«Чтение и развитие речи»
рабочая программа (6 класс) по теме

Программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_i_rr_6b_klass.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 128»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Чтение и развитие речи»

6Б класс

(очная форма обучения)

на 2017–2018 учебный год

Разработчик программы: А.И. Коршунова, учитель первой квалификационной категории


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в МБОУ СКОШ № 128:

В 2017-2018 учебном году в МБОУ СКОШ № 128 реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.

Нормативные документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности

Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ и от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38).

3. 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528).

Региональный уровень

1.Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

2. Приказа МОиН Челябинской области от 25.08.2014 №01/2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для учащихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год».

Методические материалы

Региональный уровень

1. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.06.2016 года № 03-02/5361 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2016-2017 учебном году».

2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».

3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. № 03-02/2468 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».

4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02.03.2015 г. № 03-02/1464 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».

5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.09.2015 г. № 03-02/7732 «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях».

6. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования /В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Е.А. Тюрина, Д.Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т.В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. Г. Зуева; Министерство образования и науки Челябинской области; Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. – Челябинск, ЧИППКРО, 2013. - 164 с.

Институциональные документы

  1.  Приказ по МБОУ СКОШ № 128 от 14.06.2017 г. № ____ ОД, «Об утверждении Адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательные отношения с которыми возникли до 01.09.2016 г.»;
  2. Приказ от _______2017 г. № ___ОД «Об утверждении учебного плана на 2017-2018 учебный год»
  3. Приказ от _______2017 г. № ___ОД «Об утверждении календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год»;
  4. Приказ от 14.06.2017 г. № _____ОД «Об утверждении Положения о рабочих программах по учебным предметам, курсам, занятиям»;
  5. Приказ от _______2017 г. № ___ОД  «Об утверждении школьного перечня учебно-методического обеспечения на 2017-2018 учебный год».

Программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1. – 232с, является структурной частью АОП МБОУ СКОШ № 128.

Программа адресована учащимуся 6 Б  класса  МБОУ СКОШ № 128

Срок освоения программы: 1 год.

Объём учебного времени: 102 часа.

Режим занятий: 4 часа в неделю.

2.2. Содержание учебного предмета «Чтение и развитие речи» заключается в формировании у обучающегося навыков чтения –  сознательности, правильности, беглости, выразительности – в соответствии с нормами литературного произношения.

2.3. Изучение предмета «Чтение и развитие речи» направлено на достижение следующих целей:

  • обучающийся должен знать содержание прочитанных текстов, основные биографические сведения писателей;
  • обучающийся должен уметь:
  • воспринимать доступные по содержанию художественные произведения, научно-популярные статьи,
  • устанавливать смысловые связи с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст,
  • эмоционально откликаться на прочитанное,
  • использовать выразительные средства языка;
  • формирование читательской самостоятельности обучающихся;
  • коррекция и развитие познавательных процессов, связной устной речи учащихся;
  • воспитание любви к чтению книг у детей;
  • на практике читать сознательно, правильно, бегло, выразительно

Задачи курса:

  • учить читать вслух осознанно, правильно, выразительно, читать «про себя»,
  • развивать навыки устной речи,
  • воспитывать эмоциональное восприятие читаемого, бережное отношение к книгам,

2.4. Ведущие методы и формы обучения: 

Методы по источнику знаний:

  1. словесные (рассказ, объяснение, беседа)
  2. наглядные (демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)
  3. практические методы (работа, учебником, наблюдение)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные

Формы учебных занятий: предметные уроки

2.5. Количество часов ,последовательность изучения тем и разделов:

По программе

По учебному плану

По рабочей программе

136

136(4 часа в неделю)

136(4 часа в неделю)

Программой не предусмотрено распределение часов по разделам (темам), поэтому количество учебного времени, отведенного на изучение тем, распределено по принципу целесообразности

Раздел в программе

Количество часов в планировании

В том числе НРК

Внеклассное чтение

Раздел №1

36

5

1

Раздел №2

28

4

3

Раздел №3

40

3

3

Раздел №4

32

3

2

Всего

136

15

9

Содержание учебника И.М. Бгажноковой, Е.С. Погостиной. Чтение. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006 соответствует данной программе.

2.6. Данные о контингенте:

Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения делится на  группы:

I группа

II группа

III группа

IV группа

2.7. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Чтение и развитие речи»:

  • обучающиеся должны знать наизусть 8 – 10 стихотворений;
  • обучающиеся должны уметь:
  • читать вслух осознанно, правильно, выразительно,
  • читать «про себя»,
  • отвечать на вопросы учителя,
  • выделять главную мысль произведения,
  • определять основные черты характера действующих лиц,
  • пересказывать текст по плану полно и выборочно,
  • разбирать содержание читаемого по вопросам учителя,
  • делить текст на части,
  • определять основные черты характера действующих лиц,
  • пересказывать текст по плану и выборочно;
  • самостоятельно читать с различными заданиями

2.8. Формы, методы и средства контроля за уровнем знаний, умений и навыков:

Индивидуальный опрос, чтение наизусть

2.9. Характеристика контрольно-измерительных материалов: контрольные работы: входной срез, за I, II, III четверти и год.

Материалы с КИМ представлены в приложении

2.10. Учебно-методическое и дидактическое обеспечение по предмету и перечень рекомендуемой литературы:

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю по учебному плану

Учебная программа

Учебники и учебные пособия для учащихся

Методические пособия для учителя

Чтение и развитие речи

4 часа

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 классов.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1. – 232с

И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006.

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320с.

Для реализации национально – регионального компонента  используется следующая литература:

Литвинов Б.В. Времена года – Екатеринбург: Издательство «Академкнига», 2003

Снежинск [Текст]: фотоальбом. – Снежинск: Издательство РФЯЦ – ВНИИТФ, 2007

Стрекалова В.М. Рабочая тетрадь для 3-4 класса четырехлетней начальной школы. – Челябинск: Издательский центр «Взгляд», 2003. – 116 стр.: ил.

Татьяничева Л.К. Корабельный бор, М., 1974

Стрекалова В.М. Рабочая тетрадь для 1-2 класса четырехлетней начальной школы. – Челябинск: Издательский центр «Взгляд», 2003. – 112 стр.: ил.

Альманах «Снежинск – 2008». – Челябинск: Цицеро, 2008. – 79с.


3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

и/о – индивидуальный опрос

ф/о – фронтальный опрос

н – чтение наизусть

№ п/п

№ в теме

Дата

Раздел программы, тема урока

Монито-ринг

НРК

Применение ИКТ, использование ЦОРов

Примечание

План.

Факт.

I четверть – 36 часов

Раздел №1 (36 часов)

По В. Плескову «Отечество»

М. Ножкин «Россия»

ф/о

№5, с88-89

М. Пришвин «Моя родина»

ф/о

№6, с9-10

В. Бианки «Сентябрь». Деление текста на части

ф/о

№2, с43

В. Бианки «Сентябрь». Подготовка к полному пересказу

ф/о

И. Бунин «Лес, точно терем расписной…». Чтение наизусть

н

№6, с19

Ю. Катаев «Грабитель». Составление плана

ф/о

Б. Житков «Белый домик». I часть, сознательное чтение

ф/о

Б. Житков «Белый домик». I часть, деление на части

ф/о

А. Белорусец «Звонкие ключи». I часть, сознательное чтение

ф/о

А. Белорусец «Звонкие ключи». I часть, деление на части

ф/о

А. Белорусец «Звонкие ключи». II часть, сознательное чтение

ф/о

А. Белорусец «Звонкие ключи». II часть, деление на части

ф/о

А. Белорусец «Звонкие ключи». III часть, сознательное чтение

ф/о

А. Белорусец «Звонкие ключи». III часть, деление на части

ф/о и/о

К. Паустовский «Заячьи лапы». I часть

ф/о

К. Паустовский «Заячьи лапы». II часть

ф/о

К. Паустовский «Заячьи лапы». III часть

ф/о

И. Тургенев «Осенний день в березовой роще»

ф/о

Е. Носов «Хитрюга». I часть, сознательное чтение

ф/о

Е. Носов «Хитрюга». I часть, работа над планом

ф/о

Е. Носов «Хитрюга». II часть, сознательное чтение

ф/о

Е. Носов «Хитрюга». II часть, работа надс планом

ф/о

В. Бианки «Октябрь»

и/о

№1, с134

С. Михалков «Будь человеком».

ф/о

Внеклассное чтение

Е. Пермяк «Волшебные истории»

ф/о

Б. Заходер «Петя мечтает». Чтение наизусть

н

По Д. Биссету «Слон и муравей» (сказка). Характеристика действующих лиц

ф/о

По Д. Биссету «Слон и муравей» (сказка). Подготовка к выборочному пересказу

ф/о и/о

По Д. Биссету «Кузнечик Денди» (сказка). Деление на части

ф/о

По Д. Биссету «Кузнечик Денди» (сказка). Подготовка к выборочному пересказу

и/о

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой»

ф/о и/о

Дж. Родари «Пуговкин домик». I часть, осознанное чтение

ф/о

Дж. Родари «Пуговкин домик». I часть, работа над планом

ф/о

Дж. Родари «Пуговкин домик». II часть, осознанное чтение

ф/о

Дж. Родари «Пуговкин домик». II часть, работа над планом

и/о

II четверть – 28 часов

Раздел №2 (28 часов)

Илья Муромец и Соловей-разбойник (отрывок из былины). Осознанное чтение

ф/о

Ф. Глинка «Москва»

ф/о

Внеклассное чтение

К. Паустовский «Золотой ясень»

ф/о

В. Бианки «Ноябрь».

ф/о и/о

№6, с20

Внеклассное чтение

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

ф/о

По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря». Сознательное чтение

ф/о

По С. Алексееву «На берегу Невы». Сознательное чтение

ф/о

По С. Алексееву «На берегу Невы». Подготовка к пересказу

ф/о и/о

По С. Алексееву «Медаль». Сознательное чтение

ф/о

По С. Алексееву «Медаль». Подготовка к пересказу

ф/о и/о

По С. Алексееву «Гришенька»

ф/о

По Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь»

ф/о

По Е. Холмогоровой «Боевое крещение»

и/о

По Е. Холмогоровой «День рождения Наполеона»

и/о

По Е. Холмогоровой «В дни спокойные»

и/о

По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Осознанное чтение

ф/о

По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Характеристика героев. Чтение по ролям

ф/о

Внеклассное чтение

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

ф/о

Е. Пермяк «Тайна цены» (сказка). Сознательное чтение

ф/о

Е. Пермяк «Тайна цены» (сказка). Характеристика героев. Чтение по ролям

ф/о

Перевод с польского Д. Гальпериной «Здравствуйте!»

ф/о

В. Бианки. «Декабрь»

ф/о

№3, с79

Е. Благинина «Новогодние загадки». Чтение наизусть

н

А. Никитин «Встреча зимы». Сознательное чтение

ф/о

№3, с78

А. Никитин «Встреча зимы». Работа над планом

ф/о и/о

А. Дорохов «Теплый снег»

ф/о

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». Чтение наизусть

н

№3, с49

Д. Хармс «Пушкин»

ф/о

III четверть – 40 часов

Раздел №3 (40 часов)

В. Бианки «Январь»

ф/о

№5, с91

Х.-К. Андерсен «Ель» (сказка). I часть, сознательное чтение

ф/о

Х.-К. Андерсен «Ель» (сказка). I часть, работа над планом

ф/о

Х.-К. Андерсен «Ель» (сказка). I часть, подготовка к пересказу

ф/о

Х.-К. Андерсен «Ель» (сказка). II часть, сознательное чтение

ф/о

Х.-К. Андерсен «Ель» (сказка). II часть, работа над планом

ф/о

Х.-К. Андерсен «Ель» (сказка). II часть, подготовка к пересказу

ф/о

А. Чехов «Ванька». Сознательное чтение.  Характеристика героев

ф/о

А. Чехов «Ванька». Подготовка к пересказу

и/о

И.Никитин «Весело сияет месяц над селом…». Чтение наизусть

н

И. Суриков «Белый снег пушистый…»

ф/о

М. Зощенко «Леля и Минька». Сознательное чтение

ф/о

М. Зощенко «Леля и Минька». Работа над  планом

ф/о

М. Зощенко «Леля и Минька». Подготовка к пересказу

и/о

Ю. Рытхэу «Пурга». Сознательное  чтение

ф/о

Ю. Рытхэу «Пурга». Работа над планом

ф/о

Внеклассное чтение

Л. Кассиль «У классной доски»

и/о

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». Сознательное чтение

ф/о

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». Работа на планом

ф/о

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». Подготовка к пересказу

и/о

В. Бианки «Февраль»

ф/о

С. Маршак «Двенадцать месяцев». Действие первое. Сознательное чтение

ф/о

С. Маршак «Двенадцать месяцев». Действие первое. Характеристика героев. Чтение по ролям

ф/о

С. Маршак «Двенадцать месяцев». Действие второе. Осознанное чтение

ф/о

С. Маршак «Двенадцать месяцев».  Действие второе. Характеристика героев. Чтение по ролям

ф/о

Внеклассное чтение

С. Маршак «Ледяной остров»

ф/о

По Х.-К.  Андерсену «Снежная королева». Часть I

ф/о

По Х.-К.  Андерсену «Снежная королева». Часть II

ф/о

По Х.-К.  Андерсену «Снежная королева». Часть III

ф/о

По Х.-К.  Андерсену «Снежная королева». Часть IV

ф/о

По Х.-К.  Андерсену «Снежная королева». Часть V

ф/о

По Х.-К.  Андерсену «Снежная королева». Часть VI

ф/о

По Х.-К.  Андерсену «Снежная королева». Часть VII

ф/о

По Х.-К.  Андерсену «Снежная королева». Часть VIII

ф/о

Внеклассное чтение

Г.А. Скребицкий «Замечательный сторож»

ф/о

С. Смирнов «Первые приметы». Чтение наизусть

н

№3, с90

В. Бианки «Март»

ф/о

№5, с51

По В. Пескову «Весна идет». Сознательное чтение

ф/о

По В. Пескову «Весна идет». Работа над планом

ф/о и/о

По В. Пескову «Весна идет». Подготовка к пересказу

ф/о

IV  четверть – 32 часа

Раздел №4 (32 часа)

М. Пришвин «Жаркий час»

ф/о

Г. Скребицкий «Весенняя песня» (сказка). I часть

ф/о

В. Жуковский «Жаворонок». Чтение наизусть

н

А. Толстой «Детство Никиты (отрывок)». Сознательное чтение

ф/о

А. Толстой «Детство Никиты (отрывок)». Работа над планом

ф/о

А. Твардовский «Как после мартовских метелей…». Чтение наизусть

и/о н

А. Плещеев «И вот шатер свой голубой…»

и/о

В. Бианки «Апрель»

ф/о

№4, с266

К. Паустовский «Стальное колечко» (сказка)

ф/о

По В. Астафьеву «Злодейка»

ф/о

По Е. Барониной «Рассказы про зверей»

ф/о

В. Драгунский «Кот в сапогах»

ф/о

Внеклассное чтение

М. Пришвин «Лесной доктор»

ф/о

Д. Хармс «Заяц и еж»

ф/о

И. Крылов «Зеркало и обезьяна». Чтение наизусть

н

По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави». Часть I

ф/о

По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави». Часть II

ф/о

По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави». Часть III

ф/о

По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави». Часть IV

ф/о

По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави». Часть V

ф/о

По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави». Часть VI

ф/о

В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…».

ф/о

М. Дудин «Наши песни спеты на войне. Чтение наизусть

ф/о

№2, с220

В. Медведев «Звездолет «Брунька»» (сказка)

ф/о

Внеклассное чтение

П. Бажов «Уральские были»

ф/о

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». Части I-II

ф/о

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». Части III-IV

ф/о

По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сознательное чтение

ф/о

По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Характеристика героев. Чтение по ролям

ф/о

В. Бианки «Май»

ф/о

№1, с58

В. Астафьев «Зорькина песня»

ф/о

Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка весел…»

ф/о


4. ПРИЛОЖЕНИЕ (КИМ)

Контрольная работа по чтению и развитию речи. Входной срез

Цель работы: проверить:

  • сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);
  • способность выделять главную мысль произведения;
  • умение отвечать на вопросы и пересказывать текст.

Приключения Чиполлино

Теперь нам нужно заглянуть в замок графинь Вишен, которые, как вы уже, вероятно, поняли, были владелицами всей деревни, её домов, земель и даже церкви с колокольней.

В тот день, когда Чиполлино увез в лес домик кума Тыквы, в замке царило необычное оживление: к хозяйкам приехали родственники.

Родственников было двое: барон Апельсин и герцог Мандарин. Барон Апельсин был двоюродным братом покойного мужа синьоры графини Старшей. А герцог Мандарин приходился двоюродным братом покойному мужу синьоры графини Младшей. У барона Апельсина был необыкновенно толстый живот. Впрочем, ничего удивительного в этом не было, потому что он только и делал, что ел, давая челюстям отдых всего лишь на часок-другой во время сна.

Когда барон Апельсин был ещё молод, он спал с вечера до утра, чтобы успеть переварить всё, что съел за день. Но потом он сказал себе: «Спать – это только время терять: ведь когда я сплю, я не могу есть!»

Поэтому он решил питаться и ночью, оставив для пищеварения часа два в сутки. Чтобы утолить голод барона Апельсина, из его многочисленных владений, раскинувшихся по всей области, к нему ежедневно направлялись обозы с самой разнообразной снедью. Бедные крестьяне уж и не знали, чего бы ему ещё послать.

(По Дж. Родари)

Вопросы и задания:

  1. Куда увёз Чиполлино домик кума Тыквы?
  2. Кто приехал в гости в замок?
  3. Охарактеризуйте барона Апельсина.


Контрольная работа по чтению и развитию речи за I четверть

Цель работы: проверить:

  • сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);
  • способность выделять главную мысль произведения;
  • умение отвечать на вопросы и пересказывать текст.

Орёл

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева.

Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетел к дереву, он огляделся, – нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

(По Л.Н. Толстому)

Вопросы и задания:

  1. Расскажи, о ком прочитал текст.
  2. Для кого орёл нёс рыбу?
  3. Что сделали люди?
  4. Какие качества проявил орёл?
  5. Как ты оцениваешь поступок людей?


Контрольная работа по чтению и развитию речи за II четверть

Цель работы: проверить:

  • сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);
  • способность выделять главную мысль произведения;
  • умение отвечать на вопросы и пересказывать текст.

Лев и собачка

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньками или собаками и кошками на корм диким  зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подощёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал вместе с ней, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

(По Л.Н. Толстому)

Вопросы и задания:

  1. Расскажи, о ком прочитал текст.
  2. Как повёл себя лев?
  3. Какие качества характера проявились у льва?


Контрольная работа по чтению и развитию речи за III четверть

Цель работы: проверить:

  • сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);
  • способность выделять главную мысль произведения;
  • умение отвечать на вопросы и пересказывать текст.

Булька

У меня была мордашка. Её звали Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые.

У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней, и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силён и крепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать...

Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушёл от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую перекладную, как вдруг увидал, что по дороге катится что-то чёрное и блестящее. Это был Булька в своём медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его вытянулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

(По Л.Н. Толстому)

Вопросы и задания:

  1. Кто такая Булька.
  2. Опиши собачку.
  3. Какие качества характера проявились у Бульки?


Контрольная работа по чтению и развитию речи за год

Цель работы: проверить:

  • сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);
  • способность выделять главную мысль произведения;
  • умение отвечать на вопросы и пересказывать текст.

Лебеди

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его слабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он понимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.

(По Л.Н. Толстому)

Вопросы и задания:

  1. Куда летели лебеди?
  2. Что случилось с молодым лебедем?
  3. Перескажи отрывок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

рабочая программа по письму и развитию речи, чтению и развитию речи

рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...