Работа с трудными подростками
статья на тему
Предварительный просмотр:
Работа с трудными подростками
Проблема трудных детей особенно актуальна в период от 10 до 14-15 лет. Здесь хочется рассмотреть подростков с «психической неустойчивостью». Они описываются под разными названиями: «безвольные», «повышенно - внушаемые», «с неустойчивым настроением». Малоспособные к волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко отпрашиваются с уроков. Другая группа подростков с преобладанием аффективной возбудимости делает его опасным для окружающих. Центральное проявление их школьной дезадаптации - аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых. Склонность к разрешению конфликтов путем агрессии. Наблюдая за нашими детьми, мы замечаем, что не всегда ребенок, совершивший тот или иной проступок, подходит к какой-либо из выше перечисленных групп. Большое влияние на подростков оказывают стрессовые ситуации, которые они переживают. И как бы мы с вами не старались их уберечь от этого, полностью изолировать наших детей от внешних воздействий нам не удастся.
Медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение учебного заведения оказывает содействие в формировании и развитии благоприятных условий для развития личности ребенка, его индивидуальности, его адаптации к будущей проф.деятельности, способствует созданию у учащихся мотивации к обучению, помогает определению психологических причин нарушения личностного и социального развития. Структура единой системы включает в себя взаимодействие: администрации, психологов, социального педагога, мед. персонала, педагогического коллектива. Главной целью сопровождения детей «группы риска» является компенсация определенных сторон психического развития и помощи ребенку во владении навыками социальной компетенции, позволяющими приспосабливаться к культурным типам поведения.
Работая в данном направлении, мы ориентируемся на следующие принципы:
1. Принцип системности (сбор информации, составление индивидуальных и групповых программ, коррекционные, психотерапевтические, развивающие мероприятия). В сборе информации принимают участие все педагоги, работающие с детьми. На каждого учащегося у нас заведена «Карта индивидуального сопровождения», которая ведется с 1 класса. Это помогает нам отследить динамику развития и выявить особенности личности каждого учащегося.
2. Принцип предупреждения (выявление детей «группы риска» и организация профилактический мероприятий).
3. Принцип взаимодействия (работа осуществляется коллективно: в ней участвуют администрация, педагоги, соц. педагог, мед. работники, психологи).
В своей работе социальный педагог:
— изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся «группы риска» и ее микросреды, условия жизни;
— обеспечивает базу данных «группы риска» новыми сведениями (если они появляются);
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся группы риска и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между учащимися «группы риска» и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— отслеживает социальные условия семей, с которыми работает Совет профилактики.
Социально-педагогическое направление ставит соей целью организацию систематической совместной работы с педагогами класса, психологами и различными заинтересованными организациями.
Работа с детьми «группы риска» проходит по следующему плану:
- Выявление «группы риска» по поведению и медицинским показателям совместно с врачами, с психологами и воспитателями.
- Составление плана работы специалистов.
Социальным педагогом проводятся беседа с учащимися об обязательном посещении различных кружков. По совместному плану работы с ОДН проводятся встречи-беседы с инспекторами ОДН по профилактике правонарушений и бродяжничества. Регулярно провидятся беседы с наркологическим диспансером по предупреждению наркомании и токсикомании с учащимися 6-9 классов. Сотрудником наркологического диспансера проводятся профилактические беседы с учащимися 6-9 классов по профилактике употребления табакакурения, алкоголя, наркотиков и беседа о здоровом образе жизни. Проводится работа с группой окружения и родственниками данной категории детей.
Социальный педагог проводит занятия по изучению основ законодательства РФ с 6 – 9 классами, что позволяет познакомить воспитанников с административной и уголовной ответственностью. Одна из главных задач сопровождения детей «группы риска» является подготовка учащихся к самостоятельной жизнедеятельности. В этом направлении идет работа по развитию и коррекции профессиональных умений и навыков. Социальный педагог и педагоги-психологи отвечают так же за организацию психолого-педагогической безопасности образовательного процесса в целом, т.е за выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе организации учебно-воспитательного процесса, за позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций. При посещении семей ведется работа по адаптации, по успеваемости и поведению детей в школе. Проводится индивидуальная работа с учащимися по предупреждению отклоняющегося поведения, по опозданиям на уроки, пропускам уроков. Ежегодно проводится День единой правовой помощи с участием уполномоченного по правам ребенка, представителями правоохранительных органов. Огромную роль в работе с трудными подростками в учреждении играет Совет профилактики.
Задачи и порядок деятельности Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Планирует и организует индивидуальную профилактическую работу с учащимися «группы риска», состоящими на профилактическом учете в школе, органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, у врача-нарколога.
- Изучает и анализирует состояние правонарушений и преступности среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение.
- Рассматривает персональные дела учащихся, требующих особого воспитательно-педагогического внимания.
- Осуществляет контроль за поведением подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, в комиссии по делам несовершеннолетних, у нарколога.
- Выявляет и ставит на внутришкольный учет трудновоспитуемых учащихся и родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и обучению детей.
- Организует работу по вовлечению учащихся «группы риска», в спортивные секции, кружки художественной самодеятельности, прикладного и технического творчества.
- Осуществляет профилактическую работу с семьями. Обсуждает поведение родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию и обучению детей. При необходимости ставит перед соответствующими государственными организациями вопрос о привлечении таких родителей к ответственности, установленной законодательством РФ.
- Заслушивает классных руководителей, воспитателей групп о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся.
- Выносит проблемные вопросы на обсуждение педсовета и для принятия решения руководством школы; принимает решение о снятии исправившихся учащихся с внутришкольного контроля.
- Оказывает помощь классным руководителям, воспитателям, закрепленным за детьми и подростками «группы риска», правонарушителями, другими категориями подучетных учащихся в проведении с ними индивидуальной беседы воспитательно-профилактической работы.
- Информирует администрацию школы о состоянии правонарушений, преступлений, безнадзорности среди учащихся, проблемах и перспективах организации воспитательно-профилактической работы.
- Планирует и организует проведение лекций, диспутов, массовых мероприятий, разъяснительных бесед с несовершеннолетними и их родителями других групповых и индивидуальных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних с привлечением представителей правоохранительных органов, других заинтересованных ведомств.
Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение педагогов к специалистам сопровождения в случаях:
- наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
- появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
- пропуска учащимися уроков без уважительных причин;
- резкого ухудшения состояния здоровья;
- в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.
На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».
Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, воспитателя или других представителей ближайшего окружения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"
Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ
Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....
Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)
В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....
ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении в...