Формирование умения выполнять самостоятельно творческое задание у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
статья на тему

Лосева Ирина Игоревна

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умения  выполнять самостоятельно творческое задание у школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.

Дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом. Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством.

В настоящее время довольно четко определены основные пути и направления работы с детьми, имеющими интеллектуальные проблемы. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит трудовому и художественному обучению и воспитанию.

Изучая вопросы мотивации учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта, я в первую очередь опиралась на уже имеющиеся по этому вопросу данные литературы и с их учётом обобщала собранный материал.

У учащихся с нарушением интеллекта отношение к учебной деятельности может быть как положительным, так и отрицательным. Причём к наиболее многочисленной группе будут относиться те ученики, которым свойственно внешне положительное отношение, т.е. такое отношение, которое в основном побуждается со стороны учителя, воспитателя, родителей и проявляется недостаточно осознанно, в силу привычки подчинятся требованиям школы. Отрицательное же отношение имеет довольно активное выражение при своём проявлении - аффекты, вспышки гнева, грубость и т.п. К этой группе обычно относятся дети, у которых основной дефект (нарушение интеллекта) осложняется какими-либо расстройствами центральной нервной системы и нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Осознанное отношение к учебной деятельности в младших классах имеет место очень редко и только в элементарных его проявлениях. Но уже во 2 классе у некоторых детей наблюдаются элементы сознательного отношения к учебной деятельности, которые с каждым годом всё более расширяются под воздействием учебно-воспитательной и коррекционной работы.

Положительное отношение к учению у учащихся с нарушением интеллекта может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность учителя, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и учителем требования.

У школьников с нарушением интеллекта наблюдается короткая мотивация деятельности. При далёкой мотивации деятельности, как известно, человек руководствуется не только данной конкретной задачей, но и более общими, отдалёнными задачами. Учащиеся с нарушением интеллекта руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности.

Для достижения хороших результатов в обучении и воспитании школьников с нарушением интеллекта необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами. Как бы низок не был уровень общего развития учащихся с нарушением интеллекта, у них имеются свои, пусть ограниченные, потребности и интересы. При удовлетворении этих потребностей и интересов они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к встающим перед ними задачам. И это понятно: нельзя стремиться в своих действиях к определённой цели и в то же время игнорировать её.

В своей работе при изучении состояния навыков изобразительной деятельности, я старалась выяснить причины недостаточной мотивации учащихся и определить наиболее эффективные формы, методы, приёмы работы с детьми, в наибольшей мере способствующей формированию у учащихся учебной мотивации и умению  выполнять самостоятельно творческое задание.

Анализ психолого-педагогической литературы  позволяет обнаружить следующее противоречие:

1) С одной стороны почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, и для успешной социализации коррекционные школы должны научить воспитанника выполнять различные виды деятельности, а любая деятельность требует творческого подхода.

2) С другой стороны, многие учёные, педагоги, психологи считают, что у детей с нарушением интеллекта творческие способности отсутствуют или настолько низкое творческое воображение, что не стоит его рассматривать.

Следовательно, при наличии низкого уровня творческих способностей дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности полноценно интегрироваться в культурную жизнь общества, воспринимать мораль, этику и эстетику.

Выявленное противоречие позволяет обозначить проблему: как показывают исследования учёных – у детей школьного возраста с нарушением интеллекта нет способности к творческому труду, но практическая деятельность позволяет говорить о наличии элементов творческих способностей в той или иной мере, поскольку ученики коррекционных школ успешно участвуют в различных художественных выставках, спортивных состязаниях, танцевальных конкурсах.

Таким образом, в изобразительной деятельности раскрывается основной принцип развития творческих способностей: ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности. Это – опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности.

Работа по формированию элементов творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью во внеурочное время положительно влияет на учебную мотивацию у школьников с интеллектуальной недостаточностью, занимающихся изобразительной деятельностью в кружке «Весёлый теремок».

В результате применения системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью у школьников выявлена динамика в развитии как элементов творческих способностей, так и повышения мотивации.  В результате учащиеся более ответственно и самостоятельно работают на уроках.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения для детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В.Благонадёжной. –М.:АСТ-Пресс, 2002.-460с.

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: под редакцией В.В.Воронковой- М.: Изд. «Школа-Пресс», 1994.

  1. Выготский JL С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  2. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Класcикс Стиль, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...

Игры с мячом для развития речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.   Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популяр...

Нарушения чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Проблемой  нарушения  чтения у младших  школьников  занимались  многие логопеды,Но  в  настоящее  время  ещё недостаточно  литературы  для  ...

Использование занимательных технологий в формировании вычислительных навыков у школьников с интеллектуальной недостаточностью

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии  и  способностью учащегося, - одна из наиболее важныхв теории специальной педагогики и практики школы...

Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...