КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 3-6 классов по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии.
календарно-тематическое планирование на тему

Смирнова Наталия Львовна

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с  учащимися  3-6 классов по преодолению  смешанной формы дисграфии и дизорфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_3-6_kl_1.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

         

                                                                                КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                           занятий с  учащимися  3-6 классов по преодолению  смешанной формы дисграфии и дизорфографии.

                       

   Темы занятий

Коли-чество часов

Дата проведения

                        Основные виды учебной деятельности

                Раздел I. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Повторение.    ( 25 часов)

1

Вводное занятие.

  1

Познакомиться и обсудить  правила поведения в кабинете, особенности взаимодействия со сверстниками.

Познакомиться с логопедическим альбомом; обсудить  критерии оценивания выполненных заданий.

Самостоятельно формулировать ответы на вопросы.

2

Обследование письма.

  1

3

Обследование устной речи.

 1

4

Звуки и буквы.

 2

Слышать, выделять гласные и согласные звуки.

Характеризовать звуки гласные и согласные, соотносить звуки  с соответствующими буквами.

Выполнять звуко-буквенный анализ слова.

Ставить ударение, делить слова на слоги и для переноса.

Характеризовать функцию гласных букв.

Различать ударные и безударные слоги, обозначать ударный слог в схеме слова.

Выполнять фонетический разбор слова.

Называть признаки предложения.

Разделять непунктированный текст на предложения.

Ставить знаки завершения  в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.

Читать предложения с разной интонацией.

 Писать заглавную букву в именах собственных, кличках, географических

 названиях.

Различать и объяснять написание слов типа  «шарик - Шарик».

Конструировать предложения из заданных слов.

Проверять письменную работу по алгоритму (находить и обозначать  орфограммы, объяснять условия написания большой буквы в словах).

5

Характеристика звука.

1

6

Предложение и текст.

2

7

Обозначение мягкости согласных.

 1-2

Слышать, различать, выделять  мягкие и твердые согласные в словах.

Обозначать мягкость согласных звуков двумя способами.

Соотносить количество звуков и букв в словах. Объяснять причину расхождения количества звуков и букв.

Слушать, называть, записывать слоги с разделительным мягким знаком.

Образовывать притяжательные прилагательные.

Различать написание мягкого и разделительного мягкого знака  с опорой на слуховое внимание.

Использовать на письме Ь, разделительный Ь.

Контролировать свое письмо, подчеркивать работу мягкого знака.

Читать слова с разделительным мягким знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и.

Читать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком — показателем мягкости, устанавливать различия. 

Писать проверочную работу  после предварительной подготовки.

8

Разделительный мягкий знак.

 3-4

3-4

9

Дифференциация функции мягкого знака.

1

10

Закрепление. Слуховой диктант.

 

1

11

Парные согласные в конце слова.

 2

Называть парные и непарные согласные.

Наблюдать за несовпадением написания и произнесения парных согласных в конце и середине слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность подбора родственных слов.

Группировать слова с изученными орфограммами.

Находить и подчеркивать орфограммы в предложениях.

Выполнять задание в соответствии с заданным алгоритмом.

Писать графический диктант.

Писать проверочную работу  после предварительной подготовки.

12

Парные согласные в середине слова.

2

13

Закрепление. Слуховой диктант.

 1

14

Предлоги  В - ИЗ, НА - С.

 1

Рисовать схему предлогов.

Распознавать пространственное расположение предлогов.

Писать предлоги со словами раздельно.

Составлять предложения с предлогами.

Находить в предложно-падежных конструкциях изменяемую и неизменяемую часть слова, обозначать и называть их (корень, окончание).

Подбирать пропущенные  предлоги в предложениях.

Читать с интонацией текст.

Понимать  и пересказывать прочитанный текст.

Дифференцировать смешиваемые предлоги В-НА,  в винительном и предложных падежах; С-ИЗ , ИЗ – ЗА в родительном падеже;

НАД – ПОД , ЗА в творительном падеже;

15

Предлоги К - ОТ.

 1

16

Предлоги НАД – ПОД, ИЗ –ПОД.

 1

17

Предлоги ЗА, ИЗ – ЗА, ПЕРЕД.

  1

18

Предлоги  ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ, МЕЖДУ.

  1

Приме-чание.

                Раздел II. Состав слова.  (26 часов)

19

Корень.

1

Наблюдать над однокоренными  словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Находить корень в группе однокоренных слов.

Отличать  однокоренные слова  от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть)

Образовывать однокоренные слова.

20

Приставка.

1-2

Участвовать в открытии нового знания о составе слова, участвовать в учебном диалоге.

Формулировать вывод на основе практической работы со словом.

Образовывать слова с помощью приставок.

Находить и обозначать в словах приставку и корень.

Писать слитно приставку со словом.

Подбирать приставки к словам по смысловому значению.

Различать звучание слов с разделительным твердым знаком и без него.

Формулировать вывод о написании Ъ в словах.

Писать правильно слова с Ъ.

Выполнять звуко-буквенный анализ слов с Ъ.

Обозначать в словах работу Ь и Ъ.

Видеть в предложениях слова с приставками, схожими по написанию с предлогами.

Отличать предлоги от приставок.

Объяснять слитное – раздельное написание предлогов и приставок; проговаривать алгоритм рассуждений.

Систематизировать знания о предлогах и приставках.

Писать проверочную работу  после предварительной подготовки.

21

Разделительный твердый знак.

1-2

22

Дифференциация предлогов и приставок.

1

23

Закрепление. Слуховой диктант.

1

24

Суффикс.

1

Участвовать в открытии новых знаний о составе слова, выделять в слове суффикс.

Формулировать вывод на основе практической работы со словом.

 Сверять написанные слова с образцом.

Образовывать  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образовывать слова, обозначающие профессии людей, относительные прилагательные с помощью различных суффиксов, осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.

Группировать слова с омонимичными корнями, объяснять их лексическое значение.

Подбирать пропущенные слова в предложениях.

Образовывать прилагательные от существительных.

Составлять рассказ по заданным словам.

Выделять в словах окончание, действовать по алгоритму.

Подбирать прилагательные к существительным.

25

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

2

26

Суффиксы, обозначающие профессии.

2

27

Суффиксы прилагательных.

 2

28

Окончание.

 2

Участвовать в открытии новых знаний о составе слова, выделять в слове окончание.

Выделять в словах окончание, действовать по алгоритму.

Подбирать прилагательные к существительным.

Формулировать вывод о значении окончания  на основе практической работы со словом.

29

Состав слов.

  2

Систематизировать знания о составе слова, давать определение с опорой на схему.

Разбирать слова по составу.

30

Сложные слова.

1-2

Находить в предложении сложные слова путем выделения двух корней и соединительной гласной о(е).
Образовывать сложные слова из заданных слов.

Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней.

Использовать в речи и правильно писать сложные слова.

31

Ударные и безударные гласные.

1

Правильно ставить ударение в словах, различать  ударный и безударный гласные звуки.

Наблюдать за смыслоразличительной ролью ударения в словах-омографах и словах-омоформах.

Наблюдать несоответствие безударного гласного звук и соответствующей буквы в корне при написании и произношении.

Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов.

Находить и подчеркивать орфограмму.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность подбора слов.

Подбирать слова разных частей речи для проверки безударной гласной в корне слова.

Проговаривать алгоритм рассуждения при проверке орфограммы.

Находить и исправлять орфографические ошибки.

Анализировать и группировать гнезда родственных слов.

Объяснять лексическое значение слов-паронимов (лепка-липко).

Писать проверочную работу после предварительной подготовки.

32

Безударные гласные в корне слова.

2-3

33

«Гнезда» родственных слов.

1-2

34

Однокоренные слова и паронимы.

1

35

Закрепление. Проверочная работа.

1

Приме-чание.

Раздел III. Части речи.  (33 часа)

36

Имя существительное.

 1

Наблюдать за ролью имен существительных в предложении.

Ставить вопросы к именам существительным.

Открывать, участвуя  в проблемном диалоге, грамматические признаки имен существительных.

Определять  грамматические признаки  имён существительных.

Формулировать вывод на основе практической работы со словом.

Продуцировать монологическую речь с опорой на записи.

Наблюдать имена существительные, оканчивающиеся на шипящие и мягкий знак.

Формулировать вывод о написании мягкого знака после шипящих.

Называть  имена существительные во множественном числе.

Изменять имена существительные по вопросам.

Обозначать окончание  имен существительных..

 Называть существительные во мн.ч. Р.п.

Составлять словосочетание по схеме прилагательное  + существительное.  Ставить вопрос от  главного слова к зависимому.

Изменять словосочетания по вопросам в ед. – мн.ч.

Определять род имен существительных.

Проверять окончания имен прилагательных с помощью вопроса.

Сравнивать свой ответ с образцом.

Объяснять значение  пословиц и поговорок.

Писать проверочную работу  после предварительной подготовки.

37

Род имен существительных.

1

38

Изменение существительных по числам.

1-2

39

Винительный падеж.

1

40

Родительный падеж.

1

41

Дательный падеж.

1

42

Творительный падеж.

1

43

Предложный падеж.

1

44

Закрепление Проверочная работа.

1

45

Антонимы.

1

Подбирать антонимы к заданным словам.

Распределять слова на антонимические пары.

Находить антонимы в текстах пословиц и стихотворений.

Составлять текст, подбирая по смыслу слова-антонимы.

Подбирать антонимы к многозначным словам.

Осознавать значимость антонимов в речи.

Подбирать синонимический ряд  из ряда слов.

Находить соответствия, объединяя синонимы в пары.

Подбирать синонимы по лексической сочетаемости с тем или иным словом в словосочетаниях и предложениях.

Называть и объяснять смысловое значение фразеологизмов.

Составлять предложения с фразеологическими оборотами.

Использовать синонимы в речи.

46

Синонимы.

1

47

Имя прилагательное.

1

Открывать новые знания о грамматических признаках имен прилагательных.

Составлять обобщенный вывод об именах прилагательных.

Продуцировать монологическую речь с опорой на записи.

Выделять окончание в именах прилагательных.

Согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе.

Показывать зависимость рода прилагательного от рода существительного. Ставить вопрос  от существительного к прилагательному.

Подбирать антонимические и синонимические ряды имен прилагательных.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имен существительных.

Накапливать опыт распространения предложений антонимами и синонимами.

Пересказывать текст – описание.

Составлять рассказ-повествование с элементами описания из заданных слов.

Составлять план выполнения задания.

Определять последовательность предложений в тексте.

Письменно пересказывать текст – повествование.

48

Изменение прилагательных по родам.

1-2

49

Изменение прилагательных по числам.

2

50

Повествовательный рассказ.

1

51

Последовательный рассказ.

 1

52

Правописание слов с удвоенной согласной.

1-2

Различать и  писать слова с удвоенной буквой согласного в корне слова.

Образовывать имена прилагательные от имен существительных с удвоенной согласной, разбирать их по составу.

Осознавать, что удвоенная согласная обозначает один долгий звук, обозначать это при выполнении фонетического разбора слова.

Делить слова с удвоенной буквой согласного по слогам и для переноса

Составлять и пересказывать рассказ – описание.

Участвовать в открытии новых знаний.

Анализировать звуковой и буквенный состав слова, устанавливать несоответствие написания и произношения слова.

Проверять непроизносимую согласную в корне слова.

Продуцировать монологическую речь при проверке орфограмм.

Выполнять звуковой анализ слов с непроизносимыми согласными.

53

Правописание непроизносимых согласных.

1-2

54

Глагол.

1

Находить грамматическую основу предложения.

Образовывать и употреблять глаголы в различных формах времени.

Изменять и называть глаголы в единственном и множественном числе.

Подбирать глаголы по лексической сочетаемости при составлении рассказа.

Выделять суффикс  -л- в  форме прошедшего времени глагола.

Выделять начальную (неопределенную) форму глагола.

Согласовывать местоимения с глаголом.

Определять окончание глаголов и имен прилагательных по вопросам.

Анализировать  текст, составленный из предложений двух разных по содержанию текстов.

Писать сочинение по заданному началу.

Находить и проверять изученные орфограммы.

55

Изменение глаголов по числам.

1

56

Изменение глаголов по временам.

1-2

57

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1-2

58

Описательный рассказ.

 1

59

Простые предложения с однородными членами.

1

Находить главные и второстепенные члены предложения.

Находить грамматическую основу и обозначать ее графически.

Находить однородные члены в простом предложении. Объяснять постановку знаков препинания.

Конструировать предложения с однородными членами. Различать простое и сложное предложение.

Находить грамматические основы в сложном предложении. Изображать графически сложные предложения.

Конструировать сложные предложения без союза, с союзом,  по заданному началу.

Накапливать опыт употребления сложных предложений.

Продуцировать устные ответы по изученному материалу.

60

Сложные предложения.

1-2

Приме-чание

Раздел IV. Практическое овладение связной речью.  (6 часов)

61

Однозначные и многозначные слова.

1

Осознавать лексическое значение однозначных и многозначных слов.

Объяснять значения многозначных слов.

Определять прямое и переносное значение многозначных слов.

Применять слово в соответствии  с его значением.

Накапливать  практический опыт употребления фразеологизмов.

Называть слова, обозначающие количество предметов.

Согласовывать числительное с существительным.

Составлять текст-описание по картине и опорным словам.

Составлять план рассказа.

Письменно пересказывать текст – описание.

Систематизировать и обобщать изученный материал в виде схем.

Оценивать  результаты  учебной деятельности.

62

Фразеологизмы.

1

63

Слова, обозначающие количество предметов

1

64

Итоговое занятие

1

                                 

                                                                    Материально-техническое  обеспечение.

Для  реализации цели и задач коррекционно-развивающего обучения по данной программе используются учебно-наглядный материал (раздаточный материал, схемы, плакаты, развивающие игры), Цифровые Образовательные Ресурсы, а также УМК Т.И. Прокопьевой по преодолению аграмматической дисграфии  и дизорфографии у учащихся 3-5 классов. В учебно-методический комплект входят: логопедический альбом  и методическое пособие.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 2-3 классов по преодолению нарушений письма и чтения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 2-3 классов по преодолению нарушений письма и чтения....

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной.  При разработке программы были исп...