Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
рабочая программа (6 класс) на тему

Сурмак Евгения Михайловна

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Математика»

для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt_rab_pr_po_mat_6l_16-17.docx81.82 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru   http://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

 

C:\Users\user\Dropbox\Отчеты для классного руководителя\Печать\Печать3.JPG

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Математика»

для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

на 2016-2017 учебный год

Составил учитель

Сурмак Е. М


Адаптированная рабочая программа по математике

для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом).

Рабочая программа по математике для обучающихся 6 класса со сложным дефектом адаптирована для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Рабочая программа составлена на основе рекомендаций сборника "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы" под редакцией И. М. Бгажноковой, издательства «Просвещение», 2013год (2 вариант).

Целью рабочей программы для обучающихся в классе со сложным дефектом, с тяжелыми и множественными нарушениями развития является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целями обучения математики в 6 классе со сложным дефектом являются:

  • приобретение базовой подготовки для дальнейшего обучения;
  • формирование практически значимых знаний и умений;
  • овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
  • формирование предметных основных общеучебных умений;
  • создание условий для социальной адаптации учащихся,
  •         развитие математической логики и интереса к предмету в соответствии с особенностями и возможностями данной категории учащихся.

Математика направлена на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация математических знаний требует сформированности лексико-семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и осмыслении содержания задач, их анализе. Таким образом, учитель должен при обучении математике выдвигать в качестве приоритетных специальные коррекционные задачи, имея в виду в том числе их практическую направленность.

Знания по математике имеют важное значение в повседневной жизни: покупка продуктов питания, одежды, предметов обихода, быта, оплата квартиры и других коммунальных услуг, расчет количества материалов для ремонта, расчет процентов по денежному вкладу и др. Кроме этого, математические знания необходимы детям при усвоении других учебных дисциплин, таких, как трудовое обучение, домоводство, история, география, рисование.

Учебники по обучению математике для детей с легкой степенью умственной отсталости могут быть использованы частично для обучения математике детей в классе со сложным дефектом. Обучение математике носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил. Поэтому использование учебников для детей с легкой степенью умственной отсталости носит лишь вспомогательную функцию.

Учебный план отводит на изучение математики в 6 классе 4 ч в неделю:

Программа предусматривает проведение традиционных уроков: урок ознакомления с новым материалом; урок изучения нового; урок применения знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок.

Используются фронтальные и индивидуальные виды работ.

Программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода к учащимся в обучении и возможность выполнения заданий с помощью учителя с опорой на использование счетного материала, таблиц, работа в тетради по обводке, методом «рука в руке».

Формы контроля освоения обучающимися содержания программы: диагностическая, текущая, промежуточная, итоговая. Способы проверки умений и навыков: контрольное списывание с печатного или рукописного образца, письмо по обводке и письмо с помощью учителя методом «рука в руке»; решение заданий после подробного разбора способов их выполнения только с помощью учителя.

Количество контролирующих материалов:

1 триместр – 3 контрольные работы;

2 триместр – 2контрольные работы;

3 триместр – 3контрольные работы.

Учащиеся класса со сложным дефектом относятся к IV группе по возможностям обучения, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках со стороны учителя во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.

При обучении математике ученики могут более успешно выполнять вычисления только с помощью учителя и конкретного материала, используя в счете пальцы, ленту цифр. Дети этой группы не понимают смысла арифметических действий (вычитания, умножения, деления), при решении задачи не осмысливают предложенной в ней ситуации, поэтому их вопросы не соответствуют действию, сам вопрос может быть ошибочен. Для таких детей характерно построение вопроса с включением ответа или части условия. Особые трудности испытывают ученики при решении задач на деление по содержанию. При условии многократного повторения приемов работы и использовании конкретного материала эти учащиеся могут быть обучены выполнению всех четырех арифметических действий и решению простых задач с небольшими числами.

Поэтому результативность обучения каждого обучающегося в классе со сложным дефектом оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Представленное в программе по математике содержание обучения в целом доступно детям, обучающимся в классе со сложным дефектом.

Однако, для этой категории учащихся нельзя устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков (ЗУН). В программе не могут быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь». Более приемлема формулировка «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».

Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями:

  • образовывать, читать, записывать, сравнивать числа в пределах 10 000;
  • раскладывать изученные числа на разрядные слагаемые;
  • выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10 000 (с  переходом не более чем через два разряда);
  • самостоятельно выполнять умножение и деление двузначного и трехзначного чисел на однозначное (без перехода через разряд); с помощью педагога выполнять умножение и деление двузначного и трехзначного чисел на круглые десятки;
  • находить одну часть от числа;
  • с помощью педагога решать задачи на определение времени начала и конца события, времени между событиями;
  • различать числитель и знаменатель обыкновенной дроби, дроби правильные и неправильные, смешанные числа;
  • читать и записывать десятичные дроби;
  • знать название сторон треугольника (основание, боковые стороны), название треугольников в зависимости от длин сторон.

В соответствии с особенностями психической деятельности учащихся с нарушением интеллекта, выраженностью нарушений опорно – двигательной сферы, сочетанностью с другими психическими расстройствами требования к оценке представлены 2-ым уровнем общеобразовательной программы — минимально необходимый, что предполагает удовлетворительное(3) усвоение основных разделов программы. Оценка неудовлетворительно (2) не ставится, т.к. она означает, что неправильно определен уровень программных требований.

Оценка деятельности ребенка на уроке должна отражать не только уровень знаний в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе их приобретения. Назначение оценки вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функция оценки.


Календарно-тематическое планирование

по математике для 6 класса.

1 триместр

36 часов

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Повторение. Нумерация в пределах 1000.

1

1,09

Сравнение чисел в пределах 1000.

1

5,09

Разложение чисел в пределах 1000 на разрядные слагаемые.

1

6,09

Сложение в пределах 1000 (все случаи).

1

7,09

Решение задач на сложение в пределах 1000.

1

8,09

Вычитание в пределах 1000 (все случаи).

1

12,09

Решение задач на вычитание в пределах 1000.

1

13,09

Диагностическая контрольная работа.

1

14,09

Работа над ошибками

1

15,09

Сложение целых тысяч.

1

19,09

Вычитание целых тысяч.

1

20,09

Умножение двузначного числа на однозначное без перехода через разряд.

1

21,09

Деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд.

1

22,09

Задачи в 2—3 арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач.

1

26,09

Решение задач в 2—3 арифметических действия.

1

27,09

Образование, чтение, запись чисел в пределах 10 000.

1

28,09

Разложение чисел в пределах 10 000 на разрядные слагаемые.

1

29,09

Сравнение чисел в пределах 10 000.

1

10,10

Округление до тысяч.

1

11,10

Контрольная работа.

1

12,10

Работа над ошибками

1

13,10

Сложение целых тысяч и сотен.

1

17,10

Вычитание целых тысяч и сотен.

1

18,10

Сложение целых тысяч и круглых десятков.

1

19,10

Вычитание целых тысяч и круглых десятков.

1

20,10

Сложение целых тысяч и трехзначных чисел.

1

24,10

Вычитание целых тысяч и трехзначных чисел.

1

25,10

Сложение чисел в пределах 10 000 с переходом через разряд (все случаи).

1

26,10

Вычитание чисел в пределах 10 000 с переходом через разряд (все случаи).

1

27,10

Единица измерения времени: секунда. Соотношение: 1 ч = 60 мин.

1

31,10

Контрольная работа.

1

1,11

Работа над ошибками

1

2,11

Разносторонний треугольник. Основание, боковые стороны.

1

3,11

Построение треугольников по основанию и двум углам, прилежащим к основанию.

1

7,11

Умножение и деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд.

1

8,11

Умножение и деление трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд.

1

9,11

10.11

II триместр

45 часов

Название темы

Кол-во часов

Дата

Проверка умножения обратным действием (в том числе на микрокалькуляторе).

1

21,11

Проверка деления обратным действием (в том числе на микрокалькуляторе).

1

22,11

Умножение двузначных чисел на круглые десятки (45 · 30).

1

23,11

Умножение трехзначных чисел на круглые десятки (321 · 30).

1

24,11

Умножение круглых десятков на двузначное, основанное на знании переместительного свойства умножения.

1

28,11

Умножение круглых десятков на трехзначное число, основанное на знании переместительного свойства умножения.

1

29,11

Сложение чисел, выраженных единицами измерения длины, в процессе выполнения которых требуется выполнить преобразование в 1 м, 1 дм, 1 см (1 м 25 см + 75 см; 2 м – 30 см).

1

30,11

Вычитание чисел, выраженных единицами измерения длины, в процессе выполнения которых требуется выполнить преобразование в 1 м, 1 дм, 1 см (1 м 25 см + 75 см; 2 м – 30 см).

1

1,12

Сложение чисел, выраженных единицами измерения стоимости, в процессе выполнения которых требуется выполнить преобразование в 1 р. (7 р. 50 к. + 2 р. 50 к.; 12 р. – 4 р. 30 к.).

1

5,12

Вычитание чисел, выраженных единицами измерения стоимости, в процессе выполнения которых требуется выполнить преобразование в 1 р. (7 р. 50 к. + 2 р. 50 к.; 12 р. – 4 р. 30 к.).

1

6,12

Сложение чисел, выраженных единицами измерения времени, в процессе выполнения которых требуется выполнить преобразование в 1 ч (2 ч 15 мин + 45 мин; 2 кг 200 г + 800 г).

1

7,12

Вычитание чисел, выраженных единицами измерения времени, в процессе выполнения которых требуется выполнить преобразование в 1 ч (2 ч 15 мин + 45 мин; 2 кг 200 г + 800 г).

1

8,12

Задачи на разностное сравнение.

1

12,12

Задачи на кратное сравнение.

1

13,12

Сравнение решений задач на разностное и кратное сравнение.

1

14,12

Виды треугольников в зависимости от длин сторон: равносторонний (через измерение сторон при построении треугольника).

1

15,12

Виды треугольников в зависимости от длин сторон: равнобедренный (через измерение сторон при построении треугольника).

1

19,12

Контрольный работа

1

20,12

Работа над ошибками

1

21,12

Деление натуральных предметов, фигур на равные части (доли).

1

22,12

Обозначение одной доли обыкновенной дробью.

1

26,12

Обозначение нескольких долей обыкновенной дробью.

1

27,12

Дробная черта, числитель и знаменатель дроби. Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями.

1

28,12

Сравнение дробей с разными числителями и одинаковыми знаменателями.

1

29,12

Сравнение дробей с единицей.

1

12,01

Дроби правильные и неправильные.

1

16,01

Смешанные числа. Целая и дробная части.

1

17,01

Замена неправильной дроби смешанным числом.

1

18,01

Основное свойство дроби. Сокращение дробей.

1

19,01

Знакомство со сложением обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (не требующих преобразований результата).

1

23,01

Знакомство с вычитанием обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (не требующих преобразований результата).

1

24,01

Контрольный работа

1

25,01

Работа над ошибками

1

26,01

Нахождение одной части от числа.

1

30,01

Нахождение нескольких частей от числа.

1

31,01

Получение десятичных дробей.

1

1,02

Понятие о разрядах десятичных дробей. Чтение и запись десятичных дробей.

1

2,02

Два вида записи десятичных дробей.

1

6,02

Задачи на определение времени между двумя событиями.

1

7,02

Задачи на определение времени начала и конца события (в пределах тысячелетия, века).

1

8,02

Контрольный работа

1

9,02

Работа над ошибками

1

13,02

Представление чисел, выраженных двумя единицами стоимости, в виде десятичной дроби (6 р. 75 к. = 6,75 р.).

1

14,02

Решение задач на сложение с числами в пределах 10000

1

15,02

Решение задач на вычитание с числами в пределах 10000

1

16,02

IIIтриместр

48 часа

Название темы

Кол-во часов

Дата

Измерение отрезков.

1

27,02

Измерение отрезков и представление чисел, записанных двумя единицами длины в виде десятичной дроби (1 см 2 мм = 1,2 см; 3 дм 8 см = 3,8 дм; 1 м 25 см = 1,25 м).

1

28,02

Представление чисел, выраженных двумя единицами массы, в виде десятичной дроби.

1

1,03

Представление чисел, выраженных двумя единицами длины, в виде десятичной дроби.

1

2,03

Представление чисел, выраженных двумя единицами времени, в виде десятичной дроби.

1

6,03

Представление чисел, выраженных двумя единицами стоимости, в виде десятичной дроби.

1

7,03

Решение задач на разностное сравнение.

1

9,03

Решение задачи на кратное сравнение.

1

13,03

Задачи в 2—3 арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач.

1

14,03

Решение задач в 2—3 арифметических действия

1

15,03

Работа с таблицей классов и разрядов.

1

16,03

Таблица классов и разрядов (сотни тысяч).

1

20,03

Образование, чтение, запись круглых десятков тысяч в пределах 100 000.

1

21,03

Упражнение в чтении и записи круглых десятков тысяч в пределах 100 000.

1

22,03

Счет десятками тысяч в пределах 100 000.

1

23,03

Устное сложение круглых десятков тысяч в пределах 100 000.

1

27,03

Устное вычитание круглых десятков тысяч в пределах 100 000.

1

28,03

Контрольный работа

1

29,03

Работа над ошибками

1

30,03

Повторение. Сложение в пределах 1000 (все случаи).

1

3,04

Повторение. Вычитание в пределах 1000 (все случаи).

1

4,04

Повторение. Устное сложение и вычитание целых тысяч.

1

5,04

Повторение.Умножение двузначного числа на однозначное без перехода через разряд.

1

6,04

Повторение. Деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд.

1

17,04

Повторение. Разложение чисел на разрядные слагаемые в пределах 10000.

1

18,04

Повторение. Составление числа из разрядных слагаемых.

1

19,04

Повторение. Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд.

1

20,04

Повторение. Деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд.

1

24,04

Повторение. Умножение трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд.

1

25,04

Повторение. Деление трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд.

1

26,04

Повторение. Умножение двузначных чисел на круглые десятки.

1

27,04

Повторение. Умножение трехзначных чисел на круглые десятки.

1

2,05

Повторение. Сложение и вычитание чисел, выраженных единицами измерения длины истоимости.

1

3,05

Повторение. Сложение и вычитание чисел, выраженных единицами измерения массы и времени.

1

4,05

Повторение. Сравнение дробей с одинаковыми числителями и разными знаменателями.

1

8,05

Повторение. Сравнение дробей с разными числителями и одинаковыми знаменателями.

1

10,05

Повторение. Сравнение дробей с единицей.

1

11,05

Повторение. Основное свойство дроби. Сокращение дробей.

1

15,05

Контрольный работа

1

16,05

Работа над ошибками

1

17,05

Повторение.  Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

1

18,05

Повторение. Разряды десятичных дробей.

1

22,05

Повторение. Решение задач на определение времени между двумя событиями.

1

23,05

Контрольный работа

1

24,05

Работа над ошибками

1

25,05

Повторение. Решение задач на определение времени начала и конца события (в пределах тысячелетия, века).

1

29,05

Повторение. Представление чисел, выраженных двумя единицами стоимости, в виде десятичной дроби.

1

30,05

Повторение. Представление чисел, выраженных двумя единицами массы в виде десятичной дроби.

1

31,05


Учебно-методические средства обучения рабочей программы

  1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. – 224 с.
  2. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под общей редакцией И.М. Бгажноковой . – М: «Просвещение», 2005
  3.  Учебник «Математика» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Г.М.Капустиной, М.Н. Перовой, Москва «Просвещение», 2005.
  4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).

Дополнительная литература

  1. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя.  - М., 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» 5 класс, для учащихся с ОВЗ (интелектуальные нарушения.)

Программа составлена на основе учебника М.Н.Перова. Математика, Учебник для 5 класса специальных (коррекционных\ образовательных учреждений VIII вида. Программа расчитана на 5 ч. внеделю (170ч). Содер...

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...

Адаптированная рабочая программа по предмету математика (базовый уровень) 7д класс для Кустова Максима, ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 Рабочая  программа  для ребенка с ВОЗ учебного курса  по алгебре  для 7 класса  разработана  на основе федерального компонента государственного образовательн...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для __5-6___ классов

Аннотация к адаптированной рабочей программе учебного предмета «Математика» для 5-6 классовУчебный предмет «Математика» включен в предметную область «Математика и информа...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для обучающихся 7 классов

Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталост...