Роль семьи в формировании речи ребёнка.
статья на тему
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ РЕБЁНКА
Вы любите своего ребёнка? Вы хотите, чтобы он добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно? Если это так, то
учите своего малыша говорить.
Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно.
Не заглядывая в отдалённое будущее, оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Если ваше любимое чадо не всегда понятно для вас и окружающих выражает свои мысли, желания, не Ваша ли в этом вина?
Уделяете ли Вы должное внимание тому, чтобы ребёнок вовремя научился чётко и правильно различать все звуки родного языка и правильно их произносить.
Правильная, развитая речь - заслуга прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи своих детей нередко становится главной причиной дефектов звукопроизношения, невыговаривания или искажения звуков. Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребёнку поможет логопед. И всё-таки основную нагрузку в обучении детей правильной речи должны взять на себя Вы, дорогие родители!
С чего начать?
Начинать надо с малого. Мы имеем в виду возраст ребёнка и те
« малые» посильные задачи, которые вы поставите перед ним на первом этапе.
Решение речевых проблем требует и вашего желания и знания элементарных принципов любого обучения.
--- Ребёнок должен учиться, играя
---В сотворчестве со своим ребёнком вы добьётесь наибольших результатов.
«Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет роль мамы на занятии.
Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 4,5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 4.5 года не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифицированная помощь.
Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребёнка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему, и себе. Достаточно типична и такая ситуация : родители замечают, что их ребёнок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб, потому что неправильно формируется и закрепляется уклад языка и губ, а так же, что важнее всего, теряет- ся время.
Работа над звукопроизношением сложна и требует определённой последовательности. Время исправления звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более
В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения до конца.
Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приёмы устранения речевых недостатков.
Научиться правильному звукопроизношению легче всего в дошкольном возрасте.
Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребёнка закрепляется и хуже поддаётся коррекции.
Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов:
---звук поставлен
---звук закреплён изолированно, в слогах, словах и предложениях по подражанию взрослому и при его непосредственном контроле
---сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала.
Закрепление звука даёт более высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:
---зрительный (картина, портрет)
---слуховой, предполагающий параллельную задачу звукового плана (например, звукобуквенный анализ или задания по словообразованию, грамматике, развитию фразовой речи)
---тактильно-мышечный (письмо, моделирование буквы, обговаривание действий при изготовлении различных поделок и при выполнении трудовых поручений)
---вкусовой и обонятельный (речевое сопровождение собственных ощущений ребёнка в естественных и искусственно созданных ситуациях во время прогулки, наблюдения, занятия какой-либо деятельностью---мотивационный (интересные задания на развитие мышления, памяти, внимания и других психических процессов).
В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребёнка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо.
В связи с этим взрослый должен:
---нацелить ребёнка перед ответом на правильное звукопроизношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»,
---постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.) артикуляционной или жестовой подсказкой:
---губы в «улыбке» или кисть руки внизу
---губы «рупором» или кисть руки поднята вверх
---отметить качество произношения во время общей оценки ответа.
---следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности
---стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Братик Петя (папа, бабуля) тоже хочет послушать. Повтори для него, но помни, что сегодня он «твой логопед» или дежурный по звукам и ты должен вместе с ним последить за звуком»).
---помочь организовать дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно. И в этом «уголке» обязательно есть кукла-логопед, напоминающая о правильном звукопроизношении. И с этой куклой ребёнок делится своими впечатлениями за день, рассказывает рассказы, сказки, стихи.
Итак, в завершении я хочу ещё раз отметить, что правильная, красивая речь вашего ребёнка - заслуга прежде всего семейного воспитания. А устранить нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребёнку поможет логопед.
логопед детской поликлиники С. Андреева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в формировании личности ребёнка.
Материал можно использовать для бесед с родителями. Речь идёт о том, какой разной может быть родительская любовь, и какой мудрой она должна быть, чтобы д...
Практико-значимый проект.Тема "Роль семьи в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста"
Презентация проекта по учебному модулю "Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста"....
Родительскон собпание «Роли семьи в формировании личности ребёнка»
Родительское собрание...
"Роль семьи в формировании личности ребёнка". Практикум для родителей.
Формирование личности начинается в семье. Именно здесь ребенок получает первые уроки нравственного воспитания, узнает о сущности таких понятий, как честность, добро, справедливость. Трудно переоценить...
роль семьи в формировании личности ребёнка
общешкольное собрание родителей...
Буклет. Роль семьи в развитии речи ребёнка.
Информация для родителей о том, как развивать речь детей....
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребёнка»
Консультация для родителей«Роль семьи в развитии речи ребёнка»...