Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развития речи.
Для реализации этой цели решаются следующие задачи:
1) облегчить восприятие изучаемого материала ограничением объема информации с помощью краткого сводного правила и схемы из 3 - х шагов;
2) формировать навык грамотного письма через графическое объяснение орфограммы;
3) использовать позитивные средства стимуляции учебной деятельности, повышать мотивацию с помощью мнемотехнических приемов запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе»
Слайд 2:
Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развития речи.
Психологическая интерференция – это ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним. Психологическая интерференция препятствует успешному усвоению нового материала. Мне, как учителю русского языка, постоянно приходится сталкиваться с этим явлением при формировании грамотного письма. Ученики легко усваивают лишь частное правило. Трудности начинаются тогда, когда на тот же опознавательный сигнал накладывается новая информация в виде сложного, громоздкого правила.
Детям с нарушением интеллекта очень сложно извлечь нужное из бесчисленного потока информации.
Какие приемы преодоления психологической интерференции можно использовать?
Слайд 3
Прием 1.
Каждое правило представляется в виде схемы из 3-х шагов. Это позволяет легко запомнить порядок ее применения. Хорошо, когда алгоритм применения правила рифмуется и сопровождается рисунком, в котором в образах воспроизводится порядок применения правила.
Например, сводное правило «Мягкий знак после шипящих» помогают удержать в памяти рифмовка и иллюстрации.
При таком изучении материала активизируются зрительный, речедвигательный анализаторы. Забавные картинки делают учебный материал интересным и занимательным.
Слайд 4
Прием 2- это графическое объяснение орфограммы. Оно позволяет надежно удержать ее в памяти. Подключается сразу 4 вида памяти:
а) эмоциональная. Забавные, смешные картинки вызывают у ребят повышенный интерес, положительные эмоции при усвоении данного правила;
б) речедвигательная. Внешнее проговаривание, по-научному - кинестезия;
в) зрительная. Вы запоминаете опознавательный сигнал орфограммы и условия выбора написания;
г) логическая. Выделяя орфограмму, вы внутренне проговариваете правило. И дверь в долговременную память открыта.
Слайд 5
Рассмотрим пример. «Правописание букв ы-и после ц».
В данном случае психологическая интерференция возникает вследствие того, что несколько правил входит в состав обобщенного. Мы находим способ решения орфографической задачи: выбор написания зависит от того, где находится орфограмма: в корне или за корнем.
Работаем со схемой
Выделяем корень слова. Если орфограмма в корне, пишется и: цирк, панцирь. И пишется также в словах на –ция: электростанция, традиция.
За корнем (кроме -ция) надо писать ы: птицы, куцый, сестрицын.
Необязательно выделять суффикс и окончание, достаточно только убедиться, что орфограмма находится за корнем. Это поможет удержать правило в памяти.
Исключения заучиваем предложением: « Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц!» - и наглядно закрепляем составлением рисунка с этими словами. Иногда достаточно легкой ассоциации – и проблема интерференции снимается полностью.
Переходим к следующей обобщенной теме «Орфограммы в окончаниях».
27% ошибок, допускаемых обучающимися в письменных работах, приходится на орфограммы в окончаниях.
Причина объясняется сложностью алгоритма применения правила.
Слайд 6
1-ый блок.
Буквы е и и в окончаниях имен существительных
Вспомогательное правило учит проверять е/и в окончаниях, минуя категорию падежа, и рекомендует определять гласную в окончаниях существительных 1-го склонения по аналогии с ударным окончанием слова «река», во 2-ом склонении всегда писать е, в 3-ем – и. Это снимает страх забыть или перепутать орфографические правила.
Слайд 7
2-ой блок.
Практический способ проверки окончания имен прилагательных основан на совпадении окончания вопроса «какой?» и окончания проверяемого прилагательного. Это дает возможность проверять падеж окончания методом аналогии: какое окончание в вопросе, такое и в слове (кроме И.п., м.р., ед.ч.): осень (какую?) раннюю.
Слайд 8
3-ий блок.
При изучении окончаний глаголов используем алгоритм.
Он состоит из 3-х шагов.
Алгоритм применения правила
1. Поставить глагол в начальную форму (что (с)делать?):
ll спр. l спр.
На -Ить + 11 гл.- искл. - НЕ на -Ить + брить, стелить –
в окончании в окончании
И, АТ, ЯТ Е, УТ, ЮТ
Образец рассуждения:
Кле..м – надо поставить глагол в начальную форму: что делать? Клеить – на
-ИТЬ, в окончании – И, клеим;
Ла..т – что делать? – лаять – не Ить, в окончании Е – лает;
Пил..т – что делать? – пилить – на -Ить, в окончании И - пилит;
Они кос..т – что делать? – косить – на -Ить, окончание – ЯТ – косят;
Они шепч..т – что делать? – шептать – не Ить – надо писать УТ – шепчут.
Слайд 9
При желании воспользуемся рифмованным алгоритмом-помощником:
Как окончанье глагола узнать?-
Начальную форму глаголу придать.
Если -ить в конце услышишь -
И, - ат, - ят в глаголах пишешь.
Не на – ить, - запомни: тут
В окончанье е, -ут, -ют.
Глаголы-исключения запоминаем по рифмованному правилу, которое стало школьным фольклором:
Гнать, держать, дышать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
И еще терпеть, вертеть,
Ненавидеть и смотреть.
Вы запомните, друзья,
Их на е спрягать нельзя.
Этот мнемотехнический прием запоминания поможет удержать информацию в долговременной памяти.
Слайд 10
При изучении темы «Правописание приставок» рифмованное правило способствует быстрому запоминанию и помогает оперативно проверить орфограмму.
Изменяемые приставки на з//с.
В приставках из-, воз-, через-, раз- и без-, низ-
Всегда перед звонкими пишется з.
А если с глухою приставка встречается,
Концовка приставки на с изменяется.
Чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-, необходимо различать их значения.
Предлагаем воспользоваться рифмованным алгоритмом применения обобщенного правила.
Пре- или при- ?
На значенье смотри:
Близость, чуть-чуть, -
Значит, пишем при-.
Возможна замена –
Пре- в этом слове
Пиши непременно!
Четкая и лаконичная рифмованная формулировка облегчит запоминание.
В коррекционной школе, где педагогические усилия необходимо направить на формирование практических навыков грамотного письма и одновременно ограничить объем изучаемого материала, разгрузить память, обучение орфографии путем преодоления интерференции перспективно.
Таким образом, данные приемы помогают облегчить восприятие изучаемого материала и обеспечивают его практическую направленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая общеобразовательная программа по письму и развитию речи для специальных ( коррекционных ) школ 8 вида 3 класс
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе учебной программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовитель...
рабочая программа по письму и развитию речи 6 специальный (коррекционный) класс VIII вида
Данная рабочая программа составлена мною на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой)...
Словарная работа на уроках письма и развития речи в специальных (коррекционных) классах VIII вида 2-3 классы
Помогут учителю в работе над словами с непроверяемыми написаниями...
Презентация к уроку письма и развития речи 7 класс коррекционная школа на тему"Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
Презентация помогает повторить учебный материал об имени прилагательном ,подводит к формированию навыков правописания падежных окончаний имён прилагательных....
Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения" Конспект +презентация
Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения". Материал содержит конспект урока и презентацию....
Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида....
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ ПИСЬМА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
Вопрос об усвоении и использовании глагола учениками учащихся коррекционной школы в литературе не освещен....