Использование разрезной азбуки для развития звуко-буквенного анализа и синтеза в предупреждении и коррекции дисграфии и дислексии.
методическая разработка на тему

Работа с разрезной азбукой на логопедических занятиях является одним из действенных средств по предупреждению и коррекции дисграфии и дислексии. Непременным условием, обеспечивающим взаимосвязь чтения и письма, является аналитико-синтетическая работа. Осуществление взаимосвязи между этими процессами на основе звукового анализа дает положительные результаты в работе с разрезной азбукой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование разрезной азбуки для развития звуко-буквенного анализа и синтеза в предупреждении и коррекции дисграфии и дислексии.

Работа с разрезной азбукой на логопедических занятиях является одним из действенных средств по предупреждению и коррекции дисграфии и дислексии. Непременным условием, обеспечивающим взаимосвязь чтения и письма, является аналитико-синтетическая работа. Осуществление взаимосвязи между этими процессами на основе звукового анализа дает положительные результаты в работе с разрезной азбукой. Так, составляя слоги и слова из букв, расчленяя слова, изменяя их путем смены отдельных букв, ученик осуществляет практическое деление целого сложного материала на его составные части и вновь из них получает это целое.  

Работа с разрезной азбукой связана с активной деятельностью учащихся. Тем самым обеспечивается их устойчивое и сосредоточенное внимание. Ученики ищут и находят нужные буквы, ставят их в определенном порядке, перемещают при наращении или замене в соответствии с заданиями. Дети слышат слово, производят его звуковой анализ, звуковой состав представляют в виде письменных знаков, слышимое становится видимым. Затем происходит обратный процесс: дети читают, переводят буквенный состав в звуковой, видимое становится слышимым, учащиеся готовятся к чтению, написанию слов и предложений. Они осваивают и определяют метод работы, учатся сначала действенно, а затем мысленно составлять слова. Отвлеченные грамматические понятия — слог, слово, предложение — в работе с разрезной азбукой конкретизируются, становятся зримыми и даже ощутимыми. К перечисленным достоинствам работы с разрезной азбукой следует присоединить постепенное овладение умением самостоятельно анализировать, рассуждать, соотносить правило и действие, строить свою работу в определенной последовательности.

Включение этого метода в основную работу логопеда приводит к положительным результатам в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Каждый ребенок самостоятельно выполняет данное учителем-логопедом задание, мысленно воспроизводит весь процесс анализа и синтеза слова: делит его на слоги, соотносит звук с определенной буквой, находит нужные буквы, соединяет их в слоги, а слоги в слова или составляет предложение из заданных слов или на заданную тему.

Некоторые игры с разрезной азбукой, которые можно включать в работу логопеда на разных этапах формирования и коррекции письменной речи и чтения у детей:

  1. Игры, направленные на формирование фонематического анализа и синтеза. 

Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков и соотносить данный звук с буквой.

Детям нужно поднять карточку с изображением звука, который они услышат.

Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, К, А и т.д.; только гласные звуки, только согласные звуки.

  1. Игры на выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука (начало, середина, конец) и соотнесение данного звука с буквой.

Цель. Учить определять место расположения звука в слове.

Детям устно предлагается слово, в котором они должны определить 1-й звук (последний) и поднять соответствующую букву, придумать слова на этот звук; выложить из разрезной азбуки слова, в названии которых заданный звук находится в начале слова, в середине слова, в конце.

  1.  Игры на определение последовательности звуков в слове.

Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове.

Детям показывается картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой   схемы   соответствует   количеству   звуков   данного   слова.   Детям раздаются  карточки разрезной азбуки  и  предлагают  выложить  их  в  графической  схеме. (Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук). По мере выделения звуков в слове дети с помощью карточек разрезной азбуки заполняют схему слова.

  1.    Игры, направленные на развитие навыка синтеза слов.

Цель. Развивать умение составлять слова из предложенных карточек разрезной азбуки.

Детям предлагается угадать, какое слово получится из карточек-букв (карточки даются в случайном порядке, слова подбираются по мере усложнения структуры слова: односложные слова без стечения согласных: мох, кит, мак; двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов: рука, нога, ваза; односложные слова со стечением согласных: мост, крот, танк; двусложные слова без стечения согласных: лимон, ветер; двусложные слова со стечением согласных: ручка, арбуз и т.д.)

  1. Игры, направленные на формирование зрительного анализа и синтеза. 

Цель. Учить анализировать слова и работать над составлением новых слов.

Нужно составить ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой; добавить одну букву к слову; убрать одну букву из слова; поменять одну букву на другую (гласную; согласную), чтобы получилось новое слово; придумать слова, состоящие из трех букв, в которых вторая и третья буквы известны (..ом - дом, ком, сом).

  1. Зрительный анализ букв, выделение их в слове

Цель. Развивать умение анализировать  и запоминать зашумленные слоги, слова.

Предлагается картинка с напечатанным зашумленным слогом, словом и закрывается. Детям нужно запомнить и выложить из разрезной азбуки увиденный слог, слово.

  1. Игры, направленные на формирование фонематического и зрительного анализа и синтеза. 

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза, зрительного восприятия букв. 

Предлагается большое слово из разрезной азбуки. Дети, используя буквы этого слова должны составить несколько новых слов.

Доступность и привлекательность игровых ситуаций с разрезной азбукой позволяет сделать логопедические занятия более эффективными  и интересными в работе по предупреждению и коррекции дисграфии и дислексии.

Литература:

1. Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. «Первоначальное обучение и воспитание детей»  М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.

2. Смирнова А. А. «Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста», электронный ресурс, режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/ library/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-fonematicheskog.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза на логопедических занятиях в школе

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза на логопедических занятиях в школе...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:«Предупреждение и коррекция дисграфии у младших школьников"

Нарушения чтения и письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста. Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и ...

«Дифференциация звуков д - т, д\' - т\' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза».

laquo;Дифференциация звуков д - т, д' - т' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза»....

Игры на развитие звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза

Игры на развитие звуко - буквенного  и слогового анализа и синтеза....

Игры на развитие звуко - буквенного анализа у младших школьников.

Игры на развитие звуко - буквенного анализа у младших школьников....

"Коррекция дисграфии и дислексии в условиях школьного логопункта"

Выступление на МО "Коррекция дисграфии и дислексии в условиях школьного логопункта"...