Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для __5-6___ классов
рабочая программа по математике (5, 6 класс)
Аннотация к адаптированной рабочей программе учебного предмета «Математика» для 5-6 классов
Учебный предмет «Математика» включен в предметную область «Математика и информатика» учебного плана Учреждения. Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для 5-16 классов составлена в соответствии с: - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями и дополнениями; - Примерной основной образовательной программой основного общего образования ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); - Адаптированной основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Школа-интернат № 22» г. Кемерово. Адаптированная рабочая программа по математике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются межпредметные связи, а также возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования. Адаптированная рабочая программа определяет конкретное содержание, объем, последовательность изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся. Адаптированная рабочая программа соответствует учебнику «Математика» для 5 класса образовательных учреждений /А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Е. В. Буцко.-М.: Вентана - Граф, 2015 / и учебнику «Математика» для 6 класса образовательных учреждений /А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Е. В. Буцко.-М.: Вентана - Граф, 2015 / . Рабочая программа рассчитана на 340 часов: 170 ч. в 5 классе (5 час в неделю), 170 ч. в 6 классе (5 ч. в неделю). Содержание математического образования в 5-6 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии». Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел. Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений. Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической речи, развивает пространственное воображение и логическое мышление. Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» —обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_adaptirovannaya_rabochaya_programma_matematika5-6_kl.doc | 398 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. Кемерово
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
для учащихся с тяжелыми нарушениями речи «Школа-интернат № 22»
650055, г. Кемерово, ул. Пролетарская, 20 А, тел. (факс) 28-43-16
e-mail: si22kem@gmail.com
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Математика»
для __5-6___ классов
Составитель:
Соснина Татьяна Николаевна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
Кемерово 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………........ стр. 311
2. Содержание учебного предмета………………………………………………... стр. 12-13
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы……………………………………………………………стр. 14-21
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение учебного предмета «Математика» дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностные результаты освоения адаптированной рабочей программы должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения адаптированной рабочей программы должны отражать:
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
- идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
- выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях прогнозировать конечный результат;
- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
- обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- различать результаты и способы действий при достижении результатов;
- определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
- соотносить свои действия с целью обучения.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
- принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
- определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
- выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
- выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
- распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
- формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
- использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
- оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
- оперировать данными при решении задачи;
- выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»:
Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне):
- Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
- задавать множества перечислением их элементов;
- находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать логически некорректные высказывания.
Числа
- Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
- использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
- использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
- выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
- сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
- выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
- составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
- Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
- читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи
- Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
- строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
- осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
- составлять план решения задачи;
- выделять этапы решения задачи;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
- решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
- решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
- находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
- решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
- Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
- выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики
- описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях)
Элементы теории множеств и математической логики
- Оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
- определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать логически некорректные высказывания;
- строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
Числа
- Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
- понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
- выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
- использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
- выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
- упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
- находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач;.
- оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
- выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
- составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
- Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
Статистика и теория вероятностей
- Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
- извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
- составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Текстовые задачи
- Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
- использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
- знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
- моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
- выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
- исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;
- решать разнообразные задачи «на части»,
- решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
- осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
- решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
- решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
- Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
- изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
- Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
- Содержание учебного предмета «Математика»
5 класса
Натуральные числа и действия над ними (90 ч.)
Натуральные числа 20 ч.
Ряд натуральных чисел. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Плоскость. Прямая. Луч. Шкала. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел.
Сложение и вычитание натуральных чисел 33 ч.
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. Вычитание натуральных чисел. Числовые и буквенные выражения. Формулы. Уравнение. Угол. Обозначение углов. Виды углов. Измерение углов. Многоугольники. Равные фигуры. Треугольник и его виды. Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.
Умножение и деление натуральных чисел 37 ч.
Умножение. Переместительное свойство умножения. Сочетательное и распределительное свойство умножения. Деление. Деление с остатком. Степень числа. Площадь. Площадь прямоугольника. Прямоугольные параллелепипед. Пирамида. Объём прямоугольного параллелепипеда. Комбинаторные задачи.
Дробные числа и действия над ними (66 ч.)
Обыкновенные дроби 18 ч.
Понятие обыкновенной дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Дроби и деление натуральных чисел. Смешанные числа.
Десятичные дроби 48 ч.
Представление о десятичных дробях. Сравнение десятичных дробей. Округление чисел. Прикидки. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Повторение (14 ч.)
6 класс
Делимость натуральных чисел (17 ч.)
Делители и кратные. Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.
Обыкновенные дроби (38 ч.)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Взаимно обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по заданному значению его дроби. Преобразование обыкновенной дроби в десятичную. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Отношения и пропорции (28 ч.)
Отношения. Пропорции. Процентное отношение двух чисел. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Деление числа в данном отношении. Окружность и круг. Дина окружности. Площадь круга. Цилиндр, конус, шар. Диаграммы. Случайные события. Вероятность случайного события.
Рациональные числа и действия над ними (72 ч.)
Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая. Целые числа. Рациональные числа. Модуль числа. Сравнение чисел Сложение рациональных чисел. Свойства сложения рациональных чисел. Вычитание рациональных чисел. Умножение рациональных чисел. Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент. Распределительное свойство умножения. Деление рациональных чисел. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Перпендикулярные прямые. Осевая и центральная симметрии. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики.
Повторение (15 ч.)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
5 класс
5 ч. в неделю, всего 170 ч.
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов |
Глава 1 Натуральные числа | 20 | |
1-2 | Ряд натуральных чисел | 2 |
3-5 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 3 |
6-9 | Отрезок. Длина отрезка | 4 |
10-12 | Плоскость. Прямая. Луч | 3 |
13-15 | Шкала. Координатный луч | 3 |
16-18 | Сравнение натуральных чисел | 3 |
19 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
20 | Контрольная работа № 1 | 1 |
Глава 2 Сложение и вычитание натуральных чисел | 33 | |
21-24 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 4 |
25-29 | Вычитание натуральных чисел | 5 |
30-32 | Числовые и буквенные выражения. Формулы | 3 |
33 | Контрольная работа № 2 | 1 |
34-36 | Уравнение | 3 |
37-38 | Угол. Обозначение углов | 2 |
39-43 | Виды углов. Измерение углов | 5 |
44-45 | Многоугольники. Равные фигуры | 2 |
46-48 | Треугольник и его виды | 3 |
49-51 | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 3 |
52 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
53 | Контрольная работа № 3 | 1 |
Глава 3 Умножение и деление натуральных чисел | 37 | |
54-57 | Умножение. Переместительное свойство умножения | 4 |
58-60 | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 3 |
61-67 | Деление | 7 |
68-70 | Деление с остатком | 3 |
71-72 | Степень числа | 2 |
73 | Контрольная работа № 4 | 1 |
74-77 | Площадь. Площадь прямоугольника | 4 |
78-80 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 3 |
81-84 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 4 |
85-87 | Комбинаторные задачи | 3 |
88-89 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
90 | Контрольная работа № 5 | 1 |
Глава 4 Обыкновенные дроби | 18 | |
91-95 | Понятие обыкновенной дроби | 5 |
96-98 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 3 |
99-100 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 |
101 | Дроби и деление натуральных чисел | 1 |
102-106 | Смешанные числа | 5 |
107 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
108 | Контрольная работа № 6 | 1 |
Глава 5 Десятичные дроби | 48 | |
109-112 | Представление о десятичных дробях | 4 |
113-115 | Сравнение десятичных дробей | 3 |
116-118 | Округление чисел. Прикидки | 3 |
119-124 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 6 |
125 | Контрольная работа № 7 | 1 |
126-132 | Умножение десятичных дробей | 7 |
132-140 | Деление десятичных дробей | 9 |
141 | Контрольная работа № 8 | 1 |
142-144 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 3 |
145-148 | Проценты. Нахождение процентов от числа | 4 |
149-152 | Нахождение числа по его процентам | 4 |
152-154 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
155 | Контрольная работа № 9 | 1 |
Повторение и систематизация учебного материала | 14 | |
156-169 | Упражнения для повторения курса 5 класса | 13 |
170 | Контрольная работа № 10 | 1 |
6 класс
5 ч. в неделю, всего 170 ч.
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов | |
Глава 1 Делимость натуральных чисел | 17 | ||
1-2 | Делители и кратные | 2 | |
3-5 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 3 | |
6-8 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 3 | |
9-10 | Простые и составные числа | 2 | |
11-13 | Наибольший общий делитель | 3 | |
14-16 | Наименьшее общее кратное | 3 | |
17 | Контрольная работа № 1 | 1 | |
Глава 2 Обыкновенные дроби | 38 | ||
18-19 | Основное свойство дроби | 2 | |
20-22 | Сокращение дробей | 3 | |
23-26 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 4 | |
27-31 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 5 | |
32 | Контрольная работа № 2 | 1 | |
33-37 | Умножение дробей | 5 | |
38-40 | Нахождение дроби от числа | 3 | |
41 | Контрольная работа № 3 | 1 | |
42 | Взаимно обратные числа | 1 | |
43-47 | Деление дробей | 5 | |
48-50 | Нахождение числа по заданному значению его дроби | 3 | |
51 | Преобразование обыкновенной дроби в десятичную | 1 | |
52 | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 | |
53-54 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 2 | |
55 | Контрольная работа № 4 | 1 | |
Глава 3 Отношения и пропорции | 28 | ||
56-57 | Отношения | 2 | |
58-62 | Пропорции | 5 | |
63-65 | Процентное отношение двух чисел | 3 | |
66 | Контрольная работа № 5 | 1 | |
67-68 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 2 | |
69-70 | Деление числа в данном отношении | 2 | |
71-72 | Окружность и круг | 2 | |
73-75 | Длина окружности. Площадь круга | 3 | |
76 | Цилиндр, конус, шар | 1 | |
77-79 | Диаграммы | 3 | |
80-82 | Случайные события. Вероятность случайного события | 3 | |
83 | Контрольная работа № 6 | 1 | |
Глава 4 Рациональные числа и действия над ними | 72 | ||
84-85 | Положительные и отрицательные числа | 2 | |
86-88 | Координатная прямая | 3 | |
89-90 | Целые числа. Рациональные числа | 2 | |
91-93 | Модуль числа | 3 | |
94-97 | Сравнение чисел | 4 | |
98 | Контрольная работа № 7 | 1 | |
99-102 | Сложение рациональных чисел | 4 | |
103-104 | Свойства сложения рациональных чисел | 2 | |
105-109 | Вычитание рациональных чисел | 5 | |
110 | Контрольная работа № 8 | 1 | |
111-114 | Умножение рациональных чисел | 4 | |
115-117 | Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел Коэффициент | 3 | |
118-122 | Распределительное свойство умножения | 5 | |
123-126 | Деление рациональных чисел | 4 | |
127 | Контрольная работа № 9 | 1 | |
128-132 | Решение уравнений | 5 | |
133-138 | Решение задач с помощью уравнений | 6 | |
139 | Контрольная работа № 10 | 1 | |
140-142 | Перпендикулярные прямые | 3 | |
143-145 | Осевая и центральная симметрии | 3 | |
146-147 | Параллельные прямые | 2 | |
148-151 | Координатная плоскость | 4 | |
152-154 | Графики | 3 | |
155 | Контрольная работа № 11 | 1 | |
Повторение и систематизация учебного материала | 15 | ||
156-169 | Упражнения для повторения курса 6 класса | 14 | |
170 | Контрольная работа № 12 | 1 |
5 класс
5 ч. в неделю, всего 170 ч.
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов |
1. | Натуральные числа | 20 |
2. | Сложение и вычитание натуральных чисел | 33 |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | 37 |
4 | Обыкновенные дроби | 18 |
5 | Десятичные дроби | 48 |
5 | Повторение и систематизация учебного материала | 14 |
Итого: | 170 |
6 класс
5 ч. в неделю, всего 170 ч.
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов |
1. | Делимость натуральных чисел | 17 |
2. | Обыкновенные дроби | 38 |
3. | Отношения и пропорции | 28 |
4. | Рациональные числа и действия над ними | 72 |
5. | Повторение и систематизация учебного материала | 15 |
Итого: | 170 |
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование по математике
5 класс
5 ч. в неделю, всего 170 ч.
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
Глава 1 Натуральные числа | 20 | |||
1-2 | Ряд натуральных чисел | 2 | ||
3-5 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 3 | ||
6-9 | Отрезок. Длина отрезка | 4 | ||
10-12 | Плоскость. Прямая. Луч | 3 | ||
13-15 | Шкала. Координатный луч | 3 | ||
16-18 | Сравнение натуральных чисел | 3 | ||
19 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | ||
20 | Контрольная работа № 1 | 1 | ||
Глава 2 Сложение и вычитание натуральных чисел | 33 | |||
21-24 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 4 | ||
25-29 | Вычитание натуральных чисел | 5 | ||
30-32 | Числовые и буквенные выражения. Формулы | 3 | ||
33 | Контрольная работа № 2 | 1 | ||
34-36 | Уравнение | 3 | ||
37-38 | Угол. Обозначение углов | 2 | ||
39-43 | Виды углов. Измерение углов | 5 | ||
44-45 | Многоугольники. Равные фигуры | 2 | ||
46-48 | Треугольник и его виды | 3 | ||
49-51 | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 3 | ||
52 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | ||
53 | Контрольная работа № 3 | 1 | ||
Глава 3 Умножение и деление натуральных чисел | 37 | |||
54-57 | Умножение. Переместительное свойство умножения | 4 | ||
58-60 | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 3 | ||
61-67 | Деление | 7 | ||
68-70 | Деление с остатком | 3 | ||
71-72 | Степень числа | 2 | ||
73 | Контрольная работа № 4 | 1 | ||
74-77 | Площадь. Площадь прямоугольника | 4 | ||
78-80 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 3 | ||
81-84 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 4 | ||
85-87 | Комбинаторные задачи | 3 | ||
88-89 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 | ||
90 | Контрольная работа № 5 | 1 | ||
Глава 4 Обыкновенные дроби | 18 | |||
91-95 | Понятие обыкновенной дроби | 5 | ||
96-98 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 3 | ||
99-100 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | ||
101 | Дроби и деление натуральных чисел | 1 | ||
102-106 | Смешанные числа | 5 | ||
107 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | ||
108 | Контрольная работа № 6 | 1 | ||
Глава 5 Десятичные дроби | 48 | |||
109-112 | Представление о десятичных дробях | 4 | ||
113-115 | Сравнение десятичных дробей | 3 | ||
116-118 | Округление чисел. Прикидки | 3 | ||
119-124 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 6 | ||
125 | Контрольная работа № 7 | 1 | ||
126-132 | Умножение десятичных дробей | 7 | ||
132-140 | Деление десятичных дробей | 9 | ||
141 | Контрольная работа № 8 | 1 | ||
142-144 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 3 | ||
145-148 | Проценты. Нахождение процентов от числа | 4 | ||
149-152 | Нахождение числа по его процентам | 4 | ||
152-154 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 | ||
155 | Контрольная работа № 9 | 1 | ||
Повторение и систематизация учебного материала | 14 | |||
156-169 | Упражнения для повторения курса 5 класса | 13 | ||
170 | Контрольная работа № 10 | 1 |
Приложение № 2
Календарно-тематическое планирование по математике
6 класс
5 ч. в неделю, всего 170 ч.
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов | Дата | Примечание | |
Глава 1 Делимость натуральных чисел | 17 | ||||
1-2 | Делители и кратные | 2 | |||
3-5 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 3 | |||
6-8 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 3 | |||
9-10 | Простые и составные числа | 2 | |||
11-13 | Наибольший общий делитель | 3 | |||
14-16 | Наименьшее общее кратное | 3 | |||
17 | Контрольная работа № 1 | 1 | |||
Глава 2 Обыкновенные дроби | 38 | ||||
18-19 | Основное свойство дроби | 2 | |||
20-22 | Сокращение дробей | 3 | |||
23-26 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 4 | |||
27-31 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 5 | |||
32 | Контрольная работа № 2 | 1 | |||
33-37 | Умножение дробей | 5 | |||
38-40 | Нахождение дроби от числа | 3 | |||
41 | Контрольная работа № 3 | 1 | |||
42 | Взаимно обратные числа | 1 | |||
43-47 | Деление дробей | 5 | |||
48-50 | Нахождение числа по заданному значению его дроби | 3 | |||
51 | Преобразование обыкновенной дроби в десятичную | 1 | |||
52 | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 | |||
53-54 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 2 | |||
55 | Контрольная работа № 4 | 1 | |||
Глава 3 Отношения и пропорции | 28 | ||||
56-57 | Отношения | 2 | |||
58-62 | Пропорции | 5 | |||
63-65 | Процентное отношение двух чисел | 3 | |||
66 | Контрольная работа № 5 | 1 | |||
67-68 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 2 | |||
69-70 | Деление числа в данном отношении | 2 | |||
71-72 | Окружность и круг | 2 | |||
73-75 | Длина окружности. Площадь круга | 3 | |||
76 | Цилиндр, конус, шар | 1 | |||
77-79 | Диаграммы | 3 | |||
80-82 | Случайные события. Вероятность случайного события | 3 | |||
83 | Контрольная работа № 6 | 1 | |||
Глава 4 Рациональные числа и действия над ними | 72 | ||||
84-85 | Положительные и отрицательные числа | 2 | |||
86-88 | Координатная прямая | 3 | |||
89-90 | Целые числа. Рациональные числа | 2 | |||
91-93 | Модуль числа | 3 | |||
94-97 | Сравнение чисел | 4 | |||
98 | Контрольная работа № 7 | 1 | |||
99-102 | Сложение рациональных чисел | 4 | |||
103-104 | Свойства сложения рациональных чисел | 2 | |||
105-109 | Вычитание рациональных чисел | 5 | |||
110 | Контрольная работа № 8 | 1 | |||
111-114 | Умножение рациональных чисел | 4 | |||
115-117 | Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел Коэффициент | 3 | |||
118-122 | Распределительное свойство умножения | 5 | |||
123-126 | Деление рациональных чисел | 4 | |||
127 | Контрольная работа № 9 | 1 | |||
128-132 | Решение уравнений | 5 | |||
133-138 | Решение задач с помощью уравнений | 6 | |||
139 | Контрольная работа № 10 | 1 | |||
140-142 | Перпендикулярные прямые | 3 | |||
143-145 | Осевая и центральная симметрии | 3 | |||
146-147 | Параллельные прямые | 2 | |||
148-151 | Координатная плоскость | 4 | |||
152-154 | Графики | 3 | |||
155 | Контрольная работа № 11 | 1 | |||
Повторение и систематизация учебного материала | 15 | ||||
156-169 | Упражнения для повторения курса 6 класса | 14 | |||
170 | Контрольная работа № 12 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 6 класса
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 6 класса...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ 9 КЛАССА
Адаптированная рабочая программа по математике составлена для учащегося 9 класса, так как он имеет рекомендации ПМПК, обучение КРО 7 вида: необходимо постоянно поддерживать уверенность в силах, обеспе...
Адаптированная рабочая программа по математике для 5-9 классов
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по математике для 5-9 классов (автор В.В. Воронкова) и требований к уровню подготовки обучающихся....
Адаптированная рабочая программа по математике (8 вид) 9 класс.
программы «Математика» (М.Н.Перова, В.В.Эк) из сборника 1 «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой 2001 год...
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 9 класса с умственной отсталостью
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по математике для 5-9 классов
Адаптированная рабочая программа по математике для 5-9 классов...
Адаптированная рабочая программа по математике для 8 общеобразовательного класса
Адаптированная рабочая программа по математике 8 класс...