Дисграфия. Дизорфография.
консультация на тему

Консультация для учителей начальных классов на тему: "Дисграфия. Дизорфография"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya._dizorfografiya.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия. Дизорфография.

 Консультация для учителей начальных классов 

  1. Понятие «дисграфия». Виды дисграфии.

Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

 Процесс письма представляет собой ряд операций:

  • определить последовательность звуков в слове;
  • уточнить звуки и перевести их фонемы. Процесс перевода звука в фонему протекает при участии артикуляции, т.е. создании артикулемы.
  • соотнести выделенный звук с определенным образом буквы (т.е. перевести в графему);
  • воспроизвести с помощью движений руки букву (перевод графемы в кинему).

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, пространственных представлениях, то возникает дисграфия (от греческого «графо» — письмо).

Дисграфия – специфическое и стойкое нарушение процесса письма, связанное с нарушением деятельности анализаторов и психических процессов, обеспечивающих письмо.

Выделяются следующие виды дисграфии: акустическая, артикуляторно-акустическая, дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, оптическая и аграмматическая дисграфии.

 Классификация дисграфических ошибок.

Акустическая дисграфия. В основе этого вида дисграфии лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящие к заменам на письме соответствующих букв. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, и-т, ц-с).

Характерные ошибки:

  • неправильное обозначение мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «зорна», «гризун»);
  • замены гласных в ударном положении: о-у (туча — «точа»), е-и (лес — «лис»);
  • замены парных согласных (полка – «болка», доска – «досга»);
  • смешение букв, обозначающих далекие артикуляторно и акустически звуки (л-к, б-в, п-н).

 Артикуляторно-акустическая дисграфия.

В основе этого вида дисграфии лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Ребенок пишет так, как произносит.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

Виды ошибок:

  • смешения звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары (гладкой–кладкой, озере – осере, портфель — портвель);
  • твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв по вертикали: (стебелок, радом);
  • замены и смешения свистящих и шипящих (чудешный, подснезники);
  • аффрикатов и их компонентов: (расчвели, цудесные, светок);
  • заднеязычных согласных (к-х, г-х): прибехают, черемука;
  • сонорных согласных (класив, корабрики);
  • гласных букв (цветоми, тарилками);
  • согласных по способу образования (п-к, с-х, т-к);
  • согласных по месту образования (п-м, т-н, н-л).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Причина этого вида дисграфии в том, что ученик затрудняется проанализировать речевой поток, то есть не может в сплошном потоке речи выделить отдельные слова и затем разделить их на слоги и звуки.

Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски, недописывания, вставки, перестановки, застревания и опережения букв, слияние слов. Эти ошибки проявляются на уровне предложения, слова, слога.

  • пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат», зимушка – «зимука», школа — «кола»);
  • пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»);
  • перестановка букв (тропа — «прота», окно — «коно»; снежным ковром — «снежным корвом», чудесные – «чуседные», отцвели – «отцевли»);
  • пропуски, добавления, перестановки слогов (комната — «кота», стакан — «ката») и слов;
  • недописывание окончаний слов (чере – через, на ветка – на ветках).
  • добавление букв (таскали — «тасакали», декабрь – «декабарь», девчонки –«девочонки»);
  • застревания: согласных:  стебелёл, магазим; гласных: аавгуст; слогов: словновно;
  • опережения согласных: с лесной вместо к леснойиз звонкие вместо их звонкие; деверья – «деревья», родмыми – «родными»);
  • слитное написание слов с недописыванием окончания (стротгрк – строим горку, нступзм – наступила зима; идет дождь — «идедошь»);
  • слитное написание предлога со словом(ваквариуме; в доме — «вдоме»);
  • раздельное написание приставок или частей корня (на ступила, в зяла, подороге);
  • раздельное написание слова (белая береза растет у окна — «белабезаратет ока»);
  • нарушение или отсутствие границ предложения.

 Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Ошибки на письме выражаются в следующем:

  • замены графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (в—д, т—щ, б — д);
  • замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (и—ш, п—т, х—ж, л—м);
  • зеркальное написание букв (е – з, У – Ч, Э – Е);
  • обратный порядок написания слов (уже – ежу, он –но);
  • недописывание элементов букв (п – р, и – у, е – ё, и — й);
  • пропуски элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау-оу),
  • лишние (ш-ии, н — к), и неправильно расположенные элементы (х-сс, т-пп).

Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в:

  • искажениях морфологической структуры слова, замене приставок и суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»);
  • изменении падежных окончаний («много деревов»);
  • нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»);
  • изменении падежа местоимений (около него — «около ним»), числа существительных («дети бежит»);
  • нарушении согласования («бела дом»);
  • пропусках и заменах предлогов (улетают в тёплые края — «улетают тёплые края»);
  • нарушение последовательности слов в предложении (Леса  из вернулись дети);
  • пропуск членов предложения (Бабочка над цветком).
  1. Дизорфография. Виды дизорфографии.

Дизорфография — стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

В исследованиях, посвящённых проблемам нарушений письменной речи детей младшего и среднего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которую правомерно именовать ДИЗОРФОГРАФИЕЙ.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на формирование познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

Симптомы дизорфографии:

  • Ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как “звук”, “слог”, “слово” и некоторые другие;
  • Содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме;
  • Ребенку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;
  • Невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;
  • Неверные примеры слов на пройденные орфограммы;
  • Грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);
  • Трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов);
  • Самопроверка не дает положительных результатов.

 Выделяют основные три вида дизорфографии:

  1. Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.).
  2. Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.
  3. Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Дифференциация дисграфических и дизорфографических ошибок

 Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа — к дизорфографии.

 Дифференциация дисграфических и орфографических ошибок

 Следует различать:

1. Ошибки, связанные с несовершенством фонематического восприятия и орфограммами: парная согласная в корне слова, правописание приставок заканчивающихся на согласный.

Например, дуп (дуб) – пантик (бантик), садача (задача)– расдача (раздача).

2. Ошибки, связанные с несовершенством фонематического восприятия и правописание слов, в которых произношение отличается от написания.

Например, конешно (конечно) – шай (чай).

3. Ошибки, связанные с несовершенством языкового анализа и синтеза (пропуск согласных) и орфограмму непроизносимая согласная в корне слова.

Например, сонце (солнце) – солока (солонка).

4. Ошибки, связанные с трудностью усвоения букв и орфограммами: безударная проверяемая и непроверяемая гласная.

Например, копуста (капуста)– морка (марка).

 

Использованная литература

  1. Лалаева Р.И. Нарушения чтения  и пути  их коррекции у младших школьников: учебн. пособие / Р. И. Лалаева. – СПб.: Союз, 2002. – 224 с.
  2. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
  3. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. – СПб.: КАРО. 2006 – 240 с.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 3-6 классов по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с  учащимися  3-6 классов по преодолению  смешанной формы дисграфии и дизорфографии....

Дисграфия и дизорфография у младших школьников

В презентации рассмотрены виды дисграфии и дизорфографии, причины возникновения, рекомендации по преодолению для роителей и педагогов....

Программа "Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы"

Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.  Начиная со 2 класса, в письменных работах н...