Разработки уроков
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Марушина Эльвира Алексеевна

конспект музейно-педагогического занятия "Земля на зёрнышке стоит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_meropriyatiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Яковская основная школа

Сосновский район

Нижегородская область

Конспект музейно-педагогического занятия

«Земля на зёрнышке стоит»

        Подготовила учитель

МБОУ Яковская ОШ

Первая квалификационная категория

Марушина Эльвира Алексеевна

С.Яковское

Музейно-педагогическое занятие  «Земля на зернышке стоит» посвящено истории хлеба на Руси, в Советском Союзе. Предназначено для учащихся 5-9 классов школы  VIII вида.

Ученики на протяжении всего мероприятия являются активными участниками.

«Земля на зернышке стоит»  слайд 1

Подготовила Марушина Эльвира Алексеевна

учитель  первая квалификационная категория

МБОУ Яковская ОШ

 

1.     Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.

2.     Рассказать детям как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.

3.     Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.

4.     Привитие детям бережного отношения к хлебу.

5.     Формирование нравственной культуры миропонимания.

6.     На основе слайдов презентации показать тяжелое положение жителей Ленинграда во время блокады (войны).

7.     Воспитывать патриотизм, чувство сострадания, уважения.

8     Повторение пословиц о хлебе, стихов.

9.Закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания.

Слайд 1.

Вед. Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Я рада приветствовать вас в нашей исторической гостиной «Земля на зёрнышке стоит».слайд2 Сегодня мы расскажем об  истории рождения  хлеба.  Будем говорить о  бережном отношении к хлебу,  об уважении к труду хлеборобов, о значении хлеба в Великую Отечественную Войну.(вкл. Музыку)

   Звучит народная музыка  

1. ученик.                                              (Девочка выходит с караваем)

 Вот он – хлебушек душистый

 С хрусткой корочкой витой,

 Вот он – теплый, золотистый,

 Словно солнцем налитой!

В нем – здоровье наше, сила,

 В нем – чудесное тепло;

 Сколько рук его растило,

 Охраняло, берегло!

Ставит каравай на стол.

Слайд 3

 Вед.

Мы каждый день едим  хлеб, но никому не приходило в голову мысль, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.

Вед.    А вот как приходит хлеб на стол? об этом сейчас мы посмотрим и послушаем(видеоролик 4 минуты)

 

  Вед. От зёрнышка и до готового хлеба он делает такой большой путь.  Скажите,  пожалуйста,  люди каких профессий нужны, чтобы вырастить хлеб (Водители, комбайнеры, агрономы,  механики и т.д.)

(Пекари, кондитеры, мельники, водители, продавцы)

Вед. Молодцы!

Баллада о хлебе

Хлеб поистине можно назвать святым. И таких слов в нашей речи немного: земля, хлеб. Родина, мать. Давайте, послушаем отрывок из «Баллады о хлебе», в исполнении Эдиты Пьехи.

Вед.   Во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки!

   слайд 5

 Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! Жестокий враг, захватив наши земли, морил нас голодом, чтобы сломить и победить нас.

  Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр.

 Посмотрите, ребята, какой кусочек в день выдавался в день людям. (Показать  хлеб 250 гр. и 125 гр.))

Слайд 6

Вед. Прошедшая Великая Отечественная война оставила в Ленинграде много памятников человеческого величия и мужества. Среди них скромная записная книжка с листками, заполненными рукой двенадцатилетней девочки Тани Савичевой. Быть может самый короткий и самый потрясающий дневник. Вот он весь…

«Женя умерла 28 декабря 1941 года утром в 12часов 30 минут».

«Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа дня».

«Лёха умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

И последняя запись, как трагический итог: «Савичевы умерли все, осталась одна Таня».

Ученик: Мне стало страшно. Словно я ослеп.

Я вдруг остановился. Под ногами

Лежал в снегу пшеничный белый хлеб

И на морозе превращался в камень.

Я на дороге той не увидал того,

Кто бросил эти полбуханки.

Я рассказал ему бы про Урал,

Про поезда на тёмном полустанке.

Тянулись ленинградцы на восток,

У них от голодухи пухли ноги…

И в детском горле застревал комок

От лиц их цвета пыли на дороге.

Слайд 7

Ведущий: Беря хлеб в руки, мы не думаем о тяжёлом труде, вложенном в этот хлеб. Он нам нравится или не нравится. Мы никогда не вспоминаем о людях, которые растили пшеницу, чтобы хлеб попал на наш стол. Мы просто привыкли, что хлеб всегда есть.

А сейчас давайте вместе с вами вырастим колосок.

Давайте, выходите ко мне.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Вед.

- К хлебу у нас на Руси всегда относились трепетно.

- Сказать о хлебе худое слово  считалось святотатством (большим грехом)

- И если во время еды нечаянно роняли со стола кусочек хлеба, хозяйка бережно поднимала его, целовала хлебушек и говорила: « Прости нас, кормилец».

- Этими словами она оказывала дань уважения хлебу, людям, вырастившим его, и своим примером учила своих детей беречь хлеб и уважать людей, вырастивших его.

Вед.(слайд 8)

Ребята,  вот в честь хлеба  у  нас в стране существуют музеи хлеба.   Например, один находится в Санкт-Петербурге. Пройдясь по его залам, вы узнаете историю многовекового пекарского дела. Увидите механизмы пекарен, амбарные книги, редкие фотографии, вещи древних пекарей. А один из залов музея перенесет вас в кондитерскую позапрошлого века. Кто из вас будет в Санкт-Петербурге обязательно посетите этот музей.

Задания на доске(привести соответствия)

Вед. На Руси люди всегда складывали поговорки и пословицы о хлебе.

И вот сейчас на доске у меня написаны поговорки и пословицы вразнобой, давайте соберём их. …

 Худ обед, коли   ( хлеба нет)

Хлеб - в закромах, счастье-     (в домах)

 Хлеб всему    (голова).

Без золота проживешь, а    (без хлеба – нет)

 -Хлеб – батюшка, вода –   (матушка).

Задание в шарах

Вед. Вспомним о чем мы сегодня говорили, я предлагаю вам закончить предложение.

 Продолжи

Семена   нужно……

Вырастет из семени ….

Из зерен получают……

Чтобы испечь хлеб необходимо….

Хлеб теплый. Вкусный……..

Чтобы вырастить хлеб нужны профессии …

Я отношусь к хлебу…

Вед.молодцы, ребята! Ещё больше узнать о хлебе вы сможете прочитав вот эти книги(показ на доску с книгами)

Вед. "Земля на зернышке стоит"

Сегодня мы проследили долгий путь от зернышка до испеченного хлеба . И даётся он человеку ценой больших усилий. "У кого хлебушко у того и счастье" говорили в старину. Мы желаем всем  вам счастья и на память о нашем занятии мы хотим подарить вот эти букетики.

Вед. Дорогие гости,

Мы вас приглашаем.

Самовар поставим,

Напоим вас чаем.

Вед. И приглашаем на чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...