Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
методическая разработка на тему
В статье представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
(Материал к семинару «Формирование словарного запаса и лексико-грамматических компетенций у младших школьников с ОНР 27.03.2018 г.
Учитель-логопед: Петрович О.Д.)
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Процесс порождения речи является сложным и предполагает высокий уровень развития аналитикосинтетической деятельности.
Анализ (аналитическая деятельность) – это способность организма разлагать, расчленять действующие на организм раздражители (образы внешнего мира) на простейшие составляющие элементы, свойства и признаки.
Синтез (синтетическая деятельность) – это процесс, противоположный анализу, заключающийся в выделении среди разложенных при анализе простейших элементов, свойств и признаков наиболее важных, существенных в данный момент и объединении их в сложные комплексы и системы.
При многих формах ОНР, особенно при алалии, расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка.
Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём.
Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с ОНР.
Морфологическая система предполагает многообразную интеллектуальную деятельность:
это сравнение слов по значению и звучанию, осознание изменения в значении, установление связи между оттенками значения.
Например: нож-значение единственности,
ножи значение множественности, ножом значение орудийности.
Выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:
1.Неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных.
Например: копает лопата, красный шары, много ложков.
2.Неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговица).
3.Неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).
4.Неправильное употребление родовых и смысловых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала).
5.Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан)
При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы). Общие окказионализмы характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.
Окказиональные слова, которые образуются с нарушением языковых норм, причем эти нарушения производятся осознанно.
Индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нём существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Например: у Маяковского: стихачество, громадьё, у Блока: стихокрад, у Горького: свежеобруганный и т.д.
Основным речевым механизмом окказионализмов у детей с ОНР является «гипергенерализация» т.е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами.
Можно выделить следующие виды окказионализмов при формообразовании:
1.Унификация места ударного слога т.е закрепление ударения за определенным слогом (стола нет, поездов много).
2.Устранение беглости гласных (львы-левы, пни-пени, молотоком много сестр и т.д.)
3.Игнорирование чередований конечных согласных (ухи, бегет, соседы и т.д.)
4.Устранение наращения или изменения суффиксов (друг-други, стул-стулы, дерево-деревы и т.д.)
5.Отсутствие супплевитимизма ( образование словоизменительной формы): человек –человеки, ребёнок-ребёнки, лошадь-лошадёнки и .т.д
Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, необычном порядке слов, так же имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка.
Например: Дети идут школе, в структуре предложения сохранен порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами.
2 группа где наблюдается нарушение не только морфологической, но и синтаксической структуры предложения. Например: Молоко разлито котёнком. Молоко разлило.
Работа по формированию грамматического строя речи у школьников с нарушением речи содержит следующие разделы:
словоизменение, словообразование, согласование, формирование фразы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Особенности нарушения грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
статья...
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.
статья...
Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
В разработке представлены этапы, направления и упражнения работы по развитию диалогической речи у учащихся с ОНР....
Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....
Статья Работа по развитию грамматического строя речи у детей с ТНР
Краткое описание опыта работы учител-логопеда по реализации задач по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР с помощью технологии ТРИЗ, мнемотехники и ИКТ....