ЗДОРОВЬЕ – В НАШИХ РУКАХ! Урок здоровья для родителей и учащихся
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Здоровье – это вершина,

на которую человек должен подняться сам.

И.Брехман

В семье закладываются

корни наших будущих удач и поражений.

Л.Н. Толстой

Цель – ранняя профилактика курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Задачи:

  • формирование представления о здоровье как ценности;

  • расширение знаний учащихся и их родителей о вредном воздействии табачного дыма, алкоголя, наркотиков на организм человека;

  • обучение способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих;

  • просвещение родителей в вопросах предупреждения у детей вредных привычек;

  • формирование у детей и взрослых навыков адекватного взаимодействия в проблемных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_chernyshovoy_o.a._5_b.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14»

имени А.М. Мамонова

ЗДОРОВЬЕ – В НАШИХ РУКАХ!

Урок здоровья для родителей и учащихся

Классный руководитель 5 «Б» класса:

Чернышова Ольга Александровна

Старый Оскол

2013

Здоровье – это вершина,

на которую человек должен подняться сам.

И.Брехман

В семье закладываются

корни наших будущих удач и поражений.

Л.Н. Толстой

Цель – ранняя профилактика курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Задачи:

  • формирование представления о здоровье как ценности;
  • расширение знаний учащихся и их родителей о вредном воздействии табачного дыма, алкоголя, наркотиков на организм человека;
  • обучение способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих;
  • просвещение родителей в вопросах предупреждения у детей вредных привычек;
  • формирование у детей и взрослых навыков адекватного взаимодействия в проблемных ситуациях.

Ход мероприятия

Вступительная часть

Учитель: Организм человека – очень тонкая и сложная структура. Здоровье зависит от множества факторов, и, прежде всего, от того, что отравляет организм, а именно – курения, алкоголя и наркотиков. Это вредные привычки.

На поведение человека в отношении вредных привычек, прежде всего, влияют психологические установки,  которые начинают формироваться  очень рано – в 4 -5 лет. Именно в этом возрасте дети начинают оценивать и регулировать свое поведение, общаться с друзьями, преодолевать первые трудности. Если в этот период ребенок не научится строить свои отношения с окружающим миром, впоследствии ему будет сложно находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Это может стать причиной появления у ребенка вредных привычек. Уже у 5-6- летнего ребенка есть первые представления об алкоголе, никотине, наркотиках.  Они видят,  как курят и выпивают родители, наблюдают подобные сцены на экране телевизора. Сделать выбор сложно даже для взрослых людей, а для ребенка еще труднее. Пик приобщения к курению у мальчиков в возрасте до 10 лет, у девочек – 13-14 лет.    Поэтому очень важно задолго до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать устойчивое негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ. Этому способствует ранняя профилактика   курения, употребления алкоголя и наркотиков

Прежде чем сознательно идти на риск, каждый должен для себя решить: стоит ли? А для этого необходимо знать, какому риску он себя подвергает.

Основная часть

Сообщение родителей, имеющих медицинское образование о воздействии табака, алкоголя и наркотиков на здоровье и поведение человека

1-й родитель: Когда человек курит, то в его организм попадает более 1000 вредных веществ, а самое вредное из них – это яд - никотин. Если к клюву птицы поднести палочку, всего лишь смоченную никотином, то она умрет. Собака может умереть от половины капли никотина. Для человека составляют опасность 2-3 капли никотина, столько содержится в 20 сигаретах. Если человек за раз выкурит столько, то может даже расплатиться жизнью.

Вы, наверное, уже знаете, что курение сокращает жизнь. Если человек курит в день 1-9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4-5 лет, если 10-19, то на 5-6 лет. Курение является причиной многих заболеваний. Одно из них – рак легких. Это очень тяжелая болезнь.

Сейчас нередко курят не только взрослые, но и дети. Курение сильно сказывается на сердце, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, невнимательности, плохому сну, неуспеваемости в школе. Также курение сказывается на росте. Рост замедляется, ребенок растет хилым, слабым, вялым. Постоянное курение вызывает привычку, т.е. человеку уже трудно бросить курить.

Люди, которые находятся в одном помещении с курящим, дышат дымом. Это приносит большой вред окружающим. При курении в организм человека попадает ¼ часть от всех ядовитых веществ. Половина же вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Следовательно, они получают такой же вред от табачного дыма, как и курящие.

Учитель: К вредным привычкам, кроме курения, относится еще более губительная - употребление спиртных напитков.

2-й родитель: В глубокой древности познакомился человек с необычным действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости и беззаботности. А на следующий день человек расплачивался головной болью, разбитостью, дурным настроением. Наши предки и догадываться не могли, какого страшного врага они приобрели.

Основным составляющим любого спиртного напитка является алкоголь – этиловый спирт. Алкоголь – яд для любой живой клетки. Проникнув в организм, он очень быстро расстраивает работу всех органов, он отнимает у них кислород и воду. Под действием алкоголя нарушается работа почти всего организма, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на головной мозг.

Известный русский психиатр С.С. Корсаков так описывает это состояние: «Опьяненный не думает о последствиях своих слов и действий и относится к ним крайне легкомысленно… Страсти и дурные побуждения выступают без всякого прикрытия и побуждают к более или менее диким поступкам». А ведь в нормальном состоянии тот же человек может быть и хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым. В состоянии опьянения человек может выболтать любую тайну; он теряет бдительность, перестает быть осторожным. Существует даже такая пословица: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке»

Учитель: К спиртным напиткам человек привыкает так же, как и к курению, но это уже считается опасной болезнью – алкоголизм. Также очень опасной болезнью считается наркомания.

3-й родитель: Наркомания – это болезненная, непреодолимая страсть к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Человек идет на все – на обман, на воровство и даже на убийство, лишь бы достать наркотик. Когда наркоман сделает укол или примет таблетку, он испытывает облегчение, как голодный, получивший кусок хлеба. Но за эти мгновения он лишается всех других радостей жизни и приговаривает себя к ранней мучительной смерти. Наркотик убивает даже самых сильных, самых умных, самых волевых людей, с ним почти никто не может справиться. Под влиянием постоянного воздействия наркотических средств человек становится замкнутым, грубым, теряет любовь и поддержку друзей, родственников.

Учитель: Итак, мы выяснили, что вредные привычки отрицательно влияют на здоровье людей. И все же очень многие наши знакомые, родственники курят и употребляют спиртные напитки. Почему же они это делают? Когда-то они попробовали в первый раз закурить, а за первым – второй, третий и так у них сформировалась привычка. Отсюда следует, если в первый раз не откажешься, потом это сделать труднее, почти не возможно.

А сейчас мы предоставим слово ребятам.

Агитбригада

(7 учащихся выходят с агитационными знаками против курения, алкоголизма, наркомании)

Мы - за здоровье, мы - за счастье,
Мы - против боли и несчастья!
За трезвый разум, за ясность мысли,
За детство, юность, за радость жизни!

Нам не нужен мнимый рай, фрукты, овощи давай!
Знаем, что наркотик зло, съесть полезней эскимо!

 Взрослым всем напоминаем, что  курение - беда!
Молодежь мы призываем быть здоровыми всегда!


Все недаром говорят – алкоголь – жестокий яд,
Отчего же вы тогда  жить не  можете без яда?

 Взрослые, не тратьте  деньги, чтоб наркотики купить.

А не лучше ль эти деньги в счастье детское вложить?!

 Коль Земля в опасности - скажем вам для ясности.
“Объявляем злу мы бой! Наркоманию - долой!”

Мы - молодежь двадцать первого века,
В наших руках судьба человека.
Против курения мы -
Здоровое поколение нашей страны!


Если есть у тебя голова на плечах —
Адресуем тебе разговор о серьезных вещах.


Басня:

(действующие лица: отец, сын, автор )
Кроха – сын пришёл к отцу,
И спросила кроха:
“Если я курить начну –
Это очень плохо?”
Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда
Глядя сыну в очи:
“Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень”.
Сын, услышав, сей совет,
Снова вопрошает:
“Ты ведь куришь много
Лет и не умираешь?”
“Да, курю я много лет,
Отдыха не зная.
Я не ведал страшных бед,
А вся глава – седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой в припрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Прошлым летом иль забыл,
Что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило.
Сердце, лёгкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За своё куренье.
Никотин – опасный яд.
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
“Ну и ну!” - воскликнул сын, -
Как ты много знаешь
Про смолу и никотин
А курить, всё ж, не бросаешь!
Я бросал курить раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курю опять.
Не хватает воли.
Ты мой папа, я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
И решили впредь ещё
И отец и кроха:
“Будем делать хорошо
И не будем - плохо!”

(выходят 5 учащихся с агитационными знаками, отражающими ЗОЖ)

Спасенье в вас самих, Земляне!
Мы скажем никотину: "Нет!"
Давайте бросим сигареты!
И станем лучшей из планет!


Спаси свое здоровье,
Не приноси всем боль,
Спаси себя от смерти,
Не пробуй алкоголь.


Возьми себя в руки и волю в кулак,
Запомни навеки: вино это враг.
И они нам не нужны,
Мы здоровье выбираем,
Мы и вам того желаем.

Ты - гражданин своей страны!
Ты - будущее России!
Ты-  надежда своих родителей! ПОМНИ!
Вредные привычки - это:

- пустые глаза,
- бесчувственные и безнравственные души!
- тяжелые поражения мозга и сердца, тела и души!
- тяжкие преступления!
- горе отцов и матерей, детей и взрослых!
- разрушенные семьи, погибшие таланты, сломанные судьбы.
- и все это плата за искусственное счастье.
СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР! (
2 учащихся выходят с плакатом)

музыкальный номер

Практическая часть на взаимодействие детей и родителей

Тренинг

- Если вам предлагают спиртное или сигарету, то ваш ответ должен быть «Нет!». Сейчас мы потренируемся, как нужно правильно отказываться от таких предложений.

Семьи на столах находят карточки и хором зачитывают:

Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!

Нет! Я не хочу подражать тем, кто не бережет свое здоровье!

Нет! Я не буду и тебе не советую!

Нет! Я спешу в шахматный кружок. Хочешь, пойдем со мной.

Нет! Вредные привычки не приводят к добру!

Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!

Нет! У меня есть более интересные занятия!

Нет! Я не буду, пойдем лучше со мной на каток.

Нет! Мама меня просила сходить в магазин. Пошли со мной. Может твоей маме тоже нужно что-нибудь купить.

Нет! Лучше пойдем ко мне смотреть футбол. Сегодня финал!

- А сейчас я предлагаю вам игру, которая научит вас правильно вести себя сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников. Желающих прошу к столу.

Ситуации

Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй пиво!

Хочешь пиво?

Никто не заметит!

Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.

Давай покурим! Или ты трусишь?

Пошли покурим. Или тебе слабо?

Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь.

Почему ты не куришь? Боишься, что мама заругает?

У нас во дворе многие курят, ничего с ними не случилось. Попробуй и ты

Проблемные ситуационные задачи

- Сейчас я расскажу вам истории, которые произошли с такими же ребятами, как и вы. Сможете ли вы помочь героям в сложной ситуации, дать правильный совет?

Первая история:

«Взрослые веселились и не обращали на Полину с Женей внимания. Им стало скучно. На столе стояли бокалы со спиртными напитками. Женя предложила Полине: «Давай попробуем! Может и нам станет весело…»

- Как Полине поступить дальше? Что ответить Жене?

Вторая история:

«Когда Володя вышел из школы, к нему подошли знакомые ребята из старших классов: Коля и Саша. Коля достал сигареты, они с Сашей закурили и предложили Володе. Володя отказался, но ребята начали настаивать: «Ты что маменькин сынок? Боишься?»

- Как поступить Володе? Что ответить?

Третья история:

«Олег с братом всегда хотели быть во всем похожи на папу, они подражали ему даже в мелочах. Но у папы была вредная привычка – он курил. Однажды, когда папы не было дома, мальчики нашли на столе пачку сигарет, и брат предложил Олегу попробовать»

  • Как должен поступить Олег? Что ответить брату?

Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием, и теперь я уверена, что в подобной ситуации вы не растеряетесь и сделаете правильный выбор!

Ситуационные задачи на взаимодействие ребёнка и взрослого

Л.Н. Толстой сказал: «В семье закладываются корни наших будущих удач и поражений». Трудно не согласиться с классиком. Действительно, атмосфера в родительском доме во многом определяет нашу жизнь. Специалисты отмечают, что самое большое значение имеет общение взрослых и детей в семье. Следующее задание для детей и их родителей. В нем содержится типичные ситуации общения, и мы предлагаем выбрать один из вариантов поведения.

Варианты ситуаций

Варианты поведения родителей

Сегодня у нас уроки закончились пораньше, и мы с Сашей, не торопясь, возвращались домой. У подъезда на лавочке сидели ребята и девчонки из нашего двора. В руках они держали банки с пивом.

- Сашка, попробуй и ты – один из них сунул банку прямо в руки моего друга. И тут из подъезда вышла его бабушка…

1)Как тебе не стыдно! Я сейчас пойду, и все расскажу твоей маме! Будешь знать как «шататься» с кем попало, и прогуливать уроки!

2)Я огорчена увиденным, но не буду тебя ругать, т.к. считаю тебя умным мальчиком, и ты уже сам понимаешь, что можно проводить время гораздо интереснее!  Давай подумаем вместе, чем нам с тобой заняться?

После школы ко мне зашел сосед Димка. Дома никого не было. Тут он достал из кармана пачку сигарет.

- Вот, купил по дороге. Давай покурим!

Мы пошли на балкон. Но тут внезапно пришел папа…

1)Ах ты, негодник! Кого ты привёл в дом?! Я тебя сейчас так отшлепаю, забудешь, что такое сигарета!

2)Мне горько видеть, что ты можешь вот так просто испортить свое здоровье. Но ты уже взрослый, и можешь сам выбирать себе занятие по интересам. Подумайте вместе с другом, сколько увлекательных и полезных дел  есть вокруг.

Учитель: Вы сделали правильный выбор и с достоинством справились с проблемной ситуацией. Спасибо! А сейчас я хотела бы обратиться к ребятам. Согласились ли бы вы на предложение знакомых? Какие чувства вы испытываете при разговоре с родителями? Как бы вы ответили им в такой ситуации?

Сейчас я предлагаю вам закончить предложения.

 Тест «Незаконченное предложение»:

● Алкоголь, наркотики, сигареты – это…

● Наркоман, алкоголик, курящий – это…

● В моей семье отношение к вредным привычкам такое, как…

● Мои друзья относятся к вредным привычкам, как к…

● Я считаю, что вредные привычки нужно…

● Вредные  привычки дают возможность…

● Вредные привычки не дают возможности…

Игровые задания для семей

1. А теперь я предлагаю вам собрать пословицы из слов.

1-ая пословица: «С хмелем познаться – с честью расстаться»

- Как вы понимаете эту пословицу? Правильно, пьянство заглушает рассудок, совесть; пьяный легко может обмануть, не сдержать слово.

2-ая пословица: «Пить до дна – не видать добра»

- О чем эта пословица? Верно, пьяница теряет здоровье, друзей, работу, уважение, окружающих, любовь близких.

2. Разработать и представить антирекламу сигарет, наркотиков, алкоголя.

3. Проверим наши легкие. Каждой команде необходимо было проверить свои легкие. Каждому выдавались шарики, кто быстрее надует и лопнет воздушный шар.

4. Аукцион 

1.Назовите дату первого знакомства европейцев с табаком.

12 октября 1492 г. (Дата открытия Америки Христофором Колумбом).

2. Что такое “пассивное курение”?- Вынужденное вдыхание некурящим табачного дыма, присутствующего в накуренном помещении.

5. Назовите наиболее угрожающие здоровью вредные вещества табачного дыма?

- Их более 30: никотин, угарный газ, канцерогенные вещества.

6. Как действует никотин на организм?

Никотин относится к нервным ядам, в малых дозах он возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения. В норме пульс 65-70 ударов в минуту, после выкуренной сигареты он увеличивается на 10-20 ударов. В больших дозах никотин тормозит, а затем и парализует деятельность клеток ЦНС.

7. Кто из звезд искусства негативно относится к курению? – Сильвестр Сталоне, Патрисия Каас, Джейн Фонда

8. Объясните, кто больше получит вреда от курения: тот, кто первый начал курить сигарету или тот, кто ее докуривает и почему?

-Второй, т.к. в последней трети сигареты как раз и концентрируются самые вредные смолы, самые вредные продукты перегонки табака.

9. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ и в чем его вред?

- Угарный газ. Он, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.

10. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?

-Сердце, т.к. никотин вызывает кислородное голодание сердечной мышцы, повышение кровяного давления, увеличивается частота сердечных сокращений. Никотин также воздействует на надпочечники.

11. В чем сказывается вред курения на работе легких?

- Они не могут полноценно выполнить свою основную функцию – вдох и выдох, т.к. при сгорании образуется деготь, который, в конечном счете, оседает в легких и они становятся менее эластичными. У курильщика, выкуривающего 1 пачку в день, через легкие проходит до 1 л дегтя за 30 лет курения.

12. Какой витамин, необходимый для организма, разрушается при курении?

- Витамин С, для его восполнения после выкуривания 20 сигарет необходимо съесть 4 кг апельсинов.

Заключительная часть

Учитель: В завершении нашего совместного занятия мы соберем с вами «Дерево здоровья». У меня на столе лежат разноцветные листочки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. Каждый из вас выбирает понравившийся листочек и, прочитав, решит, прикреплять ли его к «Дереву здоровья» или же выбросить в корзину.

Учащиеся и их родители  под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют листочки на изображение дерева.

Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось такое яркое, дерево Здоровья. Пусть оно остается нам на память и радует каждый день!

В народе говорят: «Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости, хочешь быть счастлив неделю – женись, хочешь быть счастлив месяц – купи себе машину, хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!».

Дети и взрослые, давайте  встанем в круг, возьмемся за руки и произнесем слова:

                                           Вредные привычки всем мешают жить.

                                           С ними нам не надо никогда дружить!

Так будьте здоровы, до свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наше здоровье в наших руках

Как нужно правильно питаться?Человек чувствует себя по-настоящему счастливо, только когда он здоров....

Классный час по теме "Наше здоровье в наших руках"

В работе приводится разработка классного часа по здоровьесберегающим технологиям....

Веселые старты. "Наше здоровье, в наших руках"

Веселые старты "Наше здоровье, в наших руках" для учащихся 2- 4 классов. Эстафеты на смекалку, быстроту, точность....

проект « Подросток. Здоровый образ жизни. Наше здоровье в наших руках»

«Влияние здорового образа жизни подростков на физические и умственные способности старшеклассников на уроках английского языка по УМК О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой для школ с углубленным изучением ан...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 10 КЛАССА «НАШЕ ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ»

Цель занятия:формирование понимания роли личной ответственности подрастающего поколения за собственное здоровье, зависимости здоровья от образа жизни.Задачи:1.     Выяснить, из как...

Технологическая карта урока "Наше здоровье-в наших руках" 6 класс

открытый урок в 6 классе по теме "Здоровье"....

Открытое мероприятие. Квест для учащихся 5-7 классов "Здоровье в наших руках"

Квест для учащихся 5-7 классов "Здоровье в наших руках"...