Автоматизация звука Ц
план-конспект на тему

Махнова Анастасия Владимировна

Автоматизация звука Ц

Скачать:


Предварительный просмотр:

Качиной Анны. Ученик: Уля. Занятие № 1.

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи.

Тема: Звук [Ц]. Работа с текстом «Декабрь».

Цель: Автоматизация звука [Ц] в обратном слоге. Первичное восприятие текста.

Задачи:

I.Обучение произношению: Закрепить умение автоматизировано  произносить звук [Ц] в  обратном слоге.

II.Развитие слухового восприятия:  Закрепить умение воспринимать речевой материал по тексту и выполнять задания по нему. Целостное восприятие текста.

Планируемые результаты:

предметные:

-   уметь удерживать  язык в нужной позиции для правильного произнесения звука [Ц];

- правильно произносить звук «Ц» в обратной позиции.

- опознавать содержание текста.

- различать предложения из текста.

метапредметные:

-  отвечать на вопросы развернуто;

-  дополнять слова, вставляя пропущенные слоги.

личностные:

- проявлять потребность следить за своей речью;

-  самостоятельно контролировать произношение согласного [Ц];

-  уметь самостоятельно оценивать свою деятельность.

Оборудование: экран, презентация, карточка с текстом, разрезные таблички с предложениями  из текста.

Ход занятия.

Этап

Содержание

Примечания

I. Организация начала.

1. Приветствие.

2.Проверка СА.  

3.Вопросы к уроку.

- Доброе утро.

+ Доброе утро.

- Сядь тихо.

+ Я села тихо.

-Как та слышишь: ТА-ТА-ТА.

+ Я слышу хорошо.

- Какой сейчас урок, Уля.

+ Сейчас урок  слуховой работы.

- Какое сейчас время года?

+ Время года зима.

Учитель говорит за экраном.

II.Основная часть.

1.  Целевая установка.

2. Работа с артикуляционным профилем.  

3. Изолированное произнесение звука [ц].

4.Чтение

слогов.

5. Выполнение задания.

6. Работа с текстом.

7. Различение  и воспроизведение текста по предложениям.

- Работай активно, вдумчиво.

+ Я буду работать активно и вдумчиво.

- Хорошо, Уля, прочитай вопрос.

+ Какой звук под контролем?

- Какой это звук?

+  Это звук Ц.

- Скажи полным предложением.

 - Какой звук под контролем?

+ Под контролем звук Ц.

- Хорошо. Скажем вместе Ц-Ц-Ц.

+….

- Уля, повтор еще раз. Ц-Ц-Ц.

+…

- Будем читать слоги.

+ Я буду читать слоги

- Прочитай задание.

+ Вставь пропущенные слоги.

- Хорошо. Уля, какой слог надо вставь, чтобы получилось слово?

+ ец.

- Верно, прочитай слово полностью.

+ Огурец.

- Хорошо, дальше.

+…..

- Слушай внимательно. Думай о чем текст.

+ Я буду слушать внимательно.

-   Декабрь. Декабрь – первый месяц зимы. Падает и не тает снег. Снег покрыл землю белым ковром. На улице холодно и пусто. Рано начинает темнеть. Дует холодный ветер. Стоят морозы. Наступила зима.

- Уля, что ты услышала?

+ Декабрь.

- Что еще услышала?

+ Снег.

- Молодец, слушай еще раз.

-Уля, о чем рассказ.

+Декабрь .

- Скажи полным предложением.

+ В рассказе говориться о декабре.

- Как называется рассказ, вспомни.

+ Рассказ называется  декабрь.

- Молодец, верно.

- На улице холодно и пусто. Что ты услышала?

+ На улице холодно …

- Слушай еще раз. На улице…

+….

- Хорошо, найди табличку с предложением.

+….

- Молодец. Декабрь - первый месяц зимы.

+Декабрь- первый …

- Наступила зима.

+…..

- Что ты делала на уроке?

+ Читала, говорила, думала.

- Что еще?

+ Отвечала на вопросы.

Учитель говорит за экраном.

Учитель говорит без экрана.

 Презентация. На слайде вопрос, форма ответа и артикуляционный профиль звука  [ц].  

Использование фонритмики.

Если ребенок затрудняется  в произнесении звука, учитель наглядно на руках показывает ученику положение языка в ротовой полости. Учитель использует тактильно-вибационный контроль.

Учитель говорит за экраном.

Отчет.

Презентация.

Дает ученику установку.

Учитель читает текст за экраном. Дает ученику установку. После прослушивания  учитель выясняет услышанные слова понятые слова.

Вторичное предъявление текста.

Учитель показывает табличку.

Учитель дает ребенку разрезные таблички с предложениями.  Затем за экраном читает фразы из текста, ребенок должен их повторить и найти соответствующую карточку.

Слухо- зрительно.

III.Организация конца.

 1.Рефлексия

 2.Прощание

- Слушай внимательно. Как ты думаешь, какая у тебя отметка?

+ Я думаю у меня отметка 4, потому что было мало ошибок.

- Да, Уля, я поставлю тебе 4. Ты молодец, хорошо говорила.

- Досвидания.

+…

-Иди в класс.

Учитель говорит за экраном. Если не воспринимает, вопрос дается на слухо-зрительной основе.

Используется табличка.



Предварительный просмотр:

Качиной Анны. Ученик: Муниса.  Занятие № 2.

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи.

Тема: Звук [Ц]. Работа с текстом «Декабрь».

Цель: Автоматизация звука [Ц] в прямой позиции. Выполнение заданий по тексту «Декабрь».

Задачи:

I.Обучение произношению: Закрепить умение автоматизировано  произносить звук [Ц] в  прямой позиции.

II.Развитие слухового восприятия:  Закрепить умение воспринимать речевой материал по тексту и выполнять задания по нему.

Предполагаемые результаты:

предметные:

-   уметь удерживать  язык в нужной позиции для правильного произнесения звука [Ц]

- автоматизировано произносить согласный [Ц] в прямой позиции.

- различать вопросы и задания по тексту

метапредметные:

-  отвечать на вопросы развернуто;

- опознавать  речевой материал разговорно-обиходного характера на слух и слухо-зрительно;

- осознанно воспринимать речевой материал. 

личностные:

- проявлять  интерес к слуховой работе;

- проявлять потребность следить за своей речью;

- уметь  самостоятельно оценивать свою деятельность.

Оборудование: экран, презентация, карточка с текстом, разрезные таблички с предложениями  из текста.

Ход занятия.

Этап

Содержание

Примечания

I. Организация начала.

1. Приветствие.

2.Проверка СА.  

3.Вопросы к уроку.

- Доброе утро.

+ Доброе утро.

- Сядь тихо.

+ Я села тихо.

-Как ты слышишь: ТА-ТА-ТА.

+ Я слышу хорошо.

- Какой сейчас урок?

+ Сейчас урок  слуховой работы.

- Какое сейчас время года?

+ Время года зима.

- Какой сейчас месяц.

+Сейчас декабрь.

Учитель говорит за экраном.

Если ребенок не воспринимает, то слухо-зрительно.

II. Основная часть.

1.  Целевая установка.

2. Работа с артикуляционным профилем.  

3. Изолированное произнесение звука [ц].

4.Чтение слогов.

5.Чтение слов.

6. Чтение предложений.

7. Чтение текста.

2. Работа над содержанием текста:

а) ответы на вопросы по содержанию текста

б) уточнение понимания лексических значений слов.

в) восприятие  слов и словосочетаний из текста.

- Работай активно, вдумчиво.

+ Я буду работать активно и вдумчиво.

- Хорошо, Муниса, прочитай вопрос.

- Какой это звук?

+   Это звук Ц.

- Какой звук под контролем? Говори. 

+ Под контролем звук Ц.

- Хорошо. Скажи  вместе  со мной Ц-Ц-Ц.

- Будем читать слоги.

+ Я буду читать слоги.

+ ца, цо, цу , цы, це.

-Хорошо, прочитай еще раз. Говори внятно.

- Муниса,читай задание

+ Назови картинки.

- Кто это? Знаешь?

+ Цапля.

- Верно. А это что?

+???

- Это цепь. Повтор .

+Это цепь.

+ Это цыпленок.

- Молодец. А это кто?

+ Король.

+ Можно сказать по-другому: царь. Повтори.

+Царь

- Повтори все слова. Говори звук [ц] хорошо.

+……

-Читай.

+ Цапля -  болотная птица.

   На цепи собака.

   Царь правит царством.

  Цыплёнок клевал крупу.

- Хорошо, прочитай еще раз. Читай с ударением

+….

-Муниса, прочитай текст.

+ «Декабрь».

Декабрь – первый месяц зимы. Падает и не тает снег. Снег покрыл землю белым ковром. На улице холодно и пусто. Рано начинает темнеть. Дует холодный ветер. Стоят морозы.

- Муниса, будешь отвечать на вопросы.

+ Я буду отвечать на вопросы.

-О  чем рассказ?

+ В рассказе говориться о декабре.

-Верно.

- О каком времени года говорится в рассказе?

+ О зиме.

- Говори так:  В рассказе говориться о зиме. Повтори.

+В рассказе…

- Декабрь, который месяц зимы?

+ Декабрь первый месяц зимы.

- Верно.  Назови приметы зимы.

- Помнишь, что такое приметы?

+  Я не помню.

- Послушай. осенью желтеют листья, дует ветер, идут дожди- это приметы осени. Поняла.

+ Я поняла.

- Хорошо, назови приметы зимы.

+ На улице холодно./ Рано начинает темнеть. Стоят морозы.

- Что значит стоят морозы?

+ Значит на улице холодно.

- Верно, можно сказать: На улице низкая температура. Повтори.

+…..

- Хорошо. Муниса, а что со снегом.

+ Снег покрывает землю ковром.

- Муниса, что значит покрывает ковром?

+ Я не знаю.

- Смотри. Это ковер. А это что?

+ Снег.

- Да, смотри похоже, снег похож на ковер. Одинаково.  Снег лежит ковром. Какого цвета ковер?

+ Ковер белого цвета.

- Молодец.

 Повторяй за мной.

- Месяц зимы.

+….

- Холодно и пусто.

+Холодно.

- Слушай внимательно. …

+….

- Дует ветер.

+….

- Муниса, что ты делала?

+ Говорила/читала/ отвечала на вопросы.

Учитель говорит за экраном.

Учитель говорит без экрана.

 Презентация. На слайде вопрос, форма ответа и артикуляционный профиль звука  [ц].  

использование фоноритмики.

  Презентация.

 Учитель следит за речью ребенка.

 Исправляет ошибки.

 Учитель следит за речью ребенка.

 Исправляет ошибки.

Ученик читает текст самостоятельно.

Учитель говорит за экраном.

Если ребенок не воспринимает, то слухо-зрительно.

Слухо- зрительно.

Учитель  показывает картинку ковра и заснеженного поля.

Учитель говорит за экраном или повторно слухо – зрительно, если ученик не воспринимает на слух.

III.Организация конца.

 1.Рефлексия

2.Прощание        

.

- Слушай внимательно. Как ты думаешь, какая у тебя отметка?

+ Я думаю у меня отметка 4, потому что было мало ошибок.

- Да, я поставлю тебе 4. Ты молодец, хорошо говорила, работала активно

- Досвидания. Иди в класс.

+Досвидания.

Учитель говорит за экраном. Если не воспринимает, вопрос дается на слухо-зрительной основе.

Используется табличка с шаблоном


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Автоматизация звука [Л] и постановка звука [Р]

Автматизация звука [Л] в стихотворениях и подготовка артикуляционного аппарата к постновке звука [Р]...

«Автоматизация звука В и звука Ш на речевом материале по теме «Посуда»

              Занятие для подготовительного класса школы II вида (для слабослышащих детей)                 Задачи...

Мультимедийная презентация "Наведи порядок", направленная на автоматизацию звука "Р" и определение места данного звука в слове.

Необходимо назвать изображенный предмет, определить место звука в слове (1, 2, 3, 4) в соответствии с заданием и кликнуть по названной картинке мышкой. В результате предмет перемещается на полку. Мест...

Открытое индивидуальное занятие по РСВ и ОП «Автоматизация звука «Ш» в начальной позиции перед гласными в игровых упражнениях. Коррекция звука «Р».

На индивидуальном занятии ведется работа по коррекциии звука «Р» и  автоматизации звука «Ш» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных  процессов как: па...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...