Автоматизация звука [с] в тексте цепной организации с использованием графических моделей
план-конспект на тему
При проектировании приведённого ниже урока использована система развития связной речи с использованием графических моделей (методика В. К. Воробьевой), то есть обучение детей пересказу текстов цепного содержания осуществляется с опорой на картинно-графический план.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука [с] в тексте цепной организации с использованием графических моделей
Лесная Татьяна Юрьевна,
учитель-логопед, ЧОУ СОШ «Ломоносовская»
В системе образовательной деятельности, в связи с выполнением требований ФГОС НОО, большое значение приобретает формирование и развитие связной речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Существуют различные методики развития связной речи. При проектировании приведённого ниже урока использована система развития связной речи с использованием графических моделей (методика В. К. Воробьевой), то есть обучение детей пересказу текстов цепного содержания осуществляется с опорой на картинно-графический план.
Общеизвестно, что в основе цепного типа текста лежит структурно-семантическая организация предложений, которая обеспечивает их последовательную передачу линейно, по цепочке.
Согласно методике В. К. Воробьёвой при составлении рассказа ребёнок использует графическую схему, которая состоит из квадратов и стрелок. Квадратами обозначены предметные компоненты мысли: субъект и объект (предметные картинки; слова, записанные на карточках); стрелкой - предикат, выраженный глагольным словом. После того, как ребёнок составил рассказ с использованием предметно-графического плана проводится работа по обогащению словарного запаса: учитель-логопед вводит «знак запрета», который указывает на то, что слово с этим знаком называть нельзя, следует подобрать другое, новое слово (синоним).
В целом, методика В. К. Воробьевой способствует развитию словарного запаса, связной речи и одновременно обучающиеся следят за произношением звуков в словах, предложениях и тексте.
Тема урока | Автоматизация звука [с] в тексте цепной организации с использованием графических моделей. | |||
Класс | 1 | |||
Цель урока | Продолжать автоматизировать звук [с] в тексте цепной организации. | |||
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений. | |||
Планируемый результат | Предметные: научить произносить звук [с] в тексте с помощью картинно–графического плана. Метапредметные: познавательные: научиться произносить звук [с]; регулятивные: учиться принимать и удерживать учебную задачу, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, контролировать свои действия, коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, уметь строить понятные для высказывания предложения. Личностные: оценивать собственные успехи в освоении автоматизации звуков, сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя-логопеда; уметь применять правила поведения при сотрудничестве. | |||
Межпредметные связи | Окружающий мир, обучение грамоте. | |||
Форма организации | Индивидуальное занятие | |||
Технологии | Технология коррекции звукопроизношения Развитие связной речи (по В. К. Воробьевой) Игровая технология Здоровьесберегающая (Фонетическая ритмика А. Я. Мухиной) | |||
Продолжительность | 20 минут | |||
Этап урока. Цель данного этапа | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающегося | Задания для обучающегося, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | |
I. Самоопределение к деятельности. Цель - включение обучающегося в деятельность на личностно-значимом уровне. | Настрой на занятие, активизация внимания. | Контролирует и оценивает свою готовность к уроку. Активное участие в диалоге. | - Добрый день. - Оцени готовность к занятию. - Рабочее место готово? - Настроение в порядке? | |
II. Постановка учебной цели. Цель – Подведение обучающегося к формулированию темы и цели занятия. | Ставит перед обучающимся проблему. Организует самостоятельное или с помощью учителя-логопеда формулирование цели. | Воспринимает инструкцию на слух. Вступает в диалог с учителем-логопедом, высказывает свои предположения. | - Сейчас я прочитаю рассказ. Слушай внимательно и запоминай. - Около дома был сад. В саду росла высокая сосна. Под сосной стояла скамейка. На скамейке сидела Соня. Соня увидела собаку. Собаку Соня накормила колбасой. Колбаса была очень вкусная. (Учитель-логопед читает текст. На доске картинки: сад, парк, сосна, береза, скамейка, Соня, собака, кошка, колбаса). - Посмотри на картинки и выбери те, которые подходят к тексту. - Назови картинки, которые ты выбрал. (сад, сосна, скамейка, соня, собака, колбаса). Доска. Приём кластер.
- Как ты думаешь, что общего в этих словах? ([С]) – Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (правильно произносить звук [С] в словах и тексте) - Правильно. - Тема нашего занятия: Правильное произношение звука [С] в словах и тексте. | |
III. Работа над темой занятия. Самостоятельное составление предметно– графического плана. Цель - обобщение ранее полученных знаний и актуализация этих знаний. | Организует работу по составлению плана текста. | Работает по составлению плана текста. | - А теперь давай «запишем» этот рассказ картинками. С чего начинается рассказ? - Что было дальше? (Обучающийся, подбирая картинки, составляет предметно–графическую тему рассказа) Расскажи текст, используя план. | |
IV. Развитие слогового анализа. Цель - Уметь определять количество слогов, ударный слог в слове | Организует работу обучающегося, развивает слоговой анализ. Выслушивает ответы. | Выполняет задания. Отвечает на вопросы учителя-логопеда. | - Посмотри на картинки, назови слово, в котором 3 слога; 2–ой слог – ударный. | |
V. Динамическая пауза. Цель - создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающегося и восстановления физических сил. | Организует работу. | Выполняет задания учителя-логопеда. | - Покажи это слово с помощью движений. - Покажи еще слова, в которых есть звук [С] движениями. Речедвигательная ритмика (по А. Я. Мухиной). | |
VI . Развитие линейной вербальной памяти. Цель – вспомнить слова-действия. | Организует работу. | Выполняет задания учителя-логопеда. | - Внимательно посмотри на наш план. Вспомни и назови по порядку только слова–действия., т. е. слова–стрелки (был, росла, стояла, сидела, увидела). | |
VII . Словарная работа. Цель – Развитие глагольной синонимии. | Организует работу. | Выполняет задания учителя-логопеда. | Маркировка слов–действий знаками запрета. - Посмотри, какие слова–действия я обозначу фишками запрета (была, стояла). - Замени эти слова–действия новыми, похожими по смыслу. - Перескажи текст с новыми словами. | |
VII. Рефлексия. Цель - соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности. | Обеспечивает обучающемуся условия для анализа успешности деятельности. | Анализирует и оценивает свою деятельность. | - Какую мы ставили перед собой цель? Давай вспомним. (Контролировать произношение звука [С] в тексте.) - Получилось или не получилось следить за произношением звука [С]? Подводит итог. - Что тебе было трудно на уроке? Оцени свою работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!»
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!» Помимо заданий на автоматизацию з...
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись".
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись"....
презентация к уроку РСВ по теме "Автоматизация звука Р, восприятие текста "Друзья птиц".
на занятии показаны методы работы над текстрм с учащимся 2 класса после КИ....
Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [р] - [р’] в тексте». (Индивидуальное занятие с использованием элементов ИКТ.)
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения....
Конспект занятия по обучению пересказу текста цепной организации по теме: «Зима»
Занятие проведено в логопедической подготовительной к школе группе, где воспитанники учатся пересказывать текст с помощью картинно - графического плана....
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...