Роль семьи в формировании речи ребёнка.
статья на тему

Андреева Светлана Николаевна

Развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ РЕБЁНКА

   Вы любите своего ребёнка? Вы хотите, чтобы он добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно? Если это так, то

учите своего малыша говорить.

Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно.

Не заглядывая в отдалённое будущее, оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Если ваше любимое чадо не всегда понятно  для вас и окружающих  выражает свои мысли, желания, не Ваша ли в этом вина?

              Уделяете ли Вы должное внимание тому, чтобы ребёнок вовремя научился чётко и правильно различать все звуки родного языка и правильно их произносить.

 Правильная, развитая речь - заслуга прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи своих детей нередко становится главной причиной дефектов звукопроизношения, невыговаривания или искажения звуков. Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребёнку поможет логопед. И всё-таки основную нагрузку  в обучении детей правильной речи должны взять на себя  Вы, дорогие родители!

  С чего начать?

Начинать надо с малого. Мы имеем в виду возраст ребёнка и те

  « малые» посильные задачи, которые вы поставите перед ним на первом этапе.

Решение речевых проблем требует и вашего желания и знания элементарных принципов любого обучения.

--- Ребёнок должен учиться, играя

---В сотворчестве со своим ребёнком вы добьётесь наибольших результатов.

«Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет роль мамы на занятии.

               Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей  процесс овладения звуками заканчивается к 4,5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 4.5 года не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифицированная помощь.

              Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребёнка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему, и себе. Достаточно типична и такая ситуация : родители замечают, что их ребёнок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб, потому что  неправильно формируется и закрепляется уклад языка и губ, а так же, что важнее всего, теряет- ся  время.

               Работа над звукопроизношением сложна и требует определённой последовательности. Время исправления звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более

В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции  произношения до конца.

Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приёмы устранения речевых недостатков.

Научиться правильному звукопроизношению легче всего в дошкольном возрасте.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребёнка закрепляется и хуже поддаётся коррекции.

Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов:

---звук поставлен

---звук закреплён изолированно, в слогах, словах и предложениях по подражанию взрослому и при его непосредственном контроле

---сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала.

Закрепление звука даёт более высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:

---зрительный (картина, портрет)

---слуховой, предполагающий параллельную задачу звукового плана (например, звукобуквенный анализ или задания по словообразованию, грамматике, развитию фразовой речи)

---тактильно-мышечный (письмо, моделирование буквы, обговаривание действий при изготовлении различных поделок и при выполнении трудовых поручений)

---вкусовой и обонятельный (речевое сопровождение собственных ощущений ребёнка в естественных и искусственно созданных ситуациях во время прогулки, наблюдения, занятия какой-либо деятельностью---мотивационный (интересные задания на развитие мышления, памяти, внимания и других психических процессов).

В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребёнка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо.

В связи с этим взрослый должен:

---нацелить ребёнка перед ответом на правильное звукопроизношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»,

---постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.) артикуляционной или жестовой подсказкой:

      ---губы в «улыбке» или кисть руки внизу

      ---губы «рупором» или кисть руки поднята вверх

---отметить качество произношения во время общей оценки ответа.

---следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности

---стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал!  Братик Петя (папа, бабуля) тоже хочет послушать. Повтори для него, но помни, что сегодня он «твой логопед» или дежурный по звукам и ты должен вместе с ним последить за звуком»).

---помочь организовать дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно. И в этом «уголке» обязательно есть кукла-логопед, напоминающая о правильном звукопроизношении. И с  этой куклой ребёнок делится своими впечатлениями за день, рассказывает рассказы, сказки, стихи.

Итак, в завершении я хочу ещё раз отметить, что правильная, красивая речь вашего ребёнка - заслуга прежде всего семейного воспитания. А устранить нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребёнку поможет логопед.

                                             логопед детской поликлиники С. Андреева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Материал можно  использовать  для бесед с родителями.  Речь идёт о том,  какой разной может  быть  родительская  любовь, и какой мудрой она должна быть, чтобы д...

Практико-значимый проект.Тема "Роль семьи в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

Презентация проекта по учебному модулю "Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста"....

"Роль семьи в формировании личности ребёнка". Практикум для родителей.

Формирование личности начинается в семье. Именно здесь ребенок получает первые уроки нравственного воспитания, узнает о сущности таких понятий, как честность, добро, справедливость. Трудно переоценить...

роль семьи в формировании личности ребёнка

общешкольное собрание родителей...

Буклет. Роль семьи в развитии речи ребёнка.

Информация для родителей о том, как развивать речь детей....

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребёнка»

Консультация для родителей«Роль семьи в развитии речи ребёнка»...