Экологическое образование учащихся ГБОУ школа 565 на уроках адаптивной физкультуры
статья на тему
Экологическое образование учащихся на уроках адаптивной физкультуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_eko-afk.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование учащихся ГБОУ школа 565
на уроках адаптивной физкультуры
2017—2018 учебный год
Автор: учитель ЗИНОВЬЕВА Т.Н.
Суть экологического образования как процесса обучения с индивидуальным подходом к каждому ученику, что определено спецификой школы, — в формировании экологической культуры, способствующей безопасному взаимодействию человека с природой. Чем выше культура — тем бережнее взаимоотношения, в свою очередь, определяемые пониманием существующих законов природы, значимости здорового образа жизни, сочувствия всему живому и уважительного отношения к труду, восприятия красоты и всего того, без чего сложно говорить о полноценном развитии личности ребенка.
Очевидно: цель экологического образования или индивидуализированного обучения — формирование экологической культуры, что согласуется с общей концепцией обучения и воспитания ребенка, ориентированной на общечеловеческие ценности, и ставит задачу его личностного развития.
Цель экологического образования достигается по мере решения следующих задач:
- образовательных — формирование знаний об экологии;
- воспитательных — формирование навыков эко-поведения (деятельности и здорового образа жизни);
- развивающих — расширение и закрепление знаний о природе как целостной системе.
Экологическое образование должно проходить через всю систему учебно-воспитательной работы — на уроках, в группе продленного дня, во внеурочное время. Это могут быть экскурсии, прогулки, экологические игры, беседы, познавательные видеосюжеты, ручной труд и творческие занятия. Как и общее обучение детей с умственной отсталостью, экологическое образование имеет свои особенности.
Его цель – формирование у обучающихся нашей школы привычки к здоровому образу жизни и бережному отношению к окружающей среде, достижение которой осуществляется посредством разнообразных современных образовательных технологий.
Наиболее доступен пониманию учеников нашей школы материал, подаваемый в игровой, творческой форме, поскольку у детей, скажем, с умеренной степенью умственной отсталости основной деятельностью является игра. А в ней сочетаются (объективно) три важных фактора: во-первых, дети включаются в практическую деятельность, во-вторых, получают от нее морально-психологическое и эстетическое удовлетворение, в-третьих, углубляют свои познания об окружающей их среде. Наиболее подходящим для реализации этой цели уроком является адаптивная физкультура.
Повышению эффективности экологического образования способствует использование различных форм и методов работы: наблюдение и систематизация, эксперимент и опыт, моделирующая деятельность, труд на природе, экскурсии и прогулки, чтение (альтернативное чтение) и просмотр видеоматериалов по теме, беседа, творческие занятия (ручной труд, рисование), работа с родителями и т. д.
1. Экологически образовывая наших учеников, важно привлекать к процессу родителей, поскольку именно в семье прививаются первичные навыки здорового образа жизни как составляющей эко-поведения (в виде навыков самообслуживания). Элементарные наглядные пособия, например, таблички с алгоритмом действий, закрепленные в стратегически значимых местах (рядом с умывальником, полотенцем для вытирания рук, унитазом, сливным бачком, мусорным ведром, розеткой, на входной двери, у обеденного стола и так далее) помогают ребенку воспринять и закрепить навыки гигиены и заботы о своем здоровье.
2. Наблюдение за животными и птицами, уход за домашним питомцем, прогулки на природе и труд на дачном участке можно превратить в интересное творческое занятие или игру. Детям нравится слушать рассказы, изображать или узнавать знакомые сюжеты в играх. Здесь большое значение имеет полученный ребенком сенсорный опыт. В русле экологического образования на уроках адаптивной физкультуры дети имеют возможность уточнять форму (например, мячей или ориентиров), размер (мячей, ориентиров, ворот, клюшек, обручей), цвет (мячей, шаров в сухом бассейне, ориентиров, обручей, фишек), температуру (например, в проветренном и непроветренном спортивном зале, в школе и на улице, если погода позволяет проводить урок на школьном стадионе), фактуру (пол в спортзале и поле школьного стадиона, поверхность гимнастической скамейки и каната) и другие особенности объектов природы, предметов.
В контексте экологического образования, с акцентом на здоровьесберегающие и игровые технологии, используемые на уроках адаптивой физкультуры, в школе проводились комплексные мероприятия, объединенные общим названием "Умные прогулки", в процессе которых дети получили возможность наблюдать, изучать природу и углублять свои познания о ней.
Вместе с родителями дети делали кормушки и скворечники, с учителями и воспитателями развешивали их на территории пришкольного участка. Наполняли кормушки зерном и хлебом и наблюдали за птицами. Так у детей появилось желание заботиться, например, о птицах. Дети уяснили, чем их можно кормить и почему, а что способно погубить их, и почему нельзя выплевывать на улице жвачку — принимая ее за мякиш, птицы клюют жевательную резинку. Она склеивает им клюв, и птицы гибнут от голода. То же и с пластилином.
На занятиях такого рода уточнялись представления детей о природе и природных явлениях. В частности, о птицах: как выглядят и передвигаются, характерные особенности, какие издают звуки, чем питаются и какую приносят пользу. Впоследствии эти наблюдения успешно использовались на уроках адаптивной физкультуры (пройтись, например, как уточка или помахать крылышками, как воробей, пройти или проползти по гимнастической скамейке, ставшей мостиком через холодный ручей или перепрыгнуть лужи по фишкам-камешкам или кочкам и так далее, чтобы спасти от Лисы Серую Шейку).
3. В нынешнем учебном году дети продолжили осваивать такой вид деятельности, как экспериментальное исследование, что дало им реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимодействиях с другими объектами и средой. Объектом исследования были вода, лед, снег.
Дети рассматривали под увеличительным стеклом снежинки, наблюдали, как кипяток растапливал снег и лед, а потом сам превращался в лед, делали цветной снег, лепили снеговиков и украшали деревья снежными рожицами, катались в санках и пр. Выяснили, какой снег пригоден для лепки снежков и снеговика, а из какого никогда ничего не получится.
4. Осенью дети наблюдали за листопадом, собирали гербарий, а затем на уроках адаптивной физкультуры занимались творчеством: сочиняли "живые картины" (дерево в ветер, листопад, заготовка хвороста, дождь). Повторяли основы безопасности: почему нельзя жечь в лесу костры и самостоятельно включать дома газ.
5. Хорошо разнообразят уроки адаптивной физкультуры тематические элементы времен года. Дети вспоминали, какие времена года они знают и получали новые знания о флоре и фауне, смотрели видео-уроки о временах года и о сезонных изменениях в природе. С удовольствием демонстрировали полученные знания на уроке: (походка животных и птиц — ходьба по кругу с заданием, заготовка хвороста и укладка дров — ОРКУ с мячом, ловля рыбы — занятия в сухом бассейне, отдых на пляже — волейбол и занятия в сухом бассейне и так далее).
6. Значительную роль в формировании экологического сознания у обучающихся нашей школы, применимо к урокам адаптивной физкультуры, играют такие акции, как "Помощь бездомным животным" (по приведенной выше схеме), участие в субботниках, тематических соревнованиях и динамических переменах.
Учитывая, что еще лет 30-40 назад проблемы экологии обсуждались в основном специалистами, а к сегодняшнему дню обрели масштабный характер, став одной из актуальнейших проблем современности, очевидно: когда человечество, по утверждению ученых, катится в пропасть экологического кризиса, экологическое образование призвано решать насущную задачу — формирование экологически ориентированного сознания.
Работа в этом направлении ведется с учетом режима дня, расписания, тематического планирования и структуры уроков. В каждом пункте всегда присутствует элемент экологической направленности. Так в нашей школе, в частности на уроках адаптивной физкультуры, осуществляется экологическое образование учащихся с целью формирования экологического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-опытный участок школы как центр - экологического образования учащихся.
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО- ОПЫТНОГО УЧАСТКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ УСПЕШНО РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО, ЭСТЕТИЧЕСКОГО, ПРИРОДООХРАННОГО ВОСПИТАНИЯ. эТО- "ЗЕЛЕНЫЙ КЛАСС ", КОТОРЫЙ СОЗДАЕТСЯ УЧАЩИМИСЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧ...
Вопросы экологического образования учащихся при изучении физической и экономической географии в школе
Проблемы борьбы с антропогенным загрязнением нашей планеты и надежной охраны окружающей среды пока еще далеки от конкретного решения. В настоящее время...
Статья: Переутомление у учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида на уроке адаптивная физкультура
Статья на тему: Переутомление у учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида на уроке адаптивная физкультура...
Статья "Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Научно-методическая статья " Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ 9е класс
Категория обучающихся : дети ОВЗ с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) с детским церебральным параличом, в ОГКОУШ№39.Тема урока: Выполнение движений руками Цель: увеличение общ...
Конспект урока адаптивной физкультуры для детей с ОВЗ "Игра в мяч"
В материале раскрываются комплексы ОРУ для детей с ОВЗ с использованием мячей...