Выполнение учебных задач по достижению глухими учащимися определенных результатов в освоении Образовательной программы на личностном уровне
методическая разработка по теме
В статье представлен практический материал по формированию ЛУУД на общеобразовательных уроках в школе глухих и принципы формирования ЛУУД в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнение учебных задач по достижению учащимися определенных результатов в освоении Образовательной программы на личностном уровне (формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики)
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: учитель
Страшко Елена Анатольевна
Сургут
2015
В возрасте 10 - 12 лет неслышащие школьники проявляют активное желание учиться, так как их реальная жизнь начинает совпадать с ведущим видом деятельности трудовой (хотят учиться). Ученики в таком возрасте учатся отделять поступки от самого человека. Любой человек может совершить тот или иной поступок, который могут по-разному оценить другие люди. В каждой конкретной ситуации надо уметь самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки. Выбор этот не всегда простой, и в этом возрасте на многие вопросы ученик ещё не готов дать самостоятельный ответ, но он узнает об этих вопросах (гражданских, мировоззренческих и т.д.).
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные действия делятся на 3 блока:
1)самоопределение;
2)смыслообразование;
3)нравственно-этического оценивания.
Личностное определение - это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,
–что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),
–что я хочу (какие цели я ставлю),
–что я могу (представление о своих возможностях),
–что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую),
–что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).
Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности: представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей, осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны.
Внутренняя позиция ученика одно из проявлений идентичности, во втором классе – это уже принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему статусу ученика.
Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика в том, что обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности» Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус. Предмет «Окружающий мир» обеспечивает формирование личностных результатов через знакомство с целостной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика. С ней связана «сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны», «воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы», «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде». Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Такой предмет как «Развитие речи» способствует достижению учащимися личностных результатов (прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта),
Смысл и мотивы учения имеют решающую роль. Проблема в резком снижении школьной мотивации. Уже во втором классе неслышащие дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы формирование умения ставить цели и определять мотивы для её достижения. Компьютер помогает мне расширить возможности предъявления разного типа информации (фотографий, анимаций, схем, таблиц, диаграмм, графиков, аудио-видеоинформации), что актуально для глухих детей. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Компьютер усиливает мотивацию учащихся и интерес к учёбе, повышает качество успеваемости школьника.
Третий блок – линия нравственного развития личности. Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность, отношения обучающихся с учителями, со сверстниками, со слышащими и неслышащими людьми. ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.
На уроках я учу оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).
Современная школа предполагает внедрение новых форм работы с использованием информационных технологий и предусматривает новые роли для участников образовательного процесса – педагога как консультанта и ученика как активного исследователя. Учащийся творчески и самостоятельно работает над решением поставленной задачи, широко использует компьютер, Интернет, электронные базы данных для получения и обработки необходимой информации. Поэтому современное образовательное пространство информационно в самом широком смысле этого слова.
Учебник литературного чтения формирует следующие личностные универсальные действия:
- смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»;
- самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;
- основы гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России.
На развитие ЛУУД направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).
Но в условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование личностных действий наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде. Ориентируя школьников после кохлеарной имплантации в информационных технологиях и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Многие тексты учебников по литературному чтению во 2 классе несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, невозможно пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, в 2 классе произведения «Старый дед и внучек» Л.Н.Толстой, «Тайное становится явным» В.Драгунского. На этих же произведениях развивается действие самопознания «Вспомни, не было ли в твоей жизни, ситуаций, когда тайное становилось явным?».
В учебнике «Литературное чтение» есть произведения на развитие гражданственности: «Название русских городов», «Происхождение русских фамилий», «Наше Отечество».
Одна из целей предмета «Окружающий мир» во 2 классе – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности. (На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. -Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл).
Кроме того, на уроках окружающего мира во 2 классе изучение материала об истории России формирует гражданскую идентичность.
Все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учат уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано, позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
Для развития ЛУУД возможно использование разных образовательных технологий.
Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность; формирует убеждения.
Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.
Использование ИКТ-технологии формирует адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации. Компьютер дает возможность предоставления информации в сжатом, упрощенном виде, формирует навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Таким образом ИКТ способствует снижению дидактических затруднений у учащихся.
Презентации помогают углублять знания учащихся по предметам, способствуют развитию логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, воображения и фантазии.
Различные электронные дидактические игры, тренажёры учебной деятельности, тесты позволяют автоматизировать контроль уровня знаний, дают возможность мгновенно оценивать успехи учеников и получать информацию о затруднениях, испытываемых ими на уроке. Способствуют развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения.
В своей работе учителя используют готовые цифровые образовательные ресурсы, современные электронные учебные материалы, предназначенные для использования на уроках в начальной школе. Сами составляют электронные приложения к уроку, к отдельным темам, тестовые задания по отдельным разделам. Применяют ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока, школьных праздников.
В своей работе используют компьютер и как индивидуальное средство обучения. Вместе с новыми учебниками ребята закупили диски с дидактическим игровым, тренировочным материалом по предметам, имеют возможность работать дома и в школе с помощью компьютера в собственном скоростном режиме, что положительно сказывается на результате и ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения детей с разными способностями.
Особое значение имеет работа за компьютером для детей, пропускающих занятия по болезни, либо во время актированных дней: привлекая их для знакомства с новым материалом, где материал излагается кратко и структурировано.
Использование компьютера способствует повышению активности и инициативности младших школьников на уроке.
В технологии ситуативного обучения формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценка других, навыки конструктивного взаимодействия.
Технология продуктивного чтения формирует ЛУУД, если анализ текста порождает оценочные суждения. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.
Я использую презентации на различных уроках. Особенно удобно их использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с творчеством писателя и на уроках окружающего мира при изучении нового материала. Уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, школьник после кохлеарной имплантации учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.
Формирование ЛУУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. В рамках Образовательной системы «Школа России» мы понимаем под воспитанием «управляемую систему процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающую, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества».
При таком подходе воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как и воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.
При заполнении портфолио ученика формируются личностные УУД – ребенок оценивает себя, выбирает из общего количества достижений, самые яркие, коммуникативные УУД – ребенок ставит перед собой цель рассказать о себе. Собирая данную информацию и систематизируя ее он развивает личностые навыки. Совершенствует умение самостоятельно добывать и систематизировать нужную информацию. Ребенок прогнозирует результат, который он получит, придя к цели. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал.
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Достижение новых результатов в освоении образовательных программ с использованием информационно – коммуникационных технологий"
Соответствовать потребностям современной школы, иметь желание и стремление постоянно учиться – это модель современного учителя.Безусловно, современный учитель – это профессионал, любящий свою ра...
Практикум по разработке учебных заданий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по истории .
Практикум по разработке учебных заданий для формирования личностных,метапредметных и предметных результатов освоенияобразовательной программы по истории ....
Практическая работа №5: «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»
Предмет, класс,УМК : Русский язык, 5 класс, УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др...
Учебные задания по русскому языку (5-6 классы) для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
Учебные задания по русскому языку (5-6 классы) для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.География.5 класс
Учебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы в 5 классе по географии. Составлены на основе ФГОС 2021...
Практическая работа «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»
В Практической работе представлены учебные задания для формироования различных видов универсальных учебных действий. Задания возможно использовать на уроках немецкого языка для закрепления полученных ...