Использование разрезной азбуки для развития звуко-буквенного анализа и синтеза в предупреждении и коррекции дисграфии и дислексии.
методическая разработка на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование разрезной азбуки для развития звуко-буквенного анализа и синтеза в предупреждении и коррекции дисграфии и дислексии.
Работа с разрезной азбукой на логопедических занятиях является одним из действенных средств по предупреждению и коррекции дисграфии и дислексии. Непременным условием, обеспечивающим взаимосвязь чтения и письма, является аналитико-синтетическая работа. Осуществление взаимосвязи между этими процессами на основе звукового анализа дает положительные результаты в работе с разрезной азбукой. Так, составляя слоги и слова из букв, расчленяя слова, изменяя их путем смены отдельных букв, ученик осуществляет практическое деление целого сложного материала на его составные части и вновь из них получает это целое.
Работа с разрезной азбукой связана с активной деятельностью учащихся. Тем самым обеспечивается их устойчивое и сосредоточенное внимание. Ученики ищут и находят нужные буквы, ставят их в определенном порядке, перемещают при наращении или замене в соответствии с заданиями. Дети слышат слово, производят его звуковой анализ, звуковой состав представляют в виде письменных знаков, слышимое становится видимым. Затем происходит обратный процесс: дети читают, переводят буквенный состав в звуковой, видимое становится слышимым, учащиеся готовятся к чтению, написанию слов и предложений. Они осваивают и определяют метод работы, учатся сначала действенно, а затем мысленно составлять слова. Отвлеченные грамматические понятия — слог, слово, предложение — в работе с разрезной азбукой конкретизируются, становятся зримыми и даже ощутимыми. К перечисленным достоинствам работы с разрезной азбукой следует присоединить постепенное овладение умением самостоятельно анализировать, рассуждать, соотносить правило и действие, строить свою работу в определенной последовательности.
Включение этого метода в основную работу логопеда приводит к положительным результатам в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Каждый ребенок самостоятельно выполняет данное учителем-логопедом задание, мысленно воспроизводит весь процесс анализа и синтеза слова: делит его на слоги, соотносит звук с определенной буквой, находит нужные буквы, соединяет их в слоги, а слоги в слова или составляет предложение из заданных слов или на заданную тему.
Некоторые игры с разрезной азбукой, которые можно включать в работу логопеда на разных этапах формирования и коррекции письменной речи и чтения у детей:
- Игры, направленные на формирование фонематического анализа и синтеза.
Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков и соотносить данный звук с буквой.
Детям нужно поднять карточку с изображением звука, который они услышат.
Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, К, А и т.д.; только гласные звуки, только согласные звуки.
- Игры на выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука (начало, середина, конец) и соотнесение данного звука с буквой.
Цель. Учить определять место расположения звука в слове.
Детям устно предлагается слово, в котором они должны определить 1-й звук (последний) и поднять соответствующую букву, придумать слова на этот звук; выложить из разрезной азбуки слова, в названии которых заданный звук находится в начале слова, в середине слова, в конце.
- Игры на определение последовательности звуков в слове.
Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове.
Детям показывается картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются карточки разрезной азбуки и предлагают выложить их в графической схеме. (Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук). По мере выделения звуков в слове дети с помощью карточек разрезной азбуки заполняют схему слова.
- Игры, направленные на развитие навыка синтеза слов.
Цель. Развивать умение составлять слова из предложенных карточек разрезной азбуки.
Детям предлагается угадать, какое слово получится из карточек-букв (карточки даются в случайном порядке, слова подбираются по мере усложнения структуры слова: односложные слова без стечения согласных: мох, кит, мак; двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов: рука, нога, ваза; односложные слова со стечением согласных: мост, крот, танк; двусложные слова без стечения согласных: лимон, ветер; двусложные слова со стечением согласных: ручка, арбуз и т.д.)
- Игры, направленные на формирование зрительного анализа и синтеза.
Цель. Учить анализировать слова и работать над составлением новых слов.
Нужно составить ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой; добавить одну букву к слову; убрать одну букву из слова; поменять одну букву на другую (гласную; согласную), чтобы получилось новое слово; придумать слова, состоящие из трех букв, в которых вторая и третья буквы известны (..ом - дом, ком, сом).
- Зрительный анализ букв, выделение их в слове
Цель. Развивать умение анализировать и запоминать зашумленные слоги, слова.
Предлагается картинка с напечатанным зашумленным слогом, словом и закрывается. Детям нужно запомнить и выложить из разрезной азбуки увиденный слог, слово.
- Игры, направленные на формирование фонематического и зрительного анализа и синтеза.
Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза, зрительного восприятия букв.
Предлагается большое слово из разрезной азбуки. Дети, используя буквы этого слова должны составить несколько новых слов.
Доступность и привлекательность игровых ситуаций с разрезной азбукой позволяет сделать логопедические занятия более эффективными и интересными в работе по предупреждению и коррекции дисграфии и дислексии.
Литература:
1. Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. «Первоначальное обучение и воспитание детей» М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
2. Смирнова А. А. «Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста», электронный ресурс, режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/ library/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-fonematicheskog.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование комплекса материалов по дифференциации звонкости-глухости парных согласных «Т-Д» в предупреждении и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников». (статья и презентация)
VI Международная научно-практическая конференцияРоссийской ассоциации дислексии РЕБЕНОК С ДИСЛЕКСИЕЙ В РЕАЛИЯХ XXI ВЕКА...
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза на логопедических занятиях в школе
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза на логопедических занятиях в школе...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:«Предупреждение и коррекция дисграфии у младших школьников"
Нарушения чтения и письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста. Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и ...
«Дифференциация звуков д - т, д\' - т\' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза».
laquo;Дифференциация звуков д - т, д' - т' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза»....
Игры на развитие звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза
Игры на развитие звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза....
Игры на развитие звуко - буквенного анализа у младших школьников.
Игры на развитие звуко - буквенного анализа у младших школьников....
"Коррекция дисграфии и дислексии в условиях школьного логопункта"
Выступление на МО "Коррекция дисграфии и дислексии в условиях школьного логопункта"...