ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Петрова Елизавета Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 4 г. Охи, Сахалинская область
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
Охотно ли дети делятся с Вами своими запросами?
В нашей школе обучается 72 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На каждого ребёнка составлен план индивидуальной работы с обучающимся, план работы с семьей, ведется дневник наблюдения, но прежде, чем это все запланировать и записывать, проводится тщательная диагностика всеми специалистами школы каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями. Поэтому, приступая к работе с ребёнком, мы уже много о нем знаем, что облегчает нашу педагогическую работу.
Остановлюсь на одном ученике, его зовут Юра, Юра находится на индивидуальном обучении на дому по решению медико-педагогической комиссии. Моя работа заключается в том, чтобы определить зону ближайшего развития обучающегося с особенностями развития, для этого мне необходимо понять его внутренние, скрытые ресурсы. Каждый день Юра приходит в школу, но не идет как все дети на урок, а приходит ко мне и мы начинаем наш день с разговора «по душам». Стараюсь вести себя очень спокойно, доброжелательно, не допускаю опроса или допроса в беседе. Обычно начинаем с анализа вчерашнего дня, что запомнилось, что заинтересовало, где было особенно интересно, с кем пообщался, чем бы предпочел заняться сегодня? Очень аккуратно подвожу разговор к тому, что помимо желаемых занятий есть ещё и обязательные. Совместно с Юрой строим план сегодняшнего дня. Когда мальчик стал понимать, что сам планирует свой день, то очень активизировался, начал задавать вопросы, предлагать свои решения. Чтобы ему легче было в коллективе, и он чувствовал себя равным, заранее договаривалась с педагогами и воспитателями, когда и в какой момент лучше обратиться к Юре, чтобы не застать его врасплох. Я считаю, что Юра охотно делится со мной своими запросами, я думаю итогом нашей плодотворной работы с мальчиком можно считать то, что в следующем учебном году Юра пойдет обучаться в класс вместе с остальными ребятами.
На какую мотивацию детей Вы обычно опираетесь? Как она трансформируется или может быть трансформирована во взаимодействии с Вами?
Стараюсь опираться на мотивацию успеха, поддержание активности, если вижу, что мальчик справляется, и ему не нужна моя помощь, то стараюсь не вмешиваться, если вижу, что переутомился, сразу прихожу на помощь. Для меня первична социализация, вписание мальчика в рамки социальной среды, важно сделать так, чтобы мальчик мог учиться самостоятельно в общем классе и взаимодействовал со своими одноклассниками. А наше взаимодействие сохранится, но уже в обычной тьюторской модели, когда тьютор встречается с тьторантом вне уроков и обсуждает с ним все волнующие его вопросы.
Какие методы выявления образовательного запроса детей Вы обычно используете?
Взаимодействие с родителями, педагогами, специалистами, наблюдения за ребенком, беседы, анкетирование, тестирование. При работе с родителями стараюсь выяснить о затруднениях ребёнка, какие просьбы есть к конкретным преподавателям, чем занимается ребёнок в свободное время, каким занятиям отдает предпочтения. Свои наблюдения, изменения в поведении ребёнка записываю в дневник наблюдений. Ежемесячно в школе проводится консилиум
(заседание специалистов и педагогов) на котором определяется дальнейший маршрут развития обучающегося, мои записи и замечания очень помогают в этом.
Роль родителей в формировании ИОП
Тьюторская беседа.
Комната отдыха.
Определение темы. «Какие профессии есть в твоей семье?»
Вести разговор с обучающимся с отклонениями в развитии о его образовательных потребностях считаю нецелесообразным в силу его интеллектуальных возможностей, поэтому решила пойти другим путем и выяснить, каким профессиям мальчик отдает предпочтения. Выяснилось, что профессии его близких не вызывают у Юры никакого интереса, родители считают, что Юра должен пойти учиться на сварщика, но мальчик этого не хочет, и разговор с родителями заканчивается ссорой и взаимным непониманием. А мальчику хочется заниматься компьютерами, поехать к брату в Санкт – Петербург и там учиться. Решили с Юрой посмотреть в сети Интернет, какие учебные учреждения есть в городе Санкт – Петербург, причем именно те, в которые у него есть возможность поступить. Из беседы с мальчиком узнала, что он действительно неплохо разбирается в компьютерах, знает много разных программ, умеет найти и скачать нужную информацию.
Пообещала Юре организовать встречу со школьным инженеромпрограммистом, чтобы мальчик мог получить ответы на интересующие его вопросы. Попытаюсь поговорить с родителями о намерениях и желаниях мальчика, обсудить с ними, что можно сделать в данной ситуации.
Основным принципом, на который опирается тьюторство, является принцип индивидуализации в образовании. Признаки индивидуализации — накопление личного опыта, развитие инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности. Педагог с тьюторской позицией видит возможности работы не только с «человеком реальным», но и с «человеком возможным», и сам находится на пути постоянного самообразования, имеет опыт индивидуализации в образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тьюторское сопровождение в дополнительном образовании
Проект внедрения тьюторского сопровождения в Доме детского творчества...
Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе
Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе...
«Тьюторское сопровождение индивидуализации образовательного процесса как средство достижения нового качества общего образования»
Данный материал можно использовать на педагогическом совете или РМО...
Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологий и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования Российской Федерации.
доклад на тему Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологии и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования в РФ...
Модель тьюторского сопровождения образования детей с ОВЗ на базе основной школы
Содержание тьюторской деятельности по социальной и профессиональной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, оказание технической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ при получении ими общего образо...
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного образования.
Работа тьютора заключается в организации условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду школы. Успешность включенности ребенка зависит от развития его знаний и навыков (когни...