Формирование умения выполнять самостоятельно творческое задание у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
статья на тему
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование умения выполнять самостоятельно творческое задание у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.
Дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом. Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством.
В настоящее время довольно четко определены основные пути и направления работы с детьми, имеющими интеллектуальные проблемы. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит трудовому и художественному обучению и воспитанию.
Изучая вопросы мотивации учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта, я в первую очередь опиралась на уже имеющиеся по этому вопросу данные литературы и с их учётом обобщала собранный материал.
У учащихся с нарушением интеллекта отношение к учебной деятельности может быть как положительным, так и отрицательным. Причём к наиболее многочисленной группе будут относиться те ученики, которым свойственно внешне положительное отношение, т.е. такое отношение, которое в основном побуждается со стороны учителя, воспитателя, родителей и проявляется недостаточно осознанно, в силу привычки подчинятся требованиям школы. Отрицательное же отношение имеет довольно активное выражение при своём проявлении - аффекты, вспышки гнева, грубость и т.п. К этой группе обычно относятся дети, у которых основной дефект (нарушение интеллекта) осложняется какими-либо расстройствами центральной нервной системы и нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Осознанное отношение к учебной деятельности в младших классах имеет место очень редко и только в элементарных его проявлениях. Но уже во 2 классе у некоторых детей наблюдаются элементы сознательного отношения к учебной деятельности, которые с каждым годом всё более расширяются под воздействием учебно-воспитательной и коррекционной работы.
Положительное отношение к учению у учащихся с нарушением интеллекта может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность учителя, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и учителем требования.
У школьников с нарушением интеллекта наблюдается короткая мотивация деятельности. При далёкой мотивации деятельности, как известно, человек руководствуется не только данной конкретной задачей, но и более общими, отдалёнными задачами. Учащиеся с нарушением интеллекта руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности.
Для достижения хороших результатов в обучении и воспитании школьников с нарушением интеллекта необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами. Как бы низок не был уровень общего развития учащихся с нарушением интеллекта, у них имеются свои, пусть ограниченные, потребности и интересы. При удовлетворении этих потребностей и интересов они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к встающим перед ними задачам. И это понятно: нельзя стремиться в своих действиях к определённой цели и в то же время игнорировать её.
В своей работе при изучении состояния навыков изобразительной деятельности, я старалась выяснить причины недостаточной мотивации учащихся и определить наиболее эффективные формы, методы, приёмы работы с детьми, в наибольшей мере способствующей формированию у учащихся учебной мотивации и умению выполнять самостоятельно творческое задание.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет обнаружить следующее противоречие:
1) С одной стороны почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, и для успешной социализации коррекционные школы должны научить воспитанника выполнять различные виды деятельности, а любая деятельность требует творческого подхода.
2) С другой стороны, многие учёные, педагоги, психологи считают, что у детей с нарушением интеллекта творческие способности отсутствуют или настолько низкое творческое воображение, что не стоит его рассматривать.
Следовательно, при наличии низкого уровня творческих способностей дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности полноценно интегрироваться в культурную жизнь общества, воспринимать мораль, этику и эстетику.
Выявленное противоречие позволяет обозначить проблему: как показывают исследования учёных – у детей школьного возраста с нарушением интеллекта нет способности к творческому труду, но практическая деятельность позволяет говорить о наличии элементов творческих способностей в той или иной мере, поскольку ученики коррекционных школ успешно участвуют в различных художественных выставках, спортивных состязаниях, танцевальных конкурсах.
Таким образом, в изобразительной деятельности раскрывается основной принцип развития творческих способностей: ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности. Это – опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности.
Работа по формированию элементов творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью во внеурочное время положительно влияет на учебную мотивацию у школьников с интеллектуальной недостаточностью, занимающихся изобразительной деятельностью в кружке «Весёлый теремок».
В результате применения системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью у школьников выявлена динамика в развитии как элементов творческих способностей, так и повышения мотивации. В результате учащиеся более ответственно и самостоятельно работают на уроках.
Список литературы
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения для детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В.Благонадёжной. –М.:АСТ-Пресс, 2002.-460с.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: под редакцией В.В.Воронковой- М.: Изд. «Школа-Пресс», 1994.
- Выготский JL С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
- Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Класcикс Стиль, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...
Игры с мячом для развития речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популяр...
Нарушения чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Проблемой нарушения чтения у младших школьников занимались многие логопеды,Но в настоящее время ещё недостаточно литературы для ...
«Исследование особенностей уровня сформированности моторных и сенсорных процессов младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»
Обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов...
Использование занимательных технологий в формировании вычислительных навыков у школьников с интеллектуальной недостаточностью
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностью учащегося, - одна из наиболее важныхв теории специальной педагогики и практики школы...
Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида
Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...