Речевая конференция "Как бабы-яги сказку спасали".
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Рассмотрена актуальность проблемы формирования речевых навыков у детей среднего школьного возраста с нарушениями слуха, как условие успешной подготовки к школьному обучению и формированию грамотной речи, развитие слухового восприятия.Речевые праздники для детей с нарушениями слуха способствуют активизации речевого словаря, автоматизации звуков, формированию слуховых навыков, координации движений, развитие музыкального слуха. Данный урок может служить методической разработкой, где наглядно просматривается преемственность работы между учителем- дефектологом, педагогом, воспитателем и родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Как бабы – яги сказку спасали»
Кирякова Т. Н., учитель- дефектолог I квалификационной категории
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волжская школа № 2»
Аннотация. Рассмотрена актуальность проблемы формирования речевых навыков у детей среднего школьного возраста с нарушениями слуха, как условие успешной подготовки к школьному обучению и формированию грамотной речи, развитие слухового восприятия.
Ключевые слова: речевая конференция, дети с нарушениями слуха, средний школьный возраст, дефектология, слуховое восприятие, звукопроизношение.
В ГКОУ «Волжская школа № 2», была проведена речевая конференция в шестом классе первого вида по теме: «Как бабы - яги сказку спасали» в рамках декады по формированию произношения и развитию слухового восприятия в форме отчётного открытого урока с приглашением учителей – дефектологов, администрации образовательного учреждения, родителей детей обучающихся в данных классах, педагогов, обучающихся начальных классов. На мероприятии присутствовали родители обучающихся детей, учителя-дефектологи, администрация, обучающиеся начальных классов.
Цель урока - показать индивидуальные коммуникативно-речевые возможности обучающихся.
Задачи: 1. Уметь использовать языковой материал в речи, в разных видах общения.
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог.
3.Использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (соответствующее выражение лица, соответствующие жесты).
4. Вырабатывать и закреплять навыки самоконтроля произношения.
5.Воспроизводить слова с соблюдением ритмико-интонационной структуры и звукового состава в пределах возможностей ребёнка.
6.Вызвать положительные эмоции у детей во время открытого мероприятия.
Во время мероприятия были использованы наглядные методы в виде презентации с использованием компьютерных технологий по теме «Волшебные сказки», был представлен вернисаж рисунков и поделок, красочное оформление зала. Дети показывали свои речевые возможности: пели песни, танцевали и пели частушки, обыгрывали сценки, вели диалоги.
Весь речевой и материал по слуховой работе подбирался индивидуально к каждому ребёнку с учётом его слуховых и речевых возможностей и степенью потери слуха. Была проведена большая предварительная разъяснительная словарная работа с детьми по теме, рассматривание различного демонстрационного материала, слушание неречевых звуков (шум леса, пение птиц, скрип дерева и т. д.), просмотр фильмов-сказок и чтение сказок в книгах.
Вся работа была распределена на педагогов: учителя-изобразительного искусства, классного руководителя, воспитателя продлённого дня, учителя музыки и учителя-дефектолога. Дети принимали активное участие в оформлении праздника: рисовали рисунки, с помощью взрослых делали себе костюмы. В результате получился яркий, красочный, радостный праздник с позитивно настроенными эмоциями детей и взрослых. Во время мероприятия обучающиеся умели анализировать свои действия и управлять ими. Применяли полученные раннее навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, использовали языковой материал в речи, в различных видах общения.
Обучающиеся шестого класса 1-го вида произносили речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе (самостоятельно). Дети передавали в речи различные эмоциональные оттенки высказывания (радости, огорчения, удивления, растерянности и тд), используя в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (соответствующее выражение лица, позу, пластику). Произносили слова слитно с ударением, соблюдая орфоэпические правила.
Сценарий урока: «Как бабы – яги сказку спасали».
Сказочный лес. Избушка бабы-яги. За кадром слова автора под музыку.
Автор. – Многие думают, что Баба-Яга-это злая, вредная старуха, которая постоянно делает подлости и гадости хорошим людям. Может быть, так оно и было, но давно. Проходит какое-то время и всё меняется. Сколько они прожили, никто не знает, а вот, сколько проживут - это неизвестно. Они будут жить до тех пор, пока про них читают и пишут. Я очень люблю этих забавных старушек и хочу рассказать вам о том ,что они поделывают сейчас. Итак - вперёд!
1 сцена.
Выходит средняя баба-яга с баночками и перебирает свои травки и мази под музыку. Вдруг музыка затихает и слышится скрип. Выходит старшая баба-яга и хромает. Доходит до скамейки и с трудом садится. Средняя Баба-яга её осматривает и начинает втирать в больную ногу мазь.
Старшая Б.Я.– Ты не жалей мази, побольше мажь. Скрипит нога. Больно.
Средняя Б.Я. – У нас этой мази мало. Всего 30 вёдер. Лет на сто хватит и всё. Старшая Б.Я. – Не прожить нам много лет (вздыхает). Средняя Б.Я. –Как это не прожить? Мы же вечные. Мы в сказках живём. Старшая Б.Я. –Сказки про нас никто не читает, новые никто не пишет. Ну, да ладно, хватит. (проходит по комнате. Скрип в ноге пропал. Начинает танцевать и петь частушки с сестрой).
Частушки
1.Вот нога хорошая 2.Ты сестра моя играй
Вот нога как новая ! И частушки запевай!
Буду петь, и танцевать, Пусть послушает народ,
В балалаечку играть! Как Ягусенька поёт!
Стар.Б.Я.- Эх, какая жизнь была! Просто сказка! Коль сказки нет, так и помирать пора. А ты мази жалеешь!
Сред. Б.Я.-А помирать-то не хочется.
Старш.Б.Я.- А так скучно жить хочется? Никто не потревожит, каргой старой не назовёт.
Сред.Б.Я.- Может ещё случится в нашем лесу сказка (говорит мечтательно).
Старш.Б.Я.-Нет, сестрица.
Сред.Б.Я.- Пойду за водой схожу(берёт вёдра и идёт к двери. Дверь с треском распахивается и ударяет по лбу. Влетает с криком баба-яга младшая).
2 сцена.
Млад. Б.Я.- Тоскуете, коряги старые? А я нашла в нашем лесу кое-что сказочное.
Старш.Б.Я.- Тоскуем, некуда в ступе слетать.
Сред.Б.Я- Так что же ты нашла?
Млад. Б.Я.-(садится на лавку между сёстрами и рассказывает)-Дело было так. Рано утром я пошла в лес. Солнце светит, ветерок дует. В лесу дятлы перестукиваются.
Старш.Б.Я.- Ты короче можешь?
Млад. Б.Я- Могу. На чём я остановилась?
Сред.Б.Я- На дятлах.
Млад. Б.Я.- На каких дятлах?
Сред.Б.Я- Которые перестукиваются.
Млад. Б.Я.-С кем перестукиваются?
Старш.Б.Я.- Не знаю я, с кем они перестукиваются. Ты про дело говори.
Млад. Б.Я- Про какое дело?
Сред.Б.Я- Так вот я и говорю. Дело было так. Рано утром я пошла в лес. Солнце светит, ветерок дует. Дятлы перестукиваются.
Старш.Б.Я.- (кричит)-Хватит про дятлов. Ты рассказывай про то, что нашла в лесу, а не про дятлов.
Млад. Б.Я-( удивляется)-Про каких дятлов?
Старш.Б.Я.- Которые перестукиваются!
Млад. Б.Я- Знаешь что! Если ты будешь тут бегать и кричать, то ничего не расскажу.(старшая Б.Я. улеглась на печку, а младшая подсела к средней на скамейку, спросила).-На чём я остановилась?
Сред.Б.Я- На дятлах.
Млад. Б.Я-Так вот. Пошла я на стук дятлов, вдруг споткнулась и упала. Поднялась, посмотрела, а это. Это… я такого никогда не видела. Это…
Старш.Б.Я.-(встала с печи и подошла со средней к младшей)-Ну что? Не томи.
Млад. Б.Я- Это … червяк!!!
Старш.Б.Я.- Ты что шутишь?
Млад. Б.Я- Слушай дальше. Червяк длинный ни головы, ни хвоста. А худючий. Лежит и не шевелится, как неживой. Жалко, дай, думаю, оживлю. Стала колдовать, и вдруг у него в животе человеческие голоса заговорили.
Сред.Б.Я- Так, может, он съел кого, вот они там и беседуют.
Млад. Б.Я- Да, что ты! Он такой худой, что кроме муравьёв, никто не поместится.
Старш.Б.Я.-А где он?
Млад. Б.Я- У трёх дубов.
Сред.Б.Я - Слетаем, послушаем.
3 сцена.
Бабы-ёжки по одной улетают каждая на своём транспорте. Старшая на метлу, средняя на самокате, младшая на скейте. Прилетают в лес. Лежит кабель. Старшая приложилась к «червяку» ухом и стала слушать. «червяк» молчит. Выходит солдат маршируя поёт песню.
Ать-два левой, ать-два правой
Вдоль по дороге я иду.
Куда иду я не знаю.
Дорога сама меня приведёт
Куда ни будь. Ать -два левой
Ать-два правой. Стой ать-два.
Садится за связь и настраивает аппаратуру.
Млад. Б.Я- Надо колдовать.(старшая бормочет и крутит руками. Вдруг, стали доносится голоса).
Сред.Б.Я -Сделай погромче.(старшая плюнула на червяка и стало громче).
Солдат- «Дятел»! «Дятел»! Я-«Ромашка»!
Автор (за кадром)- «Ромашка»! Я «Дятел»! Слышу вас хорошо. Подтвердите выход солдат на ученья.
Солдат- Подтверждаю.
Автор (за кадром)-Молодец! Подтвердите готовность личного состава.
Солдат- Подтверждаю.
Автор (за кадром)-Молодец! Постоянно будьте на связи. Конец связи.
Солдат- Есть конец связи! (Всё забулькало и стихло).
Сред.Б.Я - Наконец-то настоящие чудеса начались.(прыгает от радости). Ромашка разговаривает с дятлом внутри худого червяка.
Старш.Б.Я.- Нет, это не чудеса. Солдаты по разным концам нашего леса сидят и всякие разговоры говорят. Это полевой телефон называется. А червяк-не червяк, а кабель.
Сред.Б.Я -А почему «полевой», если он не в поле, а в лесу?
Старш.Б.Я.- Почему, почему! А не почему! Это военная тайна называется. Нам тут только солдат не хватает. Мы сейчас сами сказку делать начнём. (Колдуют
втроём).
Солдат- «Дятел»! «Дятел»! Я-«Ромашка»!
Старш.Б.Я.- Туалетная бумажка.
Солдат –Это что за шуточки?
Сред.Б.Я -Жаренные уточки.
Солдат- «Дятел»! Я-«Ромашка»! прекратите хулиганить!
Млад. Б.Я- Пятку можете поранить.
Солдат-«Ромашка», тут какие-то помехи.
Все Б.Я.- Будет дятлу на орехи!
Солдат- «Дятел»,я-«Ромашка»! Кто-то прослушивает нашу связь! Вышлите кого-нибудь из солдат найти шпиона.
Сред.Б.Я -Сейчас солдатика пошлют.
Старш.Б.Я.- Тихо ты!
Автор--«Ромашка»! Все солдаты на учениях.
- Солдат.- Неужели никого нет?
Автор-Да, есть тут один, но у него увольнительная. К нему едет невеста.
- Солдат- Оставить увольнительную. Послать на устранение опасности.
Автор-«Ромашка», но к нему невеста приезжает.
- Солдат- Оставить невесту. Выполнять!
Автор-Есть!
- Солдат-Конец связи.
Старш.Б.Я.- К нему ещё и невеста приезжает.( Рвёт кабель).
Сред.Б.Я -Надо составить план, предупредить Кощея. Собрать всё необходимое.
Млад. Б.Я- Шапку-невидимку, сапоги-скороходы, ну и прочее. Полетели!!!
Старш.Б.Я.-Итак, Бабы-яги есть?
Сёстры—Есть!
Старш.Б.Я.- Красна-девица имеется?
Сёстры- Имеется!
Старш.Б.Я.- Солдат со злом бороться идёт?
Сёстры—Идёт!
Все-Ну, наконец-то!!!( садятся на свой транспорт и улетают)
Речевые праздники для детей с нарушениями слуха способствуют активизации речевого словаря, автоматизации звуков,формированию слуховых навыков, координации движений, развитие музыкального слуха. Данный урок может служить методической разработкой, где наглядно просматривается преемственность работы между учителем- дефектологом, педагогом, воспитателем и родителями.
Литература:
1.Г.И.Успенский. Очерк « Новые народные сказки и песни».Москва «Просвещение» 2007 год
2.Выготский Л.С. . Мышление и речь// Собр.соч.:В 6 т.-М.,1982. – Т.2.-С.19
3.Т.С. Зыкова, М.А.Зыкова, Л.П.Носкова, Е.П.Кузьмичёва. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей)», Москва «Просвещение» 2005 год
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы
учителя-дефектолога
Работа сурдопедагога по слухоречевому развитию слабослышащих и позднооглохших обучающихся осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи на каждой ступени обучения в школе. Со слабослышащими и позднооглохшими обучающимися работа по развитию слухоречевых навыков предусматривает:
−интенсивное развитие речевого слуха;
−развитие связной (письменной и устной)речи,
-формирование навыков коммуникативного общения;
−выработку слухозрительной основы для восприятия устной речи ( как с помощью слуховых аппаратов, так и без них, а также с помощью кохлеарных имплантов);
−усиление слухового компонента в слухозрительном восприятии устной речи;
−обогащение и уточнение представлений о речевых и неречевых звуках;
−совершенствование навыков речевого общения как одного из важнейших факторов их социальной адаптации.
На каждого обучающегося ведётся мониторинг на протяжении всего периода обучения («Слухоречевая карта учащегося»).
Организационные формы коррекционно-развивающей работы
I. Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия).
II. Развитию слухового восприятия и техника речи (фронтальное занятия).
III. Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия)
IV. Общеобразовательные (предметные) уроки.
I. Формирование речевого слуха
и произносительной стороны устной речи(индивидуальные занятия)
Основным направлением коррекционной работы школы на начальной ступени образования является работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Актуальность работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения обусловлена тем, что:
1) реализуется потребность детей в общении, в т.ч. со сверстниками, не имеющими нарушений слуха; тем самым обеспечивается возможность как частичной, так и полной интеграции и, как следствие, социализации детей за счет наиболее простого и доступного способа коммуникации.
2) Путѐм систематической тренировки увеличиваются возможности использования слухового анализатора как способа получения информации об окружающем.
3) Благодаря специально подобранным формам организации работы обеспечивает возможность осуществления дифференцированного подхода к обучению.
Цель индивидуальных занятий:
-слухоречевое развитие обучающихся ;
-овладение речью как средством общения и познания окружающего мира;
-создание условий для активизации собственного потенциала слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Задачи:
- формирование и развитие речевого слуха;
-формирование произносительной стороны устной речи;
-развитие речи и языковой способности как важнейшего условий реабилитации и социализации слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Структура индивидуального занятия:
I часть–Формирование произносительной стороны устной речи.
II часть–Формирование речевого слуха.
Коррекционно–развивающие (специальные) задачи:
- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.
- работа над плавным, длительным ротовым выдохом.
- формирование умения пользоваться голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра.
- постановка звуков на слухозрительной основе по подражанию, с использованием всех сохранных анализаторов;
- коррекция звука;
- автоматизация произношения звука в начальной, конечной, интервокальной позициях на материале слогов, слов, предложений, текста;
-дифференциация звуков.
- формирование фонетически внятной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
II часть – Формирование речевого слуха
Коррекционно–развивающие (специальные) задачи :
- развитие речевого слуха учащихся (с кохлеарным имплантом, индивидуальными аппаратами и без аппаратов) на различном речевом материале (тексты разных жанров и стилей, материал фронтальных уроков, фразы разговорно-обиходного характера, словосочетания и отдельные слова);
- развитие фонематического слуха учащихся, воспитание «тонких» слуховых дифференцировок;
- закрепление произносительных навыков на речевом материале занятия.
Продолжительность индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению составляет 20 минут: по 10 минут на каждую часть занятия.
Начиная с 3 класса, занятия могут проводиться малыми группами (парами). При комплектовании малой группы учитываются индивидуальные слуховые и речевые возможности учащихся. В этом случае работа строится следующим образом:
10 минут –работа над произношением с первым учащимся,
20 минут –работа по развитию слухового восприятия с двумя учащимися,
10 минут –работа над произношением со вторым учеником. В течение недели индивидуальные занятия и занятия парами чередуются.
Требования программы составлены с учѐтом степени снижения слуха, уровня речевого развития детей, года их обучения. Рекомендуемый речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты.
Речевой материал условно разбит на разделы:
- речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;
- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
- тексты.
В зависимости от речевого развития учащихся учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом типа фраз, объема предлагаемого материала. В программе указано примерное оптимальное расстояние, на котором учащиеся с разной степенью снижения слуха должны уметь воспринимать речевой материал без аппарата и с индивидуальным слуховым аппаратом.
Восприятие речевого материала на слух должно проходить в разных условиях:
- в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);
- в изолированных от шума помещениях;
-в условиях, близких к естественным.
Программный речевой материал предъявляется непосредственно учителем (товарищем), в записи, по радио или телевидению.
Характеристика планируемых результатов
Результатом коррекционной работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения считается не только успешное освоение ими основной образовательной программы (академический компонент), но и освоение ими
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка про то, как Баба Яга о физике узнала". Ролевой проект. 7 класс.
Вашему вриманию представлен ролевой проект как пример активизации познавательной деятельности учащихся при использовании пропедевтических дидактических игр при работе с разновозрастными группами...
SOS! Спасите наши сказки!..
(Проверочный урок по теме "Русские народные сказки") (5 кл.) Урок-путешествие....
Сценарий новогоднего спектакля "Как девочка сказки спасала".
Сценарий новогоднего спектакля для 5 класса "Как девочка сказки спасала" создан на основе пьесы С. А. Чаусовой. В этом спектакле злая Скука "отрезала" все счастливые концовк...
«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»
Конспект урока для первого класса...
Конспект речевой конференции на тему " Сказки Г.Х.Андерсена"
Корреционное занятие по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для детей, имеющих с нарушения слуха.у учащихся формируется речевая активность и инициативность, развивается слов...
Конспект урока по музыке «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»
Тема: «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»Тип: урок открытия нового знанияЦель: создание условий для воспитания интереса и уважения к своим истокам и к ...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с задержкой речевого развития на тему "Сказка в гости к нам пришла"
В конспекте отображен опыт работы учителя-логопеда по коррекции речи ребенка с задержкой речевого развития с использованием метода логопедических сказок....