Доклад на педсовете "Использование Логических блоков Дьенеша в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
материал на тему
Доклад на педсовете "Использование Логических блоков Дьенеша в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete_na_temu.docx | 669.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете на тему:
«Использование логических блоков Дьенеша в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Использование пособия «Логические блоки Дьенеша» для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ обусловлено особенностями данной категории детей и большим потенциалом в работе с пособием для решения ряда коррекционных задач. Применение его возможно на коррекционных занятиях психолога, дефектолога, воспитателей, индивидуальных и групповых занятиях коррекционно - развивающего обучения.
Мыслительная деятельность детей дошкольного возраста с ОВЗ характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного).
Кроме того, у детей с ОВЗ отмечается сниженная познавательная активность. Они плохо сосредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при его выполнении. Также следует подчеркнуть такие характеристики мышления дошкольников как его поверхностность, сниженную продуктивность, направленность на случайные признаки, замедленное протекание мыслительных процессов.
Вместе с тем можно выделить те сохранные функции мыслительной деятельности детей, на которые следует опираться при построении коррекционной работы. К ним относятся:
- высокая восприимчивость к помощи, способность осуществлять перенос усвоенного принципа решения задачи на аналогичные задания;
- наибольшая сохранность наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), что определяет их способность к принятию помощи в виде смысловых опор;
- развитая игровая мотивация, которая позволяет в условиях психического насыщения преодолеть желание прекратить работу, способствует ее завершению в полном объеме.
Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь.
Логические блоки представляют собой эталоны форм - это объемные геометрические фигуры. В комплект входят 48 фигур различных по форме (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), цвету (красный, синий, желтый), размеру (маленькие, большие), толщине (тонкие, толстые). Таким образом, в процессе работы с блоками учащиеся
оперируют одновременно 4 признаками объекта (цвет, форма, толщина, размер).
В работе могут также использоваться плоскостные фигуры с целью подготовки к выполнению некоторых заданий, дополнительно изготавливается педагогом.
Примеры заданий с использованием рассмотренного пособия, которые можно предлагать дошкольникам.
Задание 1: «Группировка»
Цель: развить логическое мышление, формировать приемы многостороннего анализа, выделение признаков объекта. Детям необходимо разделить фигуры на группы по разному основанию. При этом выделить признак, на основании которого будет производиться группировка, дети должны самостоятельно.
Инструкция: «Перед тобой лежат объемные фигуры - блоки. Нужно разделить все эти фигуры на группы так, чтобы в каждой группе были похожие фигуры».
После выполнения задания (группировка может быть проведена по любому из четырех оснований (форма, цвет, размер, толщина) задается вопрос: «Скажи, как ты разделил эти фигуры?» Если ребенок не отвечает, педагог сам делает вывод: «Сюда, - следует указательный жест, - ты положил фигуры ... (например) красного цвета, сюда синего, а сюда желтого. Фигуры разложены по цвету». После этого все фигуры смешиваются. Ребенку необходимо вновь сгруппировать фигуры, на основании выделения другого признака фигур. Инструкция: «А теперь, подумай, как еще можно разделить все эти фигуры. Разложи их по другому». После выполнения задания делается словесное обобщение по аналогии с предыдущим. Далее задание выполняется по той же схеме, пока не будут выполнены все четыре группировки. По окончанию работы словесно обобщаются все возможные варианты группировки.
В случае, если ребенок не может самостоятельно выделить признак объекта, на основании которого будут группироваться фигуры, ему оказывается помощь. Помощь дозируется и предъявляется в несколько этапов.
Этап 1. Перед ребенком выкладываются две фигуры, отличающиеся между собой признаком, который будет являться основанием группировки, например, цветом: красный и синий прямоугольники. Спрашивается: «Чем похожи эти фигуры, и чем они отличаются?» В случае отсутствия ответа, педагог говорит: «Они различны по цвету». Указание на различительный признак - есть содержание первого этапа. По истечении 30 с, если учащийся не выполняет правильно задание, следует
Этап 2. Из других фигур выбирается третья, сходная с одной из двух первых по цвету (например, красный квадрат). «Куда нужно положить эту
фигуру - сюда или сюда?» Если учащийся не может уловить мысль, педагог продолжает: «Мы положим ее сюда, к красному, потому что она тоже красная». Это и есть содержание второго этапа - указание на сходство двух фигур по цвету. Если задание не выполняется, переходят к третьему этапу.
Этап 3. Педагог добавляет фигуру желтого цвета и говорит, показывая на фигуры, лежащие перед учеником: «Сюда будем класть все красные, сюда - синие, а сюда - желтые фигуры». Это содержание третьего этапа -прямой, наглядный показ того, как надо действовать. Пояснить цвет.
Этапы 4, 5, 6 и т.д. заключаются в укладке каждой последующей фигуры самим педагогом (с соответствующими словесными пояснениями).
По окончании работы необходимо, чтобы ребенок дал словесный отчет о проделанной работе в виде завершающей словесной формулировки. Если он не может этого сделать, педагог обязательно дает эту формулировку сам: «Значит, мы разложили фигуры по цвету на красные, синие и желтые».
По аналогии помощь оказывается и в других группировках.
Задание 2. «Что изменилось?»
Цель: научить детей наблюдать и определять изменяющийся признак объекта.
Выкладывается цепочка из плоскостных, впоследствии объемных фигур.
Ребенку необходимо на основании анализа выложенных в ряд фигур выделить изменяющийся от фигуры к фигуре признак, а впоследствии, спустя несколько занятий, те схожие признаки, которые не изменяются. Сначала предъявляются цепочки с фигурами, у которых изменяется один признак (цвет или форма), затем два и т.д.
Инструкция: «Посмотри и скажи, что изменяется от фигуры к фигуре».
(Более сложный вариант инструкции для дальнейших занятий: «Какой признак изменяется от фигуры к фигуре, а что остается неизменным»)
Бол.тонк Бол. Бол. Бол.
толс тонк толст
Бол. Бол. Бол.
тонк толс тонк
Ответ: Изменяется - цвет, форма, толщина; остается без изменений - размер.
Задание 3. «Цепочки»
Цель: научить учащихся оперировать признаками объекта (выделение, совмещение, соотнесение, абстрагирование).
Ребенку нужно выстроить цепочку из объемных геометрических фигур в соответствии с предложенной схемой. Предлагаются схемы двух видов: а) с прямым указанием на признаки фигуры, которую следует выбрать (схема 1); б) или не следует выбирать (схема 2). В процессе работы ребенок должен проговаривать ход выполнения задания: «Беру желтую, круглую, большую, тонкую фигуру» или «Нельзя брать большую, желтую, тонкую, круглую фигуру, значит это может быть маленький, красный, толстый квадрат».
Данное задание может предлагаться в наглядно-образном плане (схема 1,2), в дальнейшем - в словесно-логическом, когда схемы с геометрическими фигурами не предъявляются, а школьникам дается словесное указание их признаков (схема 3).
Способ построения цепочки фигур также может быть разным:
A) стрелки в схеме располагаются таким образом, что можно построить
две и более последовательности фигур, внутри которых также возможны
вариации (см. схему 1);
Б) варианты выполнения могут зависеть от выбора первой фигуры, с которой начинается работа (см.схему 2);
B) следуя по стрелкам, ученик последовательно выстраивает цепочку (см.
схему 3).
Инструкция: «Построй цепочку по схеме».
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Задание 4. «Продолжи ряд»
Цель: научить учащихся оперировать признаками объекта (выделение признаков, совмещение, соотнесение, абстрагирование).
Детям необходимо самостоятельно выполнить построение ряда фигур, учитывая заданные инструкцией правила. Педагог кладет лишь первую фигуру ряда. Задание может выполняться одним ребенком, а может предъявляться как задание группе. Тогда каждый из участников продолжает ряд, выкладывая по цепочке одну последующую фигуру. Инструкция усложняется постепенно от занятия к занятию.
Инструкция:
А) Продолжи ряд так, чтобы изменялся цвет фигур.
Больш. Больш.
квадратная квадратная
тонкая тонкая
красная желтая
фигрура фигура
Б) Продолжи ряд так, чтобы изменялись цвет и форма фигур.
Больш.
Больш. квадр.
треуг толст
толст фигура
В) Продолжи ряд так, чтобы изменялся один признак фигур. (Здесь и далее выкладывается любая объемная фигура из пособия.)
Г) Продолжи ряд так, чтобы изменялись два признака (три, четыре) признака фигур.
Задание 5. «Подбери недостающую фигуру»
Цели: развитие логического мышления, обучение приему установления закономерности, формирование умения выделения и совмещения признаков.
Ребенку предъявляется девятиклеточная таблица, в которой расположены плоскостные фигуры в определенном логическом порядке, одна (впоследствии две) клеточка пустует. Усложнение вариантов задания достигается посредством увеличения количества признаков, которые необходимо учитывать для его выполнения.
Инструкция: Рассмотрите внимательно таблицу и скажите, каких фигур не хватает. Найдите соответствующие объемные фигуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста
Использование речедвигательной памяти в развитии устной и письменной речи у детей с нарушением зрения...
Использование мнемотаблиц и схем в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.Связная речь не формируется стихийно, это «продукт&raqu...
БУКЛЕТ "Применение игрового набора Ф.Фребеля в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ".
Направления технологии: Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, ...
Семинар - практикум для педагогов Дом ребенка: «Применение игрового набора Ф. Фрёбеля в образовательной коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Семинар – практикум для педагогов 5 марта 2020 года учитель – дефектолог Майсюк А. М. провела для педагогов Дома ребенка семинар - практикум на тему: &la...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР
Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Целевые ориентиры и планируемые результаты, диагностика и мониторинг результатов,направления и содержание КРР, примерное календарно-тематическое ...