Урок здоровья Наше настроение
план-конспект урока на тему

Дреманович Евгения Владимировна

Урок здоровья «Наше настроение»

 

Цель:

создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья.

 

Задачи:

Образовательная: Познакомить с понятиями: настроение, эмоции; каким оно бывает, от чего зависит.

Развивающая: Развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля; развивать коммуникативные способности.

Подвести обучающихся к мысли, что настроение – составная часть здоровья человека и о нём тоже надо заботиться.

Воспитательная: Воспитывать способы поднятия, улучшения здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashe_nastroenie.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

УРОК ЗДОРОВЬЯ

НАШЕ НАСТРОЕНИЕ

                                    Учитель

Евгения Владимировна Дреманович

Уфа 2018

Урок здоровья «Наше настроение»

Цель: 

создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья.

Задачи:

Образовательная: Познакомить с понятиями: настроение, эмоции; каким оно бывает, от чего зависит.

Развивающая: Развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля; развивать коммуникативные способности.

Подвести обучающихся к мысли, что настроение – составная часть здоровья человека и о нём тоже надо заботиться.

Воспитательная: Воспитывать способы поднятия, улучшения здоровья.

Тип урока: Комбинированный урок.

Используемые элементы технологий:

Проблемное обучение

Игровые технологии

Системно-деятельностный подход

Личностно-ориентированный подход

Здоровьесберегающие технологии

ИКТ

Учебные материалы:

Компьютер, мультимедийный проектор,  презентация к уроку, дидактические карточки «Эмоции людей», пиктограммы эмоций, раздаточный материал: карточки с названиями эмоций и чувств; изображение солнца и тучки (для каждого обучающегося); памятки «Секрет хорошего настроения»; памятка для семьи «Жизнь прекрасна».

Ход урока

Выведение темы урока:

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

- Сегодня мы проведем урок валеологии. А что такое валеология? Сегодня мы продолжим наш разговор о здоровье человеке. Но попробуйте угадать, о чём именно мы будем говорить на уроке?

- Это бывает и не бывает. Когда ты получаешь пятёрку или тебе дарят подарок, оно сразу появляется. Ты начинаешь улыбаться, веселиться.

- Это появляется, когда приходят гости, когда у вас в доме праздник.

- Оно бывает грустное и весёлое, хорошее и плохое.

- Что это?

вы догадаетесь, если прочитаете данные на доске слова и найдёте среди них лишнее:

строительство, перестройка,  настроение, строители

Слайд 1.

- что же можно строить? А настроение строить можно? (возник проблемный вопрос!)

- выносим это слово в тему нашего урока – Наше настроение.

Слайд 2.

Постановка цели урока:

а) на какие вопросы про настроение вы хотели бы сегодня получить ответы?
б) учитель: (подводя итог всему сказанному обучающимися)

А действительно:

Слайд 3.

Что такое настроение? Где оно живёт?

Как оно ложится спать? Когда оно встаёт?

Что же ему нравится? А что ему вредит?

Кто же постарается, всё это объяснит?

Вот все вместе и постараемся найти ответы на эти вопросы:

Поиск ответов на поставленные вопросы:

а) Что такое настроение?

Работа по опорному конспекту.

- Выясним, что же такое настроение, а для этого внимание на опорные конспекты. Прочитайте отрывок и найдите в тексте ответ на вопрос «Что же такое настроение?»

Слайд 4. Словарное слово. Прочитаем вместе «настроение».

Слайд 5.

- Настроение - это настрой человека на положительные или отрицательные эмоции.

Учитель: То есть на наше настроение влияют эмоции. Кто может ответить на вопрос «Что такое эмоции?» Если мы не можем сейчас ответить на этот вопрос, то где мы сможем найти информацию об эмоциях? (в учебнике, в словаре, в интернете, спросить у взрослых людей).

- Мы обратимся сегодня к нашему помощнику - опорному конспекту. Прочитайте ещё одну часть конспекта и найдите в тексте определение эмоций.

(Воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек проявляет к ним определённое отношение. Он может радоваться, огорчаться, грустить, восхищаться, удивляться, испытывать чувство страха. Такие переживания называют эмоциями).

Слайд 6. Словарное слово. Прочитаем вместе «эмоции».

Слайд 7.

Эмоции - это наши душевные переживания.

- У каждого из вас на парте есть два символа настроений (солнышко и тучка). Солнышко - символ хорошего настроения, а тучка - символ грустного, плохого настроения.

Поднимите тот, который соответствует вашему настроению в начале нашего урока.

- Какое настроение является полезным для здоровья человека? (Хорошее или плохое?).

- Весной в организме начинается кардинальная перестройка. Под действием солнца начинают вырабатываться гормоны счастья, обмен веществ начинает ускоряться, происходит рост новых клеток  и настает то самое долгожданное время, когда хочется присмотреть место в шкафу для зимней одежды, записаться в бассейн. Но весна – это еще и время авитаминоза, за зиму организм исчерпал запасы полезных макро и микро элементов, что дает начало перепадам в настроении, раздражительности и частой усталости. Прибавим сюда стрессовые ситуации в школе  – необходимость выполнять домашнее задание, контрольные работы. Без поддержки не обойтись! Поддержку будем искать в положительных эмоциях.  

- Сегодня на уроке мы будем говорить о настроении, будем учиться выражать свои чувства и познакомимся с правилами поддержания хорошего настроения, так необходимого для здоровья человека. Пусть нам в течение этого урока светит солнышко, ведь сегодня первый день весны. У вас тоже есть на партах солнышко, прикоснитесь к его лучикам, улыбнитесь, зарядитесь хорошим настроением. (На слайде рисунок солнца).

Слайд 8.

б) Каким бывает настроение?

После ответов детей выставляю на доску карточки слов в 2 группы и предлагаю прочитать:

  • радостное, весёлое, отличное, праздничное, хорошее,
  • грустное, сердитое, плохое,  ужасное, печальное.

– Почему я разделила их на 2 группы? Какая из них вам больше нравится?
– Обратите внимание на лица гостей и друг друга: на какие лица вам приятно смотреть, хочется смотреть? Почему?
– Значит, как-то влияет наше настроение на здоровье?

в) – Из чего можно построить хорошее настроение?

Вместе с ответами обучающихся выкладываю карточки на наборном полотне и предлагаю для самостоятельного прочтения:

успех

удача

подарок

встреча с друзьями

музыка

выигрыш

похвала

любимая игрушка

хорошая отметка в дневнике

мультфильм

домашнее животное

исполнение желания

смешной рассказ

неожиданный сюрприз

доброе слово

улыбка

– Но эти слагаемые хорошего настроения такие хрупкие! Их так легко разрушить! Чем? Как? От чего же портится наше настроение?

Аналогично выкладываю после ответов обучающихся:

обида

обман

проигрыш

неуверенность

плохая отметка

расставание

неудача

плохое самочувствие

боязнь получить плохую отметку

ссора

грубое слово

плохая погода

– Знаете, люди с разным настроением совершенно по-разному смотрят на мир.

Вывод: разные причины влияют на наше настроение.

-  Потренируемся в выражении эмоций. Встаньте.

Физкультминутка.

Слайд 9.

Поиграем в игру «Изобрази эмоцию!»

(Данная физкультминутка похожа на игру «Море волнуется раз!»)

1. Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три: Эмоцию гнева мне покажи и на месте замри!

Слайд 10.

Эмоция гнева (фотография и пиктограмма)

2. Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три: Эмоцию радости мне покажи! - 2 раза. Молодцы! (Один раз дети показывают эмоцию радости гостям). Все хлопают.

Слайд 11.

Эмоция радости (фотография и пиктограмма)

Распределение эмоций. Работа с карточками.

- Эмоции мы перечислили разные. Все они влияют на настроение человека.

 

- Продолжим нашу работу. Каждому я выдаю карточки с названиями эмоций. Разложите все эмоции на 2 группы: солнышко и тучку. Догадайтесь! Какие эмоции надо положить на солнышко, а какие на тучку?

Возникли у кого - либо споры? (В случае возникновения споров обучающиеся доказывают, рассуждают).

Слайд 12.

Хорошее настроение

Плохое настроение

Положительные эмоции

Отрицательные эмоции

радость

гнев

удивление

страх

восхищение

скука

интерес

грусть

удовольствие

обида

Приступаем к проверке. (По слайду)

- У кого распределены эмоции точно также?

- Почему вы выбрали солнышко для данных эмоций?

- Какие эмоции человек испытывает при хорошем настроении? Положительные или отрицательные?

- А при плохом настроении? (Отрицательные)

Послушайте стихотворение Якова Акима «Что говорят двери?»

Двери

Жаловалась

Дверь:

«Трудно,

Матушка,

Поверь.

Мой хозяин

Дорогой

Снова

Пнул меня

Ногой.

Шел опять он

Невеселый:

Видно, двойку

Нес из школы.

Видишь,

Сколько

Синяков

Из-за этих

Дневников!»

«Вот и я

Ребят ругаю, -

Простонала

Дверь

Другая, -

Пробегут -

Откуда прыть! -

А ведь лень

Меня закрыть.

Вся продрогла

На ветру,

Так и думала -

Помру».

«А меня

Сегодня

Петя

Чуть не вывернул

Из петель -

Утром,

Точно на коне,

Прокатился он

На мне.

На такое

Он мастак!»

И решили

Двери

Так:

«Если будут

Издеваться,

Перестанем

Открываться!»

- Какой вывод можем сделать, послушав данное стихотворение?

- Верно, ребята, отрицательные эмоции могут навредить здоровью человека, он может заболеть, испортить настроение другим людям, поэтому уберу эти отрицательные эмоции в чёрный мешок, завяжу его и спрячу далеко, далеко, чтобы у всех у нас было только хорошее настроение, чтобы все мы были здоровы. (Учитель убирает отрицательные эмоции в чёрный мешок).

- Положительные эмоции полезны для здоровья человека, они продлевают жизнь.

– А можно ли сделать так, чтобы настроение было всегда хорошим?
Наша жизнь прекрасна и удивительна. В ней каждый день происходит что-то хорошее, встречаются удивительные люди, которые отличаются добрыми поступками. Люди, которые замечают это, способны и уверенны. У них всегда все получается. Их любят. А некоторые из нас чаще замечают тревожное, печальное, принимают близко к сердцу плохие события, и мы недовольные и раздражённые, с кем-нибудь ссоримся, на кого-то обижаемся. Все это может закончиться болезнью.
Реально ли поднять себе настроение? Да. На то оно и настроение, чтобы его настраивать! Только этому надо учиться.
Самый первый и простой совет:
Утром встать на 15 минут раньше и сделать зарядку. Она даёт заряд бодрости. У вас появится ощущение собственной силы. А это всегда придаёт настроение в любую погоду и при любых обстоятельствах.
А перед выходом из дома, посмотри в зеркало. Улыбнитесь своему отражению, скажите что-нибудь приятное.
Здоровый отдых, крепкий сон, физическая бодрость способствуют «поднятию» настроения.

Сделаем вывод: так можно ли «построить» настроение?

Составление памятки «Секреты хорошего настроения».

- Существуют секреты хорошего настроения. Составим их.

Каждому обучающемуся я выдаю по несколько отдельных слов. Составьте из них предложение - секрет хорошего настроения.

(Обучающиеся читают полученные составленные предложения, 2 варианта)

Слайд 13.

Говорить добрые слова.
Делать больше добрых дел.
Никогда не расставаться с улыбкой.
Заниматься любимым делом.

Итог урока. Рефлексия.

- Запишем секреты хорошего настроения в тетрадь.

Чтение стихотворения Л.Охотницкая, «Жизнь прекрасна»

Жизнь прекрасна!

А жизнь прекрасна, несмотря 
На чьи-то злые речи. 
Пусть что угодно говорят –
Мир светел и беспечен.

Прекрасны яблоня в саду 
И солнце в небе ясном, 
Четыре времени в году – 
И все они прекрасны.

Прекрасны травы и цветы, 
И люди с тёплым взглядом,
Прекрасны светлые мечты,
Печалиться не надо.

Поверим в счастье и в добро, 
И жизнь нас не обманет, 
Плохое всё уже прошло, 
Всё лучшее – настанет.

- Сегодня каждый из вас это стихотворение - пожелание унесёт домой. Дайте прочитать родным, а ещё лучше - повесьте его на видном месте и время от времени всей семьёй читайте вслух!

Оценивание.

Рефлексия.

- Проверим, улучшилось ли ваше настроение после нашего урока.

- Поднимите тот символ, который соответствует вашему настроению.

Сравним: изменилось? У кого-то улучшилось? Это значит, что настроение – очень хрупкий настрой, легко меняется, и как важно уметь беречь его, своё и тех, кто нас окружает, поддерживать хорошее настроение.

- Я желаю, чтобы у вас всегда было больше положительных эмоций и хорошее настроение. Больше улыбайтесь друг другу.

Слайд 14.

Домашнее задание.

Познакомить родителей с секретами хорошего настроения, чтобы в вашей семье навсегда поселились счастье и благополучие.

Рефлексия.

Каждый обучающийся по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего урока.

Самостоятельное чтение сказки-притчи:

Сказка-притча

Как-то раз встретились два Настроения – Весёлое и Грустное.
– Почему все люди вокруг радуются тебе и всегда ждут с нетерпением, а меня никто не любит, все боятся и даже опасаются? – спросило Грустное Настроение.
– Потому что я уважаю людей, приношу им радость, делаю их весёлыми и счастливыми. А ты заставляешь всех плакать, огорчаться, печалиться. Я живу для людей, а ты – только для себя, – уверенно ответило Весёлое Настроение.

б) Работа с демонстрационным материалом. Работа в группах. (Изображение эмоций, обсуждение).

- Назовите чувства и эмоции, которые вы знаете?

(Радость, грусть, обида, удивление, стыд, гнев, злость, восхищение и т. д.)

- Я приготовила для вас интересные фотографии эмоций. Каждой группе я выдаю для рассматривания по 2 фотографии.

1 группа- удивление и обида

2 группа- восхищение и скука

3 группа- грусть и интерес

4 группа-удовольствие и страх.

- Назовите эмоции на ваших фотографиях.

- Где выражаются эмоции человека? (На лице)

- При помощи чего выражаются эмоции? (бровей, глаз, рта)

- Верно, то есть при помощи мимики лица.

- А ещё при помощи чего? (При помощи жестов, интонации человека и различных выразительных движении).

- Продолжим нашу работу в группах. Каждая группа сейчас должна потренироваться в изображении эмоций, которые им даны и закончить предложения, вспомнив жизненные ситуации. (Каждой группе выдаю по 2 фотографии эмоций и по 2 соответствующие карточки).

Рефлексия.

1 группа получает карточки:

- Мне обидно, когда:.

- Я удивляюсь, когда:.

2 группа:

- Я восхищаюсь, когда:..

- Мне скучно, когда :

3 группа:

- Я грущу, когда:.

- Мне интересно, когда:.

4 группа:

- Я испытываю удовольствие, когда:.

- Мне страшно, когда:..

- От каждой группы выходит на защиту по 1 человеку. Они выступают, а в это время остальные дети будут оценивать выступление. Чем эмоциональнее будет выступление, чем больше оно вам понравится, тем лучше вы аплодируйте.

Рекомендации по улучшению настроения, чтобы не возникало проблем с учёбой и в общении с одноклассниками и учителями.

Поднять настроение можно, если:

1. Прочитайте книгу. Чем больше вы впитываете информации и испытываете эмоций, тем легче вам будет добиться желаемого.
2. Помогите другим. Помощь другим – отличный способ поднять настроение.
3. Делайте комплименты. Сделав человеку приятно, вы сами почувствуете прилив радости.
4. Оденьтесь хорошо. Ваша одежда отражает то, что у вас внутри. Она может как хорошо, так и плохо влиять на ваше эмоциональное состояние.
5. Говорите пожалуйста и 
спасибо. Когда вы следите за своим поведением и у вас получается держать его на высоком уровне, ваше мнение о себе улучшается.
6. Ищите лучшее в других. Увидев хорошее в других, вы начинаете видеть хорошее в себе.
7. Питайтесь правильно. То, что вы едите, влияет на ваше настроение. 
8 . Физические упражнения. Физические упражнения насыщают мозг гормонами счастья.
9. Улыбайтесь. Когда у вас хорошее настроение, вы улыбаетесь, и наоборот, если вы улыбнетесь, у вас появится хорошее настроение.
10. Сделайте массаж. Когда вы расслабляете ваши мускулы, вы расслабляете также ваш ум.
11. Установите цели. Когда у вас есть четко поставленные цели, ваша жизнь приобретает большую значимость.
12. Действуйте. Продвижение к поставленной цели дает вам возможность почувствовать удовлетворение.
13. Позвоните лучшему другу. Общение с человеком, который вам дорог и которому дороги вы, поможет быстро поднять настроение.
14. Сосредоточьтесь на своих успехах. Качество вашей жизни, зависит от качества ваших мыслей. Сосредотачиваясь на своем успехе, вы испытываете удовлетворение и радость.
15. Учитесь на своих ошибках. Извлекайте из своих ошибок опыт, учитесь на них.
16. Пойте – Может вам не нравится петь на людях, но все знают, что каждый человек любит петь наедине с собой.
17. Прогуляйтесь. Прогулка поможет очистить голову от лишних мыслей и негативных эмоций.
18. Проведите время с друзьями и семьей. Наиболее остро чувство любви и счастья человек испытывает находясь в кругу близких людей.
19. Слушайте музыку. Музыка способна влиять на настроение. Чаще слушайте то, что вам нравится.
20. Радуйтесь успехам других. Празднование чужого успеха иногда бывает приятней, чем празднование своих собственных достижений.
21. Смейтесь. Удостоверьтесь, что каждый день вы находите немного времени для того, чтоб посмеяться.
22. Проведите время на природе. Неважно, будет ли это прогулка в лесу или вы просто понюхаете цветок, найдите время соединиться с природой.
23. Смотрите на 
закат. Закат – одно из самых красивых зрелищ.
24. Мечтайте. Окунитесь в своё воображение, не бойтесь мечтать и фантазировать.
25. Дышите глубоко. Глубокое дыхание расслабляет тело и успокаивает 
ум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Здоровье наших детей - в наших руках"

Родительское собрание посвящено одной из самых актуальных тем - здоровью детей. Родителям представлен материал о факторах, влияющих на здоровье подрастающего организма, и даны рекомендации по предотвр...

ЗДОРОВЬЕ – В НАШИХ РУКАХ! Урок здоровья для родителей и учащихся

Здоровье – это вершина,на которую человек должен подняться сам.И.БрехманВ семье закладываютсякорни наших будущих удач и поражений.Л.Н. ТолстойЦель – ранняя профилактика курения, употребления алкоголя ...

Психологическое занятие "Цвета нашего настроения

Цель:    коррекция и развитие эмоциональной сферы уч-ся.Задачи: 1.Закреплять знания об основных эмоциях, настроениях и чувствах...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ "НАШЕ ЗДОРОВЬЕ - НАШИХ РУК ДЕЛО"

Cтатья для публикации в сборнике материалов II Городской научно-практической конференции "Осуществление целостности образовательного процесса в профессиональном взаимодействии педагога и учащихся".17-...

Анализ открытого урока «Наше здоровье – наше богатство»

Открытый урок английского языка «Наше здоровье – наше богатство»  8 классе был организован в рамках семинара – практикума «Здоровье-сберегающие технологии на уроках ...

Наше настроение

конспект занятия...