Урок развития устной речи на основе изучаемых предметов и явлений окружающей действительности "Одежда.Виды одежды", 3 класс
план-конспект урока

Терехова Юлия Анатольевна

Урок по предмету развитию речи для 3 класса по теме "Одежда. Виды одежды, уход за одеждой", включает в себя план-конспект, презентацию к уроку и вариант интерактивного теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda_3.pptx955.13 КБ
Файл urok.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О дежда

Слайд 3

зимняя летняя д е - ми - се - зон - на - я

Слайд 4

Правила ухода за одеждой Убирай на место Чисти щёткой Вешай на вешалку Складывай Грязное не одевай



Предварительный просмотр:

Конспект урока

по развитию устной речи на основе изучения предметов и

явлений окружающей действительности в 3б классе

по теме «Одежда. Виды одежды, уход за одеждой»

Учитель Ю.А. Терехова

Цель урока: расширение представлений учащихся об одежде

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить с назначением  одежды,
  • учить классифицировать одежду по видам,
  • знакомить с приемами ухода за одежд

Коррекционно-развивающие:

  • корректировать мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
  • развивать психические процессы: внимание, память, воображение;
  • развивать и корригировать речь, зрительное восприятие.

Воспитательные:

  • воспитывать бережливость, аккуратность;
  • воспитывать мотивацию к учению.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  карточки с заданиями; одёжная щетка, ролик, рубашка, вешалки разных видов, носки (4 пары), брюки, свитер, интерактивная доска с презентацией.

Ход урока.


1.Организационный этап.
Здравствуйте, ребятишки:

Девчонки и мальчишки!

Рада видеть всех вас, дети.

С добрым утром, ясным днем!

Я надеюсь интересно

Мы урок наш проведем!

Вы друг другу улыбнитесь

А теперь прошу, садитесь!

Каждый день - всегда, везде, на уроках и в игре,

смело, четко говорим и тихонечко сидим.

– Ребята, назовите сегодняшнее число и месяц. Какое число было вчера? А какое число будет завтра? Какие времена года вы знаете? А какое время года сейчас?

- Какой сейчас будет урок?

– Чему мы учимся на уроках развития речи?

(“Мы учимся правильно и красиво говорить”, “Знакомимся с животными, растениями, с природой”).

- А чтобы наш язычок правильно и красиво говорил, глазки хорошо видели, а ушки слышали, давайте проведем разминку.

А). Речевая разминка (артикуляционная гимнастика)

Цель: подготовка органов речи к работе.

Выполним гимнастику, чтобы помочь себе правильно произносить звуки и слова.

1.«Строим рожицы».

Поднять брови вверх, расслабить мышцы.

Удивляется мишка – зачем на елке шишка?

Нахмурить брови, расслабить мышцы.

И вдруг упала шишка – рассердился мишка

Глаза открываем, закрываем.

Глазки мишка закрывал, глазки мишка открывал.

Подмигиваем.

Хитрый бельчонок на ветке сидит, шишки бросает, на мишку глядит.

2. «Хоботок»

Вытягивать губы вперед, зубы не видны.

У слона огромный хобот, с пальмы рвать бананы чтобы.

3. «Вкусная сметанка»

Облизывать губы по круг в одну и другую сторону.

Как сметанку любит котик, оближи скорее ротик.

4. «Грибок»

Рот открыть, присосать язык к небу, удерживать в таком положении 10 секунд.

Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.

Б). Дыхательные упражнения.

«Дышим носом», ««Мыльные пузыри».
2. Сообщение темы и задач урока.
-Ребята, так кто мне скажет, что помогает согреться и не замерзнуть на улице? (Одежда) Ребята, а что вам помогло сегодня согреться, пока вы шли в школу? (куртка, пальто, шуба, шапка, шарфик, рукавицы, брюки, свитер и т.п.) А где сейчас ваши куртки, шубы?( на вешалке, в раздевалке)
Сегодня мы будем говорить об одежде и правилах ухода за ней.(слайд 1)
3. Основной этап
Актуализация имеющихся знаний

а) На доске две картинки с изображением мальчика и девочки.(слайд 2)

Учитель: - Кого вы видите на картинках? Во что одета девочки? Во что одет мальчика? Может ли мальчик надеть платье? Одежда девочки отличается от одежды мальчика?

На доске картинки мальчика и девочки, два больших шкафа, картинки одежды для мальчика и девочки.

Учитель: - Вам надо развесить одежду по шкафчикам. Одежду для девочки повесить в ее шкаф, одежду для мальчика повесить в его шкаф.

Ученики по очереди выходят к доске и развешивают одежду. После того как всю одежду развесили ученики говорят какая одежда в шкафу у девочки и у мальчика.

У девочки в шкафу ______, ______, _______, _______.

У мальчика в шкафу ______, ______, _______, _______.

Изложение нового материала
Беседа
-Ребята, как одним словом назвать предметы в шкафу у девочки, у мальчика? (Одежда). 

А кто мне скажет, для чего нам нужна одежда? ( Она спасает человека зимой от холода, осенью и весной – от дождя, летом от  солнца: на стройке, в поле она защищает человека от пыли и грязи, в лесу от колючих кустов, украшает нас на праздниках)

-Назовите мне времена года ( зима, весна, лето, осень)  (слайд 3)

-  Одежда может зависеть от времени года: летняя, зимняя, осенняя, весенняя.

- Сколько в году времен года?

- Четыре.

- Абсолютно верно. А одежду можно разделить на три группы: летняя, зимняя и демисезонная. Кто догадался, что же обозначает демисезонная одежда? (словарная работа)

- Для осени и весны.

- А почему эти два сезона объединили?

- Погода у этих сезонов схожа.

- Итак, одежду можно разделить по временам года на…

- Зимнюю, летнюю и демисезонную.

Работа с учебником (с.104, рассмотри рисунок и назови демисезонную одежду)

- Ещё по каким признакам можно разделить одежду?

- Для мальчиков (мужчин)   и девочек (женщин), Мужскую и женскую.

- А еще по каким признакам можно разделить одежду?

(При затруднении можно показать иллюстрацию взрослого человека и ребенка)

- По возрасту.

- А на какие группы?

- На детскую и взрослую.

- Как еще можно разделить?

(При затруднении можно показать иллюстрацию верхней и нижней одежды, а также нарядной и домашней)

- На верхнюю и нижнюю, праздничную и повседневную.

- Зачем такое разделение? Почему нельзя каждый день быть в праздничной одежде?

- Быстро пачкается, и если каждый день носить, уже не праздничной.

- Выбор одежды еще связан и с назначением, т.е. для чего она нужна. Например, для дома нужна какая одежда?

- Удобная и которую не сильно жалко.

- Скажите. А гостей принимать дома в такой одежде можно?

- Нет. В домашней одежде человек будет выглядеть небрежно.

- Для каких занятий существует специализированная одежда, т.е. только для этого и ничего другого.

- Для спорта, для школы, и т.д.

- А можно ли по одежде сказать, кем работает человек?

- Да. (Называются специальности людей и виды спецодежды, врач, пожарный, спортсмен)

Закрепление новых знаний

-А теперь ребята повторим,  о чем мы сейчас говорили и поиграем.

Игра  «Лови – думай – бросай – отвечай»

Учитель объясняет правила игры : Нужно слушать и ловить мяч, а затем бросать мяч обратно и верно отвечать, например

Одежда для мужчин (бросает мяч учитель)  - мужская (отвечает ученик и возвращает мяч)

Одежда для детей – детская

Одежда для зимы – зимняя

Одежда для лета – летняя

Одежда для весны и осени – демисезонная

Одежда для дома- домашняя

Одежда для праздника- праздничная

Одежда для школы – школьная

Одежда для занятий спортом – спортивная

Физкульминутка.

- А теперь дети встанем и немного отдохнем.

«Маша-растеряша»

Произносится текст стихотворения учителем и одновременно выполняются сопровождающие движения( дети повторяют движения).

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)

Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,(руки опустили)

Под кроватью нет (встали)

 Ах, какая Маша (наклоны головы влево - вправо,)

Маша-растеряша («погрозить» указательным пальцем)

Практическая работа

- Ребята, вы сейчас слышали стихотворение про Машу- растеряшу. Почему её так назвали? ( Маша потеряла вещи). Что надо делать, чтобы не быть растеряшей? (Убирать вещи на место.)

-Где находятся вещи в доме? ( В шкафу, на вешалке)

На столе предметы: вешалки для рубашек, брюк, платьев, щётка для одежды, клейкий валик для чистки одежды,  4 пары носков.

Задания написаны на карточках:-  выбери карточку, прочитай и выполни задание.

Задание 1. Повесь рубашку на вешалку. Скажи, что ты сделал.

Задание 2. Повесь брюки на вешалку. Скажи, что ты сделал.

Задание 3. Застегни пуговицы  на рубашке. Скажи, что ты сделал.

Задание 4. Почисти брюки от шерсти. Скажи, что ты сделал.

Задание 5. Почисти брюки от пыли. Скажи, что ты сделал.

Задание 6. Сложи свитер. Скажи , что ты сделал.

Задание 7 . Найди пару носку. Скажи ,что ты сделал.

Дети по желанию выходят к доске и выполняют практическое задание, при затруднении, учитель обращается за помощью ко всему классу.

Правила ухода за одеждой дети читают с доски (слайд 4)

Убирай на место.

 Чисти щёткой.

Вешай на вешалку.  

Складывай.

Грязное не одевай. 

 4. Заключительный этап

Подведение итогов и оценка деятельности учащихся.

-Ребята, сейчас мы проверим и повторим все что сегодня говорили об одежде. Каждый из вас ответит на один вопрос, а вместе мы получим оценку за работу.


Интерактивный тест ( см. библиотека МЭШ )

Дети по одному выходят к доске и отвечают на вопрос (выбирают верный ответ)

1.Предметы защищающие человека от холода, жары, пыли

  • мебель
  • посуда
  • одежда

2.Одежда для школьников называется …

  • детская
  • праздничная
  • школьная

3.Одежда, которую можно носить  весной и осенью ….

  • Летняя
  • Демисезонная
  • Праздничная

4.Предмет для чистки одежды

  • Вешалка
  • Щётка
  • Утюг

5.Что делают, чтобы одежда не мялась?

  • Вешают
  • Бросают
  • Стирают

6.Что делают с грязной одеждой?

  • Вешают в шкаф
  • Гладят
  • Стирают

7.На уроке мы сегодня говорили о

  • Мебели
  • Посуде
  • Одежде

На доске появляется оценка за прохождение теста.

- Дети, вы сегодня хорошо работали на уроке, были активными, соблюдали дисциплину. Молодцы. (Выставление оценок  за урок  в дневниках)

5. Домашнее задание.
Найти и списать одну загадку  про одежду, отгадку нарисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование к уроку развития устной речи для 4 класса школ VIII вида

План разработан на основе учебника "развитие речи" для 4 класса с учётом особенностей учащихся с ОВЗ, с учётом построения учебника и прилагаемого методического пособия....

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Животные зимой", 4 класс

Материал может быть использован для работы с учащимися 4 класса с интелллектуальными нарушениями...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Дорожные знаки", 4 класс

Материал урока может быть использован при изучении темы "Правила дорожного движения" для занятий  с учащимися начальных классов , обучающимися по АООП УО вариант 9.1...