Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с НОДА
рабочая программа
Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с НОДА. Диагностика и мониторинг, планируемые результаты, направления и содержание КРР, комплексное календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
noda.docx | 108.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принято» на педагогическом совете ГКОУ ЦИО «Южный» Протокол № ________ «____» ______________ 2020г. | «Согласовано» на заседании Управляющего совета ГКОУ ЦИО «Южный» Протокол № ________ «______»_____________ 2020г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ ЦИО «Южный» ________________ Петрова Н.И. Приказ № __________ «____» ___________________ 2020г. |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы
Центр инклюзивного образования «Южный»
Рабочая программа
коррекционно-развивающей работы
с детьми дошкольного возраста с НОДА
Автор:
Витвенская С. А
Москва
________________
2020 г.
ПОЯСНИТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя-дефектолога представляет собой документ, который регламентирует работу специалиста с детьми дошкольного возраста с НОДА в условиях ГКОУ ЦИО «ЮЖНЫЙ» ДУО.
В качестве нормативно-правового обоснования рабочей программы выступают:
• проект Приказа, подготовленного Минтрудом России 15.09.2016 Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)";
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. N 32 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014;
• Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с НОДА (одобрена на заседании педагогического совета ГКОУ ЦИО «Южный» решением от 05.06.2020 года, Протокол № 18)
• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Рабочая программа учителя-дефектолога обеспечивает реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с НОДА.
Данная программа определяет специфику, объем и порядок реализации коррекционно-развивающей работы, а также условия организации коррекционной помощи.
Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения программы, содержание коррекционно-развивающих курсов в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и требованиями адаптированной основной образовательной программы для детей НОДА.
Планируемые результаты освоения программы и содержание коррекционно-развивающих курсов зависит также от возраста, индивидуальных психологических и физиологических особенностей ребенка.
Срок реализации рабочей программы 1 год
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ рабочей программы учителя-дефектолога – организация процесса коррекционно-развивающей поддержки процесса воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста с НОДА с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого из воспитанников.
ЗАДАЧИ:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с НОДА;
- Планирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- Создание условий для возможности успешного овладения детьми с нарушениями слуха (глухота) целевыми ориентирами ДО в соответствии с АООП для детей дошкольного возраста с НОДА;
- Коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности и формирование структурных компонентов деятельности;
- Осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и ППК.
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ
На протяжении всего времени реализации программы учителем-дефектологом ведется диагностическая работа и мониторинг, необходимые для определения уровня сформированности различных умений, навыков и развития ВПФ на различных этапах коррекционной работы. Диагностика так же помогает выявить особенности развития ребенка, определить его особые потребности, опираясь на которые, в последствии, составляется и по мере необходимости корректируется план индивидуальной работы.
В течение учебного года учитель-дефектолог проводит три этапа диагностики:
- две недели в начале сентября;
- одна неделя в январе;
- две недели в конце учебного года в мае;
В зависимости от возможностей, психологических и коммуникативных особенностей ребенка, первичный диагностический период может продлиться до четырех недель. Это особенно касается вновь поступивших детей, испытывающих трудности адаптационного периода.
В ходе диагностики фиксируются показатели по следующим разделам:
- Состояние общей моторики.
- Состояние мелкой моторики.
- Предметные действия.
- Коммуникативные навыки.
- Развитие речи.
- Развитие когнитивной сферы.
- Особенности поведения.
Результаты диагностики заносятся в карты дефектологического обследования на каждом из этапов. Все параметры развития ребенка оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов. Каждый балл соответствует определенному уровню развития или этапу формирования.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Не сформирован или отсутствует | Этап формирования Требуется помощь | Сформирован Этап закрепления | Закреплено Обходится без помощи |
Система баллов способствует отслеживанию результатов КРО, а также своевременному изменению или дополнению при необходимости плана индивидуальной работы с ребенком.
С помощью этих же баллов ведется и мониторинг результатов коррекционной работы.
Подсчет результатов происходит по формуле:
SХ100/SО
Где S – это сумма набранных по указанным в разделе показателям, SО – максимально возможная сумма баллов по всем показателям раздела.
Дефектологическая карта составлена так, что с ее помощью можно отследить динамику коррекционной работы на протяжении каждого учебного года и в течение всей коррекционной работы в периода с момента начала коррекционно-развивающей работы до перехода на следующий уровень обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА
К шести годам ребенок
Речевое развитие
Понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
Различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
Использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами, применяет слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
Пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;
Составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
Различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
Владеет простыми формами фонематического анализа;
Использует различные виды интонационных конструкций.
Познавательное развитие
Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
Осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно;
Имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков, осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
Имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;
Владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
Может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
Обладает значительно возросшим объемом понимания речи извукопроизносительными возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;
В речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;
Сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);
Изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел опережает изображение;
Положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства;
Знает основные цвета и их оттенки.
К 7 семи-восьми годам ребенок
Обладает сформированной мотивацией к школьному обучению.
Речевое развитие
Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
Употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с мотивным значением, многозначные;
Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
Правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;
Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
Владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
Осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
Правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
Отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой;
Познавательное развитие
Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
Владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;
Определяет времена года, части суток;
Самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
Темпы двигательного развития могут существенно варьировать в зависимости от тяжести двигательных нарушений и динамических изменений в ходе лечения. Речевое и познавательное развитие детей с НОДА тесно связаны с их двигательным развитием. У детей с тяжелой двигательной патологией может задерживаться темп познавательного и речевого развития.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ КУРСОВ
Коррекционная работа организуется в рамках ведущей деятельности. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте — эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте — предметная деятельность; в дошкольном возрасте — игровая деятельность.
Важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).
Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).
Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
Основными направлениями коррекционной работы в дошкольном возрасте являются:
- развитие двигательной деятельности (общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук);
- развитие навыков самообслуживания и гигиены;
- развитие игровой деятельности;
- формирования конструирования и изобразительной деятельности;
- развитие всех сторон речи и коррекция речевых нарушений;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
- развитие сенсорных функций;
- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
- формирование элементарных математических представлений;
- подготовка к школе.
Развитие двигательной деятельности (общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук)
Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков.
Развитие движений представляет большие сложности при НОДА, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего нарушения и не стремится к его активному преодолению. Развитие общих движений необходимо проводить поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированности основных двигательных функций. В ходе коррекционной работы необходимо решить следующие задачи:
- формирование контроля над положением головы и ее движениями;
- обучение разгибанию верхней части туловища;
- тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти);
- развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину);
- формирование функции сидения и самостоятельного присаживания;
- обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия и ползания в этом положении;
- обучение вставанию на колени, затем на ноги;
- развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой;
- стимуляция самостоятельной ходьбы и коррекция ее нарушений.
Чаще всего двигательный стереотип складывается у детей с НОДА к трем годам, однако возможно случаи, когда ребенок переходит к ходьбе с ортопедическими приспособлениями или к самостоятельной ходьбе более поздние сроки. Обычно такая динамика отмечается под влиянием лечебных и коррекционно-развивающих мероприятий.
Вариативные задачи в сфере двигательного развития детей с НОДА решаются в зависимости тяжести двигательной патологии. Для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, которые не передвигаются самостоятельно и не имеют грубые нарушения двигательных функций важна вести работу по формированию навыков сидения, обучению вставанию на колени, на ноги, удержанию вертикальной позы. Большое внимание уделяется обучению захвату и удержанию предметов.
Для детей с двигательными нарушениями средней тяжести важна стимуляция самостоятельной ходьбы, коррекция нарушений равновесия, развитие координация движений.
В работе с детьми с легкими двигательными нарушениями особое внимание должно уделяться развитию тонкой моторики, обучению точным движениям.
Ведущую роль в развитии движений у детей с НОДА играют лечебная физкультура (ЛФК) и массаж.
Для каждого ребенка подбирается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры и массажа в зависимости от формы заболевания и возраста. Основными задачами лечебной гимнастики являются торможение патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка. На начальных этапах развития общей моторики все мероприятия направлены на воспитание задержанных статокинетических рефлексов и устранение влияния тонических рефлексов, а затем на развитие возможностей активных движений. Проведению мероприятий по становлению общей моторики должны предшествовать приемы, направленные на нормализацию мышечного тонуса.
Наряду с лечебной физкультурой при НОДА широко применяется общий лечебный и точечный массаж. Классический лечебный массаж способствует расслаблению спастичных мышц и укрепляет, стимулирует функционирование ослабленных мышц. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация.
Как можно раньше нужно добиваться включения ребенка в активное поддержание позы и выполнение произвольных движений. Нужно подключить к коррекционной работе один из наиболее мощных механизмов компенсации — мотивацию к деятельности, заинтересованность, личную активность ребенка в овладении моторикой. Развивая различные стороны мотивации, нужно добиваться осознания ребенком производимых им действий, по возможности обосновывая ход выполнения каждого действия. Специалист по физической адаптивной физической культуре ЛФК, воспитатель должны привлекать внимание ребенка к выполнению задания, терпеливо и настойчиво добиваясь ответных реакций. При этом следует избегать чрезмерных усилий ребенка, что приводит обычно к нарастанию мышечного тонуса.
При стимуляции двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений лучше всего предлагать в виде увлекательных для ребенка игр, побуждая его к подсознательному выполнению желаемых активных движений.
При развитии двигательных функций важное значение имеет использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом); тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж); проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами); температурных (локально использование льда, упражнения в воде с изменением ее температуры).
При выполнении движений широко используются также звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, особенно при наличии насильственных движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создает положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращенной речи, обогащает словарь. На всех занятиях у ребенка нужно формировать способность воспринимать позы и направление движений, а также восприятие предметов на ощупь (стереогноз).
Наряду с лечебной гимнастикой и массажем при НОДА в большинстве случаев необходимо применение ортопедических мероприятий: этапные гипсовые повязки, специальные укладки, различные приспособления для удержания головы, сидения, стояния, ходьбы (рамы-каталки, ходунки, крабы и палочки). В некоторых случаях целесообразно ортопедо-хирургическое вмешательство.
Очень важно соблюдать общий двигательный режим. Ребенок с двигательным нарушением во время бодрствования не должен более 20 мин. находиться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально приобретаются наиболее адекватные позы для кормления, одевания, купания, игры. Эти позы меняются по мере развития двигательных возможностей ребенка. Если ребенку с двигательным нарушением не удается вытянуть вперед руки или схватить предмет, находясь в положении на спине или на животе, можно добиться желаемых движений, поместив малыша животом на колени взрослого и слегка раскачивая его. В результате ребенок лучше расслабляется, легче вытягивает руки вперед и захватывает игрушки. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не сидел в течение длительного времени с опущенной вниз головой, согнутыми спиной и ногами. Это приводит к стойкой патологической позе, способствует развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы его ноги были разогнуты, стопы стояли на опоре, а не свисали, голова и спина были выпрямлены. В течение дня полезно несколько раз выкладывать ребенка на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. Чтобы облегчить принятие этой позы, ребенку под грудь подкладывают небольшой валик.
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с формированием общей моторики. При развитии функциональных возможностей кистей и пальцев руку у детей с двигательными нарушениями необходимо учитывать этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опора на раскрытую кисть, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.
Перед формированием функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук: поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по пальцам от кончика к их основанию; похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев; поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя); похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности; вращение пальцев (отдельно каждого); круговые повороты кисти; отведение-приведение кисти (вправо-влево); движение супинации (поворот руки ладонью вверх) - пронации (ладонью вниз). Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «Покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя); поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху); противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев); щеточный массаж (кончиков пальцев и наружной поверхности кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, что вызывает расправление кулака и веерообразное разведение пальцев).
Все движения необходимо тренировать сначала пассивно (взрослым), затем пассивно-активно и, наконец, постепенно переводить в активную форму на специальных занятиях, а также во время бодрствования ребенка - при одевании, приеме пищи, купании.
Перед школой особенно важно развить у детей те движения рук, на основе которых затем формируются двигательные навыки, важные в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. Необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение, показывать рукой ребенка, как оно выполняется, затем предложить выполнить самостоятельно (при необходимости помогать и корректировать). Если ребенок недостаточно четко, не совсем правильно выполняет задание, или не может вообще его выполнить, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, нужно лишь повторить еще несколько раз данное движение. Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоящего успеха. При формировании каждой новой схемы двигательного действия необходимо добиваться от ребенка четкости выполнения, свободы движения, плавности переключения с одного действия на другие и целенаправленного увеличения или уменьшения амплитуды движений. Необходимо обучать детей выделять элементарные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах и по возможности более правильно, свободно выполнять их.
Наиболее трудно бывает развить координацию одновременно выполняемых движений в разных суставах, что необходимо в предметной деятельности и особенно при письме. Для детей старшего дошкольного возраста для выработки этих движений можно использовать упражнения со спортивным инвентарем (мячами, гантелями, гимнастическими палками, булавами, ракетками) и с игрушками (пирамидками, кубиками, кольцами). Им можно предлагать перекладывание предметов с одного места на другое, с руки на руку, прокатывать, подбрасывать и ловить, а также и другие задания, подробное описание которых можно найти в рекомендуемой для дошкольного возраста методической литературе.
Важно проверить, может ли ребенок изолированно двигать правой рукой (все остальные части тела должны находиться в полном покое): поднять руку вверх и опустить, согнуть в локтевом суставе и разогнуть, отвести в сторону и вернуть в исходное положение, сделать круговые движения (в плечевом суставе) в одну и в другую сторону, повернуть кисти ладонью вверх и вниз, согнуть и разогнуть кисти, сжать пальцы в кулак и разжать, из сжатых в кулак пальцев разогнуть сначала большой палец, потом большой и указательный, указательный и мизинец и т.д.
В легких случаях поражения, когда только движения пальцев правой руки не изолированы и сопровождаются подобными движениями в пальцах левой руки, необходимо применять такое упражнение: взрослый садится слева от ребенка и, мягко придерживая кисть левой руки, просит выполнять движения только пальцами правой.
Полезно включать в занятия, а также рекомендовать родителям для выполнения дома, с детьми следующие виды упражнений:
- разгладить лист бумаги, ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот;
- постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;
- повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь; сделать то же левой рукой;
- руки полусогнуты, опора на локти - встряхивание по очереди кистями ("звонок");
- руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть-разогнуть, повернуть ладонью к лицу - к столу);
- фиксировать левой рукой правое запястье - поглаживать ладонью правой руки, постучать ладонью по столу и т.п.
Одновременно проводится работа и по развитию движений пальцев рук, особенно правой руки:
- соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук ("домик");
- соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести ("корзиночка").
Необходимо обратить внимание на формирование противопоставления первого пальца всем остальным; на свободное сгибание и разгибание пальцев рук без движений кисти и предплечья, которыми они часто замещаются. Для этого рекомендуется применять следующие задания:
- сжать пальцы правой руки в кулак - выпрямить;
- согнуть пальцы одновременно и поочередно;
- противопоставить первому пальцу все остальные поочередно;
- постучать каждым пальцем по столу под счет "один, один-два, один-два-три";
- отвести и привести пальцы, согнуть и разогнуть с усилием ("кошка выпустила коготки");
- многократно сгибать и разгибать пальцы, легко касаясь концевой фалангой первого пальца остальных ("сыпать зерно для птиц").
Важно сформировать у ребенка различные способы удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством). Необходимо помнить, что недифференцированный захват и изменения в положении большого и указательного пальцев особенно резко мешают предметной деятельности и письму; поэтому педагоги должны прививать детям правильные способы захвата, начиная с игрушек и двигательных действий с ними. Например, совком можно взять и пересыпать песок, помешивать его, приглаживать. Много целесообразных движений в игре с кубиками: перекладывать с одного места на другое, переворачивать, передвигать, устанавливать один на другом, строить, снимать по одному кубику с построенной башни или домика.
Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире
Очень важно, какими способами ребенок с НОДА получает сведения об окружающем мире. Первое знакомство с предметами и явлениями должно по возможности происходить в естественной жизненной обстановке, а не по картинкам или игрушкам. В группе ребенка нужно познакомить с обстановкой, показать ему, как моют посуду, стирают и гладят белье, готовят обед, накрывают на стол, убирают помещение. Много интересного можно показать ребенку из окна детского сада: улицу, движение транспорта, сад, животных и т. п.
В ходе ознакомления с окружающим миром детей следует учить выделять в предметах и явлениях существенные и несущественные признаки, проводить сравнения, объединения предметов и явлений по различным признакам, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, расширять наполняемость родовых, видовых и обобщающих понятий.
Важное значение для развития знаний и представлений об окружающем мире имеют прогулки. У ребенка-дошкольника мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Для развития представлений об окружающем мире большую роль играют специальные занятия с использованием картинок. Для ребенка с НОДА важно, чтобы картина была четкой, достаточно крупной и располагалась в поле его зрения.
Готовность ребенка к обучению в школе определяется уровнем развития его интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь не только наблюдать, но и дифференцировать и обобщать предметы и явления окружающего мира. Формирование обобщающего и дифференцирующего мышления должно проводиться систематически как в процессе повседневной деятельности ребенка, так и на специальных занятиях.
Развитие сенсорных функций
Сенсорное воспитание направлено на развитие всех видов восприятия ребенка с НОДА (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического), на основе которых формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве.
Развитие зрительного восприятия начинается с формирования зрительного сосредоточения и прослеживания оптического объекта. Сначала взрослый стимулирует развитие зрительной фиксации на лице взрослого, а затем на игрушке (лучше с мягким очертанием силуэта, но с интенсивной цветной окраской, размером 7 х 10 см). В дальнейшем начинается тренировка согласованных движений головы и глаз, возникающих при условии плавного прослеживания глазами объекта. По мере продвижения оптического объекта (лица взрослого, затем игрушки) необходимо пассивно поворачивать голову ребенка в направлении движения объекта. При ослаблении интереса ребенка к игрушке подключают звуковой компонент.
Дальнейшее развитие зрительного восприятия направлено на формирование плавности прослеживания за движущимся предметом (в горизонтальной, вертикальной плоскости), устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища. Необходимо проводить специальные игры с ребенком, приближая свое лицо к ребенку и удаляя его, ласково разговаривая с ним. Также используются яркие озвученные игрушки. При этом ребенок находится в различных положениях (лежа, сидя, вертикально - на руках взрослого).
На более поздних этапах необходима выработка зрительных дифференцировок. Для занятий подбираются игрушки, различные по цвету, величине, форме, звучанию. Внимание ребенка привлекается не только к игрушкам, но и окружающим предметам и людям. Для этого проводятся различные игры («Прятки», «Ку-ку», когда логопед или мать накидывают на голову платок или прячутся за шкаф, спинку стула, ширму).
С полутора лет проводится коррекционно-педагогическая работа по развитию ориентировки на величину, форму и цвет предметов по следующим этапам: 1) сличение величины, цвета или формы («дай такой, не такой»). 2) Выделение по слову величины, цвета или формы («дай красный», «дай большой», «дай круглый»). 3) Называние признака - величины, цвета, формы - ребенком (для детей, владеющих речью).
Кроме постоянных упражнений в быту, следует проводить специальные дидактические игры.
Развитие слухового восприятия начинают с формирования слухового сосредоточения (на голосе и звуке). Для этого используют период, когда ребенок с НОДА находится в эмоционально отрицательном состоянии - в период несильного плача или общих движений. Взрослый наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, потряхивает погремушкой, добиваясь привлечения внимания ребенка и его успокоения. Звуковые раздражители варьируют от нерезких звуков (звучание погремушки, легкое постукивание одной игрушки о другую) до более громкого звучания (звук пищащей игрушки).
Дальнейшее развитие слухового восприятия идет при формировании умения локализовать звук в пространстве. В качестве звуковых раздражителей ребенку предлагаются игрушки, различные по звучанию (громкие-тихие, высокие-низкие, пищащие, звенящие), а также различно интонируемый голос взрослого. Предлагая ребенку озвученную игрушку, затем разговаривая с ним, его учат прислушиваться к звучанию игрушки и голосу взрослого, а затем отыскивать их глазами. При этом сначала ребенок видит игрушку и лицо взрослого, которые постепенно оказываются вне поля его зрения. Если ребенок с двигательной патологией не может сам повернуть голову к источнику звука, взрослый делает это пассивно.
Далее детей обучают дифференциации тембровой окраски, и интонации голоса матери (или другого близкого человека) и «чужих» людей, используя при этом зрительное подкрепление. Параллельно ведется формирование других дифференцированных реакций: узнавание своего имени, различение строгой и ласковой интонации голоса взрослого и адекватной реакции на них, дифференциация характера мелодии (веселой и грустной, тихой и громкой). С детьми проводятся специальные упражнения на формирование дифференциации звучания игрушек: дудки, барабана, погремушки (выбор из двух). Особо важное значение уделяется развитию слухового внимания к речи взрослого.
Коррекция нарушений тактильно-кинестетического восприятия начинается с массажа и пассивной гимнастики (для улучшения проприоцептивных ощущений). Развитие тактильно-кинестетических ощущений проводится на 3-м году жизни параллельно с формированием знаний о свойствах предметов: мягкий-твердый, тяжелый-легкий (вес), холодный-теплый (температура). Понятие о мягкости-твердости дается на разном материале: мягкая шапочка, мягкий пластилин, твердый сахар, твердое яблоко. Понятие о весе дается на материале: тяжелый молоток, тяжелый стул, легкий шарик, легкий кубик. Понятие о тепловых ощущениях проводится на сравнении: холодная и теплая вода, холодный и теплый день, холодный лед, теплая батарея, а также в ходе проведения искусственной локальной контрастотермии.
Развитие пространственных представлений
Пространственные представления - важнейшая характеристика окружающего мира и необходимая составляющая сенсорного воспитания в детском возрасте. В силу двигательных и оптико-пространственных нарушений пространственные представления формируются у детей с НОДА с большим трудом. Взрослые должны помнить, что положительный эффект приносят практические упражнения, когда с целью формирования пространственных представлений ребенок осуществляет перемещение своего тела в помещении самостоятельно. В том случае, если ребенок не передвигается, его обязательно нужно перемещать в заданном направлении. Развитие пространственных представлений осуществляется поэтапно.
Первый этап - расположение предметов в пространстве, ориентация в предметно-пространственном окружении "от себя». На этом этапе важно, чтобы у ребенка сформировалось представление о сторонах и частях тела человека, а также его лица. Здесь также как и при формировании представлений о величине необходимо давать сразу же словесное обозначение формируемого представления. При заучивании названий правой и левой рук ребенку следует сказать, что каждая из рук имеет свое название. Чтобы сформировать понятия "впереди", "сзади", "вверху", "внизу", "справа", "слева", следует связать их с конкретными частями тела, например, впереди (лицо) – сзади (спина), вверху (голова) – внизу (ноги), правая рука (справа) – левая рука (слева). Важно также научить ребенка различать парные части тела. С этой целью могут быть использованы различные детские стихотворения и игры.
Второй этап: ориентация в предметно-пространственном окружении "от другого человека». Чтобы сформировать предметно-пространственные представления в позиции "от другого человека" нужно использовать куклу. Ручку куклы нужно маркировать тем же способом, что и у ребенка. Затем игрушку посадить напротив ребенка. Взрослый должен обратить внимание ребенка на то, маркированная рука находится наискосок от руки самого ребенка. Чтобы расширить количество упражнений, можно маркировать щечки, ушки, плечики, ножки, коленки, пальчики, ладошки у сидящей напротив куклы и т.д. Важно также научить ребенка определять, где находится предмет по отношению к кукле или другому человеку. Пространственную ориентировку на любых предметах следует тренировать с ребенком постоянно.
Третий этап: ориентировка по основным пространственным направлениям. На этом этапе отрабатывается ориентировка по основным пространственным направлениям: вперед–назад, направо–налево, вверх–вниз. Определение своего местоположения относительно другого предмета (впереди–позади, справа–слева, сзади, позади). Вводятся понятия: близко–далеко, ближе–дальше. Важно стремиться к тому, чтобы ребенок с НОДА опробовал на собственном опыте передвижение в указанных направлениях. Если он не может это сделать самостоятельно, взрослый должен показать ему это с помощью перемещения коляски ребенка. Одновременно он должен комментировать свои действия правильными терминами.
Четвертый этап: ориентировка на листе бумаги. Ориентировка на листе бумаги - важный этап в подготовке ребенка к школе. Здесь вводятся понятия: посредине, в центре, верхняя и нижняя стороны, правая и левая стороны, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол.
Пятый этап: коррекция оптико-пространственного восприятия. Коррекция нарушений оптико-пространственного восприятия может достигаться с помощью заданий на воссоздание по образцу или представлению пространственного размещения геометрических фигур или узоров; фиксации и воспроизведения поворотов на плоскости отдельных элементов узора или графических знаков. Взрослым полезно зарисовывать с детьми схемы расположения предметов в помещении; геометрических фигур на листе бумаги, отраженном в зеркале. Важным этапом в этом направлении работы является формирование у ребенка навыка составления разрезных картинок. В начале ребенку можно предложить разрезные картинки без фона, т.е. вырезанные по контуру. Затем предлагаются к составлению картинки, изображающие предмет с фоном, из 2-х, 3-х, 4-х, 6-ти, 9-ти частей. Важно, чтобы взрослые сопровождали собственные действия правильными терминами, определяющими местоположение каждой из частей. Затем, когда у ребенка этот навык сформируется, можно ему предлагать задания на составление сюжетных картин по контурному изображению из 9-ти, 12-ти частей.
Закрепить сформировавшиеся навыки можно с помощью составления сюжетных картинок из 4-х, 6-ти, 9-ти, 12-ти предметных кубиков или кубиков Никитина (кубиков Кооса).
Формирование временных представлений
Освоение временных понятий детьми с НОДА протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Формирование временных представлений осуществляется поэтапно.
Первый этап: формирование представлений о сутках. Сутки являются первой естественной единицей измерения времени. У дошкольников начинают формировать представления о таких промежутках времени, как день - ночь, утро - вечер. Взрослым рекомендуется начинать развитие представлений о времени с различения отдельных контрастных частей суток (день - ночь; утро - вечер), а затем только переходить к их последовательности и сменяемости суток. Для формирования представлений об указанных временных отрезках взрослые могут использовать прием описания конкретной деятельности, которой в этот период занимаются дети. Детей обучают различать части суток: по внешним объективным признакам (светло–темно).
Большую пользу приносит рассмотрение с детьми картинок и фото, изображающих деятельность людей в разные отрезки времени, а затем соотносить каждую картинку с определенным временным эталоном. Можно составлять сериационный ряд из частей суток: располагать четыре картинки, изображающие части суток, в нужном порядке.
С целью закрепления представлений о частях суток можно использовать цветовые карточки.
Формирование представлений о сутках будет стимулировать чтение взрослыми отрывков из художественных произведений, стихов, описывающих действия, связанные с данным временем суток (например, А. Барто «Спать пора. Уснул бычок»), а также отгадывание загадок.
Второй этап: формирование представлений о временах года. Знания о времени года лучше усваиваются детьми, если они предлагаются по контрастному принципу в сравнении с предыдущим временем года. Самое трудное время года для усвоения детьми – это весна. Взрослым следует в соответствии с рекомендациями специалистов изготовить наглядные пособия, в которых каждому сезонному изменению в природе или в жизни людей соответствовала бы карточка или картинка. В качестве наиболее продуктивных форм работы предлагаются: раскладывание карточек с изображением времен года в соответствии с порядком их возникновения; определение времени года по картинкам и составление рассказов по картинкам; наблюдение за изменениями в природе в естественных условиях, использование литературных произведений, чтение и заучивание наизусть стихов, отгадывание загадок и заучивание пословиц; изготовление аппликаций по темам времен года; рисование сюжетных картин; проведение праздников, посвященных временам года (очень продуктивная форма работы, особенно для детей с тяжелыми нарушениями).
Третий этап: временные понятия "Вчера, сегодня, завтра" На этом этапе работы используются те же формы работы. Временные отрезки вчера, сегодня, завтра связываются с определенной деятельностью детей и обозначаются определенным термином,
Четвертый этап: календарь, дни недели. Для ознакомления детей с НОДА с днями недели можно использовать отрывной календарь. Каждый листок календаря отмечают полоской соответствующего цвета или изготавливают из цветной бумаги так, чтобы каждый день имел свой цвет (понедельник - синий, вторник - желтый, среда - зеленый, четверг - белый, пятница - фиолетовый, суббота - оранжевый, воскресенье - красный).На каждом листке календаря проставляют такое количество кружочков, которое соответствует порядковому номеру дня недели. Ежедневно отрывая листок календаря, ребенок укладывает его в соответствующее деление. В конце недели подсчитывается количество дней, и они называются. В конце месяца подсчитывается количество неделей, а в старшем возрасте и количество дней.
Работая с календарем, взрослые помогают детям запомнить дни недели по порядковому номеру (количеству точек) и по цвету листка календаря. Можно также для запоминания названий дней недели связывать их с конкретным содержанием деятельности детей (используется недельное расписание занятий).
Пятый этап: временное понятие "месяц", названия месяцев. Работая с моделью календарного года, взрослый одновременно знакомит ребенка с названиями месяцев. Каждый месяц связывается с определенным временем года и наполняется конкретным содержанием (изменения в погоде, в природе, в жизни человека и животных). Хорошим стимулом для запоминания является заучивание стихов о месяцах года (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» или другие). Особый положительный эффект приносит разыгрывание игр-драматизаций для заучивания названий месяцев.
Формирование элементарных математических представлений
В работе с дошкольниками с НОДА целесообразно проводить подготовительные занятия по формированию и уточнению имеющихся у них основных количественных, пространственных и временных представлений, по формированию навыков сравнения предметов по форме, величине и протяженности. Необходимо научить детей изучать и сравнивать предметы и группы предметов по какому-то одному из признаков, устанавливать общее и различное; особое внимание уделять сравнению предметов, которые невозможно пересчитывать поштучно (для этого необходимо выбрать соответствующую меру измерения).
Овладение основными понятиями о числе и арифметическими действиями с числами требует предварительного усвоения и уточнения элементарных представлений о величине: большой — маленький, больше — меньше, короткий — длинный, короче — длиннее, шире — уже, ниже — выше и т. д.
Необходимо проводить ежедневные занятия, в процессе которых дети смогут осознать, что все предметы расположены определенным образом в пространстве и имеют различную протяженность. Во время прогулок обращать внимание детей на то, что улицы бывают узкие и широкие, дома — большие и маленькие, высокие и низкие и т. п. Именно в такого рода сравнениях формируются и уточняются элементарные математические понятия.
Необходимо научить детей отыскивать и находить предметы нужной величины, формы, протяженности. Для этого взрослые отбирают кубики, мячи, пирамидки, куклы различной величины и просят ребенка найти сначала самые большие предметы, затем — самые маленькие и вводят эти понятия в речь.
Далее следует обращать внимание детей на то, что предметы одной и той же величины могут отличаться по форме: «Сравните большой красный мяч и большой красный кубик, маленький синий шарик и маленький синий кубик». Затем им нужно помочь установить, что предметы, одинаковые по величине и форме, могут отличаться по длине. На следующем этапе дети овладевают умением подобрать (разгруппировать) предметы разной величины, формы, протяженности по какому-то одному заданному признаку. Затем эти задания можно разнообразить и усложнить: подобрать предмет либо такой же, как образец, либо большей или меньшей величины. Вначале лучше использовать те предметы, которые уже знакомы детям по предыдущим занятиям, а затем включать и новые.
Дальнейшее усложнение заданий идет за счет сопоставления предметов различной формы и величины, при этом предметы сопоставляются не парами, а рядами. Сначала такие задания выполняются по показу. По мере постепенного усвоения и закрепления понятий формы и величины дети могут выполнять задания по словесной инструкции. Ребенку объясняют, что нужно сделать, и на первых порах взрослый рассказывает, каким образом надо выполнять задание. Постепенно дети учатся самостоятельно планировать ход выполнения задания.
Развитию и закреплению элементарных математических понятий способствуют занятия по ручному труду, рисованию, лепке.
При обучении элементарному счету необходимо обращать внимание на то, умеют ли дети сравнивать разные множества (количества) предметов, независимо от их формы и величины. Только после того как ребенок научится сравнивать предметы по какому-либо признаку и устанавливать, где предметов больше (меньше), в каком сосуде жидкости больше (меньше) и т. д., переходят к умению уравнивать количества (множества) предметов. При обучении детей элементарному счету необходимо обратить особое внимание на состав числа. Здесь особенно важна наглядность обучения. Сначала нужно научить ребенка составлять число предметов из разных групп. Для закрепления состава числа можно использовать нахождение целого числа не по двум, а по трем слагаемым (группам предметов).
Подготовка к школе
Установлено, что для обучения в школе большую роль играет уровень сформированности навыков самообслуживания, поэтому при подготовке детей к школе особое внимание следует уделять их формированию. Формирование навыков самообслуживания проходит, как на специально организованных занятиях, так и во все режимные моменты, учитывая индивидуальные, двигательные возможности детей.
Обучение грамоте (добукварный период). Формирование первоначальных навыков чтения и письма.
В ходе коррекционно-педагогической работы важно учитывать характер и структуру речевого нарушения каждого ребенка.
Задачами подготовительного периода обучения грамоте являются:
- Формирование произвольной стороны речи.
- Развитие слухового внимания и речеслуховой памяти.
- Формирование фонематического восприятия.
- Нормализация оптико-пространственного гнозиса.
- Подготовка мелкой моторики руки к процессу письма.
- Формирование психологической базы речи.
- Формирование мыслительных операций.
Программа подготовительного периода в обучении грамоте имеет несколько разделов, которые тесно связаны между собой:
- Формирование навыков произношения.
- Развитие фонематического восприятия, формирование звукового анализа и синтеза.
- Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
Основной период в обучении грамоте - букварный период. Программа основного периода обучения грамоте предусматривает на основе звукового анализа и синтеза научить детей чтению слогов и слов
Дети с двигательными нарушениями испытывают трудности во владении графическими навыками и навыками письма, работу по формированию данных навыков надо начинать как можно раньше и вести постоянно.
Успешное формирование графо-моторной функции у детей с НОДА возможно только при условии специально согласованной деятельности учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя и инструктора ЛФК. Необходима индивидуальная подготовка руки к письму, последовательная отработка и закрепление двигательного навыка письма. Необходимо выделить время для специальных занятий по формированию движений, обеспечивающих правильную технику письма.
С целью подготовки руки ребенка к письму можно также предложить прием рисования мокрым или окрашенным в краску пальцем по доске или прием рисования по доске с рассыпанной манкой или мукой. Важно обучить ребенка удержанию пальцевой позы для показа определенного количества предметов (один предмет - один палец; два предмета - два пальца и т.д.).
Правильный захват предметов, способы его удержания определяют возможности развития ребенка к предметной деятельности, а в дальнейшем, и к письму. Поэтому взрослые должны постоянно развивать у детей с НОДА правильные формы удержания предметов, игрушек и двигательных действий с ними. Специалист должен показать, как эти навыки формируются у ребенка в процессе игры.
Для развития точности движений пальцев рук следует строить различные фигуры на плоскости из палочек, мозаики и плоскостных геометрических фигур. Хорошие результаты в формировании двигательных навыков дают следующие упражнения: надевание колечек, пуговиц, бус на проволоку, веревку, нитку; продевание через отверстия малого размера шнурков; прошивание иглой контура предметов на бумаге, а также застегивание, расстёгивание, завязывание, развязывание шнурков, пуговиц, молний.
Обучение письму начинается с обследования возможностей овладения графическим навыком письма. Важным этапом работы является обучение ребенка адекватной позе во время письма. При этом необходимо решать следующие задачи:
- подбор позы и «рефлекс-запрещающих» позиций, при которых нарушения мышечного тонуса и интенсивность гиперкинезов были бы минимальными;
- применение специальных приспособлений для фиксации конечностей и головы ребенка;
- отработка общей позы при письме и обучение среднему положению головы, поворотам и наклонам при строго определенном положении рук;
-развитие зрительного контроля за движением рук в разных направлениях.
Формирование элементарных математических представлений
При подготовке к школе очень важно развить у ребенка с НОДА основы математического мышления. В ходе работы по формированию математических представлений у детей с двигательной патологией в период подготовки к школе решаются следующие задачи:
- накопление конкретных фактов о различных свойствах предметов окружающей действительности;
- формирование у детей способности выделять в объектах существенные признаки, развитие различных операций сравнения и группировки предметов по определенному признаку;
- накопление представлений о количестве, величине и форме предмета;
- развитие ориентировки во времени и пространстве;
- образование множеств, их соотношение с заданным образцом (количеством);
- усвоение элементарного математического счета.
Формирование конструктивных и изобразительных навыков у детей происходит в тесном единстве со становлением двигательной функции рук - захватывание и удержание предметов в их различном положении по отношению к ребенку, соотносительные действия с предметами под контролем зрения, с развитием интереса к данным видам деятельности и потребности в осуществлении контролирования и самого процесса изображения по мере развития общих представлений об окружающем мире.
Все усилия педагогов по подготовке к школе и успешной интеграции детей с двигательной патологией, будут недостаточно успешными без постоянного контакта со взрослыми. Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-восстановительного процесса. Взрослые должны отрабатывать и закреплять навыки и умения у детей, сформированные специалистами, по возможности помогать изготавливать пособия для работы в детском саду и дома. Домашние задания, предлагаемые учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у детей.
При этом для детей с двигательной патологией особое значение приобретает ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков. Родители должны выделить дома уголок, где должны находиться специально оборудованные стул, стол, ходунки, поручни, качалка, гимнастическая стенка, спортивный инвентарь, тренажеры и др.
КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ | |||||||
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||
СЕНТЯБРЬ | 1 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | |||||||
2 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||||||||
3 | ИГРУШКИ | Большой, маленький | Один и много | ||||||
4 | ИГРУШКИ | Вверху, внизу | Пирамидки, стаканчики вкладыши | ||||||
ОКТЯБРЬ | 1 | ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА ТУАЛЕТНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ | Большой, маленький | Один и два | |||||
2 | СЕМЬЯ | Слева, справа | Кубики | ||||||
3 | ОСЕНЬ | Вверху, внизу | Много, мало | ||||||
4 | ОСЕНЬ. ФРУКТЫ | Форма предметов | Игрушки типа «сортировщик» | ||||||
5 | ОСЕНЬ. ОВОЩИ | Форма предметов | Много, мало | ||||||
НОЯБРЬ | 1 | ЦВЕТА КРАСОК | Цвет предметов | Время года осень. | |||||
2 | ЦВЕТА КРАСОК | Цвет предметов | Раскрашивание с соблюдением контура | ||||||
3 | ОДЕЖДА | Часть-целое | Один и два | ||||||
4 | ОБУВЬ | Один и два | Различные виды застежек. | ||||||
ДЕКАБРЬ | 1 | ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ | Вверху, внизу | Больше, меньше: сравнение по величине. | |||||
2 | МЕБЕЛЬ | Форма предметов | Слева, справа | ||||||
3 | ЗИМА. ЁЛКА. ДЕД МОРОЗ | Высокий, низкий | Открывание и закрывание различных видов коробок | ||||||
4 | НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ. | Форма и цвет предметов | Счет до трех. | ||||||
5 | НОВЫЙ ГОД | День и ночь | Счет до трех. | ||||||
ЯНВАРЬ | 1 | ПРАЗДНИЧНЫЕ КАНИКУЛЫ | |||||||
2 | ЗИМА | Понятия тепло-холодно | Время года зима. | ||||||
3 | ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ | Далеко и близко | Рисование прямых и волнистых линий | ||||||
4 | ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ | Вверху, внизу, справа, слева | Больше, меньше: сравнение по количеству | ||||||
ФЕВРАЛЬ | 1 | ПОСУДА | Часть-целое | Набор посуды | |||||
2 | ПОСУДА | Контуры предметов | Счет до четырех | ||||||
3 | ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ | Утро и вечер | |||||||
4 | ПРОЩАНИЕ С ЗИМОЙ | Контуры предметов | Раскрашивание с соблюдением контура | ||||||
МАРТ | 1 | МАМИН ПРАЗДНИК | Части суток. | Больше, меньше: сравнение по величине. | |||||
2 | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | Часть - целое | Больше, меньше: сравнение по количеству | ||||||
3 | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | Контуры объектов. | Рисование вертикальных линий | ||||||
4 | ВЕСНА | Время года весна | Мозаика по образцу | ||||||
5 | ДИКИЕ ПТИЦЫ | Контуры объектов | Счет до пяти | ||||||
АПРЕЛЬ | 1 | ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | Часть - целое | Перед, за. | |||||
2 | ТРАНСПОРТ | Перед, после. | Порядковый счет. | ||||||
3 | ТРАНСПОРТ | Величина | Разрезные картинки. | ||||||
4 | ДЕРЕВЬЯ | Последовательность событий | Больше, меньше: сравнение по величине | ||||||
МАЙ | 1 | НАСЕКОМЫЕ | На, над, под. | Рисование различных видов линий | |||||
2 | ЦВЕТЫ | Контуры, цвет предметов. | Раскрашивание с соблюдением контура | ||||||
3 | Обследование | ||||||||
4 | Обследование |
КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ | ||||
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ | ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ | ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ | ГРАФ-МОТ. НАВЫКИ | ||
СЕНТЯБРЬ | 1 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||||
2 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | |||||
3 | НАША ГРУППА | Число и цифра 1 | Большой, меньше, маленький | Работа в тетради в клетку | Прямые линии | |
4 | ИГРУШКИ | Число и цифра 2 Знаки +, = | Большой, меньше, маленький | Дни недели. | Прямые линии | |
ОКТЯБРЬ | 1 | ОСЕНЬ | Число и цифра 3 Соотнесение цифры и количества предметов | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой | Слева, справа, впереди, сзади | Кривые линии |
2 | ДЕРЕВЬЯ | Число и цифра 4 Соотнесение цифры и количества предметов | Квадрат | Ориентирование на листе бумаги | Кривые линии | |
3 | ГРИБЫ | Число и цифра 5 Составление числа 5 из двух меньших | Круг | Дни недели. | Кривые линии | |
4 | ЯГОДЫ | Число и цифра 6 Составление числа 6 из двух меньших | Квадрат и круг | Выкладывание квадрата из счетных палочек | Круги, овалы | |
5 | ОВОЩИ | Числа и цифры 4-6 Сравнение чисел | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | Работа в тетради в клетку | Круги, овалы | |
НОЯБРЬ | 1 | ФРУКТЫ | Числа и цифры 4-6 Соотнесение числа, цифры и количества предметов | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | Деление квадрата на две и четыре части | Спирали |
2 | ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ | Знак минус | Квадрат и треугольник | Осенние месяцы | Спирали | |
3 | ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ | Числа и цифры от 0 до 6, сравнение и установление равенства | Квадрат и треугольник | Осенние месяцы | Спирали | |
4 | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ | Число и цифра 7 | Часть и целое | Деление предмета на 4 части | Изображение ломаных линий | |
ДЕКАБРЬ | 1 | ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ | Состав числа 7 | Часть и целое | Деление предмета на 4 части | Изображение ломаных линий |
2 | НАШЕ ТЕЛО | Числа и цифры от 1 до 8 | Овал | Положение предмета относительно себя и другого лица | Ломаные, дугообразные и вертикально прямые линии. | |
3 | ОДЕЖДА | Состав числа 8 | Овал | Положение предмета относительно себя и другого лица | Изображение дугообразных линий | |
4 | ОБУВЬ | Порядковый счет и сравнение чисел | Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг | Дорисовывание геометрических фигур | Изображение дугообразных линий | |
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ | Порядковый счет и сравнение чисел | Основные геометрические формы | Части суток и дни недели | Ломаные, дугообразные и вертикально прямые линии. | ||
ЯНВАРЬ | 1 | ПРАЗДНИЧНЫЕ КАНИКУЛЫ | ||||
2 | ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ | Числа и цифры от 1 до 9 | Высокий, низкий | Дни недели | Изображение волнистых линий | |
3 | ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ | Состав числа 9 | Часть целое | Работа в тетради в клетку | Изображение волнистых линий | |
4 | ДОМ, КВАРТИРА | Порядковый счет и сравнение чисел | Квадрат | Положение предмета относительно себя и другого лица | Спирали и дугообразные линии | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | МЕБЕЛЬ | Число 10 | Трапеция | Дорисовывание геометрических фигур | Изображение петлевидных линий |
2 | ПОСУДА | Состав числа 10 | Выкладывание из счетных палочек трапеции | Зимние месяцы | Изображение петлевидных линий | |
3 | НАШИ ЗАЩИТНИКИ | Арифметические задачи на сложение и вычитание | Круг, треугольник, квадрат, трапеция | Положение предмета относительно себя и другого лица | Изображение петлевидных линий | |
4 | ПРОВОДЫ ЗИМЫ | Примеры на сложение и вычитание | Работа со счетными палочками | Дорисовывание геометрических фигур | Штрихование вертикальными линиями | |
МАРТ | 1 | СЕМЬЯ | Составление чисел из двух меньших | Четырехугольники | Части суток | Штрихование вертикальными линиями |
2 | 8 МАРТА | Арифметические задачи на сложение и вычитание | Шестиугольники | Дни недели | Штрихование вертикальными линиями | |
3 | ВЕСНА | Примеры на сложение и вычитание | Толстый, тонкий | Работа в тетради в клетку | Штрихование вертикальными линиями | |
4 | ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ | Составление чисел из двух меньших | Четырехугольники и шестиугольники | Работа в тетради в клетку | Штрихование горизонтальными линиями | |
5 | МОЙ ГОРОД, МОЯ УЛИЦА | Арифметические задачи на сложение и вычитание | Сравнение предметов по величине | Весенние месяцы | Штрихование горизонтальными линиями | |
АПРЕЛЬ | 1 | ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ | Примеры на сложение и вычитание | Сравнение предметов по длине | Работа в тетради в клетку | Штрихование горизонтальными линиями |
2 | ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ | Составление чисел из двух меньших | Сравнение предметов по высоте | Работа в тетради в клетку | Штрихование горизонтальными линиями | |
3 | ТРАНСПОРТ | Арифметические задачи на сложение и вычитание | Часть и целое | Положение предмета относительно себя и другого лица | Штрихование наклонными линиями | |
4 | ПРОФЕССИИ | Примеры на сложение и вычитание | Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур | Работа в тетради в клетку | Штрихование наклонными линиями | |
МАЙ | 1 | ДЕНЬ ПОБЕДЫ | Составление чисел из двух меньших | Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур | Работа в тетради в клетку | Штрихование наклонными линиями |
2 | ЦВЕТЫ | Порядковый счет | Сравнение предметов | Времена года | Закрепление навыков | |
3 | НАСЕКОМЫЕ | ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||||
4 | ЛЕТО | ОБСЛЕДОВАНИЕ |
КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НОДА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ | ||||
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ | ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ | ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ | ГРАФ-МОТ. НАВЫКИ | ||
СЕНТЯБРЬ | 1 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||||
2 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | |||||
3 | МОЯ СЕМЬЯ | Числа от 1 до 10 | Части суток | Верх, низ | Ориентировка на листе бумаги | |
4 | ОВОЩИ. СБОР УРОЖАЯ | Знаки сравнения | Части суток | Вверху, внизу | Ориентировка на листе бумаги | |
ОКТЯБРЬ | 1 | ДЕРЕВЬЯ. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ | Плюс, минус, равно | Части суток | Вверху, внизу | Рисование по точкам |
2 | ГРИБЫ. ОСЕНЬ В ЛЕСУ | Независимость числа от пространственного расположения предметов | Части суток | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД | Рисование по точкам | |
3 | ФРУКТЫ | Соотнесение цифры и количества предметов | Осень | Лево, право | Дорисовывание кругов до знакомых предметов | |
4 | ПРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ | Составление числа из двух меньших | Осень | Слева, справа | Дорисовывание кругов до знакомых предметов | |
5 | ОСЕНЬ | Задача примеры | Осень | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА | Рисование по клеточкам | |
НОЯБРЬ | 1 | МОЯ СТРАНА | и цифры от 1 до 10, число 11 | Осенние месяцы | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА | Рисование по клеточкам |
2 | МОЙ ДОМ. МОЯ КВАРТИРА | Независимость числа от простран. расположения предметов | Осенние месяцы | Предлоги ПЕРЕД, МЕЖДУ | Дорисовывание треугольников до знакомых предметов | |
3 | ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ | Число 12 | Осенние месяцы | Предлоги ПЕРЕД, МЕЖДУ | Дорисовывание треугольников до знакомых предметов | |
4 | ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | Составление числа из двух меньших Дни недели | Дни недели | Впереди, сзади | Рисование символического изображения животных | |
ДЕКАБРЬ | 1 | ЗВЕРИ СЕВЕРА | Число 13 | Дни недели | Впереди, сзади | Рисование символического изображения животных |
2 | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | Решение примеров | Дни недели | Далеко, близко | Рисование по точкам | |
3 | ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ | Число 14 | Зима | Далеко, близко | ||
4 | ЗИМА. НОВЫЙ ГОД | Задача, составление числа из двух меньших | Зима | Далеко, близко | Дорисовывание треугольников до знакомых предметов | |
ЯНВАРЬ | 1 | ПРАЗДНИЧНЫЕ КАНИКУЛЫ | ||||
2 | ПРОДУКТЫ | Число 15 | Зима | Предлоги НА, С(О) | Рисование по клеточкам | |
3 | ПОСУДА | Числа от 1 до 15, примеры | Части суток | Внутри, снаружи | Рисование по клеточкам | |
4 | МЕБЕЛЬ | Число 16 | Части суток | Предлоги В, ИЗ, НА, С(О) | Дорисовывание прямоугольников до знакомых предметов | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | ОБИТАТЕЛИ ВОДОЕМОВ | Составление числа из двух меньших | Зимние месяцы | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ | Дорисовывание прямоугольников до знакомых предметов |
2 | ТРАНСПОРТ | Число 17 | Зимние месяцы | Предлоги ПО, НАД, К, ОТ | Рисование по клеточкам | |
3 | ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ | Составление числа из двух меньших | Зимние месяцы | Слева, справа | Рисование по клеточкам | |
4 | КОНЕЦ ЗИМЫ. МАСЛЕНИЦА | Число 18 | Дни недели | Слева, справа, по середине | Дорисовывание кругов и овалов до знакомых предметов | |
МАРТ | 1 | ПРОФЕССИИ | Счет по названному числу | Дни недели | Вверху, внизу | Дорисовывание кругов и овалов до знакомых предметов |
2 | КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ | Число 18 | Дни недели | Выше, ниже | Рисование по точкам | |
3 | ПЕРЕДЕТНЫЕ ПТИЦЫ | Решение примеров | Весна | Далеко, близко | Рисование по точкам | |
4 | ДИКИЕ-ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | Число 19 | Весна | Дальше, ближе | Дорисовывание кругов и овалов до знакомых предметов | |
5 | РАННЯЯ ВЕСНА | Составление числа из двух меньших | Весна | Определение положения предметов относительно себя | Дорисовывание кругов и овалов до знакомых предметов | |
АПРЕЛЬ | 1 | КОСМОС | Число 20 | Весенние месяцы | Определение положения предметов относительно себя | Рисование по клеточкам |
2 | ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН | Примеры и задачи | Весенние месяцы | Определение положения предметов относительно себя | Рисование по клеточкам | |
3 | ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ | Соотнесение цифры и количества предметов | Весенние месяцы | Определение положения предметов относительно других предметов | Дорисовывание квадратов до знакомых предметов | |
4 | МОСКВА-СТОЛИЦА | Составление числа из двух меньших | Части суток | Определение положения предметов относительно других предметов | Дорисовывание квадратов до знакомых предметов | |
МАЙ | 1 | ЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ | Решение примеров и задач | Дни недели | Определение положения предметов относительно других предметов | Дорисовывание фигур до знакомых предметов |
2 | НАСЕКОМЫЕ | Сравнение чисел | Времена года | Предлоги В, ИЗ, НА, С, НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА | Дорисовывание фигур до знакомых предметов | |
3 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | |||||
4 | ОБСЛЕДОВАНИЕ |
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Расписание непосредственной образовательной деятельности в группах, которые посещают дети с НОДА, является нормативным локальным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса с учетом специфики организации педагогического процесса, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.
Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Продолжительность организованной образовательной деятельности:
для детей 4-го года жизни – не более 15 мин;
для детей 5-го года жизни – не более 20 мин;
для детей 6-го года жизни – не более 25 мин;
для детей 7-го года жизни – не более 30 мин.
С целью предупреждения переутомления детей проводятся физкультминутки, перерывы не менее 10 минут.
Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня:
в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно;
в старшей и подготовительной к школе группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
Организованная образовательная деятельность преимущественно проводится в первой половине дня, для детей среднего и старшего дошкольного возраста может проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю, преимущественно художественно-продуктивного или двигательного характера.
Коррекционно-развивающая работа проводится по индивидуальным планам работы с детьми. Форма работы индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
В летний период жизнь детей максимально перемещается на детские площадки на участке детского сада, где, согласно, рекомендациям СанПиН 2.4.1.3049-13, проводятся спортивные и подвижные игры, праздники, развлечения, экскурсии. Время прогулки в летний период увеличивается.
Примерная организация коррекционно-развивающей деятельности в течение учебного года:
с 01.09 – 15.09 – диагностический период;
с 16.09 – 31.12 – учебный период;
с 01.01 – 15.01 – диагностический период;
с 16.01 – 15.05 – учебный период;
с 16.05 – 30.05 – диагностический период.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогов и крайняя корректность при общении с семьей.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье
Общие родительские собрания. Проводятся администрацией.
Задачи:
- информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОО с другими организациями, в том числе и социальными службами.
Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп по мере необходимости.
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов.
Проведение детских праздников и «Досугов». Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОО с привлечением родителей.
Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;
- определение оценки родителями работы ДОО.
Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.
- информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в домашних условиях, помощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на определенном этапе развития ребенка.
Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, «Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как выбрать игрушку», «Какие книги прочитать ребенку», «Как развивать способности ребенка дома»).
Задачи:
- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОО;
- информация о графиках работы администрации и специалистов.
Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
В реализации задач социально-педагогического блока принимают все специалисты и воспитатели специального детского сада. Сфера их компетентности определена должностными инструкциями.
Совместные и семейные проекты различной направленности. Создание совместных детско-родительских проектов.
Задачи: активная совместная экспериментально-исследовательская деятельность родителей и детей.
Опосредованное интернет-общение. Создание интернет-пространства групп, электронной почты для родителей.
Задачи: позволяет родителям быть в курсе содержания деятельности группы, даже если ребенок по разным причинам не посещает детский сад. Родители могут своевременно и быстро получить различную информацию: презентации, методическую литературу, задания, получить ответы по интересующим вопросам.
При этом активная позиция в этой системе принадлежит педагогу-психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития детей в семье.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ И ВОСПИТАТЕЛЯМИ
- Совместная разработка и составление индивидуального образовательного маршрута для детей дошкольного возраста с НОДА.
- Составление комплексных календарно-тематических планирований.
- Участие в методических объединениях специалистов и воспитателей.
- Устное консультирование воспитателей по вопросам обучения и развития детей с НОДА.
- Рекомендации воспитателям по коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с НОДА посредством тетради взаимосвязи.
ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА.
- График работы.
- Журнал учета рабочего времени.
- Список детей, включенных в работу.
- Расписание индивидуальных занятий.
- Примерное календарно-тематическое планирование.
- Дефектологическая папка ребенка, в которую входят:
- Дефектологическая карта с мониторингом.
- Копия протокола ЦПМПК.
- Характеристики, которые составляются по запросу родителей для прохождения ВТЭК или ЦПМПК.
- Бланки индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
- Учебная папка ребенка с выполняемыми заданиями.
- Тетради взаимодействия с воспитателями и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте...
Рабочая программа коррекционно-развивающей учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Один из вариантов составления рабочей программы учителя-дефектолога...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР
Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Целевые ориентиры и планируемые результаты, диагностика и мониторинг результатов,направления и содержание КРР, примерное календарно-тематическое ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с РАС
Цели и задачи КРР с детьми дошкольного возраста с РАС. Направления и содержание КРР, диагностика и мониторинг, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с УО.
Цели и задачи программы. Содержание и направления КРР. Диагностика и мониторинг результатов. Планируемые результаты работы. Примероное клендарно-тематическое планитрование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...