Работа с трудными подростками
статья на тему

Работа с трудными подростками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_trudnymi_podrostkami.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с трудными подростками

Проблема трудных детей особенно актуальна в период от 10 до 14-15 лет. Здесь хочется рассмотреть подростков с «психической неустойчивостью». Они описываются под разными названиями: «безвольные», «повышенно - внушаемые», «с неустойчивым настроением». Малоспособные к волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко отпрашиваются с уроков. Другая группа подростков с преобладанием аффективной возбудимости делает его опасным для окружающих. Центральное проявление их школьной дезадаптации - аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых. Склонность к разрешению конфликтов путем агрессии. Наблюдая за нашими детьми, мы замечаем, что не всегда ребенок, совершивший тот или иной проступок, подходит к какой-либо из выше перечисленных групп. Большое влияние на подростков оказывают стрессовые ситуации, которые они переживают. И как бы мы с вами не старались их уберечь от этого, полностью изолировать наших детей от внешних воздействий нам не удастся.

Медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение учебного заведения оказывает содействие в формировании и  развитии благоприятных условий для развития личности ребенка, его индивидуальности, его адаптации к будущей проф.деятельности, способствует созданию у учащихся мотивации к обучению, помогает определению психологических причин нарушения личностного и социального развития. Структура единой системы включает в себя взаимодействие: администрации, психологов, социального педагога, мед. персонала, педагогического коллектива. Главной целью сопровождения детей «группы риска» является компенсация определенных сторон психического развития и помощи ребенку во владении навыками социальной компетенции, позволяющими приспосабливаться к культурным типам поведения.

Работая в данном направлении, мы ориентируемся на следующие принципы:

1. Принцип системности (сбор информации, составление индивидуальных и групповых программ, коррекционные, психотерапевтические, развивающие мероприятия). В сборе информации принимают участие все педагоги, работающие с детьми. На каждого учащегося у нас заведена «Карта индивидуального сопровождения», которая ведется с 1 класса. Это помогает нам отследить динамику развития и выявить особенности личности каждого учащегося.  

2. Принцип предупреждения (выявление детей «группы риска» и организация профилактический мероприятий). 

3. Принцип взаимодействия (работа осуществляется коллективно: в ней участвуют администрация, педагоги, соц. педагог, мед. работники, психологи).

В своей работе социальный педагог:

— изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся «группы риска» и ее микросреды, условия жизни;

— обеспечивает базу данных «группы риска» новыми сведениями (если они появляются);

— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся группы риска и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

— выступает посредником между учащимися «группы риска» и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

— отслеживает социальные условия семей, с которыми работает Совет профилактики.

 Социально-педагогическое направление ставит соей целью организацию систематической совместной работы с педагогами класса, психологами и различными заинтересованными организациями.

Работа с детьми «группы риска» проходит по следующему плану:

  1. Выявление «группы риска» по поведению и медицинским показателям совместно с врачами, с психологами и воспитателями.
  2. Составление плана работы специалистов.

Социальным педагогом проводятся беседа с учащимися об обязательном посещении различных кружков. По совместному плану работы с ОДН проводятся встречи-беседы с инспекторами ОДН по профилактике правонарушений и бродяжничества. Регулярно провидятся беседы с наркологическим диспансером по предупреждению наркомании и токсикомании с учащимися 6-9 классов. Сотрудником наркологического диспансера проводятся профилактические беседы с учащимися 6-9 классов по профилактике употребления табакакурения, алкоголя, наркотиков и беседа о здоровом образе жизни. Проводится работа с группой окружения и родственниками данной категории детей.  

Социальный педагог проводит занятия по изучению основ законодательства РФ с 6 – 9 классами, что позволяет познакомить воспитанников с административной и уголовной ответственностью. Одна из главных задач сопровождения детей «группы риска» является подготовка учащихся к самостоятельной жизнедеятельности. В этом направлении идет работа по развитию и коррекции профессиональных умений и навыков.         Социальный педагог и педагоги-психологи отвечают так же за организацию психолого-педагогической безопасности образовательного процесса в целом, т.е за выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе организации учебно-воспитательного процесса, за позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций. При посещении семей ведется работа по адаптации, по успеваемости и поведению детей в школе. Проводится индивидуальная работа с учащимися по предупреждению отклоняющегося поведения, по опозданиям на уроки, пропускам уроков. Ежегодно проводится День единой правовой помощи с участием уполномоченного по правам ребенка, представителями правоохранительных органов. Огромную роль в работе с трудными подростками в учреждении играет Совет профилактики.

 Задачи и порядок деятельности Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 

- Планирует и организует индивидуальную профилактическую работу с учащимися «группы риска», состоящими на профилактическом учете в школе, органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, у врача-нарколога.

- Изучает и анализирует состояние правонарушений и преступности среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение.

 - Рассматривает персональные дела учащихся, требующих особого воспитательно-педагогического внимания.

 - Осуществляет контроль за поведением подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, в комиссии по делам несовершеннолетних, у нарколога.

 - Выявляет и ставит на внутришкольный учет трудновоспитуемых учащихся и родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и обучению детей.

 - Организует работу по вовлечению учащихся «группы риска», в спортивные секции, кружки художественной самодеятельности, прикладного и технического творчества.

 - Осуществляет профилактическую работу с семьями. Обсуждает поведение родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию и обучению детей. При необходимости ставит перед соответствующими государственными организациями вопрос о привлечении таких родителей к ответственности, установленной законодательством РФ.

 - Заслушивает классных руководителей, воспитателей групп о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся.

 -  Выносит проблемные вопросы на обсуждение педсовета и для принятия решения руководством школы; принимает решение о снятии исправившихся учащихся с внутришкольного контроля.

 - Оказывает помощь классным руководителям, воспитателям, закрепленным за детьми и подростками «группы риска», правонарушителями, другими категориями подучетных учащихся в проведении с ними индивидуальной беседы воспитательно-профилактической работы.

 - Информирует администрацию школы о состоянии правонарушений, преступлений, безнадзорности среди учащихся, проблемах и перспективах организации воспитательно-профилактической работы.

- Планирует и организует проведение лекций, диспутов, массовых мероприятий, разъяснительных бесед с несовершеннолетними и их родителями других групповых и индивидуальных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних с привлечением представителей правоохранительных органов, других заинтересованных ведомств.

Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение педагогов к специалистам сопровождения в случаях:

  • наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
  • появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.);
  • пропуска учащимися уроков без уважительных причин;
  • резкого ухудшения состояния здоровья;
  • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».

Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, воспитателя или других представителей ближайшего окружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"

Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ

Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....

Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)

В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....

ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении в...