Почему молчит?
статья на тему
Консультация по задержке речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЗРР | 15.23 КБ |
pochemu_molchit.docx | 15.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему молчит?
Консультация по задержке речевого развития
Раньше считалось, что главное, отчего зависит развитие речи – это степень речевой активности взрослых. Но часто встречаются такие ситуации – у взрослых высокая степень речевого общения с ребёнком, а его словарный запас составляет всего 4-5 слов.
Около одной трети площади двигательной проекции в коре г.м. занимает проекция кисти руки, которая близко расположена к речевой моторной зоне. Рука – это второй центр речи, и это подтверждено экспериментом, проведённым в АПН в 70-е годы 20 века. Неговорящих детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев разделили на 3 подгруппы. С первой группой не занимались, дети второй группы свободно передвигались по полу, детям третьей группы ежедневно по 20 минут проводили пальчиковый массаж и пальчиковую гимнастику.
Результаты превзошли все ожидания.
В первой группе голосовые реакции появились на 20 день, во второй группе – на 6 день, после 15 дня 10% - точное звукоподражание. В третьей группе детей голосовые реакции появились на 3 день, на 15 день – 67% правильного звукоподражания.
Таким образом, была доказана связь развития тонких движений пальцев рук с развитием речи.
Речь – сложная психическая функция организма, и в её формировании участвуют все психические процессы. Первым шагом в развитии речи малыша является формирование назывательной функции слов : всё, что он видит вокруг себя и всё, что он делает, получает своё название. Поэтому для усвоения названия предмета, он должен быть многократно показан малышу, ему нужно его дать потрогать и назвать. Большое значение имеют и действия с предметами. Если детям просто показывать и называть ряд предметов, то дети с задержкой речевого развития путаются в их названии. Если же ребёнок производит действия с предметом, манипулирует им, то усваивает его название хорошо. Нужно учить ребёнка производить как можно больше действий с предметами: возьми, принеси, положи, открой, закрой.
Оленьке 2,5 года, ей много читают, родители вырезают из бумаги кукол, показывают инсценированные сказки. Девочка не участвует в играх, является пассивным слушателем Словарный запас 150 слов, а не 400, как должно быть, Оля не понимает значения новых слов и не усваивает их.
Нельзя забывать важное правило: разговаривать с ребёнком нужно о том, что находится в круге его внимания. Если вы купаете ребёнка, называйте его части тела: «Помоем ручки, ножки и т.д.», если одеваете - предметы одежды и т.д.
Ребёнок нуждается в аудитории на всех этапах развития речи, но на самых ранних вообще без неё обойтись не может. Взрослый должен показать, что он слушает ребёнка и слушает с удовольствием
В пережёвывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и при артикуляции звуков, поэтому если ребёнок будет получать всё время протёртую пищу, то соответствующие мышцы развиваться не будут и впоследствии чёткая артикуляция звуков задержится.
Иногда родители допускают ошибку, предупреждая все желания ребёнка. А нужно создать все условия, что бы ребёнок почувствовал необходимость попросить что либо, иначе пропадает необходимость пользоваться речью.
Ну и самое главное, что вы должны сделать – проводить ежедневный массаж и гимнастику для пальчиков. Не менее важным занятием будет развитие мышц артикуляционного аппарата. Вот игры и упражнения, рекомендуемые для занятий с детьми с задержкой речевого развития:
1.Намазать усы вареньем, облизать сверху-вниз, слева-направо.
2.Облизывать ложку с двух сторон сильно высунутым языком или слизать языком сметану с блюдца, как киса .
3. Цокать языком, как лошадка скачет. Но при этом рот не закрывать, должны быть видны зубки и язычок.
4.Дуть в свистки, дудки, на плавающие игрушки, надувать мыльные пузыри, шарики, дуть на ветрячки.
5.Игра «А что в мешке» - доставать из мешка игрушки, называть их, вызывая звукоподражание. Например, «А что это? Мяу-мяу киска». И т. д.
6.Рассматривание семейных альбомов, фотографий, ребёнок узнаёт знакомых и близких, учится их называть.
7.Игра с 2-3 магнитами на холодильнике. Для вызывания звукоподражания, и называния предметов.
8.Сюжетные игры - кормление, одевание, купание, лечение игрушек.
9. Развитие мелкой моторики – пальчиковые игры, рисование по рассыпанной на столе крупе, конструирование из палочек, спичек, пуговиц
Удачи вам, дорогие родители, и успехов!
Предварительный просмотр:
Почему молчит?
Консультация по задержке речевого развития
Раньше считалось, что главное, отчего зависит развитие речи – это степень речевой активности взрослых. Но часто встречаются такие ситуации – у взрослых высокая степень речевого общения с ребёнком, а его словарный запас составляет всего 4-5 слов.
Около одной трети площади двигательной проекции в коре г.м. занимает проекция кисти руки, которая близко расположена к речевой моторной зоне. Рука – это второй центр речи, и это подтверждено экспериментом, проведённым в АПН в 70-е годы 20 века. Неговорящих детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев разделили на 3 подгруппы. С первой группой не занимались, дети второй группы свободно передвигались по полу, детям третьей группы ежедневно по 20 минут проводили пальчиковый массаж и пальчиковую гимнастику.
Результаты превзошли все ожидания.
В первой группе голосовые реакции появились на 20 день, во второй группе – на 6 день, после 15 дня 10% - точное звукоподражание. В третьей группе детей голосовые реакции появились на 3 день, на 15 день – 67% правильного звукоподражания.
Таким образом, была доказана связь развития тонких движений пальцев рук с развитием речи.
Речь – сложная психическая функция организма, и в её формировании участвуют все психические процессы. Первым шагом в развитии речи малыша является формирование назывательной функции слов : всё, что он видит вокруг себя и всё, что он делает, получает своё название. Поэтому для усвоения названия предмета, он должен быть многократно показан малышу, ему нужно его дать потрогать и назвать. Большое значение имеют и действия с предметами. Если детям просто показывать и называть ряд предметов, то дети с задержкой речевого развития путаются в их названии. Если же ребёнок производит действия с предметом, манипулирует им, то усваивает его название хорошо. Нужно учить ребёнка производить как можно больше действий с предметами: возьми, принеси, положи, открой, закрой.
Оленьке 2,5 года, ей много читают, родители вырезают из бумаги кукол, показывают инсценированные сказки. Девочка не участвует в играх, является пассивным слушателем Словарный запас 150 слов, а не 400, как должно быть, Оля не понимает значения новых слов и не усваивает их.
Нельзя забывать важное правило: разговаривать с ребёнком нужно о том, что находится в круге его внимания. Если вы купаете ребёнка, называйте его части тела: «Помоем ручки, ножки и т.д.», если одеваете - предметы одежды и т.д.
Ребёнок нуждается в аудитории на всех этапах развития речи, но на самых ранних вообще без неё обойтись не может. Взрослый должен показать, что он слушает ребёнка и слушает с удовольствием
В пережёвывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и при артикуляции звуков, поэтому если ребёнок будет получать всё время протёртую пищу, то соответствующие мышцы развиваться не будут и впоследствии чёткая артикуляция звуков задержится.
Иногда родители допускают ошибку, предупреждая все желания ребёнка. А нужно создать все условия, что бы ребёнок почувствовал необходимость попросить что либо, иначе пропадает необходимость пользоваться речью.
Ну и самое главное, что вы должны сделать – проводить ежедневный массаж и гимнастику для пальчиков. Не менее важным занятием будет развитие мышц артикуляционного аппарата. Вот игры и упражнения, рекомендуемые для занятий с детьми с задержкой речевого развития:
1.Намазать усы вареньем, облизать сверху-вниз, слева-направо.
2.Облизывать ложку с двух сторон сильно высунутым языком или слизать языком сметану с блюдца, как киса .
3. Цокать языком, как лошадка скачет. Но при этом рот не закрывать, должны быть видны зубки и язычок.
4.Дуть в свистки, дудки, на плавающие игрушки, надувать мыльные пузыри, шарики, дуть на ветрячки.
5.Игра «А что в мешке» - доставать из мешка игрушки, называть их, вызывая звукоподражание. Например, «А что это? Мяу-мяу киска». И т. д.
6.Рассматривание семейных альбомов, фотографий, ребёнок узнаёт знакомых и близких, учится их называть.
7.Игра с 2-3 магнитами на холодильнике. Для вызывания звукоподражания, и называния предметов.
8.Сюжетные игры - кормление, одевание, купание, лечение игрушек.
9. Развитие мелкой моторики – пальчиковые игры, рисование по рассыпанной на столе крупе, конструирование из палочек, спичек, пуговиц
Удачи вам, дорогие родители, и успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Почему так названы?"
Для общеобразовательной школы.Ориентирована на курс химии по программе О. С. Габриеляна (урок "Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химические знаки", но может быть использован...
Изложение "Почему украшают елку"
Обучающее изложение в 6-ом классе школ (I вида), цель которого закрепление навыков разговорной, устной связной и письменной речи. Предупреждение ошибок в письменной работе лексико-грамматическими упра...
Родительское собрание с эелементами деловой игры "Почему дети лгут?"
Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе лекционный материал, так же элементы деловой игры (обсуждение трудных ситуаций)....
Родительское собрание с элементами деловой игры "Почему дети лгут"
Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе элементы деловой игры (обсуждение проблемных ситуаций), так же лекционный материал....
"Почему мы изучаем английский? Страдательный залог
Разработка урока английского языка в 7 классе по УМК “Enjoy English” М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева...
Родительское собрание. Почему дети ссорятся?
Мини- лекторий по теме "Особенности межличностных отношений в коллективе младших подростков" Презентация помогает родителям понять причину детских ссор, способы реагирования и разрешения ко...
Почему мы потеем, и почему нам хочется пить.
Занятие из раздела "Здоровье"...