Игры для развития навыков звукобуквенного анализа и обучения грамоте
учебно-методический материал по теме


Упражнения для профилактики дисграфии и дислексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обучение грамоте дошкольников130 КБ

Предварительный просмотр:

                    МБДОУ детский сад комбинированного вида №1

               Выступление на педагогическом совете:

             

       «Объективные приемы обучения грамоте                

дошкольников»

                                                             

                                                                   

                                                              Учитель-логопед: Литвинова Э.В.

        2015 год, г. Одинцово

    Известно, что пропедевтикой дислексии, дисграфии является обучение детей дошкольного возраста грамоте. Важно, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе слова и умел бы анализировать его (слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово).  Однако, первоначальное обучение грамоте (письму и чтению как видам речевой деятельности) непосредственно связано с другими задачами развития:

1.Формирование правильного звукопроизношения.

2.Развитие мелкой моторики руки.

 3.Развитие зрительной и слуховой координации.

 4.Формирование речевого дыхания.

5.Формирование графических навыков.

Только комплексное решение этих задач позволяет успешно обучать

детей дошкольного возраста первоначальным навыкам письма и чтения.

Программными задачами обучения детей дошкольного возраста (см.

"Типовая программа воспитания и обучения в детском саду") являются

следующие:

Чтение  Письмо

1. Ознакомление  с  терминами"звук", "слово", "предложение","буква", "слог", "мягкие и твердые согласные",  "ударные  и безударные гласные".

2. Развитие  артикуляционного аппарата:  правильного звукопроизношения, силы голоса,

1. Развитие точности зрительного восприятия пространства.

2. Развитие  ориентировки  в пространстве по направлениям.

3. Ознакомление  с  гигиеническими правилами письма.

4. Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму.-речевого дыхания.

3. Обучение звуко-слоговому и звукобуквенному анализу.

4. Обучение  чтению  слов предложений.

5. Обучение  написанию графических элементов.

6. Ознакомление  с  печатным вариантом  букв  русского алфавита.

Механизм перехода от звука (как речевого знака) к букве (как

графическому знаку), а затем к слогу (как элементу чтения) является

сложным и многоступенчатым.

Определяющее значение для выяснения механизма чтения имеет

различие между фонемой и речевым звуком. Открытие этого механизма

принадлежит Н.И.Жинкину. Вот что пишет об этом в своей книге "Как

научить детей читать" Д.Б.Эльконин (49, с. 46 – 47).

"Применив специально созданную методику рентгеноскопии работы

всего артикуляционного аппарата, включающего не только ротовую

артикуляцию, но и более глубокие ее пласты вплоть до глоточной трубки,

Н.И.Жинкин показал, что при произношении слога действует особый

механизм упреждения, предвосхищения, произнесения звука с позиции,

необходимой для произнесения последующего звука.

Этот механизм упреждения, при котором согласная фонема

произносится с позиции произнесения следующей гласной фонемы, и есть

основной механизм образования слога, в котором согласная фонема

обрастает каждый раз новыми дополнительными качествами, выступая в

форме единичного, в известном отношении неповторимого звука.

Наиболее общее правило чтения может быть представлено так: надо

найти ближайшую букву, обозначающую гласную фонему, приготовится

произнести эту фонему и с позиции ее произнесения произнести

предшествующие ей согласные фонемы, обозначенные соответствующими

буквами, и вслед за ними гласную фонему. Этот принцип называется

позиционным принципом чтения.

Ориентировочная часть действия чтения как воссоздания звуковой

формы слова в русском языке состоит из двух органически связанных

между собой звеньев:

а) ориентация на последующую гласную букву для определения

фонемного значения предшествующей согласной;

б) ориентация на последующую гласную букву для правильного

произнесения позиционного оттенка предшествующей согласной фонемы.

Между движениями глаза, осуществляющими эту ориентацию, и

работой произносительного аппарата существуют сложные отношения.

Глаз все время производит движение вперед и назад, а произносительный

аппарат вступает в действие только после того, как глаз произвел всю

необходимую для ориентации работу.

Общая ориентация в фонемном составе языка, различение в словах

категорий фонем по их дифференциальным признакам являются

обязательной предпосылкой обучения чтению."

II этап. Последовательное ознакомление с буквами русского алфавита

и их звуковыми эквивалентами.

III этап. Ознакомление с понятием слог и обучение слиянию букв в

пределах слога.

IV этап. Обучение слиянию слогов в слово. Обучение послоговому

чтению.

V этап. Ознакомление с текстовыми пробелами и обучение чтению

слов в составе предложения.

VI этап. Ознакомление со знаками препинания в конце предложения

и обучение правильному интонированию предложения при чтении.

Игровые упражнения для профилактики дисграфии и дислексии

 ( мастер-класс с педагогами)

1.Упражнения на подготовку к фонематическому восприятию (различение неречевых звуков).

Упражнение 1.

Перед ребенком выставляется несколько звучащих игрушек:

бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Педагог

предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета.

Перед ребенком ставится задача: только на слух, без зрительной опоры,

определить, что звучит, при этом название каждого звучащего предмета

проговаривается вслух. Количество звучащих предметов увеличивается

постепенно, с трех до пяти.

Упражнение 2.

Перед  ребенком  выставляется  4-5  предметов  (например:

металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик,

деревянная шкатулка и т.п.). Перед ребенком ставится задача: постукивая

деревянной палочкой по этим предметам (постукивание производится как

однократно, так и многократно), внимательно прислушаться к звукам и

запомнить звучание каждого предмета. Начинается упражнение с двух

контрастных звучаний при зрительной опоре, затем ребенок должен только

на слух определить, что звучит.

Упражнение 3.

Перед ребенком выставляется несколько предметов (например:

карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, наждачная бумага и т.п.

). Ребенка просят на выбор произвести несколько элементарных действий с

данными  предметами  (например:  резать  бумагу  ножницами),

прислушиваясь, какими звуками сопровождается данное действие. Затем

перед ребенком ставится задача: без зрительной опоры определить, какие

действия производит педагог с данными предметами.

Упражнение 4.

В  одинаковые  металлические  баночки  помещаются  сыпучие

продукты различной величины (например: манная крупа, гречневая крупа,

горох, фасоль и др.). Ребенку предлагается внимательно послушать и

запомнить звучание каждого продукта внутри металлической банки

(производится действие – встряхивание банки). Затем перед ребенком

ставится задача: без зрительной опоры (банки закрыты), определить,

какой из продуктов находится внутри.

2.Упражнения на ознакомление с алфавитом.

Упражнение 1. "Буквы в стихах". Знакомство с буквой.

Во  время  чтения  или  разучивания  занимательных,  веселых

стихотворений педагог обращает внимание на игру слов, на их образность.

Сергей Погорельский.

Буквы с нами говорят.

Мы по улице гуляем,

Сами вывески читаем.

Что какая буква значит,

Узнаем издалека:

О

кругла, как будто мячик,

Ж

похожа на жука.

Вот четыре буквы:

ВО – ДЫ,

Вот еще четыре:

МО – ДЫ.

Воды – моды – лимонад!

Мы читаем все подряд!

Вот блестит белее снега

Слово горькое: "АПТЕКА".

Рядом сладкие слова –

ФРУКТЫ, ПРЯНИКИ, ХАЛВА.

А напротив них – другое

Расползлось на весь этаж.

Правда, теплое такое

Это слово – ТРИКОТАЖ.

Эй, ребята,

Ну-ка с нами

Все читайте – все подряд!

Буквы с вами,

Как с друзьями,

Обо всем поговорят.

Упражнение 2. "Буквы-братцы". Оптическое различение букв.

Педагог выставляет попарно перед ребенком буквы (магнитная

азбука), просит ребенка взять в руки каждую букву и определить, чем эти

буквы-братцы похожи.

С – О, Н – Т, Х – Ж, Р – Б, У – Х, А – Л, В – Б, Р – Я, Н – П, Ч – У и

т.п.

Затем педагог перемешивает буквы и просит детей найти "братца" к

той или иной букве.

Упражнение 3. «Говорим жестами». Соотнесение  звука- движения.

Педагог предлагает ребенку освоить систему жестовых символов,

передающих невербально некоторые звуки русского языка. Жестовые

символы фиксируют зрительный и двигательный анализаторы, а при

наличии дополнительного эмоционального фактора облегчают ребенку

работу по дифференциации согласных звуков.

М - «корова мычит» - указательными пальцами изображаются рога

коровы.

Н - «телевизор гудит» - указательный палец поднести к кончику

носа.

В - «вьюга воет, деревья качает» - маховые движения из стороны в

сторону над головой.

Ф - «воздушный шарик» - округленные ладони прижать слегка друг к

другу.

Т - «пишущая машинка» - указательными пальцами имитировать

движение пишущей машинки.

Х - «греем руки» - подышать на тыльную сторону ладони.

С - «качаем насос» - сжатые ладони движутся вниз-вверх.

З - «комарик летает» - большой и указательный пальцы прижаты

друг к другу.

звукопроизносительных, моторных и общеречевых умений.

Упражнение 4. «Покажи-ка...».  Соотнесение звука и мимики.

Педагог показывает, а затем просит ребенка воспроизвести действие,

сопровождая определенным звуком, изменяя при этом силу голоса, тембр,

эмоциональную окраску:

А - плачет девочка; поет певица; показ горла на приеме у врача;

качаем малыша; девочка укололась иголкой.

О - удивляется мама; стонет бабушка; поет певица; потягивается

папа; кричит охотник в лесу.

У - гудит пароход; звучит дудочка; плачет мальчик; злится дедушка.

Упражнение 5. «Сигнальщики». Соотнесение звука и движений с разноцветными  флажками.  

Перед игрой педагог объясняет детям, что букву можно показать,

используя руки с флажками. Дети разучивают эти движения. Затем педагог

показывает молча детям то или иное движение, а дети должны угадать,

какая это буква. На более позднем этапе обучения можно составлять из

движений-сигналов слова, короткие предложения.

Упражнение 6. «Нарисуй букву». Соотнесение двигательного изображения буквы и оптического»

Педагог показывает детям, как можно, представив букву, "нарисовать

ее" в воздухе. Затем по заданию педагога ребенок «рисует» буквы, а остальные дети отгадывают, какая буква « нарисована».

Упражнение 7. «На что похожа буква?»

Детям предлагается пофантазировать, представить и сказать, на что

похожа буква, можно нарисовать. Если затрудняются с ответом, можно

разучить с ними короткие стихотворные тексты:

"А", как лесенка, стоит "О" – как обруч.

Перед входом в алфавит.  Захочу – по дороге прокачу.

Шел конь, подковами звеня, "Е" на грядке пригодилась –

Как буква "С", следы коня.  Вместо  грабель

потрудилась.

Вот качели – буква "М"!

Здесь качаться можно всем.

Буква Б.

Какие звуки обозначает буква Б? Как ты ее заштрихуешь? Преврати

буквы Б в бочку с краном и в черепаху.

Упражнение 8. «Буквы-непоседы».

Педагог выставляет на доске буквы большого размера (15 – 20 см), но

ставит их неправильно: боком, под наклоном, меняя верх и низ и т.д. Дети

должны поставить буквы правильно – "сделать послушными".

II.  Упражнения  на  формирование  различительной  функции

гласных фонем.

III.  Упражнения на формирование навыка слитного послогового

чтения.

IV.  Упражнения на формирование навыка чтения предоложения.

- определение порядка звуков в слове,

- выделение звука из слова,

3.Упражнения на дифференциацию звуков 

Упражнение 1. « Повторяй-ка слова»

Ребенку предлагается повторить в определенной последовательности

похожие по звучанию слова:

мак-бак-так; ток-тук-так; бык-бак-бок; дам-дым-дом; моток-поток-

каток;

батон-бетон-бутон; будка-дудка-утка; тинтка-ветка-ватка; клетка-

плетка-пленка; тыква-буква-будка.

Упражнение 2 « Повторяй-ка слоги».

Педагог просит ребенка повторить два-три раза определенные

звукокомплексы, начинающиеся с определенного согласного звука:

та-то-ты; му-мы-ма; ва-во-ву; ну-ны-но; да-до-ды; бо-бы-ба; па-пу-пы

и др.

Упражнение 3. «Повторяй слоги мягко-твердо»

Педагог просит ребенка повторить два-три раза определенные

звукокомплексы, начинающиеся с определенного согласного звука

(чередуются начальные звуки, парные по твердости-мягкости):

па-пя; ма-мя; по-пе; ву-вю; мы-ми;та-тя; фы-фи;фу-фю и др.

Упражнение 4. «Сиди-стой»

Педагог предлагает детям определить, какой звук Ы или И находится

в абсолютном конце слова: если «И»- нужно стоять, если «Ы»- сесть на стул.

сады-садики, зонты-зонтики, кусты-кустики, мосты-мостики, носы-

носики,  банты-...,ходы-...,плоты-...,усы-...,рыбы-...,горы-...,липы-...,лапы-

...,норы-...

Упражнение 5. "Гуси и куры".

Играющие делятся на две команды – "гуси" и "куры". У педагога в

руках предметные картинки, в названиях которых есть звуки [г] или [к].

Педагог поднимает картинку, а игроки должны правильно определить,

какой звук их (если [г] – определяют "гуси", если [к] – определяют

"куры"). Выигрывает та команда, которая наберет больше правильных

ответов (подсчет очков по количеству предметных картинок).

Предметные картинки: кот, игла, газета, гриб, голубь, гармонь, гусь,

курица, кубик, кукла, груша, яблоко, гитара, книга, окно, рука, нога, ягода,

утюг, галстук, молоток, сапог, колокольчик, салфетка, клубок, радуга.

Упражнение 6. "Пуговицы".

Для игры нужны: набор пуговиц (синих и зеленых), деревянная

шкатулка, тканевый мешок. Перед началом игры педагог рассказывает:

"Это шкатулка. Она деревянная, твердая, синего цвета. Это мешочек.

Он мягкий, зеленого цвета. Слушай внимательно слова. Если звук [а]

звучит после твердого звука, клади синюю пуговицу в шкатулку, если

после мягкого звука, клади зеленую пуговицу в мешочек.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется."

Слова: пляж, гулять, жара, мять, маки, ужас, пули, дыня, корова,

курица, пять, спать, мягкий, снять.

Примечание. Педагог должен голосом выделить анализируемый слог.

Упражнение 7. «Цветные загадки».

Перед отгадыванием загадок педагог рассказывает детям сказку.

"У зебры и слона сегодня день рождения. Им подарили подарки:

зебре – в зеленых коробках, слону – в синих. Но подарки их перепутались

(показывает перемешанные на столе зеленые и синие жетоны). Давайте

поможем слону и зебре найти свои подарки".

Педагог загадывает детям загадки, а дети, найдя правильный ответ,

берут со стола жетоны. Выигрывает тот, кто больше отгадает загадок (в

отгадках слова, начинающиеся со звука [с] или [з] – синий или зеленый

жетон).

Загадки.

[с]

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее …

(Сорока.)

Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал, там и пропал.

(Сахар.)

В синей роще – алый мяч.

Он и светел и горяч.

(Солнце.)

Одеяло белое, не руками сделано.

Не ткалось, не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег.)

Вот стоит на улице в длинном сапоге

Чудище трехглазое на одной ноге.

(Светофор.)

[з]

Снег на полях,

Лед на реках,

Иней сверкает.

Когда это бывает?

(Зима.)

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто не пройдет,

Всяк поклон отдает.

(Земляника.)

Хвостик из кости,

А на спинке – щетинка.

(Зубная щетка.)

 А нам всегда поможет в

дождь

Этот разноцветный гвоздь.

(Зонт.)

 Лучик солнечный упал,

Братец лучик тот поймал.

И на стену отразил.

Ничего не уронил.

(Зеркало.)

Упражнение 8. «Цветные клетки»

Звук [л].

Задание: Закрась синим или зеленым цветом соответствующие

клеточки. В каких словах есть оба звука [л] и [л'].

Лодка, лев, лопата, молоток, крокодил, акула, дятел, лист,

колокольчик, пластилин, иволга, шоколад, пальма, улитка.

Буква В.

Задание: Это буква В. Как ты ее заштрихуешь? Преврати одну букву

В в очки, а другую – в снеговика.

Звук [в], [в'].

Задание: определи, какой из звуков [в] или [в'] слышится в названии

каждой картинки, и закрась зеленым или синим цветом соответствующие

картинки.

Валенки, кровать, корова, дверь, ведро, совок, вратарь, рукавицы,

гвоздь, овощи, водолаз, медведь, воробей, червяк, велосипед, верблюд.

Буква Щ.

Задание: Это буква Щ. Какой звук она обозначает? Заштрихуй ее

зеленым карандашом. Преврати буквы Щ в расческу и зубную щетку.

4.Упражнения на анализ  слогового состава слов

Упражнение 1. «Подскажи словечко»

Педагог знакомит детей с игрой в чистоговорки, объясняя: "Четко,

громко проговорите первую часть чистоговорки, а в рифму подберите

вторую часть".

АК-АК-АК, ВОТ КАКОЙ ....

ОК-ОК-ОК, ВОТ КАКОЙ ...

КА-КА-КА, НА СТОЛЕ....

КО-КО-КО, УБЕЖАЛО ...

КУ-КУ-КУ, Я КУПЛЮ ...

УЛ-УЛ-УЛ, МЫ СЛОМАЛИ ...

 Упражнение 2. «Сочиняем стихи»

Педагог читает вслух две стихотворные строки, выделяя голосом

последнее слово первой строки. Перед ребенком ставится задача:

подобрать в рифму последнее слово второй строки.

Шепчет ночью мне на ушко Опустела мостовая

Сказки разные .......  И уехали .......

Сел в машину верный пес,  Тише, Танечка, не плачь!

У него в чернилах ........ Не утонет в речке .........

Мы собирали васильки – Ветер, ветер, ты могуч.

На головах у нас .......... Ты гоняешь стаи .....

упражнения на звуковой анализ.

Упражнение 3. «Посчитай-ка слоги»

Педагог дает задание детям: прохлопайте в ладоши столько раз,

сколько слогов в следующих словах:

- шинель, шило, шить, ширь, ширма, малыши, ошибка, кувшин, уши,

мыши, ландыши, тишина, горошинка, клавиши, карандаши.

После  выполнения  предыдущего  упражнения  дети  должны

определить, какой общий звук имеют в своем составе данные слова.

Упражнение 4. «Как тебя зовут?»

Дети играют в "знакомство". Педагог дает задание: знакомиться надо

только так, чтобы произносить первый слог в имени, а остальную часть

имени произносят остальные играющие.

Упражнение 5. «Постучим».

Перед началом игры педагог объясняет детям: "Слоги в слове звучат

по-разному. Один слог всегда сильнее, остальные слабее. Сильный слог

называется ударным, мы будем стучать его сильнее, чем остальные слоги.

Давайте прохлопаем в ладоши, простучим знакомые нам песенки:

"Василек" и "Маленькой елочке".

Стихотворение.  Графическая схема.

Василек, василек –  х х Х х х Х

Мой любимый цветок. х х Х х х Х

Скоро ль ты, мне скажи,  х х Х х х Х

Засинеешь во ржи?  х х Х х х Х

Маленькой елочке  Х х х Х х х

Холодно зимой. Х х х х Х

Из лесу елочку  Х х х Х х х

Взяли мы домой. Х х х х Х

Упражнение 6. "Ну-ка строй столбики!"

Педагог предлагает детям прочитать слова на карточках, сосчитать в

них количество букв и выложить слова в четыре столбика:

1 столбик – слова, в которых 3 буквы;

2 столбик – слова, в которых 4 буквы;

3 столбик – слова, в которых 5 букв;

4 столбик – слова, в которых 6 букв.

Слова: лес, лето, кукла, дождик, дом, поле, слово, сказка, шар, стол,

книга, молоко, лук, часы, вилка, машина, жук, море, поезд, береза.

Упражнение 7. "Слова рассыпались".

Педагог делит группу на команды. У каждой команды на карточках

начало одних слов, а конец других. Поочереди игроки выкладывают на

стол начало слова, а игроки другой команды должны подобрать как можно

больше концов слов. Выигрывает та команда, которая больше составит

слов.

Начало слова  Конец слова

пе –

та –

ка –

мо –

са –

ве –

то –

бу –

го –

тух, нец, пор, лот, пог, ник, сок,

тон, рох, нах, бун, лач, роз, лат,

нок, мер, нет, лак, лод, бор, хар,

тер, жик, фет, лос, пел, карь, зик,

мень, тор, дик.

Упражнение 8. "Угадай мое имя".

Перед детьми выкладываются на столе на карточках слоги. Дети

должны составить из слогов свое имя или имя мамы (или другое задание

на имена).

РА, ЗИ, ЛЮ, МА, МИ, ПЕ, РО, ТА, ТО, МА, ЛЯ, НА, НЯ, РА, РЯ, СЯ,

ТЯ, ША.

Упражнение 9. «Распутай слово».

Педагог произносит слово, меняя слоги местами. Дети должны восстановить слово.

5.Упражнения на звуковой анализ и синтез слов

Упражнение 1. « Превращение»

Педагог дает детям задание: замените в данных словах первый звук

на Ш и назовите новое слово.

- тапки, порох, майка, мышка, жаль, губы, мыло ... (продолжите ряд

слов).

Упражнение 2. « Найди отличия»

Педагог дает детям задание: произнести отчетливо пары слов и

определить, каким звуком они отличаются.

- БОЧКА-ПОЧКА, ВЕТКА-СЕТКА, ВАЗА-БАЗА, СЫН-СОН, УЖИ-

УШИ, НОС-ПЕС, ДЫМ-ДОМ, ГАЛКА-ПАЛКА, МЫЛО-ШИЛО.

Упражнение 3. « Найди потерянный звук»

Педагог объясняет детям следующее задание: "В словах, которые я

буду произносить, потерялся один звук. Найдите его и произнесите

отчетливо получившееся слово".

-...ЗБУКА, ...ВТОБУС, ...КВАРИУМ, ...СТРА, ...ДРЕС, РЫБ...,

БОЧК...,

ЛИС..., СУШК..., ...РБУЗ, ...ПЕЛЬСИН, ...ВТОМАТ, ...БРИКОС.

Упражнение 4. « Вставляй-ка звук»

Педагог предлагает детям образовать от данных слов такие формы

слова, чтобы в них обязательно появился звук К («Я назову большой

предмет, а вы подберите название маленького, но так, чтобы обязательно

появился звук К»-объясняет задание детям педагог.)

-рама-рамка, яма-..., репа-..., вата-..., лапа-..., пена-..., панама-...,

лопата-..., картина-..., корзина-..., монета-..., солома-..., чаша-..., липа-...,

нора

Упражнение 5. «Звуковая мозаика». (Для игры нужны жетоны из

цветного картона).

Педагог называет слова, а ребенок должен назвать первый звук в

слове и выкладывать последовательно (в направлении, заданном

педагогом) жетоны на столе (каждый цвет жетона нужно заранее

оговорить) – получаются мозаичные узоры.

а) Жетоны красные – звук [к], синие – звук [с].

Слова: компот, сад, конверт, самовар, корзина, салат, кошка, свекла

кино.

б) Жетоны желтые – звук [ж], зеленые – звук [з].

Слова: забор, жук, замок, жаба, железо, жираф, замок, золото.

в) Жетоны черные – звук [ч], красные – [к], зеленые – [з], желтые –

[ж], синие – [с].

Слова: черепаха, корыто, забор, жаворонок, свет, король, зной,

железо, свеча, чемодан, зонт, жук, свитер, черника, космос, желе, свинья,

черепаха, кран, знамя, солнце, чиж, крапива, зима, жираф.

Упражнение 6. «У врача».

Дети вместе с педагогом играют в "больницу". Дети, приходя на

прием к врачу, должны внимательно послушать слово, которое скажет

"врач"-педагог и шепотом произносить все звуки в слове, кроме

последнего – последний звук вслух.

Слова: кот, пар, пес, лес, зима, крем, бутон, и т.д.

Упражнение 8. "Кто первый определит место звука".

Для игры нужны игрушки или предметные картинки с изображением

животных. Перед ребенком ставится задача – расположить игрушки

(картинки) так, чтобы звук (по заданию педагога) слышался в начале, в

середине, в конце слова.

[р]: рысь, верблюд, динозавр;

[к]: кит, ежик, собака;

[н]: носорог, баран, свинья;

[с]: собака, рысь, носорог;

[т]: теленок, петух, енот;

[л]: лиса, теленок, козел.

  Задание для студентов

Вы  познакомились  с  некоторыми  игровыми  упражнениями,

формирующими элементарные навыки звуко-слогового анализа слова.

Определите цель каждого из предложенных упражнений:

Упражнение 9. Загадки.

Загадки как прием обучения помогает детям при изучении той или

иной буквы одновременно обогащать словарный запас, а также развивать

логическое мышление и воображение.

Буква А.  Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус.)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его …

(Арбуз.)

Буква Б.  Шевелятся у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

(Белка.)

Буква В.  Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует –

Коноплю ворует.

(Воробей.)

Буква Ж.  Черен, а не ворон, рогат, да не бык.

Шесть ног – без копыт.

Летит – воет, сядет – землю роет.

(Жук.)

Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он …

(Жираф.)

Буква К.  Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладет.

(Карандаш.)

У бабушки Матрены

Живет зверек мудреный:

Возле печки греется,

Без водички моется.

(Кошка.)

 Упражнение 10. «Сочиняем загадки»

Подберите или сочините 3-4 загадки, отгадки которых начинаются на

буквы Л – М – Н – Р или Ж – Ш – Ч – Щ. Н

Упражнение 3. "Кубики".

Для игры нужен набор кубиков с буквами. Педагог складывает из

кубиков слова таким образом, чтобы одной буквы (которая изучается на

данном занятии) в слове не было. Дети должны найти кубик с

соответствующей буквой и вставить ее в нужное место, затем прочитать

слово.

Буква О  Буква М

К

Р

Н

А  В  С

А  З

М

К  Л  В

С  Ё  В

Ь  Ш  Ы

А  А

Л  Ы

О  Р

Е  Р  О

Г

А  Д  О

О  С

Упражнение 11. "Буквы заблудились".

Для игры нужна разрезная или магнитная азбука. Педагог показывает

детям "неправильные" слова, в которых буквы забыли свое место. Нужно

слова сделать правильными.

ЁКЛА, КЧИМЯ, КРА, БАРЫ, КТО, АЧЫС, ИЛГА, РЫС, НИКВЕ,

ЧАТУ, СЕЛ.

Упражнение 12. "Зашифрованные слова".

Для игры нужны предметные картинки и набор букв. Каждому

ребенку дается ряд предметных картинок, а он должен по первым буквам

названий предметов выложить из букв слово.

Предметные картинки:

а) игла, груша, рыба, улитка, шар, кошка;

б) гусь, рак, арбуз, черепаха;

в) мяч, игла, рыба;

г) дерево, радуга, улитка, жук, бабочка, арбуз;

д) шапка, кошка, очки, лист, арбуз.

Упражнение 13. "Кто больше?"

Педагог выкладывает из букв разрезной азбуки слово, а дети должны

из букв, входящих в его состав, составить свои слова. Выигрывает тот, кто

составит больше слов.

Упражнение 14. "Матрешки".

Педагог раскладывает перед детьми разные по размеру матрешки, на

которых написаны буквы. Задание детям – расставить матрешки по росту и

прочитать слова.

Упражнение 15. "Звериный алфавит".

Педагог выкладывает перед детьми предметные картинки с

изображением животных и с названием – словом. Дети должны построить

зверей по алфавиту.

Упражнение 16. "Что пропало?"

Педагог на столе выкладывает ряд букв и объясняет детям, что одна

буква пропала. Ее надо найти и вернуть на место.

А Б _ Г Д, Г Д Е _ З, Л М Н _ П, О П _ С Т, У Ф _ Ц Ч.

Упражнение 16. "Прочитай наоборот"

Педагог выкладывает из букв слова, написанные неправильно.

Прочитать их можно только, начав с конца – наоборот – это задача

ребенка.

ЛОТС, ДАС, ЛОП, ТСИЛ, ТСОМ, ТНИВ, ЗАЛГ, ГЕНС, ПИШ, ГОР,

СОН.

Упражнение 17. "Волшебные рисунки".

Педагог раздает детям "волшебные" рисунки, на которых есть точки и

буквы над ними. Если ребенок правильно, в алфавитном порядке,

соединяет буквы, то у него получится рисунок.

 Упражнение 18.« Цепочка слов»

Дети называют слова на тот звук, которым было закончено предыдущее слово.

Упражнение 20. «Важные слова».

Педагог дает задание детям подобрать слово начинающееся на определенный звук и объяснить значение этого слова. За каждое слово дается жетон. Выигрывает тот, кто больше слов подобрал. Также в группе можно создать картотеку "важных слов", в которой в алфавитном порядке расставлены слова, которые дети сами выбирают на

каждом занятии. Перед тем, как поместить такое слово в картотеку, дети

должны объяснить, почему это слово важное для них. Картотекой дети

могут пользоваться как индивидуально, так и группой.

Вот, например, какие слова из "Азбуки Важных слов" приводит автор

книги "Умные слова" Е. Синицына(39).

Объяснение детьми "важности" слова

А  Адрес  Его нужно знать, иначе потеряешься.

Азбука  Без нее не сможешь читать и писать.

Б  Бабушка  Она самая ласковая и добрая.

Брат  Он всегда защитит.

В  Весна  Все вокруг становится красивым.

Г  Гость  Это всегда праздник.

Д  Деньги  Без них трудно жить.

З  Земля  Это наша планета.

Л  Лимон  Очень кисло, но полезно.

 Упражнение 21 « Добавь звук или слог»

Звуки [ч], [щ].

Задание: Добавь в конце слова звук [ч] или [щ].

Товари--, кала--, сила--, бор--, вра--, кле--, гра--, клю--, хря--, лу--, ве--, до--

, хво--.

Слог Ча или Ща.

Встре--, пи--, зада--, ро--, ку--, гу--, све--, да--, ча--.

Слог Чи или Щи.

Кри--, пи--, мол--, тре--, мя--, ве--, све--, ово--, гра--, вра--, кле--, кирпи--,

труба--.

Слог Чу или Щу.

Сту--, та--, встре--, про--, кри--, уго--, вер--, тре--, мол--.

Задание:  а) Разгадай слово по первым звукам.

Санки, лампа, облако, ноги (картинки).

б) Составь слово из первых слогов названий картинок.

Вагон + замок, косы + забор, крыша + лошадь, лупа + жираф, линейка

+ парашют.

Упражнение 21.

При обучении чтению важно фиксировать и зрительное и слуховое

внимание ребенка на словах или слогах, изученных на конкретном

занятии. Для этого с детьми можно заучить "кричалки" (мнемотехнический

прием), отдельные строки которых дети читают или складывают из

разрезной азбуки (как правило, это короткие слова-междометия или

звукоподражательные).

УХ – УХ – УХ – УХ!  АУ – АУ – АУ!

Умывался так петух!  Кричали мы в лесу!

БУ – БУ – БУ!  ХА – ХА – ХА!

БУ – БУ – БУ!  ХА – ХА – ХА!

Дует ветер во трубу.  Вот какая чепуха!

РА – РА – РА!  РУ – РУ – РУ!

РА – РА – РА!  РУ – РУ – РУ!

Нам домой идти пора! Мы закончили игру.

Упражнение 22. "Буквы в клетке".

Педагог предлагает детям таблицу и объясняет, что буквы в ней

расположены не по порядку. Дети должны отыскать и назвать все буквы в

алфавитном порядке.

Г  И  Ф  Х  К  Б

М  Е  Ш  Ъ  Ё  Н

Р  Ц  А  Ю  Ч  С

Ы  Э  Я  Ь

Т  Ж  Щ  З  У

В  Л  О  П  Й  Д

Упражнение 23. "Вычитание букв".

Педагог предлагает детям сыграть в вычитание: из данного слова

убрать несколько букв, чтобы осталось другое слово. Например: БЕДА – Б

= ЕДА

Предлагаются слова: малина, густой, гусыня, май, ничего, овраг,

прок, спор, улей, муха, уход, хвоя, ябеда, ягода.

Упражнение 24. "Восстанови сказку".

Педагог раздает детям тексты знакомых сказок, в которых слова

недописаны. Дети должны дописать слова и прочитать сказку.

Например:

1. По… де… ре… Вы… ре… бо… - пребо… Ста… де… ре…

тя… Тя… - потя…, вы… не мо… По… де… ба… Ба… за де…, де…

за ре… Тя… - потя…, вы… не мо…

2. Жи… бы… де и ба… И бы… у ни… Ку… Ря…

Сне… Ку… яй…, не про…, а зо… Де… би…, би… - не ра… Ба…

би…, би… - не ра… Мы… бе…, хво… ма…, я… упа… и ра…

Упражнение 25. "Каламбуры".

Дети читают стихотворения, а педагог просит найти слова, похожие

по составу букв, но с различным значением.

Вместо рубахи вы носите брюк вы,

Вместо арбуза не просите брюквы.

Цифру всегда отличите от буквы.

И различите ли ясень и бук вы?

Сев в такси, А водитель:

Спросила такса: - Денег с такс

- За проезд  Не берем совсем,

Какая такса?  Вот так-с.

Говорили тиграм львы: Не ходи как все разини,

- Эй, друзья, слыхали ль вы, Без подарка ты к Розине,

Что не может носорог Но ей делая визиты,

Почесать свой нос о рог?  Каждый раз букет вези ты.

Упражнение 26. "Магические квадраты".

Нужно переставить буквы так, чтобы получились слова, которые

можно читать не только по вертикали, но и по горизонтали.

К  И  А  Р

Р  А  Н  К

Р  И  К  А

Н  И  С  А

Упражнение 27. "Слово рассыпалось".

Составьте слово, которое начинается:

с И.  ГИЛА  с О  ЛОСЕ

с А  ИТАС  с У  АТКУ

Упражнение 28. "Слоговое лото".

Составьте слова из слогов: а, иг, ик, ра, и, ист, ла.

Упражнение 29. "Малышки - коротышки".

Мы – малышки-коротышки. Это трудно, но не слишком.

Будем рады, если ты  Ты сумеешь или нет?

Поразмыслишь и отыщешь  Нам, малышкам-коротышкам,

И начала и хвосты.  Срочно вышли свой ответ.

Например: ИЛ (АртИЛлерия, вИЛы, белИЛа, фИЛин, ванИЛин,

хИЛый).

Упражнение 29. "Слова невидимки".

Замените буквами черточки. Учтите, что все слова-невидимки

состоят из нескольких одинаковых букв, только расположены они в разном

порядке.

- Я притаилась за щекой.

И -- -- -- -- --

- А я расту вниз головой.

-- -- -- И -- -- --

- Меня же вы легко найдете

Среди моих друзей в компоте.

-- -- -- И -- -- --

(Ответ: ириска, редиска, абрикос.)

Упражнение 32. Загадки о буквах.

ЗАГАДКИ О БУКВАХ,

придуманные детскими поэтами

Посмотри на колесо  Это - ,а это - :

И увидишь букву. Целый жук и полжука..

  Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следуя рекомендациям Л. С. Выготского – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период "языковой одаренности", особой восприимчивости дошкольника к речи. Поэтому так важно активизировать познавательные процессы ребенка именно в этом возрасте, направляя их на развитие языковых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые игры в развитии навыков говорения у учащихся среднего звена

В данной статье раскрывается аспект развития говорения , как вида продуктивной  деятельности,  у   учащихся  среднего звена....

Подвижные игры для развития навыка ловли и передачи мяча в баскетболе

При обучении передачам мяча преподавателям следует чаще вводить в занятие подвижные игры.  Игры лучше всего использовать в заключительной части занятия, предварительно объяснив правила и да...

мастер-класс для воспитателей «Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд №1Мастер-классдля воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»Вводная часть:Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребёнка. Он ...

Подвижные игры для развития навыка ловли и передачи мяча

При обучении передачам мяча преподавателям следует чаще вводить в занятие подвижные игры. Ведь долгая отработка отдельных упражнений в парах, тройках, у стены и т. п. быстро утомляет детей, а иг...

Подвижные игры для развития навыка ловли и передачи мяча

При обучении передачам мяча преподавателям следует чаще вводить в занятие подвижные игры. Ведь долгая отработка отдельных упражнений в парах, тройках, у стены и т. п. быстро утомляет детей, а иг...

Презентация к уроку по развитию речи в период обучения грамоте. 1 класс "Дети в лесу". Для учащихся с родным (тувинским) языком обучения

Презентация к уроку в 1 классе в период обучения грамоте. Показан приём составления "Карты осмысления и запоминания событий" . Для учащихся с родным (тувинским)  языком обучения....