Меры по развитию логопедической службы в МДОУ д/с «Соловушка» г. Зернограда
статья на тему
опыт создания логопедической службы в саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Меры по развитию логопедической службы в МДОУ д/с «Соловушка» г. Зернограда | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Меры по развитию логопедической службы
в МДОУ д/с «Соловушка» г. Зернограда
Подготовила: Учитель-логопед
Л.А. Тараба
Меры по развитию логопедической службы
в МДОУд/с «Соловушка»г.Зернограда
Деятельность логопедической службы ДОУ рассматривается как необходимый компонент системы образования. Логопедическая служба призвана оптимизировать, «смягчить» педагогический процесс для воспитанников, имеющих нарушения в развитии речи, обеспечить развитие их личностного, интеллектуального потенциала для общества.
Важнейшим условием эффективности работы логопедической службы я считаю правильное понимание сущности профессионального взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций логопеда и педагогов в подходе к воспитанникам.
Основная цель службы - раннее выявление и преодоление отклонений в развитии детей дошкольного возраста, оказание логопедической помощи воспитанникам, имеющим трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, обусловленные нарушениями устной речи.
Основными задачами логопедической службы на 2016-2020 г.г являются :
- Своевременная профилактика речевых нарушений у воспитанников;
- Психолого-педагогическое изучение и диагностика речевого развития детей; обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку, качественная разработка и реализация маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности;
- Взаимодействие с ПМПК;
- Организация комплексного взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
- Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Деятельность учителя-логопеда руководствуется: Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; Конвенцией о правах ребёнка; Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме, решениями районной психолого-медико-педагогической комиссии.
Деятельность учителя-логопеда опирается на знания: возрастной и специальной педагогики и психологии; анатомо-физиологических и клинических основ дефектологии; методов и приёмов предупреждения и коррекции речевых нарушений у воспитанников, нормативных и методических документов по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методической литературы по работе с дошкольниками, имеющими отклонения в речевом развитии; новейших достижений дефектологической науки.
Деятельность учителя-логопеда опирается на соблюдение: правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Устава и локальных правовых актов МДОУ (в том числе Правил внутреннего трудового распорядка, приказов и распоряжений заведующей).
Деятельность логопедической службы в ДОУ
осуществляется по нескольким направлениям:
Аналитико-диагностическая работа - комплексное логопедическое обследование устной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий и циклограммы работы; подготовка необходимой документации для участия в работе психолого-медико-педагогического консилиума.
Профилактическая работа - целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя и медицинского работника, а так же родителей воспитанников:
- выявление детей «группы риска» (как известно, стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей отрицательно сказывается на их речевом развитии);
- предупреждение и преодоление вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным речевым дефектом;
- охрана нервно-психического здоровья детей;
- адаптация детей к ДОУ;
- создание благоприятного эмоционально- психологического климата в педагогическом и детском коллективах, в семье.
Осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях педагогов, индивидуальных консультаций по коррекции речи детей-логопатов, индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные об анамнестическом развитии детей, диагностики уровня речевых достижений, бесед с педагогами и огранизует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На своих занятиях учитель-логопед применяет психокоррекционные приёмы, нейропсихологические методы для развития психичесих функций, использует приемы психотерапии с воспитанниками.
Коррекционно-развивающая работа - направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых (2-3ребенка).. Результаты логопедической работы вносятся в речевые карты детей, принятых для занятий в логопункте, доводятся до сведения администрации ДОУ и родителей, представляются на ПМПк и на районной ПМПК, а затем, при выпуске детей передаются в школу.
Пропаганда логопедических знаний - повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы и мероприятиях коррекционно-развивающего процесса с детьми-логопатами. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом.
Методическая работа логопеда на 2016-2020г.г направлена на:
- повышение уровня логопедической компетентности и профессионализма;
- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;
- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-
логопедического процесса.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для педагогов и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективное планирование деятельности; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск оптимальных средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. Учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, методических объединений учителей и логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые логопедические занятия, посещает занятия воспитателей, выступает на родительских собраниях.
Консультативная работа - консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых уроков, семинаров, выступлений на собраниях. Осуществляется в тесном контакте с родителями, для обеспечения необходимого уровня их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы, обусловленной речевыми нарушениями.
Организация логопедической работы в ДОУ:
На логопедические занятия зачисляются воспитанники, имеющие различные нарушения в развитии устной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения - фонетический дефект; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала ДОУ (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи). Приём воспитанников с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест в логопункте. По мере выпуска дошкольников с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.
Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. В случае необходимости уточнения диагноза воспитанники с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке для последующего распределения по группам в зависимости от структуры речевого дефекта. На каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия, заполняется речевая карта. Выпуск детей из логопункта проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.
Основной формой организации логопедической работы являются фронтальные и индивидуальные занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой дефекта.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: ОНР 2 уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.
Принимается для занятий на логопедическом пункте не менее 18-25 детей.
Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с каждой группой детей проводится:
- ОНР - не менее 3 раз в неделю; - ФФН и ФН - 2-3 раза в неделю; заикание - 3 раза в неделю; - фонетический дефект - 1-2 раза в неделю; - индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи - не менее 3 раз в неделю.
Продолжительность занятий в (подгруппой) – 15-20 мин.; индивидуальных занятий с каждым ребёнком – 10-15 минут.
Учитель-логопед так же проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; даёт рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции речи; проводит консультации с родителями и учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.
Документация учителя-логопеда ДОУ:
- Журнал учёта посещаемости и занятий с учащимися;
- Списки детей, имеющих нарушения в развитии речи
- Речевая карта на каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия;
- Расписание, циклограмма логопедических занятий;
- Годовой план работы на учебный год;
- Перспективные планы работы с детьми;
- Календарные планы работы с детьми;
- Тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения;
- Паспорт логопедического кабинета с перечислением оборудования и наглядных пособий;
- Аналитический и цифровой отчёт о проделанной работе за год.
Схема организации логопедической службы в ДОУ на 2016-2020 г.г:
Подготовила: Учитель-логопед
Л.А Тараба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности вокальной студии "Соловушка"
Улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся - одна из важнейших задач общеобразовательной школы. Главный ориентир - это учебная программа «Музыка». Но место искусству и жизненным про...
Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
Цели: пробуждение у детей светлых, добрых чувств и заботливого отношения к живой природе;обогащение лексики родственными словами, признаками и действиями к слову лес; закрепление употребления пр...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Соловушки» (художественная направленность) 5 класс
Программа по внеурочной деятельности, разработала учитель музыки Харченок Екатерина Александровна...
2017 Итоги участия в конкурсе методических разработок по хрестоматии "Соловушка", организатор КИРО.
Разработка и исполнение проекта "Поэты и писатели льговской земли"....
Ноты "Ты, соловушка, умолкни...". М.И. Глинка, слова В. Забеллы. Диапазон от "Си" малой октавы до "Си" 1 октавы
Ноты романса "Ты, соловушка, умолкни...". М.И. Глинка, слова. В. Забеллы. Тональность си минор. Диапазон от "Си" малой октавы до "Си" 1 октавы.Текст романса (слова):1.Ты,...
Меры по развитию логопедической службы в МДОУ д/с «Соловушка» г. Зернограда
логопедическая служба в саду...
Сертификат участника Всероссийского конкурса по русскому языку "Соловушка"
Сертификат участника Всероссийского конкурса по русскому языку "Соловушка"...