"От чистого звука - к красивой речи и полноценной личности"
статья на тему

Ефимова Нина Александровна

                      "От чистого звука - к красивой речи и полноценной личности" (Вопросы профилактики речевых нарушений у дошкольников)

                Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может свободно, и понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариватьтсяс партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот неясная речь, весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка нужно как можно раньше. Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Её развитие зависит от многих причин.Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.

                Воспитание чистой речи у детей - задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: родители, воспитатели, логопеды, учителя. Красивую мелодичную речь сейчас редко услышишь даже по радио и телевидению. Речь ведущих грешит неоправданно быстрым темпом.при котором проглатываются окончания слов и невыразительным интонированием. Учёные и общественные деятели нашей страны говорят о кризисе литературного языка в настоящее время, особенно в сфере литературного общения. В связи с этим возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников.Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.

               Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи. котрые в той или иной степени могут повлиять на деятельность и поведение ребёнка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять внимание развитию речи детей.

              Основными компонентами произносительной стороны речи являются: фонематический слух, речевое дыхание, артикуляциооная моторика, ритмомелодическая сторона речи. При своевременной профилактике и последовательной работе по развитию компонентов произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста появляется возможность предотвратить переход несформированности произносительной речи в речевую патологию!

Скачать:


Предварительный просмотр:

"От чистого звука - к красивой речи и полноценной личности". 
          Вопросы профилактики речевых нарушений у дошкольников.                            

          Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности.

      Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может свободно, понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом.

              И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

            Поэтому начинать заботиться о правильности  речи ребёнка надо как можно раньше.

     Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, вместе с развитием  ребёнка. Её развитие зависит от многих причин.  

    Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.

        Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: родители, воспитатели, логопеды, учителя.

    Красивую мелодичную речь сейчас редко услышишь даже по радио и телевидению. Речь ведущих грешит и неоправданно быстрым темпом, при котором проглатываются окончания слов, и невыразительным интонированием.

        Учёные и общественные деятели нашей страны говорят о кризисе литературного языка в настоящее время, особенно в сфере устного общения.

         В связи с этим возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников.

         Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.

         Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут повлиять на деятельность и поведение ребенка в целом.

        Поэтому так важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять внимание развитию речи детей.

            Основными компонентами произносительной стороны речи являются:

-  фонематический слух;

-  речевое дыхание;

-  артикуляционная моторика;

-  ритмомелодическая сторона речи.

    Фонематический слух:

       Это способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию.

        Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

        Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.    

   

  Речевое дыхание:

        Для улучшения произносительной стороны речи у детей необходима систематическая работа, направленная на развитие дыхания.

 Дыхание – это одна из функций обеспечения организма.  

         Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма.

      Речевое дыхание – это длительность дыхания и его интенсивность.

       Несовершенства речевого дыхания  влияет на речь:

    - ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

-  нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи;

   - произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи;

   - неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая.

       Главной движущей силой в обеспечении дыхания является диафрагма.

     При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, что способствует наполнению лёгких воздухом. При выдохе мышцы диафрагмы расслабляются.

     Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох.

        Детям  для развития грудобрюшного типа дыхания требуется активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений.

      Цель которых -  удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи.    

       Различают 3 типа дыхания:

- верхнерёберный,

- грудной,

- грудобрюшной (диафрагмально - рёберный).

    У детей по мере физического развития, при помощи профилактических мер, постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания -грудобрюшной.

       Артикуляционная моторика:

   Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

     Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо.

    Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических.    

   Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

 Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление

   мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

   Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

     Артикуляционная гимнастика является основой формирования звуков.

   

    Ритмомелодическая сторона речи:

    Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

     - Развитие голоса:

   Большое значение в общении людей имеет голос.

Голос – зеркало души человека. Красивый голос – это один из факторов  привлекательности человека, одно из его достоинств.

   Основными свойствами голоса являются следующие характеристики: тембр, высота, сила (громкость), полётность.

 - Тембр – это эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т.д.

     Достигается путём изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

 - Высота голоса:   по своей природе бывают разные: высокие, средние и низкие.

    Бедность звук высотного диапазона приводит к звуковому  моно тону.

      С целью развития    выразительности голоса, необходимо расширять высотный диапазон.

- Громкость (сила) голоса:

    Сила голоса у разных людей различна. У одних хороший запас громкости. У других голос слабый от природы тихий. Попытки сказать что-то громко или закричать, приводит

 к срыву голоса, а иногда к заболеваниям голосовых связок. Поэтому надо развивать свой голос, расширять его  диапазон громкости.

   Громкость – это управляемое качество голоса.

 Её можно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, её разнообразия.

Полётность голоса это способность голоса быть слышным на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего. Чтобы придать голосу полётность, нужно:

-  принять правильную осанку: плечи расправить, подбородок приподнять. Это обеспечит нужное направление звука.

- звук надо послать чуть выше головы слушателей, как бы по диагонали вверх.

- слова нужно произнести громко, растягивая гласные, на широком дыхании, очень точно собрав звук на губах.

      Работа над интонационной выразительностью речи:

       Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства.

      Интонация – это совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи. Включает в себя следующие элементы: мелодику речи, логическое ударение, паузы, темп речи, тон речи, ритм речи.

Мелодика речи – это повышение или понижение тона голоса. Мелодика существенно влияет на  значение высказывания, его смысл. Это умение выражать утверждение, вопрос, удивление, восклицание.

 Ударение в русском языке своеобразно и имеет свои особенности:

   Может падать и на первый слог, и на второй, и на третий и т. д. Такое ударение называется разноместным.

   В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах  к  определённому слогу.

       

     Ударение русского языка изменчиво, то есть с течением времени ударение меняет своё место в слове и появляется новый вариант произношения.

    Логическое ударение это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.

     Существует несколько способов выделения логического ударения в устной речи:

- более громкое произнесение логически ударного слова;

- повышение или понижение тона на этом слове;

 - пауза перед логическим ударным словом;

 - замедленное произнесение слова;

  Обычно используют сразу несколько способов выделения главного слова.

          Пауза – это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части. Это важный элемент устной речи. Они облегают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Но самое главное – это то, что паузы помогают слушателям правильно понять смысл высказывания, облегчают восприятие речи. Различают несколько видов пауз:

 - физиологическая, или дыхательная, пауза вызвана необходимостью вдохнуть воздух;

- ритмические паузы выделяются в конце стихотворной строки;

- синтаксические паузы связаны с синтаксической структурой предложения;

- логические, или смысловые, паузы связаны непосредственно со смыслом, логикой речи. С их помощью говорящий делит свою речь на смысловые группы.

- психологическая пауза – если логическая пауза определяется смыслом, рассудком, то психологическая пауза – чувством;

- паузы обдумывания, размышления. Эти паузы помогают говорящим оформить свои мысли, отобрать наиболее точные и выразительные высказывания.         

    Пауза – это не простой разрыв в речевом потоке, не просто молчание. Это продолжение разговора невербальными средствами.

     Темп речи это скорость произнесения речи во времени целых фраз. Темп бывает медленный, быстрый, средний, прерывистый.  Темп речи зависит:

  • от содержания высказывания;
  • от ситуации общения; от обстоятельств;
  • от цели высказывания; от жанра высказывания и характера передаваемой информации.
  • от индивидуальности говорящего, его темперамента,
  • настроения, психологического состояния.

    Тон – это эмоциональная окраска голоса человека. Отражает чувства, переживания, душевные состояния человека. Выбор тона зависит: от настроения, от ситуации общения.

     Ритм – это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

   Такая упорядоченность речи делает её мелодичной музыкальной. Чёткий ритм характерен для стихотворной речи.

             При своевременной профилактике и последовательной работе по развитию компонентов произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста появляется возможность предотвратить переход несформированности произносительной стороны речи в речевую патологию!  

    Систематическая работа педагогов дошкольных учреждений, информационно -просветительская работа с родителями воспитанников создаст благоприятные условия для овладения детьми правильной чистой речью!

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Записки на манжетах, или как породить красивую речь

Как научить детей создавать собственные тексты? Ответу на данный вопрос посвящена эта статья. Представлена работа с использованием смысловой модели речи....

Закрепление понятия звук. Звук, как единица речи.

Тема: Закрепление понятия звук. Звук, как единица речи.Цель: Дать понятие о звуке и звуковой структуре слова; раз­вивать фонематический слух; учить выделять началь­ный  и конечный звуки в слове; ...

Логопедическое занятие: «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи».

Логопедическое занятие по теме «Речевые и неречевые звуки. Органы и речи и образование звуков речи»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...