Речевая конференция "Как бабы-яги сказку спасали".
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Кирякова Татьяна Николаевна

Рассмотрена актуальность проблемы формирования речевых навыков у детей среднего школьного возраста с нарушениями слуха, как условие успешной подготовки к школьному обучению и формированию грамотной речи, развитие слухового восприятия.Речевые праздники для детей с нарушениями слуха способствуют активизации речевого словаря,  автоматизации звуков, формированию  слуховых навыков, координации движений, развитие музыкального слуха. Данный урок может служить методической разработкой, где наглядно просматривается преемственность  работы между учителем- дефектологом, педагогом, воспитателем и родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Как бабы – яги сказку спасали»

Кирякова Т. Н., учитель- дефектолог I квалификационной категории

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Волжская школа № 2»

Аннотация.  Рассмотрена актуальность проблемы формирования речевых навыков у детей среднего школьного возраста с нарушениями слуха, как условие успешной подготовки к школьному обучению и формированию грамотной речи, развитие слухового восприятия.

Ключевые слова: речевая конференция, дети с нарушениями слуха, средний школьный возраст,  дефектология,  слуховое восприятие, звукопроизношение.

 В ГКОУ «Волжская школа № 2», была проведена речевая конференция в шестом классе первого вида  по теме: «Как бабы - яги сказку спасали» в рамках декады по  формированию произношения и развитию слухового восприятия в форме отчётного открытого урока с приглашением учителей – дефектологов, администрации образовательного учреждения, родителей детей обучающихся в данных классах, педагогов, обучающихся начальных классов.  На мероприятии присутствовали родители обучающихся детей, учителя-дефектологи, администрация, обучающиеся начальных классов.    

Цель урока - показать  индивидуальные коммуникативно-речевые возможности обучающихся.                                                                                  

Задачи: 1. Уметь использовать языковой материал в речи, в разных видах общения.                                                              

2. Готовность слушать собеседника и вести диалог.                                                                                          

3.Использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (соответствующее выражение лица, соответствующие жесты).                                                                                                                                                                                      

4. Вырабатывать и закреплять навыки самоконтроля произношения.

5.Воспроизводить слова с соблюдением ритмико-интонационной структуры и звукового состава в пределах возможностей ребёнка.                                                                    

6.Вызвать положительные эмоции у детей во время открытого мероприятия.

Во время мероприятия были использованы наглядные методы в виде презентации с использованием компьютерных технологий по теме «Волшебные сказки», был представлен вернисаж рисунков и поделок, красочное оформление зала. Дети показывали свои речевые возможности: пели песни, танцевали и пели частушки, обыгрывали сценки, вели диалоги.

Весь речевой и материал по слуховой работе подбирался индивидуально к каждому ребёнку с учётом его слуховых и речевых возможностей и степенью потери слуха. Была проведена большая предварительная разъяснительная словарная  работа с детьми  по теме, рассматривание различного демонстрационного материала, слушание неречевых звуков (шум леса, пение птиц, скрип дерева и т. д.), просмотр фильмов-сказок и чтение сказок в книгах.

Вся работа была распределена на педагогов: учителя-изобразительного искусства, классного руководителя, воспитателя продлённого дня,  учителя музыки и учителя-дефектолога. Дети принимали активное участие в оформлении праздника: рисовали рисунки, с помощью взрослых делали себе костюмы. В результате   получился яркий, красочный, радостный праздник с позитивно настроенными  эмоциями  детей и взрослых.   Во время мероприятия обучающиеся умели анализировать свои действия и управлять  ими. Применяли полученные раннее  навыки сотрудничества с  взрослыми и сверстниками, использовали языковой материал в речи, в различных видах общения.  

Обучающиеся шестого класса 1-го вида произносили речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе (самостоятельно). Дети передавали в речи различные эмоциональные оттенки высказывания (радости, огорчения, удивления, растерянности и тд), используя в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (соответствующее выражение лица, позу, пластику). Произносили слова слитно с ударением, соблюдая орфоэпические правила.                                        

Сценарий урока: «Как бабы – яги сказку спасали».

Сказочный лес. Избушка бабы-яги. За кадром слова автора под музыку.

Автор. –  Многие думают, что Баба-Яга-это злая, вредная старуха, которая постоянно делает подлости и гадости хорошим людям. Может быть, так оно и было, но давно. Проходит какое-то время и всё меняется. Сколько они прожили, никто не знает, а вот, сколько проживут - это неизвестно. Они будут жить до тех пор, пока про них читают и пишут. Я очень люблю этих забавных старушек и хочу рассказать вам о том ,что они поделывают сейчас. Итак - вперёд!

1 сцена.

Выходит средняя баба-яга с баночками и перебирает свои травки и мази под музыку. Вдруг музыка затихает и слышится скрип. Выходит старшая баба-яга и хромает. Доходит до скамейки и с трудом садится. Средняя Баба-яга её осматривает и начинает втирать в больную ногу мазь.

Старшая Б.Я.– Ты не жалей мази, побольше мажь. Скрипит нога. Больно.  

Средняя Б.Я. – У нас этой мази мало. Всего 30 вёдер. Лет на сто хватит и всё.                                                                                                                                                                                         Старшая Б.Я. – Не прожить нам много лет (вздыхает).                                                Средняя Б.Я. –Как это не прожить? Мы же вечные. Мы в сказках живём. Старшая Б.Я. –Сказки про нас никто не читает, новые никто не пишет. Ну, да ладно, хватит. (проходит по комнате. Скрип в ноге пропал. Начинает танцевать и петь частушки с сестрой).

Частушки

1.Вот нога хорошая                        2.Ты сестра моя играй

Вот нога как новая !                           И частушки запевай!

Буду петь, и танцевать,                       Пусть послушает народ,

В балалаечку играть!                          Как Ягусенька поёт!

Стар.Б.Я.- Эх, какая жизнь была! Просто сказка! Коль сказки нет, так и помирать пора. А ты мази жалеешь!

Сред. Б.Я.-А помирать-то не хочется.

Старш.Б.Я.- А так скучно жить хочется? Никто не потревожит, каргой старой не назовёт.

Сред.Б.Я.- Может ещё случится в нашем лесу сказка (говорит мечтательно).

Старш.Б.Я.-Нет, сестрица.

Сред.Б.Я.- Пойду за водой схожу(берёт вёдра и идёт к двери. Дверь с треском распахивается и ударяет по лбу. Влетает с криком баба-яга младшая).

2 сцена.

Млад. Б.Я.- Тоскуете, коряги старые? А я нашла в нашем лесу кое-что сказочное.

Старш.Б.Я.- Тоскуем, некуда в ступе слетать.

Сред.Б.Я- Так что же ты нашла?

Млад. Б.Я.-(садится на лавку между сёстрами и рассказывает)-Дело было так. Рано утром я пошла в лес. Солнце светит, ветерок дует. В лесу дятлы перестукиваются.

Старш.Б.Я.- Ты короче можешь?  

Млад. Б.Я- Могу. На чём я остановилась?

Сред.Б.Я- На дятлах.

Млад. Б.Я.- На каких дятлах?

Сред.Б.Я- Которые перестукиваются.

Млад. Б.Я.-С кем перестукиваются?

Старш.Б.Я.- Не знаю я, с кем они перестукиваются. Ты про дело говори.

Млад. Б.Я- Про какое дело?

Сред.Б.Я- Так вот я и говорю. Дело было так. Рано утром я пошла в лес. Солнце светит, ветерок дует. Дятлы перестукиваются.

Старш.Б.Я.- (кричит)-Хватит про дятлов. Ты рассказывай про то, что нашла в лесу, а не про дятлов.

Млад. Б.Я-( удивляется)-Про каких дятлов?

Старш.Б.Я.- Которые перестукиваются!

Млад. Б.Я- Знаешь что! Если ты будешь тут бегать и кричать, то ничего не расскажу.(старшая Б.Я. улеглась на печку, а младшая подсела к средней на скамейку, спросила).-На чём я остановилась?

Сред.Б.Я- На дятлах.

Млад. Б.Я-Так вот. Пошла я на стук дятлов, вдруг споткнулась и упала. Поднялась, посмотрела, а это. Это… я такого никогда не видела. Это…

Старш.Б.Я.-(встала с печи и подошла со средней к младшей)-Ну что? Не томи.

Млад. Б.Я- Это … червяк!!!

Старш.Б.Я.- Ты что шутишь?

Млад. Б.Я- Слушай дальше. Червяк длинный ни головы, ни хвоста. А худючий. Лежит и не шевелится, как неживой. Жалко, дай, думаю, оживлю. Стала колдовать, и вдруг у него в животе человеческие голоса заговорили.  

Сред.Б.Я- Так, может, он съел кого, вот они там и беседуют.

Млад. Б.Я- Да, что ты! Он такой худой, что кроме муравьёв, никто не поместится.

Старш.Б.Я.-А где он?

 Млад. Б.Я-   У трёх дубов.

 Сред.Б.Я   - Слетаем, послушаем.

3 сцена.

Бабы-ёжки по одной улетают каждая на своём транспорте. Старшая на метлу, средняя на самокате, младшая на скейте. Прилетают в лес. Лежит кабель. Старшая приложилась к «червяку» ухом и стала слушать. «червяк» молчит. Выходит солдат маршируя поёт песню.

Ать-два левой, ать-два правой

Вдоль по дороге я иду.

Куда  иду я не знаю.

Дорога сама меня приведёт

Куда ни будь. Ать -два левой

Ать-два правой. Стой ать-два.

Садится за связь и настраивает аппаратуру.

Млад. Б.Я-   Надо колдовать.(старшая бормочет и крутит руками. Вдруг, стали доносится голоса).

Сред.Б.Я  -Сделай погромче.(старшая плюнула на червяка и стало громче).

Солдат- «Дятел»! «Дятел»! Я-«Ромашка»!

Автор (за кадром)- «Ромашка»! Я «Дятел»! Слышу вас хорошо. Подтвердите выход солдат на ученья.

Солдат- Подтверждаю.

Автор (за кадром)-Молодец! Подтвердите готовность личного состава.

Солдат- Подтверждаю.

Автор (за кадром)-Молодец! Постоянно будьте на связи. Конец связи.

Солдат- Есть конец связи! (Всё забулькало и стихло).

Сред.Б.Я  - Наконец-то настоящие чудеса начались.(прыгает от радости). Ромашка разговаривает с дятлом внутри худого червяка.

Старш.Б.Я.- Нет, это не чудеса. Солдаты по разным концам нашего леса сидят и всякие разговоры говорят. Это полевой телефон называется. А червяк-не  червяк, а кабель.

Сред.Б.Я  -А почему «полевой», если он не в поле, а в лесу?

Старш.Б.Я.- Почему, почему! А не почему! Это военная тайна называется. Нам тут только солдат не хватает. Мы сейчас сами сказку делать начнём. (Колдуют

втроём).

Солдат- «Дятел»! «Дятел»! Я-«Ромашка»!

Старш.Б.Я.- Туалетная бумажка.

Солдат –Это что за шуточки? 

Сред.Б.Я  -Жаренные уточки.

Солдат- «Дятел»! Я-«Ромашка»! прекратите хулиганить!

Млад. Б.Я-   Пятку можете поранить.

Солдат-«Ромашка», тут какие-то помехи.

Все Б.Я.- Будет дятлу на орехи!

 Солдат- «Дятел»,я-«Ромашка»! Кто-то прослушивает нашу связь! Вышлите кого-нибудь из солдат найти шпиона.

Сред.Б.Я  -Сейчас солдатика пошлют.

Старш.Б.Я.- Тихо ты!

Автор--«Ромашка»! Все солдаты на учениях.

- Солдат.- Неужели никого нет?

Автор-Да, есть тут один, но у него увольнительная.  К нему едет невеста.

- Солдат- Оставить увольнительную. Послать на устранение опасности.

Автор-«Ромашка», но к нему невеста приезжает.

- Солдат- Оставить невесту. Выполнять!

Автор-Есть!

- Солдат-Конец связи.

Старш.Б.Я.- К нему ещё и невеста приезжает.( Рвёт кабель).

Сред.Б.Я  -Надо составить план, предупредить Кощея. Собрать всё необходимое.

Млад. Б.Я- Шапку-невидимку, сапоги-скороходы, ну и прочее. Полетели!!!

Старш.Б.Я.-Итак, Бабы-яги есть?

Сёстры—Есть!

Старш.Б.Я.- Красна-девица имеется?

Сёстры- Имеется!

Старш.Б.Я.- Солдат со злом бороться идёт?

Сёстры—Идёт!

Все-Ну, наконец-то!!!( садятся на свой транспорт и улетают)

Речевые праздники для детей с нарушениями слуха способствуют активизации речевого словаря,  автоматизации звуков,формированию  слуховых навыков, координации движений, развитие музыкального слуха. Данный урок может служить методической разработкой, где наглядно просматривается преемственность  работы между учителем- дефектологом, педагогом, воспитателем и родителями.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                     Литература:

    1.Г.И.Успенский. Очерк « Новые народные  сказки и песни».Москва     «Просвещение» 2007 год                                                                                                       

2.Выготский Л.С. . Мышление и речь// Собр.соч.:В 6 т.-М.,1982. – Т.2.-С.19         

3.Т.С. Зыкова, М.А.Зыкова, Л.П.Носкова, Е.П.Кузьмичёва. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей)», Москва «Просвещение» 2005 год    

        Содержание и формы коррекционно-развивающей работы

учителя-дефектолога

Работа сурдопедагога по слухоречевому развитию слабослышащих и позднооглохших обучающихся осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи на каждой ступени обучения в школе. Со слабослышащими и позднооглохшими обучающимися работа по развитию слухоречевых навыков предусматривает:

−интенсивное развитие речевого слуха;

−развитие связной (письменной и устной)речи,

-формирование навыков коммуникативного общения;

−выработку слухозрительной основы для восприятия устной речи ( как с помощью слуховых аппаратов, так и без них, а также с помощью кохлеарных имплантов);

−усиление слухового компонента в слухозрительном восприятии устной речи;

−обогащение и уточнение представлений о речевых и неречевых звуках;

−совершенствование навыков речевого общения как одного из важнейших факторов их социальной адаптации.

На каждого обучающегося ведётся мониторинг на протяжении всего периода обучения («Слухоречевая карта учащегося»).

                Организационные формы коррекционно-развивающей работы

I. Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия).

II. Развитию слухового восприятия и техника речи (фронтальное занятия).

III. Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия)

IV. Общеобразовательные (предметные) уроки.

I. Формирование речевого слуха

и произносительной стороны устной речи(индивидуальные занятия) 

Основным направлением коррекционной работы школы на начальной ступени образования является работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

 Актуальность работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения обусловлена тем, что:

1) реализуется потребность детей в общении, в т.ч. со сверстниками, не имеющими нарушений слуха; тем самым обеспечивается возможность как частичной, так и полной интеграции и, как следствие, социализации детей за счет наиболее простого и доступного способа коммуникации.

2) Путѐм систематической тренировки увеличиваются возможности использования слухового анализатора как способа получения информации об окружающем.

3) Благодаря специально подобранным формам организации работы обеспечивает возможность осуществления дифференцированного подхода к обучению.  

Цель индивидуальных занятий:

-слухоречевое развитие обучающихся ;

-овладение речью как средством общения и познания окружающего мира;

-создание условий для активизации собственного потенциала слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Задачи:

- формирование и развитие речевого слуха;

-формирование произносительной стороны устной речи;

-развитие речи и языковой способности как важнейшего условий реабилитации и социализации слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Структура индивидуального занятия:

I часть–Формирование произносительной стороны устной речи.

II часть–Формирование речевого слуха.

 Коррекционно–развивающие (специальные) задачи:

- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.

- работа над плавным, длительным ротовым выдохом.

- формирование умения пользоваться голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра.

- постановка звуков на слухозрительной основе по подражанию, с использованием  всех сохранных анализаторов;

- коррекция звука;

- автоматизация произношения звука в начальной, конечной, интервокальной позициях на материале слогов, слов, предложений, текста;

-дифференциация звуков.

- формирование фонетически внятной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

II часть – Формирование речевого слуха

Коррекционно–развивающие (специальные) задачи :

- развитие речевого слуха учащихся (с кохлеарным имплантом, индивидуальными аппаратами и без аппаратов) на различном речевом материале (тексты разных жанров и стилей, материал фронтальных уроков, фразы разговорно-обиходного характера, словосочетания и отдельные слова);

- развитие фонематического слуха учащихся, воспитание «тонких» слуховых дифференцировок;

  - закрепление произносительных навыков на речевом материале занятия.

 Продолжительность индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению составляет 20 минут: по 10 минут на каждую часть занятия.

Начиная с 3 класса, занятия могут проводиться малыми группами (парами). При комплектовании малой группы учитываются индивидуальные слуховые и речевые возможности учащихся. В этом случае работа строится следующим образом:

10 минут –работа над произношением с первым учащимся,

20 минут –работа по развитию слухового восприятия с двумя учащимися,

10 минут –работа над произношением со вторым учеником. В течение недели индивидуальные занятия и занятия парами чередуются.

  Требования программы составлены с учѐтом степени снижения слуха, уровня речевого развития детей, года их обучения. Рекомендуемый речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты.

 Речевой материал условно разбит на разделы:  

- речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;

- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

- тексты.  

В зависимости от речевого развития учащихся учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом типа фраз, объема предлагаемого материала. В программе указано примерное оптимальное расстояние, на котором учащиеся с разной степенью снижения слуха должны уметь воспринимать речевой материал без аппарата и с индивидуальным слуховым аппаратом.

Восприятие речевого материала на слух должно проходить в разных условиях:  

-  в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);  

- в изолированных от шума помещениях;  

-в условиях, близких к естественным.

Программный речевой материал предъявляется непосредственно учителем (товарищем), в записи, по радио или телевидению.  

Характеристика планируемых результатов

  Результатом коррекционной работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения считается не только успешное освоение ими основной образовательной программы (академический компонент), но и освоение ими                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка про то, как Баба Яга о физике узнала". Ролевой проект. 7 класс.

Вашему вриманию представлен ролевой проект как пример активизации познавательной деятельности учащихся при использовании пропедевтических дидактических игр при работе с разновозрастными группами...

SOS! Спасите наши сказки!..

(Проверочный урок по теме "Русские народные сказки") (5 кл.) Урок-путешествие....

Сценарий новогоднего спектакля "Как девочка сказки спасала".

     Сценарий новогоднего спектакля для 5 класса "Как девочка сказки спасала" создан на основе пьесы С. А. Чаусовой. В этом спектакле злая Скука "отрезала" все счастливые концовк...

Конспект речевой конференции на тему " Сказки Г.Х.Андерсена"

Корреционное занятие по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для детей, имеющих с нарушения слуха.у учащихся формируется речевая активность и инициативность, развивается слов...

Конспект урока по музыке «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»

Тема: «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»Тип: урок открытия нового знанияЦель: создание условий для воспитания интереса и уважения к своим истокам и к ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с задержкой речевого развития на тему "Сказка в гости к нам пришла"

В конспекте отображен опыт работы учителя-логопеда по коррекции речи  ребенка с задержкой речевого развития с использованием метода логопедических сказок....