Родителям малышей о диагностике речевого развития.
консультация на тему
Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты ( от 8 месяцев до 1,5 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8мес.-1,5 года | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЯМ МАЛЫШЕЙ О
ДИАГНОСТИКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ТЕСТ РЕЧЕВОГО И КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА:СЛОВА И ЖЕСТЫ
(ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 8 МЕСЯЦЕВ ДО 1,5 ЛЕТ)
ВО-ПЕРВЫХ., САМАЯ ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЁНКА ДО 1,5
ЛЕТ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО РЕБЁНОК ПОНИМАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ,
ЧЕМ ГОВОРИТ. ПОНИМАНИЕ (ПАССИВНЫЙ ЛЕКСИКОН) НА ЭТОМ ЭТАПЕ
ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ И ДИАГНОСТИЧНЫМ, А ГОВОРИТЬ РЕБЁНОК МОЖЕТ
СОВСЕМ МАЛО.
ВО-ВТОРЫХ, ДЛЯ САМОГО РАННЕГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ХАРАКТЕРЕН
ОСОБЫЙ СОСТАВ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ-БОЛЬШОЕ МЕСТО В НЁМ (ИНОГДА
ПОЛОВИНУ ПРОИЗНОСИМЫХ СЛОВ ИЗ ПЕРВЫХ ПЯТИДЕСЯТИ) ЗАНИМАЮТ СЛОВА «ЯЗЫКА
НЯНЬ», В ОСНОВНОМ, «МЯУ», «АВ», «МУ» И Т.П., А ЗВУЧАНИЕ НОРМАТИВНЫХ
СЛОВ ОБЫЧНО ИСКАЖЕНО ДО НЕУЗНАВАЕМОСТИ, ПРИЧЁМ РАЗНЫЕ СЛОВА
ЧАСТО ЗВУЧАТ ОДИНАКОВО:»ССЬ» -ЭТО И СОСКА, И РИС И СЫР.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТО ЕСТЬ ЛИ У РЕБЁНКА В ЛЕКСИКОНЕ (В ПАССИВНОМ
ИЛИ АКТИВНОМ) СЛОВО»КНИГА» ИЛИ «ЧИТАТЬ»
ИНТЕРЕС К КНИГЕ У БОЛЬШИНСТВА ДЕТЕЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ УЖЕ ОКОЛО ГОДА, А
ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С КНИГОЙ БОЛЬШИНСТВО РОДИТЕЛЕЙ НАЧИНАЮТ С 6 МЕС.
ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ПОНИМАЕТ ЭТИ СЛОВА, ПОРА НАЧИНАТЬ ЕМУ ЧИТАТЬ !
ЗАДУМАЙТЕСЬ ,НАД ТЕМ ,ЧТО СТОИТ ЗА КАЖДЫМ СЛОВОМ.НАПРИМЕР, ПОСМОТРИТЕ, ПОНИМАЕТ ЛИ РЕБЁНОК СЛОВА «КАРАНДАШ» «РУЧКА» «КУБИК»» «СОВОК» «ГУЛЯТЬ» «ТАНЦЕВАТЬ». А ЕСЛИ НЕ ПОНИМАЕТ, ТО ЗАДУМАЙТЕСЬ, ПОЧЕМУ.
ПОСКОЛЬКУ АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ ОЧЕНЬ МАЛ, ОЧЕНЬ ВАЖНЫ
КОММУНИКАТИВНЫЕ ЖЕСТЫ. ИХ НАЛИЧИЕ ТЕСНО СВЯЗАНО С ХОРОШИМ
ПОНИМАНИЕМ РЕЧИ. НА РАННИХ ЭТАПАХ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЖЕСТОВ ЯВЛЯЕТСЯ
БЕЗУСЛОВНО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЕМ-ТАК РЕБЁНОК КОМПЕНСИРУЕТ
МАЛЫЙ ЛЕКСИКОН И УСПЕШНО ВСТУПАЕТ В КОММУНИКАЦИЮ. ЕСЛИ
РЕБЁНКУ УЖЕ БОЛЕЕ 1,5 ЛЕТ ,И ОН ЕЩЁ МАЛО ГОВОРИТ, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
НА ТО, СОПРОВОЖДАЮТСЯ ЛИ ЕГО ЖЕСТЫ СЛОВАМИ-НА, ВОТ, ДАЙ, НЕЛЬЗЯ.
ПОСМОТРИТЕ, КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДИТ РЕБЁНОК. ТО, ЧЕГО ОН НЕ
ДЕЛАЕТ , МОЖЕТ БЫТЬ ПРОГРАММОЙ ЕГО РАЗВИТИЯ.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ, ЧТО МАЛЬЧИКИ ОБЫЧНО ПРОИЗВОДЯТ МЕНЬШЕ ДЕЙСТВИЙ
С ИГРУШКАМИ, ЧЕМ ДЕВОЧКИ, ПОСКОЛЬКУ РОДИТЕЛИ НЕ СЧИТАЮТ
ПРАВИЛЬНЫМ УЧИТЬ ИХ УХАЖИВАТЬ ЗА КУКЛОЙ, КАК ЗА МАЛЕНЬКИМ
РЕБЁНКОМ-КАЧАТЬ, КОРМИТЬ, УКЛАДЫВАТЬ СПАТЬ. ЭТИ ДЕЙСТВИЯ
ВСТРЕЧАЮТСЯ У МАЛЬЧИКОВ, ЕСЛИ У НИХ ЕСТЬ БРАТ ИЛИ СЕСТРА.
ОДНАКО, МОЖЕТ БЫТЬ, СТОИТ ПОКАЗЫВАТЬ ПОДОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НЕ ТОЛЬКО
ДЕВОЧКАМ, НО И МАЛЬЧИКАМ: ОНИ ВЕДЬ ТОЖЕ КОГДА-ТО СТАНУТ
РОДИТЕЛЯМИ1
ПОСМОТРИТЕ, ПРОИЗВОДИТ ЛИ РЕБЁНОК ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ
ПРЕДМЕТАМИ И ИСПОЛЬЗУЕТ ЛИ « ПРЕДМЕТЫ ПОНАРОШКУ». ПОЯВЛЕНИЕ
СИМВОЛИЧЕСКИХ ИГР НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ДЕТЕЙ ЭТОГО ВОЗРАСТА, И ИХ
НАЛИЧИЕ-СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЫСОКОГО УРОВНЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ.
ОДНАКО ПОПРОБУЙТЕ У РЕБЁНКА РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТЬ К ИГРОВЫМ ПЕРЕНАИМЕНОВАНИЯМ: «ПУСКАЙ ЭТО БУДЕТ…» (КОРОБКА- ЛОДОЧКОЙ, ПАЛОЧКА- ТЕЛЕФОННОЙ ТРУБКОЙ.
МНОГИЕ ДЕТИ ЛЕГКО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОДХВАТЫВАЮТ ТАКИЕ ИГРЫ.
ПЕРВЫЕ СЛОВА
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ПОНИМАНИЯ
Реагирует, когда вы его зовёте (замирает и смотрит на источник звука) | |
Реагирует на «нельзя»-приостанавливается | |
Реагирует на фразу «Где мама -«ищет взглядом» |
ПОНИМАНИЕ ФРАЗ
\брось мячик(мне, маме, ) кидай | |
Возьми. на | |
Дай шарик., куклу маме. | |
Вставай | |
Выплюнь | |
Ещё? Хочешь ещё? | |
Иди ко мне, сюда | |
Ай-яй яй (упрёк) | |
Нельзя | |
Позови маму, папу. | |
Обними маму, папу. | |
Открой ротик | |
Пожалей маму, папу, куклу. | |
Помаши маме, папе | |
Пока-пока. До свидания. | |
Посмотри. смотри | |
Поцелуй маму. Папу. | |
Садись. Сядь. | |
Спать пора. Пора баиньки .В кроватку. | |
Тише (тсс) | |
Ты устал? | |
Хлопай в ладоши(ладушки,хлоп-хлоп) | |
Хорошая девочка, мальчик. | |
Хочешь гулять? Гулять пойдём? | |
Хочешь кушать (ам-ам, есть.) | |
Ах ты поросёнок! Хрюша |
РЕБЁНОК НАЧИНАЕТ ГОВОРИТЬ
Ваш ребёнок начинает « попугайничать» т.е повторять за взрослым слова или часть фразы, которые только что услышал. Например, говорит «на работу» после услышанной фразы «мама идёт на работу» | |
Вашему ребёнку нравится показывать и называть окружающим предметы, он как будто гордится знанием названий и хочет демонстрировать его |
Первые слова, которые ребёнок только понимает, но не говорит, отметьте галочкой в первой колонке ПОНИМАЕТ .
Во второй колонке ГОВОРИТ отметьте, произносит ли ребёнок самостоятельно указанные слова, а не повторяет за вами.
Укажите, если можете, как ребёнок произносит слово.Если это вас затрудняет, просто поставьте»+».
ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ
слово | значение | понимает | говорит | ||||
8 мес. | 13 мес. | 18 мес | |||||
А-а-а | Качать, качаться | ||||||
Ав | О собаке | ||||||
Алё | О телефоне | ||||||
Ам-ам, ням-ням | есть | ||||||
Бе-е | О баране , овце | ||||||
Би-би | машина | ||||||
Бл-бл | индюк | ||||||
Брр, вввв | О машине | ||||||
Бух, бах ,бам | падать | ||||||
Га-га | гуси | ||||||
Динь-динь | Звенеть, колокольчик | ||||||
Жжж | насекомые | ||||||
Иа | ослик | ||||||
Иго-го, цокающий звук | лошадка | ||||||
Кап-кап | Вода, дождик | ||||||
Кар | ворона | ||||||
Ква-ква | лягушка | ||||||
Ко-ко | курица | ||||||
Кря | утка | ||||||
Кукарекуууу | петушок | ||||||
Ля-ля-ля | петь | ||||||
Меее | коза | ||||||
Му | корова | ||||||
Мяу | кошка | ||||||
ПИ-пи-пи | О мышке, о цыплёнке | ||||||
Прыг | прыгать | ||||||
Р-р-р-р | Медведь, лев | ||||||
Тик-так | часы | ||||||
Топ-топ | Идти, ходить | ||||||
Тссс | Тише! | ||||||
Тук-тук | Стучать, | ||||||
Ту-ту, чух-чух | поезд | ||||||
Уууу | волк | ||||||
Фу | Горячее, запретное | ||||||
Хр, хрю | свинка | ||||||
Чик | включать | ||||||
Шшшш | Змея, ёжик | ||||||
Заполняя опросник дальше, отмечайте слово и в том случае, если его произношение отличается от указанного в опроснике, например, ребёнок говорит не «ягода», а «яга», не «кукла», а «Кука» или «ляля»
ЛЮДИ
слово | понимает | говорит | ||||
8 мес. | 13 мес. | 18 мес. | ||||
Мама | ||||||
Папа | ||||||
Бабушка | ||||||
Дедушка | ||||||
Брат или сестра - имена | ||||||
Няня | ||||||
Девочка | ||||||
Мальчик | ||||||
Малыш | ||||||
Дети | ||||||
Дядя | ||||||
Тётя | ||||||
Доктор, врач | ||||||
Своё имя | ||||||
Имя папы | ||||||
Имя мамы | ||||||
Имена знакомых людей | ||||||
Клички домашних животных | ||||||
Люди | ||||||
Человек |
ЭТИКЕТНЫЕ И ИГРОВЫЕ СЛОВА
слово | понимает | говорит | ||
8 мес. | 13 мес. | 18 мес. | ||
Ай-я- яй | ||||
Брысь, кыш | ||||
Пока | ||||
Привет | ||||
Надо, нужно | ||||
На (возьми) | ||||
Не буду | ||||
Не хочу | ||||
Да | ||||
Нет | ||||
Нельзя | ||||
Можно | ||||
Спасибо | ||||
Ку-ку | ||||
Тю-тю | ||||
Вот так! | ||||
Кто там! | ||||
ДЕЙСТВИЯ
слово | понимает | говорит | ||
8 мес. | 13 мес. | 18 мес | ||
Бегать | ||||
Бояться | ||||
Брать | ||||
Бросать | ||||
Включать | ||||
Вставить | ||||
Вытирать | ||||
Гулять | ||||
Дать | ||||
Делать | ||||
Дуть | ||||
Есть | ||||
Купать | ||||
Кусать, кусаться | ||||
Кушать | ||||
Лежать | ||||
Любить | ||||
Мыть, мыться | ||||
Принести | ||||
Обнять | ||||
Одеть | ||||
Открыть | ||||
Писать | ||||
Падать | ||||
Петь | ||||
Пить | ||||
Плакать | ||||
Подметать | ||||
Показать | ||||
Ездить | ||||
Закрыть | ||||
Залезть | ||||
Играть | ||||
Идти | ||||
Искать | ||||
Какать | ||||
Катать | ||||
Качать, качаться | ||||
Класть | ||||
Копать | ||||
Кормить | ||||
Прыгать | ||||
Прятать | ||||
Сидеть | ||||
Слушать, слышать | ||||
Смотреть | ||||
Снимать | ||||
Собирать | ||||
Спать | ||||
Стоять | ||||
Танцевать | ||||
Хлопать | ||||
Хотеть | ||||
Ходить | ||||
Целовать | ||||
Читать | ||||
ПРИЗНАКИ
слово | понимает | говорит | ||
8 мес. | 13 мес. | 18 мес. | ||
Какой? | ||||
Большой | ||||
Вкусный | ||||
Голодный | ||||
Голый | ||||
Горячий | ||||
Громкий | ||||
Грязный | ||||
Игрушечный | ||||
Красивый | ||||
Маленький | ||||
Мокрый | ||||
Плохой | ||||
Сладкий | ||||
Тёплый | ||||
Тяжёлый | ||||
Хороший | ||||
Красный | ||||
Жёлтый | ||||
Синий | ||||
Чёрный | ||||
Белый | ||||
Зелёный | ||||
Как? | ||||
Больно | ||||
Быстро | ||||
Вкусно | ||||
Горячо | ||||
Громко | ||||
Грязно | ||||
Красиво | ||||
Мокро | ||||
Осторожно | ||||
Плохо | ||||
Сладко | ||||
Темно | ||||
Тепло | ||||
Холодно | ||||
Хорошо |
МЕСТОИМЕНИЯ
слово | понимает | говорит | ||||
8 мес. | 13 мес. | 18 мес. | ||||
Мне , меня | ||||||
Мой, моя | ||||||
Мы | ||||||
Наш | ||||||
Он | ||||||
Она | ||||||
Сам, сама | ||||||
Твой, твоя | ||||||
Тебе | ||||||
Это, эти | ||||||
Я- очень важно, чтобы себя называл |
ВОПРОСЫ
слово | понимает | говорит | ||
8 мес. | 13 мес. | 18 мес. | ||
Где? | ||||
Какой? | ||||
Кто? | ||||
Куда? | ||||
Чей? | ||||
Что? |
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ
слово | понимает | говорит | ||
8 мес. | 13 мес. | 18 мес. | ||
В например, в ведро | ||||
Вверх | ||||
Вниз | ||||
Вот | ||||
Домой | ||||
Здесь | ||||
К к маме | ||||
На например, на столе | ||||
Под например, под столом | ||||
Там | ||||
Туда, тут |
КОЛИЧЕСТВО
слово | понимает | говорит | ||
8 мес. | 13 мес. | 18 мес. | ||
Всё- нет, кончилось | ||||
Все | ||||
Ещё | ||||
Другой | ||||
Нет | ||||
Хватит |
ДЕЙСТВИЯ И ЖЕСТЫ РЕБЁНКА
ПЕРВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ЖЕСТЫ
Ваш ребёнок использует эти жесты:
- «Посмотри, что у меня есть» - вытягивает руку вперёд и показывает, что он держит.
- «На, возьми» - протягивает руку и даёт вам предмет.
- Указательный жест – указывает рукой или пальцем на интересующий его предмет.
- «До свидания» - при прощании самостоятельно машет рукой.
- Качает головой – «нет».
- Кивает головой «да».
- «Дай-дай» - ребёнок просит что-нибудь, , протягивая руку вперёд и делает хватательный жест.
- Посылает воздушный поцелуй.
- Причмокивает губами – «вкусно».
«Всё кончилось, ничего нет, тю-тю» - разводит руки в стороны.
- «Нельзя, ай-яй-яй – грозит пальчиком.
- Кивает головой «спасибо».
ИГРЫ И ПОТЕШКИ
Ваш ребёнок играет с вами:
1. « Прятки» (ку-ку) –закрывает лицо руками или тряпочкой, а
потом выглядывает.
2. Исчезновение предмета – «Нет кисы - тю-тю».
3. Играет с вами в «Догоню – догоню».
4. Поёт.
5.Танцует под музыку.
6. Играет в «Ладушки».
7.Играет в «Сороку-ворону».
ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
Ваш ребёнок делает это или пытается делать:
1. Ест при помощи ложки или вилки.
2.Пьёт из чашки.
3.Причёсывается.
4. Чистит зубы.
5. Вытирает лицо или руки салфеткой или полотенцем.
6. Надевает шапочку.
7.Надевает ботинок или носок.
8. Надевает бусы, браслет или наручные часы.
9. Держит игрушечный самолёт и заставляет его летать.
10. Кладёт голову на руку. Закрывает глаза и изображает
спящего.
11. Дует на что-либо горячее.
12. Прикладывает телефонную трубку к уху.
13.Нюхает цветы.
14. Возит игрушечную коляску или машину.
15. Бросает мячик.
ПОДРАЖАНИЕ РОДИТЕЛЯМ
Ваш ребёнок делает это с игрушками:
1. Укладывает игрушки « спать» на кровать.
2. Укрывает их одеялом.
3. Кормит из бутылочки.
4.Кормит ложечкой.
5. Расчёсывает куклам волосы.
6. Укачивает их.
7.Пытается одевать кукол.
8.Обнимает и целует.
9. Разговаривает с ними.
10. Пеленает.
11.Катает в коляске.
12.Шлёпает.
ИМИТАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ВЗРОСЛЫХ (с настоящими или игрушечными предметами)
Ваш ребёнок делает это или пытается делать:
1. .Подметает пол метлой или шваброй.
2. Вставляет ключ в замок.
3.Заколачивает гвозди молотком.
4.Печатает на машинке , компьютере.
5. «Читает». Открывает книгу и листает страницы.
6.Пылесосит.
7.Поливает цветы.
8. Играет на музыкальных инструментах.
9. Водит машину.
10.Моет посуду.
11.Вытирает пыль
12.Пишет, рисует карандашом, ручкой, фломастером.
13.Копает лопаткой, , совком.
14.Надевает очки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ «ПОНАРОШКУ»
- Переливает воображаемую жидкость из одной миски в другую.
- Понарошку мешает что-то в кастрюльке или чашке.
- Во время игры иногда использует один предмет вместо другого, например, кормит игрушечного мишку кубиком вместо яблока или использует карандаш вместо градусника.
- Кратко опишите несколько таких ситуаций.
:
Литература
- Ярёменко Б. Р., Ярёменко А.Б., Горяппова Т.Б. «Минимальные мозговые дисфункции головного мозга»
С-Пб «Салит-Медкнига» 2002.
2.Рычкова Л.С., Лаврова Г.Н. «Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 летнего возраста»
Челябинск-2000.
3.. Поваляева М.А.«Справочник логопеда»
Ростов-на-Дону 2002.
4.Мастюкова Е.М. «Лечебная педагогика»
Москва «владос» 1997.
5.Смирнова Е.А. Галигузова Л.Н. Ермолова Т.В. Мещерякова С.Ю.
«Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х
лет»
С-Пб «Детство-пресс» 2005.
6.Жукова О.С. «Как вырастить умного ребёнка»
С-Пб «Нева» 2002.
7.Лич П. «Младенец и ребёнок: от рождения до 5лет»
Москва «педагогика» 1988.
8.Козырева Л.М. «Говорю красиво и правильно»
Екатеринбург «У-Фактория» 2005.
9.Кириллова Е.М . Кудашов А.Е, Гофман В.А. Хоркунова Н.В.
«Мой ребёнок»
Челябинск 2005.
10.Теплюк С.Н «. Ребёнок от рождения до года»
Москва « Мозаика-Синтез» 2005.
11..Теплюк С.Н «Дети раннего возраста в детском саду»
Москва « Мозаика-Синтез» 2005.
1
- .
- .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика речевого развития детей 6-7,5лет
Данная диагностика составлена на основании методики развития речи детей О.С Ушаковой и позволяет определить уровень развития речи (звуковая культура, грамматика, словарь, связная речь) каждого ребенка...
Программа "Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста"
Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом логопедической работы. Программа направлена на определение актуального уровня речевого развития ребёнка....
Дифференцированная диагностика речевого развития учащихся с ОВЗ(I вариант)
Работа по коррекции нарушений чтения и письма у учащихся с ОВЗ имеет свою специфику.Для правильной трактовки специфических ошибок учителю-логопеду необходимо максимально полно представлять все те труд...
Консультация для воспитателей "Педагогическая диагностика речевого развития – первая ступень планирования индивидуального маршрута дошкольника"
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способно...
Диагностика речевого развития детей 3 - 4 лет
Диагностика речевого развития детей 3- 4 лет...
Диагностика речевого развития детей 4 - 5 лет
Диагностика речевого развития детей 4 - 5 лет...