Использование мнемотаблиц и схем в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка по технологии
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.
Связная речь не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения. Не даром множество работ ведущих специалистов, как в педагогике, так и в психологии и лингвистике посвящены данной проблеме (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская, А.М. Бородич и др.)Развитие связной монологической речи относиться к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Особенно актуальна эта задача, учитывая интеграционные процессы в современном обществе. Правильная, чистая и логически стройная связная речь - это путь к успешной социализации детей с речевой патологией.
Не смотря на разработанность данной проблемы, она остается актуальна и требует разработки новых, более эффективных методов, средств и форм организации работы по формированию связПри обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциацийной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_ispolzovanie_mnemotehniki.docx | 171.15 КБ |
avtomatizatsiya_zvuka_sh_progovarivaem_i_risuem_pdf.io_.docx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Использование мнемотаблиц и схем в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи»
Пояснительная записка
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.
Связная речь не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения. Не даром множество работ ведущих специалистов, как в педагогике, так и в психологии и лингвистике посвящены данной проблеме (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская, А.М. Бородич и др.)
Развитие связной монологической речи относиться к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Особенно актуальна эта задача, учитывая интеграционные процессы в современном обществе. Правильная, чистая и логически стройная связная речь - это путь к успешной социализации детей с речевой патологией.
Технология разработана на основе программы:
Нищевой Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) с общим недоразвитием речи».
Ориентирована на использование учебно-методических пособий:
1.Ткаченко, Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов».
2.Гомзяк О.С. «Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»
3. Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей с ОНР 6-7 лет».
Не смотря на разработанность данной проблемы, она остается актуальна и требует разработки новых, более эффективных методов, средств и форм организации работы по формированию связной речи.
Цель: Научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Задачи:
1. Развитие связной речи детей;
2. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, воображение, образного мышления;
3. Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
4. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
5. Формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
6. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
7. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
8. Обогащение словарного запаса детей.
Согласно методической традиции принято выделять следующие виды связной речи: описание, повествование и рассуждение. Кратко охарактеризуем их.
В повествовании говориться о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, и в этом они близки к рассказам как литературно-художественному жанру. последовательность изложения в повествовании обыкновенно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте главное внимание уделяется фактам, событиям, поэтому текст насыщен глаголами и существительными.
Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используются суждения, приводятся примеры, делаются сопоставления и выводы, приводящие к новым суждениям и в конце подтверждающие или опровергающие первоначальное утверждение (так называемый тезис)
Особо хочется остановиться на описании, в котором нет сюжета, нет событий и действующих лиц. В них изображены картины природы, отдельные предметы и явления, процессы и действия. Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлении, обычно признаков существенных. В описании автор изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту. Он передает и свое отношение к изображаемому.
В свою очередь, Нечаева О.А. указывает, что для описания характерно перечисление одновременных признаков предмета в широком понимании. Само перечисление признаков - это еще не описание как речь, а только способ, употребленный в описании. Описание как речь - это сочетание предметного значения объекта мысли и речи в широком понимании (портрет, картина природы и т. д.) с его способом выражения, изложения в виде перечисления одновременных признаков этого предмета, т. е. описательным способом.
По определению этого автора, описание - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.
Нечаева О.А. в своих трудах дает следующие определение этому типу речи: «Описание-функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру».
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что связную речь на современном этапе развития науки рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение.
Использование мнемотаблиц.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и Т.В Пятница, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники
Наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Методика использования схем и моделей при развитии связной речи дошкольников с ОНР
Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвитии речи преследует цель - научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучше памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нарушенных функций. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту. Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.
Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания является не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи устанавливаемые как внутри того , что запоминается так и между запоминаемым материалом и чем либо хорошо уже известным. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Традиционно работа по развитию связной речи детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившихся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки стихотворению (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки вывешиваются на доске. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Методика Т.А. Ткаченко "Использование схем в составлении описательных рассказов".
Для детей с ОНР характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления.
Один из факторов, облегчающий процесс становления связной речи по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действиям.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Ткаченко Т.А. предложила обучать детей с ОНР самостоятельному рассказыванию в такой последовательности:
- составление рассказа по демонстрируемому действию;
- по серии сюжетных картинок;
- по одной сюжетной картине;
- на основе сравнения предметов;
- составление описательного рассказа о предметах.
Перечисленными видами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей с ОНР. Данные этапы являются начальными, " пусковыми", наиболее значимыми.
У детей с ОНР 5-6 лет наибольшие трудности возникают в последнем виде рассказывания. Вот основные из них:
- самостоятельное определение при рассматривании предмета его главных свойств и признаков;
- установить последовательность изложения выявленных признаков;
- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.
В книге Л.Н. Ефименковой " Формирование речи у дошкольников". представлена схема составления рассказа об овощах. Взяв ее за основу, Ткаченко Т.А. несколько изменила символику, увеличила количество пунктов плана рассказа до 6-8, а затем разработала аналогичные схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных .
Принципы составления и использования схем:
Лист картона размером 45*30 см разделен на 6 квадратов ( по количеству характерных признаков предметов или объектов , либо времен года, о которых нужно рассказать).
1.ЦВЕТ .В прямом квадрате нарисована красное, желтое, синее и зеленое цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешивания понятий цвет-форма.
2. ФОРМА. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная(кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.
3. ВЕЛИЧИНА. В квадрате нарисованы две игрушки контрастной величины, например, большой и маленькие мячи. Детям напоминают, что характеризуя величину предмета, кроме понятия, "большой-маленький", надо использовать понятия "высокий-низкий", " длинный-короткий", "широкий-узкий", "толстый-тонкий".
4. МАТЕРИАЛ. На эту часть листа наклеено 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, пленки "под дерево". Они изображают соответственно металл, пластмассу дерево.
5. ЧАСТИ ИГРУШКИ. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листком белой бумаги. Причем закрывать нужно только на первых двух занятиях, чтобы в последствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.
6. ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКОЙ. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и др.приемы расширения глагольного словаря детей.
Логопеду не составит большого труда подобрать игрушки, при описании которых, будут использованы все пункты схемы(пирамидка, коляска для кукол). Позже, когда дети хорошо составят схему, можно давать игрушки, при описании которых используются не все пункты( мяч, кукла, мишка).
Рассказы по схемам отличаются у детей с ОНР и детей массовых групп. Рассказы детей с ОНР на первых порах обучения проще, короче, без ярких элементов и сравнений.
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ
1. ЦВЕТ. В квадрате 3-4 цветовых пятна: красное, желтое, синее ,зеленое.
2. МАТЕРИАЛ. На картон наклеивается 3 кусочка ткани: шерсть, ситец, шелк. Одинаковой формы и размера. Для составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятие по ознакомлению с названными и другими материалами, чтобы дети рассмотрели их, потрогали и запоминали название тканей.
3. ЧАСТИ ОДЕЖДЫ. Изображен сарафан или костюм, все части которого(воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей заранее знакомят с названиями всех деталей костюма.
4.СЕЗОННОСТЬ ОДЕЖДЫ. В квадрате нарисовано солнце, подснежник, желтый кленовый лист и несколько снежинок, которые символизируют лето, весну, осень, зиму.
5. ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ОДЕЖДА. Символические изображения мужчина, женщина, мальчик и девочка.
6. ДЕЙСТВИЯ С ОДЕЖДОЙ. Изображена кисть руки с разведенными пальцами.
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПОСУДЫ
1. ЦВЕТ. В квадрате 3-4 цветовых пятна.
2. ФОРМА. Начерчены квадрат, круг, прямоугольник. Если дети уже знакомы с объемными формами - на листе изображение цилиндра, шара, и т. п. , дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.
3. ВЕЛИЧИНА. Нарисованы большая и маленькая миски.
4. МАТЕРИАЛ. На картон приклеены кусочки одного размера из фольги , пластмассы и пленки"под дерево". Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора- материалов, которые трудно отобразить на схеме.
5. ЧАСТИ ПОСУДЫ. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают название деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик.
6. ДЕЙСТВИЯ С ПОСУДОЙ. Изображена кисть руки.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам массовых и логопедических групп овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными.
Коррекционная работа по развитию навыков связной речи.
Формирование представлений о структурных единицах языковой системы
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.
При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Для этой работы мною используется различные пособия.
Формирование лексико-грамматических категорий
Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия.
Формирование связной речи
Логопедическое воздействие при ОНР преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана.
Рассмотрим использование наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.
Пересказ текста
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д.
С детьми старшей логопедической группы на занятиях я предлагаю картинно-графический план рассказа, а в подготовительной школе группе я учу детей делить текст на значимые части и самостоятельно придумывать и зарисовывать план пересказа текста.
Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин
Дети с ОНР испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д. Пиктограммы я выставляю при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке или действии героя.
Составление описательных рассказов
Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Я сначала учу детей выделять существенные признаки предмета.
Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию различных сторон речи детей на занятиях с использованием картин включает формирование навыков грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словарного запаса и проводится с учетом особенностей конкретного иллюстративного материала, в соответствии с задачами каждого периода обучения.
Работа с опорными схемами делится на несколько этапов:
1.Введение элементов схем, символов: обозначения
Цвета
формы
величины
действия
2. Использование элементов опорных схем, символов в различных видах деятельности. У ребенка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.
3.Введение отрицаний.
4.Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.
5.Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
6.Творческое создание детьми опорных схем. По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок. Чтобы преодолеть некоторую неуверенность в поиске символов самими детьми, можно использовать «зарисовку» загадок. Такие зарисовки вызывают заметное оживление, радость. Например: загадка «ЛУК»
Особенности использования опорных схем:
- научить видеть и понимать закономерности явлений, событий, добиваться упрощения «словесной оболочки» - при полном понимании материала;
- необходима эмоциональная окраска, упор на то, что сильнее запоминается: яркое, необычное, веселое;
- опорные схемы должны быть достаточно подробны;
- опорные схемы помогают существенно экономить время.
Пример использования наглядного моделирования при обучении дошкольников.
Составление описательных рассказов по графическому плану на тему «Овощи»
Цвет. (Какого цвета овощ?)
Форма. (Какой он формы?)
Два помидора. (Какого они размера?)
Морковь, перец. (Какие они по вкусу?)
Грядка. (Где овощ вырос?)
Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)
Составление описательных рассказов по сюжетной картине
Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.
При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.
Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка: «Зимние виды спорта».
При составлении повествовательного рассказа по этой картинке детям раздаются карточки с фрагментами картинки и предлагается им составить предложения. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.
Составлении рассказов по замыслу. Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны уметь составлять рассказы, пересказывать небольшие рассказы с опорой на мнемотаблицу.
- Выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
-Уметь сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, рассуждать и обосновывать свою точку зрения, аргументировано оценивать высказывания сверстников.
-сформировать умения пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможно без достаточного словарного запаса, синтактических умения.
Результаты развитие связного высказывания у детей
с нарушением речи при помощи мнемотаблиц и схем.
2016-2017 учебный год
2017-2018 учебный год
Использование метода мнемотехники в системе коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда говорит об эффективности, так как из диаграмм видно, что после обучения речь детей с ОНР значительно улучшалась. Поэтому проделанная работа доказывает актуальность данной темы. С детьми нужно систематическую работу над формированием связной речи как на логопедических занятиях таки дома. Своевременная работа-это важнейшее условие полноценного речевого и общего психического развития.
Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но ,и в конечном счете, подготавливает их к обучению в школе.
Перспективный план
работы по развитию связной речи с использованием мнемосхем и таблиц.
Перспективный план
работы по развитию связной речи в старшей группе с детьми с общим недоразвитие речи.
Месяц | неделя | Лексическая тема | Развитие связной речи |
Октябрь | 1 | Деревья. Осень | Пересказ рассказа о деревьях по схеме-описанию |
2 | Огород. Овощи | Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему. | |
3 | Сад. Фрукты | Пересказ описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. | |
4 | Сад-огород | Пересказ рассказов- сравнений овощи-фрукты с опорой на схему. | |
5 | Ягоды. Грибы. Осень | Пересказ рассказа описания грибы, ягоды с опорой на схему. | |
Ноябрь | 1 | Одежда | Пересказ рассказа описания об одежде с опорой на схему. |
2 | Обувь | Составление рассказа описания об обуви с опорой на схему. | |
3 | Поздняя осень. | Составлять рассказ «Поздняя осень» по плану-схеме. | |
4 | Игрушки. | Составление описательного рассказа об игрушки с опорой на схему | |
Декабрь | 1 | Посуда | Составление рассказа описания о посуде с опорой на схему. |
2 | Зима. | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом | |
3 | Домашние животные зимой. | Пересказ описательного рассказа домашних животных с опорой на схему. | |
4 | Новый год . | Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. | |
Январь | 2 | Мебель. | Составление рассказа описания о мебели с опорой на схему. |
3 | Зимующие птицы. | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы. | |
4 | Домашние птицы | Пересказ рассказа « Цыпленок» по серии сюжетных картинок с придумыванием его окончания. | |
5 | Транспорт воздушный, наземный, водный. | Составление описательного рассказа о транспорте с использованием схемы | |
Февраль | 1 | Транспорт грузовой и пассажирский | Составление описательного рассказа о транспорте с использованием схемы. |
2 | Профессии людей на транспорте | Составление предложений по картинкам, опираясь на вопросы логопеда.. | |
3 | День защитника отечества | Составление рассказа «Граница Родины-на замке» по серии сюжетных картинок. | |
4 | Инструменты Профессии людей. | Составление описательного рассказа о профессиях с использованием схемы. | |
Март | 1 | Детский сад. Профессии. трудовые действия. | Составление описательного рассказа « Весна идет» по схеме |
2 | Весна. Приметы весны. | Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным картинкам. | |
3 | Перелетные птицы | Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок. | |
4 | Речные, морские и аквариумные рыбы | Составление описательного рассказа о рыбах с использованием схемы. | |
Апрель | 1 | Наш город | Составление предложений по картинкам. Умение отвечать на вопросы логопеда. |
2 | Космос | Развитие диалогической речи (беседа по содержанию сюжетной картины). | |
3 | Животные жарких стран и севера. | Составление описательного рассказа о животных с использованием схемы | |
4 | Комнатные цветы | Составление рассказа по сюжетной картинке « В живом уголке». | |
Май | 1 | Правила дорожного движения. | Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине (с придумыванием предшествующих и последующих событий) |
2 | Лето. Насекомые. | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. | |
3 | Садовые, лесные, луговые цветы | Составление описательного рассказа о цветах с использованием схемы. | |
4 | Лето. Приметы лета. | Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картинке. | |
5 | Лето. Приметы лета. | Составление описательного рассказа о лете опираясь на схему-описание. |
Перспективный план
работы по развитию связной речи в подготовительной группе с детьми с общим недоразвитие речи.
Месяц | неделя | Лексическая тема | Развитие связной речи |
Сентябрь | 4 | Осень. Периоды осени. Деревья осенью. | Составление описательного рассказа о дереве |
ОКТЯБРЬ | 1 | Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. | «Путешествие в деревню» составление рассказов-описаний по опорному картинному плану |
2 | «Фрукты. Труд взрослых в садах». | Пересказ рассказа Л.Толстого « Косточка» с помощью сюжетных картинок | |
3 | «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме». | Составление описательного рассказа о пчеле по опорной схеме. | |
4 | «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету». | Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» | |
5 | Поздняя осень | Составление описательного рассказа о поздней осени по картинке с опорой на схему. | |
Ноябрь | 1 | Грибы, ягоды. | Пересказ рассказа В.Г Сутеева «Чей это гриб?» по опорным рисункам |
2 | Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных | Составление рассказа « Неудачная охота» по серии сюжетных картинок. | |
3 | Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме | «Осенью в лесу. Подготовка диких животных к зиме» | |
4 | Одежда, обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны | Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему. | |
Декабрь | 1 | Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы | Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картинок. |
2 | Мебель. Назначение мебели. Части мебели | Составление рассказа « Откуда к нам мебель пришла» | |
3 | Посуда. Виды посуды. | «В царстве дедушки Самовара» | |
4 | Новый год». | Пересказ рассказа «Рождественский ангел» | |
Январь | 2 | Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте | Составление рассказа-сравнения по картинному плану (Троллейбус и самолет) |
3 | Профессии. Трудовые действия | Составление рассказа о профессиях родителей по схеме -описания | |
4 | Труд на селе зимой | ||
Февраль | 1 | Инструменты | Пересказ сказки «Две косы»(текст представляет собой литературную обработку сказки К.Д.Ушинского «Два плуга» |
2 | Животные севера и жарких стран, повадки, детеныши | «В зоопарке» | |
3 | Наша Армия | Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин. (Гомзяк О.С) | |
4 | Животный мир морей и океанов | Составление творческих рассказов от лица рыб «Если бы рыбы могли говорить…» с опорой на схемы | |
Март | 1 | Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник | Составление рассказа по сюжетной картинке «Поздравляем маму» |
2 | Наша Родина-Россия | Пересказ рассказа С.А.Баруздина «Страна, где мы живем» ( с изменением главных действующих лиц) | |
3 | Столица Родины Москва | Составление рассказа по сюжетной картинке «Красная площадь» | |
4 | Наш город-Долгопрудный | Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картинке (с придумыванием предшествующих событий) | |
Апрель | 1 | Перелетные птицы весной | Составление рассказа описания различных видов птиц с опорой на схему. |
2 | Освоение космоса | Составление творческих рассказов «Путешествие к далеким планетам» с опорой на картинный план | |
3 | Цветы и травы | Пересказ Румынской сказки «Ромашка» попо опорному рисуночному плану | |
4 | Семья | Составление рассказа «Человек» по серии картин. | |
Май | 2 | Скоро в школу. Школьные принадлежности | Составление рассказа по серии сюжетных картинок (с одним закрытым фрагментом) Гомзяк О.С |
3 | Лето | Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) | |
4 | Лето | Составление описательного рассказа о лете опираясь на схему-описание. |
Перспективный план работы
по заучиванию стихов, используя мнемотаблицы
(по лексическим темам)
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Речевой материал |
Октябрь | 1неделя | «Осень. Деревья осенью» | И. Токмачева «Осень». |
2неделя | «Огород. Овощи» | Ю. Тувим «Овощи» | |
3неделя | «Сад. Фрукты» | Загадка про лук | |
4 неделя | «Ягоды. Грибы. Осень» | «Жил был грибочек» | |
Ноябрь | 1неделя | «Одежда» | М.С. Пляцковский «Кармашки» |
2неделя | «Обувь» | «Изучаем мы ботинки» | |
3Неделя | «Поздняя осень» | И.Виновурова «Ходит осень в нашем парке» | |
4неделя | «Игрушки» | Н.Найденова «Игрушки» | |
5Неделя | «Посуда» | «Девочка Иринка порядок наводила» | |
Декабрь | 1 неделя | «Зима. Зимние забавы» | «Зимняя прогулка» |
2 неделя | «Домашние животные зимой» | И.Токманова «Телевизор вместе с нами смотрит наша киска» | |
3 неделя | «Дикие животные зимой» | Н.М. Безукладникова «У лисы в глухом лесу» | |
4 неделя | «Новый год» | А.Барто«Встали девочки в кружок» | |
Январь | 2 неделя | «Мебель» | «Стол» |
3 неделя | «Зимующие птицы» | А.Тараскина «Письма» | |
4 неделя | «Транспорт воздушный, наземный, водный» | Заучивание загадки: Велосипед | |
Февраль | 1 неделя | «Транспорт грузовой и пассажирский». | Заучивание загадки: Велосипед |
2 неделя | «Профессии людей на транспорте». | ||
3 неделя | «День защитника отечества». | «Армия любимая» | |
4 неделя | «Инструменты Профессии людей» | «Портные», В.Нищева «Почтальон» | |
Март | 1 неделя | «Детский сад. Профессии. трудовые действия» | «Повар» |
2 неделя | «Весна. Приметы весны» | С.Маршак «На дворе звенит капель» | |
3 неделя | «Перелетные птицы» | И.Муравейко «Два скворца летели» | |
4 неделя | «Речные, морские и аквариумные рыбы» | Л.Н. Смирнова «Вышел Миша на крылечко» | |
Апрель | 1 неделя | «Наш город» | |
2 неделя | «Космос». | О.В.Оськина «Наш дом Земля» | |
3 неделя | «Животные жарких стран и севера.». | «Львята» | |
4 неделя | «Комнатные цветы» | ||
Май | 2неделя | «Лето. Насекомые» | «Прилетела к нам вчера полосатая пчела» |
3Неделя | «Садовые, лесные, луговые цветы» | «Ромашки, ромашки» | |
4неделя | «Лето. Приметы лета» | В.Берестов «Лето к нам пришло.» |
Список литературы
1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб: Детство-Пресс, 2005.
2. Омельченко Л.B. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.B. Логопед. 2008г. №4.
3. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного
моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед, 2005г. № 1.
4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание, 1990, №10.
5. Ткаченко Т.А Если дошкольник говорит плохо СПб.:1998.
6. Список электронно-образовательных ресурсов
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/03/19/mnemotehnika-v-razvitii-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov
- https://educontest.net/storage4/article/82951/mnemotehnika.docx
- http://kladraz.ru/blogs/lyubov-yurevna-kopylova/konsultacija-dlja-vospitatelei-5859.html
- http://refleader.ru/jgeqasbewyfsbew.html
- http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/69/3653/
- http://smartmoms.ru/pub18.html
- http://refleader.ru/jgeqasbewyfsbew.html
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...
Доклад на педсовете "Использование Логических блоков Дьенеша в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
Доклад на педсовете "Использование Логических блоков Дьенеша в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Логопедический массаж...
Эффективность использования светового стола для рисования песком в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Статья об эффективности использования светового стола для рисования песком в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ....
презентация по теме: Использование разных форм и методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В презентации рассмотрен метод замещающего онтогенеза в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста....
Семинар для педагогов "Использование робота "Bee - Bot" в системе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста".
Семинар для педагогов "Использование робота "Bee - Bot" в рабтоте учителя-логопеда с детьми с детьми дошкольного возраста"....
- Мне нравится (1)