Дисграфия. Дизорфография.
консультация на тему
Консультация для учителей начальных классов на тему: "Дисграфия. Дизорфография"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya._dizorfografiya.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисграфия. Дизорфография.
Консультация для учителей начальных классов
- Понятие «дисграфия». Виды дисграфии.
Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Процесс письма представляет собой ряд операций:
- определить последовательность звуков в слове;
- уточнить звуки и перевести их фонемы. Процесс перевода звука в фонему протекает при участии артикуляции, т.е. создании артикулемы.
- соотнести выделенный звук с определенным образом буквы (т.е. перевести в графему);
- воспроизвести с помощью движений руки букву (перевод графемы в кинему).
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, пространственных представлениях, то возникает дисграфия (от греческого «графо» — письмо).
Дисграфия – специфическое и стойкое нарушение процесса письма, связанное с нарушением деятельности анализаторов и психических процессов, обеспечивающих письмо.
Выделяются следующие виды дисграфии: акустическая, артикуляторно-акустическая, дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, оптическая и аграмматическая дисграфии.
Классификация дисграфических ошибок.
Акустическая дисграфия. В основе этого вида дисграфии лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящие к заменам на письме соответствующих букв. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, и-т, ц-с).
Характерные ошибки:
- неправильное обозначение мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «зорна», «гризун»);
- замены гласных в ударном положении: о-у (туча — «точа»), е-и (лес — «лис»);
- замены парных согласных (полка – «болка», доска – «досга»);
- смешение букв, обозначающих далекие артикуляторно и акустически звуки (л-к, б-в, п-н).
Артикуляторно-акустическая дисграфия.
В основе этого вида дисграфии лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Ребенок пишет так, как произносит.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
Виды ошибок:
- смешения звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары (гладкой–кладкой, озере – осере, портфель — портвель);
- твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв по вертикали: (стебелок, радом);
- замены и смешения свистящих и шипящих (чудешный, подснезники);
- аффрикатов и их компонентов: (расчвели, цудесные, светок);
- заднеязычных согласных (к-х, г-х): прибехают, черемука;
- сонорных согласных (класив, корабрики);
- гласных букв (цветоми, тарилками);
- согласных по способу образования (п-к, с-х, т-к);
- согласных по месту образования (п-м, т-н, н-л).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Причина этого вида дисграфии в том, что ученик затрудняется проанализировать речевой поток, то есть не может в сплошном потоке речи выделить отдельные слова и затем разделить их на слоги и звуки.
Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски, недописывания, вставки, перестановки, застревания и опережения букв, слияние слов. Эти ошибки проявляются на уровне предложения, слова, слога.
- пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат», зимушка – «зимука», школа — «кола»);
- пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»);
- перестановка букв (тропа — «прота», окно — «коно»; снежным ковром — «снежным корвом», чудесные – «чуседные», отцвели – «отцевли»);
- пропуски, добавления, перестановки слогов (комната — «кота», стакан — «ката») и слов;
- недописывание окончаний слов (чере – через, на ветка – на ветках).
- добавление букв (таскали — «тасакали», декабрь – «декабарь», девчонки –«девочонки»);
- застревания: согласных: стебелёл, магазим; гласных: аавгуст; слогов: словновно;
- опережения согласных: с лесной вместо к лесной, из звонкие вместо их звонкие; деверья – «деревья», родмыми – «родными»);
- слитное написание слов с недописыванием окончания (стротгрк – строим горку, нступзм – наступила зима; идет дождь — «идедошь»);
- слитное написание предлога со словом(ваквариуме; в доме — «вдоме»);
- раздельное написание приставок или частей корня (на ступила, в зяла, подороге);
- раздельное написание слова (белая береза растет у окна — «белабезаратет ока»);
- нарушение или отсутствие границ предложения.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Ошибки на письме выражаются в следующем:
- замены графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (в—д, т—щ, б — д);
- замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (и—ш, п—т, х—ж, л—м);
- зеркальное написание букв (е – з, У – Ч, Э – Е);
- обратный порядок написания слов (уже – ежу, он –но);
- недописывание элементов букв (п – р, и – у, е – ё, и — й);
- пропуски элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау-оу),
- лишние (ш-ии, н — к), и неправильно расположенные элементы (х-сс, т-пп).
Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в:
- искажениях морфологической структуры слова, замене приставок и суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»);
- изменении падежных окончаний («много деревов»);
- нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»);
- изменении падежа местоимений (около него — «около ним»), числа существительных («дети бежит»);
- нарушении согласования («бела дом»);
- пропусках и заменах предлогов (улетают в тёплые края — «улетают тёплые края»);
- нарушение последовательности слов в предложении (Леса из вернулись дети);
- пропуск членов предложения (Бабочка над цветком).
- Дизорфография. Виды дизорфографии.
Дизорфография — стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
В исследованиях, посвящённых проблемам нарушений письменной речи детей младшего и среднего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которую правомерно именовать ДИЗОРФОГРАФИЕЙ.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на формирование познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
Симптомы дизорфографии:
- Ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как “звук”, “слог”, “слово” и некоторые другие;
- Содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме;
- Ребенку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;
- Невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;
- Неверные примеры слов на пройденные орфограммы;
- Грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);
- Трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов);
- Самопроверка не дает положительных результатов.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
- Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.).
- Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.
- Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Дифференциация дисграфических и дизорфографических ошибок
Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа — к дизорфографии.
Дифференциация дисграфических и орфографических ошибок
Следует различать:
1. Ошибки, связанные с несовершенством фонематического восприятия и орфограммами: парная согласная в корне слова, правописание приставок заканчивающихся на согласный.
Например, дуп (дуб) – пантик (бантик), садача (задача)– расдача (раздача).
2. Ошибки, связанные с несовершенством фонематического восприятия и правописание слов, в которых произношение отличается от написания.
Например, конешно (конечно) – шай (чай).
3. Ошибки, связанные с несовершенством языкового анализа и синтеза (пропуск согласных) и орфограмму непроизносимая согласная в корне слова.
Например, сонце (солнце) – солока (солонка).
4. Ошибки, связанные с трудностью усвоения букв и орфограммами: безударная проверяемая и непроверяемая гласная.
Например, копуста (капуста)– морка (марка).
Использованная литература
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учебн. пособие / Р. И. Лалаева. – СПб.: Союз, 2002. – 224 с.
- Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
- Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. – СПб.: КАРО. 2006 – 240 с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дизорфография. Смешанная форма дисграфии 4 класс
Изменяемые приставки...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 3-6 классов по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ заняти...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 3-6 классов по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 3-6 классов по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии....
Дисграфия и дизорфография у младших школьников
В презентации рассмотрены виды дисграфии и дизорфографии, причины возникновения, рекомендации по преодолению для роителей и педагогов....
Программа "Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы"
Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Начиная со 2 класса, в письменных работах н...