ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
статья
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Лисицына Вера Алексеевна,
Учитель – дефектолог,
ГКОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат №1»,
г. Нижний Тагил
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.
Практика показывает, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Одним из направлений, позволяющее решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создания творческой атмосферы в коллективе является исследовательская деятельность.
Создание условий для реализации творческого развития на уроках, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается в том числе благодаря и исследовательской деятельности.
В том числе исследовательская деятельность является инновационной образовательной технологией и средством комплексного решения задач воспитания и образования в специальной (коррекционной) школе.
Что же такое исследовательская деятельность?
Одно из самых первых определений дал С. Л.Рубинштейна (1922). По его словам, исследовательская деятельность является совместном исследованием, проводимое учителем и учеником.
Основные понятия исследовательской деятельности, ее цели, задачи, этапы построения деятельности, результаты рассматриваются в работах А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, Н.Г. Алексеева и др.
Также исследовательская деятельность выступает как форма организации образовательного процесса, направленная на получение нового знания. В то же время целью исследовательской деятельности является не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся, формируется исследовательская компетентность.
Исследование – один из четырех универсальных типов мыслительной деятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.
Следует отметить: не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок – исследование: исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.
Исследовательская деятельность осуществляется посредством решения исследовательских задач, которые ставит учитель перед учащимися. Каждая исследовательская задача решается посредством выполнения определенной совокупности исследовательских действий, предполагающих наличие основных этапов:
∙ постановка проблемы;
∙ выдвижение гипотезы;
∙ подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
∙ выполнение деятельности по плану;
∙ обработка полученного результата, его анализ и обобщение, выводы.
Надо отметить, что выше перечисленные этапы в коррекционной школе выполняются совместно с учителем и под его руководством.
Немаловажную роль в формировании исследовательских компетенций играет и роль учителя. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для проведения уроков – исследований.
Главная цель урока-исследования – это приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способностей к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Как показывает практика в специальных (коррекционных) школах лучше проводить уроки – исследования, в связи с психофизическими особенностями учащихся (слабой мотивацией и дефицитом внимания).
Для того чтобы урок-исследование прошел на должном уровне, прежде всего, необходима проблема, которая будет решаться на таком уроке. На уроках – исследованиях лучше использовать различные способы постановки проблемы – это и проблемный вопрос, и эксперимент, и проблемная ситуация. Так же не маловажную роль при этом играет и мотивация.
Введение в процесс образования на уроках в коррекционной школе исследовательской деятельности открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Исследовательская деятельность в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, она ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности.
Список литературы:
- Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007. – с. 3-4.
- Кукушкина, О.И. Коррекционная (специальная) педагогика. Ст.2. Альманах №5/2002 Института Коррекционной Педагогики РАО. М.: Академия, 2000.
- Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Учен. зап. высш. Шк. Т.2. г. Одесса, 1922. – 106 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Потребность в новых впечатлениях лежит в основе возникновения неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего...
доклад на тему "Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью"
Умственно- отсталые дети более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтн...
Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения
Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...
Изобразительная деятельность. Возможности в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
Краткий анализ литературы на тему "Изобразительная деятельность. Возможности в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью"....
Формирование умения выполнять самостоятельно творческое задание у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и р...
Методическая разработка на тему: « Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на дому».
Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание св...