Работа с детьми с ФФНР
рабочая программа на тему
Фонетическое нарушение речи- это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих) при нормальном физическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится неточно. Чаще всего нарушается произношение следующих групп звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т’, д, н). Так как предпосылками к нарушению письма дисграфического характера являются незрелость наляднообразного мышления. У детей отмечается несформированность на достаточном уровне зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторной координации и оптико - пространственного анализа. Неточность представлений о форме, величине предмета. Поэтому коррекционно-логопедическую работу необходимо проводить на ранних сроках обучения письму детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_1_klass_fonet.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Новосибирской области «средняя общеобразовательная школа
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»»п.Тулинский
Утверждаю:
______________/ Головач А.Ф.
Директор ГБОУ НСО СОШ ОЦО
_____..__________..20__г.
М.П.
Программа по профилактики нарушений письма детей с фонетическими нарушениями речи младшего школьного возраста (1 класс)
Составитель: учитель-логопед первой квалификационной категории Блинова Ирина Павловна
Пояснительная записка
Фонетическое нарушение речи- это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих) при нормальном физическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится неточно. Чаще всего нарушается произношение следующих групп звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т’, д, н). Так как предпосылками к нарушению письма дисграфического характера являются незрелость наляднообразного мышления. У детей отмечается несформированность на достаточном уровне зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторной координации и оптико - пространственного анализа. Неточность представлений о форме, величине предмета. Поэтому коррекционно-логопедическую работу необходимо проводить на ранних сроках обучения письму детей младшего школьного возраста.
Задачами программы являются:
- Уточнить и расширить объем зрительной памяти
- Формировать и расширить зрительное восприятие и представление.
- Развивать зрительный анализ и синтез.
- Развивать зрительно-моторную координацию.
- Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
- Уточнить дифференциации смешиваемых по оптическим и акустическим признакам букв.
1 этап – Подготовительный
- Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов
А) Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия цвета, развитие восприятия формы, развитие восприятия размера и величины
Б) Развитие буквенного гнозиса: развитие восприятия цвета букв, развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв
2. Развитие зрительного анализа и синтеза
3. Уточнение и расширение объема зрительной памяти: развитие запоминания формы предметов, развитие запоминания цвета, развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов
4. Формирование пространственного восприятия и представлений: ориентировка в схеме собственного тела, дифференциация правых и левых частей предмета, ориентировка в окружающем пространстве
5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения
6. Развитие зрительно-моторных координаций
7. Формирование навыка правильного употребления предлогов
2 этап – основной
- Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме
- Дифференциация смешиваемых по оптическим и акустическим признакам букв.
- Усвоение правил русского языка изучаемых в первом классе (написание сочетаний жи-ши; ча-ща; чу-щу. Написание парных звонких и глухих согласных в конце слова. Написание заглавной буквы в начале предложения, в именах людей, кличках животных )
Программа по профилактике нарушений письма рассчитана на 56 занятий, состоит из двух этапов подготовительного и основного, каждый из которых имеет свои задачи. Каждый этап рассчитан на одно полугодие. Занятия проводятся во внеурочное время по 40 минут 2 раза в неделю.
Коррекционно - развивающая работа по профилактики нарушений письма детей с фонетическими нарушениями речи младшего школьного возраста
Подготовительный этап включает 25 занятий
Кол-во уроков | Тема занятия | Краткое содержание |
4 урока | Цвет предмета 1.Цвет.значение цвета в мире 2.Цветовой спектор. Оттенки, близкие цвета 3. Мир в цвете. 4. Соотношение цветов с предметами. |
|
6 уроков | Форма предмета |
Найди закономерность и продолжи ряд Сказка «Волшебные фигуры» «Геометрический коврик» |
«Что общее» «Кто больше вспомнит круглых предметов» «Фигуры из кружков» | ||
«Для чего нужен квадрат?» «Найди и обведи зеленым цветом предметы, похожие на квадрат» Нарисуй как можно больше маленьких квадратов в большом «Придумай историю про квадратный город» Соедини точки Помоги зайчику добраться до морковки | ||
«Кто залез под шляпу» Соедини точки Помоги белочки добраться до дупла Нарисуй как можно больше маленьких треугольников в большом. Посчитай их, сколько у тебя получилось. Придумай историю про крошку «треугольничка» | ||
Отличи от других фигур Назови как можно больше предметов прямоугольной формы Расставь цифры в фигурках | ||
Найди все изображения прямоугольной формы | ||
История крошки овала Чего на свете не бывает? Раскрась картинку в соответствии со значками | ||
4 урока | Размер и величина | 1.Что такое размер и величина? Понятия 2. Сравнение предметов между собой по ширине и длине 3. Найди два одинаковых дома по форме и высоте 4. Сравни предметы используя слова: выше-ниже; шире-уже; длиннее-короче 5. Сравнение предметов по размеру 6. Воспроизведение геометрической фигуры по клеточкам с сохранением размера |
3 урока | Ориентировка в пространстве | 1.Игра «вправо-влево» 2. Место положения предметов относительно друг друга 3. Игра «Ориентир» 4. Графический диктант 5. Собери рисунок по частям 6.Геометрический рисунок на слух 7. Игра «кто внимателен - стрелки» 8. Сравнение предметов по месту нахождения |
2 урока | Ориентировка в схеме тела | 1.Мое тело. Зеркало 2.Дополни пропуски художника 3.Тело щенка 4.Игра «Хорошо ли я ориентируюсь» |
6 уроков | Развитие зрительно-моторной координации |
|
Основной этап включает 31 занятие
Кол-во уроков | Тема занятия | Краткое содержание |
2 урока | Гласные а-я. Характеристика букв | 1.Характеристика букв А-Я. Произношение согласных перед гласными а-я. 2.Правило ЧА-ЩА 3.Вставь пропущенную букву в слово 4. Игра «Самый внимательный» 5. Составь предложения по схеме «слово-предмет—слово действие» 6.Воспроизведи рисунок в нижней часть листа по точкам 7.Прочитай цепочку гласных; слоги; слова с выделением ударного слога 8.Найди слова в предложении, которые отличаются одной буквой 9.Вставь слоги ча-ща. Раздели слова на две группы (кто? Что?) 10.Вставь букву а, либо я в слова |
2 урока | Гласные у-ю. Характеристика звуков. | 1.Характеристика букв У-Ю. Произношение согласных перед гласными у-ю. 2.Правило ЧУ-ЩУ 3.Подбери пару 4.Узнай имена детей, вставляя необходимую букву. Объясни написание слов. 5.Игра «Измени слова» 6.Вставь сочетания ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ 7. Прочитай цепочку гласных; слоги; слова с выделением ударного слога 8. Вставь букву у, либо ю в слова |
2 урока | Гласные о-ё. Характеристика звуков | 1.Характеристика букв О-Ё. Произношение согласных перед гласными о-ё. Словарные слова 2.Игра «Подбери словечко» 3.Вставь пропущенную букву 4. Игра «переделай слова» 5.Найди лишний символ 6. Прочитай цепочку гласных; слоги; слова с выделением ударного слога |
2 урока | Гласные ы и. Характеристика звуков | 1.Характеристика звуков ы-и. Произношение согласных перед гласными. 2.Правило ЖИ-ШИ 3.Игра «один-много» 4.Раздели слова на две группы (кто? Что? 5.Воспроизведи рисунок по точкам в нижней части листа 6.Раздели слова по столбикам 7. Прочитай цепочку гласных; слоги; слова с выделением ударного слога 8.Вставь буквы ы, либо и 9.Расскрась рисунок по заданному цвету |
1 урок | Гласные е-э. Характеристика звуков | 1.Вставь букву в слово 2.Найди лишний символ. Объясни свой выбор 3.Прочитай цепочку гласных; слоги; слова с выделением ударного слога 4. Назови характеристику всех гласных звуков |
1 урок | Гласные звуки и буквы | 1. Дифференциация гласных звуков и букв 2. Правила обозначения звуков 3. Характеристика каждой буквы 4. Диктант слов |
3 урока | Дифференциация согласных Б-П. |
|
3 урока | Дифференциация согласных Д-Т |
|
3 урока | Дифференциация согласных В-Ф |
|
3 урока | Дифференциация согласных З-С | 1.Характеристика звуков. Составление звуковой схемы слов 2.Определение места звука в слове. 3.Вставь букву в слова, подбирая проверочное слово 4.Зеркальное чтение слов 5.Сократи слово до одного слога с буквами занятия. Деление слов на слоги. 6.Определи лишнее слово. 7.Напиши предложения под диктовку и сам. 8.Зачеркни лишнюю букву в словах. |
3 урока | Дифференциация согласных Г-К | 1.Характеристика звуков. Составление звуковой схемы слов 2.Определение места звука в слове. 3. Подбери слова к схеме 4.Вставь букву в слова, подбирая проверочное слово 5.Отгадай загадки. К отгадкам напиши звуковую схему 6.Игра «Из двух слов третье» 7. Прочитай загадки. Выучи их. Подчеркни буквы к,г. 8.Графический диктант |
3 урока | Дифференциация согласных Ш-Ж | 1.Характеристика звуков. Составление звуковой схемы слов 2.Определение места звука в слове. 3.Игра «Один-много» 4.Раздели слова на две группы (кто?что?) 5.Правило ЖИ-ШИ 6.Вставь слог в слово. Раздели слова на слоги. 7. Напиши названия животных 8.Перенеси рисунок в нижнюю часть листа по точкам. 9. Составь к словам звуковые схемы |
1 урок | Самостоятельная работа | Дополни таблицу _парные согласные Подбери к слову пару, чтобы отличались одной буквой Подбери проверочные слова Вставь буквы Напиши слова, которые отвечают на вопрос-кто? |
2 урока | Составление рассказа |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с учащимися, имеющими ФФНР и нарушение фонематического слуха ( 1 - 2 класс).
В плане отражены: характеристика группы, направления работы, методическое обеспечение темы занятий по классам....
4.2. Работа с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением (далее-сложные дети)
Справка, копии дипломов...
Конспект группового логопедического занятия с детьми с ФФНР подготовительной группы "Звуки [м], [м’]. Буква М."
Звуки [м], [м’]. Буква М....
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ФФНР.
Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ФФНР....
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с детьми с ФФНР (1 класс)
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ФФНР
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ФФНР...
Технологическая карта коррекционного занятия «Дружное жужжание» в старшей группе с детьми с ФФНР
Разработка технологической карты коррекционного занятия...