Статья: "Cоздание необходимых развивающих и образовательных условий для детей с ОВЗ"
статья на тему
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cozdanie_neobhodimyh_razvivayushchih_i_obrazovatelnyh_usloviy_dlya_detey_s_ovz.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Cоздание необходимых развивающих и образовательных условий для детей с ОВЗ
Cогласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка дошкольное отделение – это место , где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, дошкольное отделение -это место, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДО обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Группа обучающихся с ОВЗ:
- Глухие, слабослышащие, поздноглохшие, перенесшие кохлеарную имплантацию;
- Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;
- Дети с тяжелыми нарушениями речи;
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- Дети с задержанным психическим развитием;
- Дети с расстройствами аутистического спектра;
- Дети с нарушениями интеллекта;
- Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Дошкольный возраст – благоприятный период для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников.
Основные направления работы Учреждения:
• С детьми. Цель: Приобретение нормально развивающимися детьми нравственного опыта позитивного общения со сверстниками с ОВЗ, воспитание у них способностей к социальному сотрудничеству.
Особое место при создании условий в Учреждении для детей с ОВЗ отводится обогащению развивающей среды.
На всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ проводится работа по их социализации в общество. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности - привлечение их к участию в различных конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, организуемых в Учреждении и за его пределами.
С целью обеспечения системы развивающего обучения, коррекционную работу осуществлять параллельно развивающей. Это позволяет не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого воспитанника. Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей ребенка с ОВЗ и запросов родителей.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа:
Педагогическая диагностика является первым этапом по осуществлению сопровождения в воспитательно-образовательном процессе. Целью педагогической диагностики является раннее выявление детей с ОВЗ.
Коллегиальное обсуждение на консилиуме проблем ребёнка: определение направлений коррекционной помощи ребёнку и отражение их в индивидуальной программе сопровождения.
Индивидуальная программа развития ребенка должна решать задачи следующего характера:
✓ психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников;
✓ адаптации ребенка к новым условиям обучения;
✓ профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
✓ коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
✓ изучение документов, личных дел;
✓ знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
✓ изучение социума ( соц.окружения) ребенка;
✓ диагностические исследования.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
• С родителями. Цель: Формирование уважительного отношения родителей к ребенку с ОВЗ, как к человеку с особыми потребностями.
• С педагогами ДО. Цель: Выстраивание развивающей среды для детей с учетом динамики их актуальных возможностей.
Восемь основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ и инвалидностью во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно – развивающая среда.
Предметно – развивающая среда должна обеспечивать:
- Реализацию различных образовательных программ;
- В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- Учет возрастных особенностей детей.
Предметно - развивающая среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.
Предметно - развивающая среда должна иметь:
- Привлекательный вид;
- Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- Снимать утомляемость;
- Положительно влиять на эмоциональное состояние;
- Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Совместная деятельность родителей и педагогов при создании предметно - развивающей среды:
- Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
- Способствовать профессиональному развитию педагогов;
- Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Одну их ведущих ролей в создании благоприятных условий для развития ребенка с нарушениями в развитии, в коррекции и компенсации вторичных отклонений, которые возникают в течение его жизни, в их профилактике принадлежит родителям. От того, какую позицию будут занимать в воспитании родители, во многом зависит, вырастет ли их ребенок самостоятельным человеком, способным найти свое место в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие и структура специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
Какие специальные образовательые условия необходимы для детей с ОВЗ...
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях
В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...
Выступление на окружном семинаре "Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ"
Выступление на окружном семинаре "Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ"...
Статья по теме: Коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса для детей со ССД и выраженной интеллектуальной недостаточностью
Коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса для детей со ССД...
Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Модуль 2. Условия обучения для детей с особенностями развития и с ОВЗ. Развивающая и адаптированная образовательные программы
Модуль 2. Условия обучения для детей с особенностями развития и с ОВЗ. Развивающая и адаптированная образовательные программы...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...