Методические рекомендации при дисграфии
учебно-методический материал на тему
Ошибки на письме, их причины и коррекция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Методические рекомендации: "Ошибки на письме, их причины и коррекция"
Педагогическая симптоматика трудностей | Причины |
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр. “зуки” вместо “жуки”, “шапоги” вместо “сапоги”, “панка” вместо “банка”) | Недоразвитие фанетико-фонематического анализа |
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания | |
Несформированность звукобуквенных ассоциаций | |
Недостатки в произношении | |
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр. “трва” вместо “трава”, “кродил” вместо “крокодил”) | Недостаточность звукобуквенного анализа |
Неустойчивость внимания | |
Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр. “васелки” вместо “васельки”, “кон” вместо “конь”, “смали” вместо “смяли”) | Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа |
Не развито умение дифференцировать мышечные усилия | |
Неусвоены правила правописания | |
Ошибки на определении места звука в слове, на выделении звука из слова. | Несформированность фонетико-фонематического анализа. |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов. | Недостатки в развитии вербального анализа. |
Неразличие звуков в слове, выделение только акустически сильных | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа |
Недостаточность звукового анализа | |
Затруднение при определении последовательности звуков в слове | Недостатки в развитии звукового анализа |
Слабое развитие слуховой памяти | |
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т, б-д и др.) | Недостаточность зрительного анализа |
Несформированность анализа пространственных отношений | |
Недоговаривание, добавление звуков | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа |
Недостаточность процессов звукового анализа | |
Недостатки в артикулировании |
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины |
Добавление гласных букв, (напр. “галака” вместо “галка”, “тарава” вместо “трава”, “клюкива” вместо “клюка”, “кувашин” вместо “кувшин”) | Несформированность звукобуквенного анализа |
Неустойчивость произвольного внимания | |
Перестановка букв и слогов в словах, (напр. “звял” вместо “взял”, “пеперисал” вместо “переписал”, “уманя” вместо “умная”) | Недостаточность зрительного анализа |
Недостаточность звукобуквенного анализа | |
Неустойчивость произвольного внимания | |
При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок; (напр. “виситнастне”, “подорожке”, “при летели”, “в зела” вместо “взяла”, “жи вёт” вместо “живёт”, “жвлсу” вместо “живёт в лесу”, “послдаж” вместо “после дождя”) | Несформированность вербального анализа |
Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза | |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
“Зеркальное” написание букв, не узнавание букв в перевёрнутом виде | Недостаточность зрительного анализа |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы | |
Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-д, и-п, н-п) | Недостаточность развития анализа пространственных отношений |
Недостаточность зрительного анализа | |
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки | Слабо развита тонкая моторика руки |
Не сформированы зрительно-двигательные координации | |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
Не усвоено понятие “рабочая строка” |
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины |
Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца | Не сформирована одноправленность считывания слева на право |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки) | Недостаточность развития анализа пространственных отношений |
Не отработанно правило размещения учебного материала в направлении сверху в низ | |
Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закруглённых деталей букв и цифр | Недостаточность зрительного анализа |
Недоразвитие микромоторики | |
Несформированность зрительно-двигательных координаций | |
Несформированность дифференцированных зрительных образов букв | |
Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры) | |
Неряшливое письмо, грязь в тетради, не умение правильно “надавливать” на ручку или карандаш | Недоразвитие макро- и микро- моторики |
Неумение дифференцировать мышечные усилия | |
Не сформированы зрительно-двигательные координации | |
Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности | |
Очень медленный темп письма | Не сформированы зрительно-двигательные координации |
Недоразвитие микромоторики | |
Трудности в произвольном управлении движениями | |
Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв | |
Затруднения в осуществлении звукобуквенного анализа |
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины |
С ошибками списывает с доски | Несформированность процессов зрительного анализа |
Неустойчивость произвольного внимания | |
Неумение поэлементно воспроизводить образец | |
Слабое развитие кратковременной зрительной памяти | |
Сложности при переводе звука в букву и наоборот | Несформированность звукобуквенного анализа |
Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы | |
Не усвоены понятия “звук” и “буква” и их соотношение | |
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений) | Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти |
Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании | |
Недостатки в развитии произвольного внимания | |
Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смещение печатных и письменных букв) | Недостаточность развития процессов зрительного анализа |
Недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв | |
Недостаточное развитие зрительной памяти | |
Тремор (дрожание руки) при письме | Трудности в произвольном управлении микромоторикой |
Неумение дифференцировать мышечные усилия | |
Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций | |
Появление или возрастание ошибок к концу работы | Постепенное ослабление самоконтроля |
Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции | |
Ослабление процессов произвольного внимания |
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины |
Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; напр. “бабабушка”, “ш” вместо “и”, “п” вместо “т”, “ т” вместо “т”) | Недостаточность зрительного анализа |
Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение) | |
Плохо ориентируется в пространстве листая тетради | Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право – лево, верх - низ) |
Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля | |
Трудности в усвоении алфавита | Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти |
Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию | |
Несформированность звукобуквенного анализа | |
Затруднения в употреблении заглавных букв | Недостатки в развитии вербального анализа. |
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | |
Не усвоено соответствующее правило | |
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений | Несформированность вербального анализа |
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия) | |
Трудности при определении слова как части речи. (напр. “бег”, “пение” называет глаголами, “лежать”, “молчать” - не глаголами, т.к. не обозначает действие) | Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания) |
Недостаточность операции абстрагирования | |
Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня. (напр. часы – часовой, жарко – жаркий, светает - свечка) | Конкретность мышления |
Недостаточность мыслительной операции обобщения |
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины |
Неумение применять правила в конкретной ситуации (напр. зная, что “жи – ши” пишется с буквой “и”, пишет “сидел на крышы”) | Недостаточность операции абстрагирования |
Несформированность операции сравнения | |
Недостатки в развитии мыслительной операции анализа | |
Отсутствует “орфографическая зоркость” (не умеет найти орфограмму) | Недостатки в развитии слухового вербального анализа |
Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала | |
Несформированность звукового анализа | |
Недоразвитие зрительной памяти | |
Недостаточность звукобуквенного анализа | |
Недостатки в развитии самоконтроля | |
Несформированность двигательных образов слов | |
Недостаточное артикулирование слов при письме | |
Неотработанна связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой | |
Недостатки в развитии фонематического восприятия | |
Недостаточность развития процессов произвольного внимания | |
Неправильная постановка точки при письме | Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль) |
Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст) | |
Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи в нутрии смыслового |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.
В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы коррекционной раб...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Методические рекомендации по формированию пространственных и временных представлений в профилактике оптической дисграфии.
В работе отмечены основные трудности в формировании пространственных и временных представлений у детей с оптической дисграфией. Даны упражнения, направленные на профилактику и коррекцию данного наруше...
Методические рекомендации по коррекции смешанной дисграфии у младших школьников с ОВЗ.
В практике моей работы чаще всего встречается смешанная дисграфия, в основе которой лежит несформированность сразу нескольких операций письма , поэтому при смешанной дисграфии приёмы корр...
Рекомендации родителям. Дисграфия.
Дисграфия-это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, учащихся в ...