СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
статья на тему

Лукьянченко Анна Александровна

СОЗДАНИЕ  МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_multimediynykh_prezentatsiy_na_uroke_sotsialno.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ  МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.


Формирование социально-бытовых навыков у школьников с интеллектуальными нарушениями существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом – нарушением познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ОВЗ не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность умственно отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания, те при осуществлении подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей коррекционной школы VIII вида является социально-бытовая адаптация воспитанников с интеллектуальными нарушениями, через организованное, систематическое целенаправленное обучение. 
Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ в специальной коррекционной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. 
Огромные возможности в этом предоставляют современные компьютерные технологии. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. 
Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь „зацепить“ каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его (урок) на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам ─ фото, плакатам, видео фрагментам и т.п. 
Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей на уроках СБО. Используя богатейшие возможности предмета для развития познавательной деятельности и личности каждого учащегося, стало возможно внедрение в учебную деятельность мультимедийных презентаций и различных вариантов и форм работы. 
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, которые используются на всех этапах урока для усиления информативности впечатлений, для изучения нового материала и формирования умений и навыков по изучаемым темам. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие учителя отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей. 
Применение электронных учебных материалов не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы. К сожалению, для детей с особыми образовательными потребностями нет специальных программ обучения с применением компьютерных средств. Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для визуализации материала для развития детей. 
В этой связи особую уникальность приобретают исследования по использованию мультимедиа технологий и их возможностей в коррекционно-развивающей работе. 
Существует три основных способа (или подхода) использования мультимедиа, что подтверждается литературой и опытом учителей общеобразовательных школ: 
1. Иллюстративный (традиционный). Более или менее удачно подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Ученики на первых порах заворожено следят за меняющимися по мановению руки учителя „картинками“, часто при этом „забывая“ воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому же рано или поздно наступает привыкание и восприятие „картинок“ тоже притупляется. 
2. Схематичный . В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же „картинками“. В общем, более или менее полно используются возможности программного обеспечения (как правило, Power Point). 
3. Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимации сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации учителя. И документы, и „картинки“ должны быть яркими. Но самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. 

При этом максимальная эффективность мультимедийного урока достигается при соблюдении следующих условий: 
¬ визуальный материал должен быть очень ярким, образным; 
¬ лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, картинки, схемы и т.п.; 
¬ чем оригинальнее материал и неожиданнее сочетание различных материалов ─ тем лучше; 
¬ максимально широко использовать различные методические приемы, неожиданные, нестандартные задания. 
Таким образом ─ главное правило: как можно ярче и как можно больше возможностей для работы учеников. 
Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, сокращается время при выработке технических навыков учащихся; увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности, процесс обучения становится менее утомительным. 
Учитывая, особенности детей с ОВЗ использование компьютерных презентаций в преподавании курса СБО помогает мне сделать урок наглядным и выразительным, позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. 
Применение мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма представляет учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Создание презентации при наличии практики займет не так уж и много времени. Это очень удобно, не надо готовить огромное количество карточек, рисованию схем на уроках. У учителя экономится время на уроке, рисунок четкий, красочный, яркий. Работать учителю и ученику приятно. При этом разрабатывая свои уроки, получаю программный продукт, адаптированный к данному ученическому коллективу. 
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: 
¬ усвоить базовые знания по предмету; 
¬ систематизировать усвоенные знания; 
¬ сформировать навыки самоконтроля; 
¬ сформировать мотивацию к учению. 

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. 
Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока: 
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. 
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся. 
Воспитательный аспект: умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи. 
Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций заключаются в том, чтобы научить детей применять полученные знания на практике, в жизни, а так же в том, что качественно изменяется отношение ученика к СБО, как к учебному предмету. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; осуществляется более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. 
Microsoft Power Point – универсальное программное средство. Поэтому, использование компьютерных презентаций возможно при изучении любых школьных дисциплин. В результате использования информационных технологий на уроках СБО у учащихся наблюдается: 
¬ Повышение интереса к изучению предмета СБО и успеваемости; 
¬ Более полное усвоение теоретического материала. 

Данный предмет особенно важен для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как способствует формированию социально-бытовых навыков, развитию жизненной компетенции и трудовой адаптации будущих выпускников. Такой подход к организации образовательного процесса на этапе продолженного обучения дает положительные результаты, об этом свидетельствует и позитивная динамика успеваемости, и повышение интереса к предмету у учащихся. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...

Презентация к уроку социально-бытовая ориентировка "Наша больница"

В данной презентации использован материал для ознакомления учащихся с понятием поликлиника и больница, а также с основными функциями врачей-специалистов...

Презентация к уроку социально - бытовой ориентировки "Адрес на конверте", 6 класс

Основным способом доставки писем является конверт. И в эпоху современных цифровых технологий и интерактивного общения нам надо знать, как правильно заполнить адрес на конверте....

Презентация к уроку социально - бытовой ориентировки "Личная гигиена", 5 класс

Данная презентация подготовлена к уроку СБО в 5 классе...

Презентация к уроку социально - бытовой ориентировки "Торговля", 5 класс

Данная презентация подготовлена к разделу "Торговля", 5 класс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся

Доклад на городскую конференцию по здоровьесберегающим технологиям. Доклад сопровождается презентацией. Здоровье ребёнка, его социально - психологическая адаптация, нормальный ...