Развитие речи детей дошкольного возраста
статья по теме

Поморина Наталья Валентиновна

Доклад, представленный для педагогов ГБДОУ. Рассматриваются основные направления, формы и приёмы работы по развитию речи дошкольников. Дана таблица: "Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

ПОМОРИНОЙ НАТАЛЬИ ВАЛЕНТИНОВНЫ

Для педагогов ГБДОУ № 2

НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

                                                   

                  Развитие речи детей дошкольного возраста.  

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях. А также развивается речь и  вне занятий, а именно в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

 На одном занятии по развитию речи необходимо решать разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие разные стороны речевого развития: фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе решать главную задачу – развитие связной речи.

Рассмотрим основные направления работы над фонетической стороной речи.

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, включает в себя звуковые единицы языка   -  звук, слог, такт, фразу и просодические компоненты (мелодику, силу произношения, темп речи, различные виды ударения).

Звук характеризуется с точки зрения образования (артикуляторные свойства), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные свойства).

Процесс овладения артикуляции звуков очень длительный и трудный и длится 5 – 7 лет. Поэтому работа по формированию произношения должна проводиться у дошкольников систематически.

Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией для умения ыражать голосом своё отношение к высказыванию. Для этого чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации. Эти умения необходимы ребёнку при построении связного высказывания разных типов: повествования, описания, рассуждения.

Формы работы:

- Работа над звуком, слогом. Дать понятие звука, его артикуляцию; понятие слога.

  - Автоматизация поставленных логопедом звуков.

- Скороговорки, чистоговорки, потешки. Очень важное дополнение: они должны быть насыщены теми звуками, которые ребёнок произносит, либо закрепляет в речи, иначе неправильно произносимые звуки станут устойчивыми. Скороговорки произносятся с разной силой голоса, темпом, интонацией, беззвучно.  

- Упражнение «Доскажи словечко». Например: Поэт закончил строчку,  

                                                                           В конце поставил…(точку).

                                                                                             (показ пособия).

- Игра «Поэты». Ребёнку предлагается закончить ритмическую фразу. Например:

                                                           Где ты заинька гулял? – (Под кусточком ночевал).

- Инсценировки. Отгадывание, толкование и придумывание загадок.

У детей с патологией, как речи, так и зрения часто бывает нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи. У них не модулирован голос, т. е. высота голоса не меняется и речь становится монотонной, не интонированной, с неправильной расстановкой пауз, часто крикливая речь.

Поэтому, с этими детьми обязательно проводится фонетическая работа.

Приёмы работы над лексической стороной речи.

Главным условием осознания речи является понимание её смысла и значения. В процессе понимания речи окружающих ребёнок сначала знакомится с окружающим предметным миром, а затем включает свой опыт в процесс общения. И основная единица языка -  это слово.

Главными задачами словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения  словаря составляет введение в языковое сознание ребёнка тематических групп слов, синонимов, антонимов, многозначных слов.

Считаю, что  очень важна работа над семантикой слова. Часто взрослые думают, что ребёнок должен понимать значение простого, как им кажется, слова, но это не так. Особенно много трудностей в понимании значения слова возникает у детей с общим недоразвитием речи и у слабовидящих и незрячих детей. В 1 случае это может быть связано с нарушением других компонентов речи, во 2 случае это обусловлено обеднённым чувственным опытом слабовидящих детей, ограниченными визуальными возможностями.

Поэтому, необходимо объяснять детям смысл слов и закреплять знания с помощью различных игр и упражнений

 Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его смысловой стороне положительно влияет на правильное построение и связность монологического высказывания.

   

Работа над тематическими группами слов.

 Тематические группы – это совокупность слов, составляющих одну тематику, они являются одним семантическим полем. Например, многозначное слова «игла» в значении «лист хвойного дерева»  входит в семантическое поле: дерево - ветви – хвоя – зелёная – пушистая – растёт – опадает. Игла для шитья входит  в другое семантическое поле: шить – зашивать – узор – острая – тупая – платок – одежда и т. д.

- Проводится игра «Четвёртый лишний».

- игра «Подбери как можно больше слов» и др.

Работа над синонимами.

Подбор слов близких по значению. Работа переплетается с усвоением тематических групп слов. Например:  тема «Птицы», глаголы движения - лететь, порхать, парить…

 Проводится игра «Назови по-другому».   

                           

Работа над антонимами.

Подбор слов с противоположным значением. Работа должна проводится и при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках, стихах.

- Проводится игра «Скажи наоборот».

- Игра «Доскажи словечко».

- Настольно-печатные игры, лото.

Уточнение значения слова помогает подбору антонимов к многозначным словам. Например: платье старое – новое, хлеб свежий – чёрствый.

Такая работа помогает детям понимать слова с переносным значением (злая зима, колючий ветер, золотые руки, ручьи бегут, песня льётся).

                   

                                       

Работа над многозначными словами.

Может идти в такой последовательности:

- называние слова

- подбор к нему признаков и действий

- составление словосочетаний, предложений

- использование многосложных слов в в связном тексте.

Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

Формирование грамматического строя речи.

Включает работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых  и сложных предложений). Работа является сложной, многообразной, но необходимой для развития связного высказывания.

 

Работа над морфологией.

Проводятся игры:

- «Один – много» - образование множественного числа существительных

                                 (птица – а если много, то это? -  птицы)

- «Чего не стало?» - образование родительного падежа существительных  

              единственного числа. (карандаш – не стало чего? - карандаша)

              Самым трудным при употреблении является родительный падеж        

             множественного числа существительных: карандаши – карандашей,  

             сливы – слив, апельсины – апельсинов.

- Игра «Подбери признак» - согласование существительных с                              

              прилагательными.  Средний род прилагательных даётся только  

              в подготовительной группе и окончание должно быть под

      ударением: голубое (но не брать красное, т. к. стирается окончание).

  Синтаксис – - соединение слов в словосочетания и предложения разных типов: простые и сложные, повествовательные, вопросительные, побуждающие.

Проводятся игры и упражнения:

- «Закончи фразу» -«В лесу растут грибы и…»,«Девочка качается на…»,

- Составление словосочетаний из 2-ух данных слов – «Стакан. Молоко. – Стакан  чего? - Молока. Стакан молока» Затем детям предлагается составить предложение, используя данные словосочетания: Н-р: «Саша выпил стакан молока».

- Упр. на составление предложений с данным словом (Предложно-падежной конструкцией): «Под деревом» - «На дереве», «Перед домом» - «За домом». Используются соответствующие предметные картинки.

 - Игра «Назови ласково» - образование существительных с

                                               уменьшительно - ласкательным суффиксом.

- Игра «Найди родственные слова» - (необходимо подобрать словообразовательное гнездо): снег – снежный – снежинка – снеговик – подснежник).

Окончательное овладение средним родом прилагательных, приставками, суффиксами глаголов ребёнок овладевает только к 7 – 8 годам, когда у него развивается вербально - логическое мышление.

Развитие поэтического слуха.

- Дополнение предложений нужными по смыслу словами – антонимами. Например, можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Другое эхо».

А нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь …(низко).

Потом скажу я: «Далеко»,

А ты ответишь …  (близко)

Скажу теперь я: «Потолок»,

А ты ответишь… (пол).

Скажу я слово «потерял».

Ответишь ты...  («Нашёл!»)

Теперь: «Начало», - я скажу,

«Нет, - скажешь ты… («Конец!»)

Таким образом, у детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для последующего перевода к овладению различными видами монологических высказываний.

                                           Развитие связной речи.

Существует 2 типа связной речи: диалогическая и монологическая.  

Диалогическая по стилю в основном -  разговорная речь. В сущности  - это «цепь реплик», как говорил Л.В. Щерба. Монолог, как правило, речь книжного стиля. Как говорил тот же Л.В. Щерба: «..всякий монолог есть литературное произведение в зачатке…»

Диалогическую речь дети осваивают сравнительно легко, т. к. ежедневно слышат её в быту. Чтобы дети могли понимать и овладеть монологической речью, надо чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребёнок не научится строить простые распространённые и сложные предложения, его речь не может быть связной. Значит, обучение разным типам монологической речи – это прежде всего обучение грамматике, синтаксису.

Методы и приёмы обучения диалогической речи.

Занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации. Эти методы реализуются приёмами подготовительной беседы и приёмами театрализации (имитации и пересказа).

- Подготовительная беседа. За несколько дней до занятия воспитатель ставит детей в такие ситуации, чтобы они знакомились с материалами для темы предстоящей беседы. Пример:  предварительно проводятся беседы на ту же  или близкую тему. И включают в себя развитие темы, вступление и концовку. Организовать беседу следует так, чтобы в ней  принимали участие все дети.

Приёмы театрализации художественных произведений –

- сказок, рассказов, стихов – это разнообразные приёмы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал воспитатель. Для пересказа в лицах лучше использовать произведение, которые включают разговорную диалогическую речь.  

1-ый прием – это игра – драматизация:

 1) дословный пересказ детьми в лицах художественного произведения

 2) свободный пересказ текста (сюжетно- ролевая игра детей). 

Например: Воспитатель в младшей группе читает сказку «Теремок». Детям поручаются роли персонажей. Текст, который произносит каждый персонаж, воспитатель сначала произносит сам, за ним повторяют дети.

 

                   

Приёмы работы над монологической речью.

Монологической речи детей начинают учить систематически с 5 года жизни. Но подготовка к этому ведётся уже на  втором году в процессе чтения и разучивания потешек. На 4 году жизни детям доступны такие типы монологической речи, как описание и повествование, а на 7 году жизни – и короткие рассуждения.

                                 

Занятия по пересказу.

 

Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с чётким делением на фрагменты – эпизоды и ясной логической последовательностью событий.

Примером таких произведений может служить сказка «Рукавичка» , «Умей обождать» К.Д. Ушинского, «Скучная шуба» Л.Е.Улицкой и др.

1 занятие включает организационную часть с введением подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста («языковой» и «содержательный»).

2 занятие – пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление материала, анализ детских рассказов.

В процессе разбора применяется иллюстрированный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия и др.

- Эффективным при обучении пересказу является приём использования детского рисунка. После разбора и пересказа детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка. Указанный приём рекомендуется, например, при обучении пересказу на материале народной сказки «Хвосты», рассказов Л.Е. Улицкой, Е.А. Сахарного и др.

- Можно использовать ковролинограф и расположенные на нём плоскостные фигурки, которые перемещают.

- Можно использовать диафильмы,что способствует повышению интереса к занятиям, развитию вербальной памяти, речемыслительной деятельности детей. Рекомендуется использовать такие диафильмы, как по сказкам братьев Гримм («Горшочек каши», «Бременские музыканты»), диафильмы из серии «Смешинка» и др.

- Используется игра – упражнение «Кто лучше запомнил?».

 Вначале обучения дети учатся воспринимать текст с опорой на картинку. Затем пересказ по опорным вопросам, рассказ отдельных фрагментов текста детьми.

Обучение рассказыванию по картинам.

Занятия включают ряд общих элементов:

1) подготовку детей к восприятию сюжета картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и др.),

2) разбор её содержания, обучение детей составлению рассказов,

3) анализ детских рассказов.

Используются игры «Кто больше увидит?», «Кто лучше запомнил?», «Кто самый внимательный?»                

Используются следующие методические приёмы:

- образец рассказа педагога по картине или её части,

- наводящие вопросы,

- предваряющий план рассказа,

- составление рассказа по фрагментам картины,

- коллективное сочинение рассказа детьми.

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок.

На 1 занятии проводится последовательный разбор каждой картинки серии. После чего картинки размещаются в нужном порядке  одним – двумя детьми на наборном полотне. По вопросам педагога определяется содержание событий. Затем дети, «по цепочке», составляют высказывания по каждой из последующих картинок.

На 2 занятии дети поочерёдно составляют рассказы по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом. В качестве обучающего приёма рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к  изображённому действию  (по вопросам или данному образцу).

По мере возрастания возрастных возможностей детей  включаются задания по составлению небольших рассказов из личного опыта. Рассказы могут быть об экскурсиях утренниках, наблюдений во время прогулок и др.

Обучение рассказу – описанию предметов.

Используется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы:

- подготовительные упражнения к описанию предметов

- описание по основным признакам

- обучение развёрнутому описанию предмета

- закрепления полученных навыков на других занятиях

- усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предмета.

Используется: тематическое лото, игра «Отгадай по описанию»,  отгадывание загадок, рассказ – описание по плану.

Эффективен приём описания предмета по выполненному рисунку.

 Ребёнку предлагается выполнить рисунок любого предмета, а затем дать его описание по вопросному плану. Рисунки выполняются цветными карандашами, а затем размещаются на наборном полотне, и дети поочерёдно рассказывают об изображённых предметах. Педагог даёт краткий анализ высказываний детей.

Описание предмета по памяти на тему «Моя любимая игрушка», «Наши верные друзья» и др.   

Используются игры: «Магазин», в которой «продавец» должен узнать предмет по его описанию. «Кто нашёл собачку?» - один из участников делает объявлению пропавшей собачке с её описанием по цветной открытке – фотографии, а другие дети по данному описанию отыскивают собачку – игрушку.  Игра «Маша заблудилась» - детьми составляется описание «пропавшей» куклы по памяти.    

Обучение детей сравнительному описанию двух предметов на основе лексической темы.

Используются упражнения:

1) на дополнения детьми предложений, начатых педагогом: «У гуся шея  

     длинная, а у утки…»

2) по вопросам «Каковы на вкус лимон и апельсин?»

2) выделение  и обозначение антонимических признаков: «Апельсин

   большой, а  мандарин …»

3)последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы

    одной группы (ель и берёза, белый гриб и мухомор).

Применяется приём параллельного описания двух предметов – педагогом и ребёнком (например, описание коровы и козы; кошки и собаки).

Обучение рассказыванию с элементами творчества.

Творческий рассказ – это придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания, логически построенным сюжетом.

Творческое рассказывание максимально приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, которая потребуется ему для перехода к новой ведущей  (учебной) деятельности. Основные виды творческого расссказыания6

- рассказ по аналогии

- придумывание продолжения и завершения рассказа

- составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную  тему.

 Обучение творческому рассказыванию осуществляется при условии сформированности у детей навыков связных высказываний (пересказ, составление рассказа по картинке, рассказ – описание предмета и др.)

Детям даётся задание: составить рассказ (после составления пересказа сказки) от I лица. Придумать продолжение рассказа к изображённому сюжетному действию. Рекомендуется вводить такие творческие задания, как составление рассказа с заменой главного персонажа и игрушки. Например: по серии В.Г. Сутеева «Находка».

 Используется игра «Угадай-ка» с использованием многофигурной картины («Зимние забавы» и т. п.). Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание одного из фрагментов картины, закрытого экраном. Дети высказывают догадки о возможных персонажах и их действиях. Затем экран убирается, и дети составляют по данному фрагменту рассказ-описание.

 

Таким образом, основные задачи развития речи – (воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания) – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

                   

Виды творческих заданий,

включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания

     Цель занятия

     

                               Виды заданий

Обучение пересказу

Игры-инсценировки на сюжет пересказываемого произведения. Упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью иллюстрированного панно, наглядной схемы). Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам. (Изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа/сказки и их словесное описание). Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом: а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний), б) восстановление нужной последовательности предложений. Составление творческих пересказов – с заменой действующих лиц. Места действия, изменением времени действия, изложением события рассказа (сказки) от 1-го лица и др.

Обучение рассказыванию по картинам

Придумывание названия к картине или серии картин, а также разных вариантов названия, придумывание названий к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту, эпизоду). Игры-упражнения на воспроизведение

элементов содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?», и т. д.  Упражнение в составлении предложений по данному слову с учётом содержания картины. Разыгрывание  действий персонажей картины (игра-инсценировка с использованием пантомимы и др.) Составление завязки к изображённому действию (с опорой на речевой образец педагога).

Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображённого на картине, но закрытого экраном фрагмента).

Обучение описанию предметов.

Игра-упражнение «Узнай, что это!» (Узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.)

Составление описания предмета по собственному рисунку. Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и др.)

                                                                           

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предлагаемый материал предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и методистов, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возр...

«Мелкая моторика руки и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста»

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение,  наблюдательность....

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Картотека игр для развития речи детей дошкольного возраста

Игра - является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Развитие всех высших психических функций, в т.ч речи, активно происходит именно в процессе игры....

Семинар – практикум «Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мо...

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»

Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...