тема занятия: «Телефон доверия».Дата проведения: 25.01.2022 г.Состав группы: 25 обучающихся в возрасте от 12 до 14 лет.Цель занятия: Профилактика суицидальных настроений путем предост...
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...
Статья «Самостоятельная работа на уроках географии в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Самостоятельная работа является приоритетным направлением в развитии современного образования....