Методическая разработка "Методика работы над басней в начальной школе".
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества: правильность, беглость, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем все-таки остается. Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
В основном работа над выразительностью чтения активно ведется в начальной и средней школе. Учитель на речевой разминке (пятиминутке) дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались в начальной школе, им становится неинтересно. Постепенно учителя перестают использовать на уроке специальные упражнения и ограничиваются работой над выразительным чтением только при непосредственном изучении школьниками текста произведений.
Логические ударения
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Приведем примеры:
1.На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения учитель просит сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа учитель просит ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем учитель еще раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.
2.На доске записано предложение.
Скоро наступит жаркое лето.
Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.
Учитель последовательно и выразительно читает два-три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.
Серебряный туман пал на окрестность.
Я награжу тебя.
Ручьи слез покатились по бледному лицу.
6. На доске записано предложение: «Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина». Учитель предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели учитель задает следующие вопросы:
Когда читали учащиеся повесть Пушкина?
Кто читал сегодня повесть Пушкина?
Что делали сегодня учащиеся?
Что читали учащиеся сегодня?
Чью повесть читали учащиеся сегодня?
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы.
1 Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.
Как удивили | его слова | брата!
Как удивили его | слова брата!
2 Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. Приведем примеры:
Упражнения на повышение и понижение тона голоса
а) Упражнение «Прыжок»
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.
Б)Упражнение «Поход»
Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.
2. Работа над интонацией в повествовательном предложении
Учитель записывает на доске предложение: В нашем классе сегодня будет чаепитие. Учащиеся читают предложение с логическим ударением на слове класс, обозначают логическое ударение и паузу. Затем еще раз читают предложение и устанавливают, что это предложение повествовательное. Повторно предложение читает учитель, а школьникам предлагается внимательно послушать и проследить за движением (повышением и понижением) голоса учителя. При чтении голос учителя сначала повышается, а потом понижается. Движение голоса обозначается стрелками:
Совместно с учителем делается вывод о том, что в повествовательном предложении развитие фразы вместе с развитием мысли заставляет наш голос повышаться, а завершение ее вместе с окончанием мысли заставляет наш голос понижаться.
Басня – это короткий аллегорический рассказ с нравоучением. Иносказание составляет специфику басни. Через образы и поступки животных отражаются недостатки людей. Воспитательная ценность и яркий образный язык определяют важность изучения таких произведений в специальной школе.
Примерный план работы над басней:
1) Подготовительная работа – беседа, работа с иллюстрациями для актуализации тех образов животных, о которых пойдет речь в сказке, лингвистический комментарий.
2) Чтение басни – учитель читает выразительно полностью (А. К. Аксенова предлагает читать по частям с одновременным разбором).
3) Ориентировочная беседа – понравилась (не понравилась) басня, кто главные действующие лица.
4) Повторное чтение текста учащимися.
5) Анализ текста басни – обобщающие вопросы, выборочное чтение с целью анализа поступков персонажей и понимания морали басни, выяснение контекста (действия животных выражают действия людей).
6) Работа над текстом - чтение басни по ролям, заучивание наизусть, драматизация, изготовление рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по физической культуре для начальной школы
Учебно-методическое пособие по физической культуре подвижные игры в начальной школе...
Методическая разработка клубного часа в ГПД начальной школы по ПДД
Сценарий клубного часа по правилам дорожного движения для начальной школы в группе продленного дня, который дает возможность в игровой форме закрепить имеющиеся у учищихся знания по этой теме....
Методическая разработка .Выпускной вечер "Прощание с начальной школой".
Цели и задачи : -развивать творческие навыки учащихся, умение работать в коллективе; - привлекать родителей к участию в школьных мероприятиях; - формировать чувство прекрасного, развивать речевые умен...
Методическое пособие по физической культуре для начальной школы.
План-конспект урока по физической культуре.3 класс.Тема урока: "Акробатические упражнения"....
Методическая разработка ВИТАМИННЫЕ СТАРТЫ (для учащихся начальной школы)
Блажнова Т.А., учитель физической культуры Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №18» Методическая разраб...
Методическая разработка праздника "Масленица" для учащихся начальной школы
Материал рассчитан на учащихся младших классов. Цель мероприятия направлена на создание праздничной атмосферы, углубление знаний в области русского-народного фольклора, сплочению детского коллектива....
Методическая разработка по выполнению проектов в начальной школе: "The ABC-tree!"
Методическая разработка является определенным руководством для выполнения проектов в начальной школе по английскому языку....
- Мне нравится (1)