Изложение "Почему украшают елку"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Обучающее изложение в 6-ом классе школ (I вида), цель которого закрепление навыков разговорной, устной связной и письменной речи. Предупреждение ошибок в письменной работе лексико-грамматическими упражнениями. Закрепление навыка деления рассказа на части и ссамостоятельного составления плана; расширение словарного запаса неслышащих учащихся и их кругозора; воспитание интереса к истории страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seriya_urokov.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия уроков
по развитию речи
в 6 классе
Тема:
«Почему украшают елку»
(изложение)
Л.В.Тихомирова
Уроки №1-№2
Тема: «Почему украшают елку»
Цель: работа над пониманием содержания текста, расширение и уточнение словарного запаса учащихся;
воспитание интереса к истории и культуре своего народа.
Ход урока
Организация урока через дежурного.
Учитель. Саша, напомни ребятам, что на уроке запрещено нарушать дисциплину.
Отчеты детей: я помню, что нужно соблюдать правила поведения на уроке; Вам не придется делать мне замечаний; я не буду нарушать дисциплину…
Учитель. Ваня, посоветуй ребятам работать не покладая рук.
Отчеты детей: я настроился на рабочий лад; у меня рабочее настроение; я уже включился в работу, ; я буду работать неутомимо…
Беседа к началу урока.
Учитель. Сейчас урок развития речи.
Учащиеся. Да, я согласен. Не возражаю. Конечно, развитие речи…
Учитель. Что мы делали на прошлом уроке?
Андрей. Я помню, мы закончили работу над темой «Зимние каникулы». Вероятно, сегодня мы будем работать над новой темой.
Денис. У меня такое же мнение. Очевидно, мы приступим к работе над какой-то новой темой.
Алина. Мы угадали? Интересно узнать, какую тему мы будем изучать и т.п.
Учитель. Вы правы. Мы будем работать над новой темой, но сначала побеседуем. Какой праздник мы отмечали недавно?
Ответы учащиеся. Да, помню, мы отмечали Новогодний праздник.
Это мой любимый праздник.
Это один из наших любимых праздников.
Я обожаю Новый год, мне нравится наряжать елку, готовить подарки. У меня всегда хорошее настроение перед праздником елки. Я люблю готовить и получать подарки…
Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Сегодня мы будем читать текст, а потом писать изложение по этому тексту.
Лиза. О ком или о чем говорится в тексте?
Учитель. Если вы отгадаете загадку, то догадаетесь, о чем говорится в тексте.
Работа с загадкой.
Учитель. Прочитайте загадку внимательно. (Отчеты детей).
Загадка.
Гостья к нам пришла с опушки-
Зелена, хоть не лягушка.
И не мишка косалапый,
Хоть ее мохнаты лапы.
И понять не можем мы:
Иголки для чего нужны?
Не швея она, не ежик,
Хоть на ежика похожа.
Кто пушист, хоть не цыпленок-
Должен знать любой ребенок.
Догадаться очень просто,
Кто пришел к нам нынче в гости.
Учитель. Кто понял (догадался), кто пришел в гости к ребятам?
Учащиеся. Наверно (очевидно) (может быть) (мне кажется), что это елка.
Верно, это легкая загадка. Тут говорится о елке.
Ваня. Я уточню. В загадке говорится о новогодней елке.
Учитель. Верно, эта загадка о новогодней елке. Сегодня мы узнаем, почему украшают елки.
Прочитайте текст. (Раздает карточки с текстом).
Работа над содержанием.
Учитель. Как вы поняли текст?
Денис. Я понял отдельные места.
Лиза. Я поняла, что говорится об украшении елки.
Андрей. Я понял все.
Ваня. Я тоже все понял. Мне понравился текст.
Учитель. Ваня, расскажи, что ты понял.
Ваня. Люди украшали елки уже давно. Они украшали их в лесу. Так просили богов дать хороший урожай. Потом елки стали украшать в домах.
Учитель. Молодец. Ты понял много.
Прочитайте, как давно люди стали украшать елки. ( Выбирают и зачитывают).
Учитель. Скажите своими словами.
Алина. Люди стали украшать елку очень давно, около двух тысяч лет назад.
Андрей. Обычай украшать елку появился давно, примерно две тысячи лет назад.
Учитель. Замените слова «обычай» и «украшать» синонимами.
Саша. Я могу сказать иначе. Традиция наряжать елку появилась (существует) уже давно, около двух тысяч лет назад.
Учитель. Прочитайте, почему появился такой обычай.
(учащиеся находят, сообщают об этом, зачитывают).
Кто может ответить на вопрос?
Лариса. Такой обычай появился потому, что люди верили, что в деревьях обитают духи, от которых зависит урожай хлеба и овощей.
Учитель. Хороший ответ, а кто может сказать иначе, заменив «обитают» и «верили» синонимами
Ваня. Люди были уверены, что в деревьях живут духи, от них зависит урожай хлеба и овощей.
Таким образом, продолжается работа над текстом.
Подведение итога урока.
Учитель. Что мы делали на уроке?
Учащиеся. Мы работали над содержанием текста, занимались словарной работой.
Учитель. Поинтересуйтесь у меня результатами вашей работы.
Учащиеся. Л.В., скажите, как мы работали? Какие отметки мы заработали (заслужили)? Сообщите нам результаты работы. Оцените нашу работу и т.д.
Учитель сообщает оценки.
Дома нужно выучить новый словарь и прочитать текст внимательно.
Урок № 3 и № 4
Тема: «Почему украшают елку».
Цель: продолжить работу над содержанием текста, составить план изложения, учить пересказывать текст по плану, провести орфографическую и грамматическую подготовку к письменной работе (воспитательная цель та же)
Ход урока
Организация начала урока через ученика.
Учитель: Саша, посоветуй ребятам настроиться на рабочий лад и не тратить время впустую.
Учащиеся: Я уже включился в работу, я настроился на рабочий лад, у меня рабочее настроение, я не буду тратить время зря (впустую) (даром) и т.п.
Учитель: Денис, попроси ребят отложить посторонние разговоры до перемены.
Учащиеся: Я помню, что нужно соблюдать правила поведения на уроке, я уже прекратил посторонние разговоры и отложил посторонние вещи в сторону и т.п.
Беседа к началу урока
Учитель: Лиза, попроси соседку напомнить, какой сейчас урок по расписанию и тему урока.
Лиза: Алина, Л.В. просит напомнить, какой сейчас урок по расписанию и какая тема урока.
Алина: По расписанию сейчас урок развития речи. В настоящее время мы работаем над темой «Почему украшают елку».
Учитель: Какое было домашнее задание?
Учащиеся: Дома мы читали рассказ и учили новый словарь.
(На дом было задано читать текст и учить новый словарь)
Учитель: Все ли выполнили домашнее задание?
Учащиеся: Ну конечно, да; я выполнил домашнее задание; я выучил новый словарь и внимательно прочитал текст.
Проверка домашнего задания
( учитель проверяет усвоение содержания текста по вопросам, варианты ответов детей, которые они подтверждают текстом).
Составление плана пересказа
Учитель: будем составлять план и пересказывать текст по плану.
Как вы думаете, где заканчивается первая часть?
Лоида: я думаю, что первая часть заканчивается словами «..чтобы получить хороший урожай».
Ваня: я согласен с Лоидой. Дальше говорится о традиции украшать елку в позднее время.
Учитель: вы молодцы, нашли правильно. Теперь озаглавьте эту часть.
Учащиеся предлагают варианты названий (Древний обычай; Давний обычай; Традиция древних людей и т.п.)
Учитель: да, вы думаете правильно. Давайте озаглавим «Давний обычай».
Теперь найдите, где заканчивается вторая часть?
(таким образом разбирается текст и получается следующий план:
- Древний обычай.
- Упоминание в старинных летописях.
- Новый год в России.
- Твое отношение к новогоднему празднику).
Пересказ по плану с последующей грамматической подготовкой.
Учитель: будем выполнять задания.
Задание № 1: скажи иначе.
Традиция - …
Верили - …
Обитают - …
Развешивали -…
Наряжать елку -…
Задобрить духов и получить - … и т.д.
Задание № 2: дописать окончасния и объяснить свой выбор.
Обычай украшать елку появил…ся очень давно.
Люди был… уверен…, что в деревьях обита…т духи.
Дни становил…сь длин…
Они вешал… подарки на сам… высок… елк… и т. д.
(учащиеся называют окончание и объясняют, что это глагол в прошедшем времени и множественном числе).
Задание № 3: закончить предложение.
Люди вешали на елку подарки для духов, чтобы…
В богатых немецких домах елки наряжали (чем?)…,…,… .
Петр I повелел… и др.
Учитель: вы работали неплохо. На следующем уроке мы будем писать изложение. Поэтому на дом задаю подготовиться к письменной работе.
Подведение итогов урока. (аналогично предыдущему уроку с оценкой их работ).
Урок № 5и 6
На пятом уроке проводится письменная работа и последующей работой над ошибками.
Примерный рассказ
Закончились зимние каникулы, начались занятия в школах, но ребята продолжают вспоминать дивный (чудесный) (замечательный) зимний праздник, праздник Новогодней елки (Новый год) (Новогодний праздник). Почти в каждом доме стояли украшенные елки (нарядные елки).
Интересно, откуда пошел (как появился) обычай украшать елку?
Этот обычай (эта традиция) наряжать елку появился (возник) (существует) очень давно, около двух тысяч лет назад (примерно две тысячи лет назад). Люди были уверены (верили) (считали) ,что в деревьях обитают (живут) духи, от которых зависят урожаи хлеба и овощей (которые влияют на урожаи хлеба и овощей).
Когда начинался (наступал) новый «солнечный» год, дни становились длиннее, люди отправлялись (шли) (направлялись)в лес. Там они развешивали (вешали) на самой большой елке
подарки для духов, чтобы задобрить их и получить хорошие урожаи хлеба и овощей (чтобы духи стали добрее и дали хорошие урожаи…).
Традиция наряжать (украшать) елку сохранилась (осталась)до наших дней.
Упоминание (первая запись) о первых новогодних елках в старинной летописи появилось (относится к …) в 1605 году. В летописи говорится (рассказывается), что в богатых немецких домах в городе Страсбурге под новый год ставили хвойные деревья. Их срубали, привозили домой и украшали бумажными цветами, золотыми нитями, сластями, игрушками.
В России (в нашей стране) Новый год отмечали (праздновали) 1 сентября. Петр I ввел новый календарь. Он приказал (велел) (по велению царя) началом нового года считать 1 января. К этому дню нужно было (было велено) украшать дома еловыми и сосновыми ветками (лапами) (ветками ели и сосны). Позднее стали устраивать елки (ставить) и наряжать их игрушками и подарками для детей.
Новый год – мой любимый праздник (один из любимых праздников) (я люблю (мне нравится) праздник Новый год). Я люблю наряжать елку, готовить подарки. Люблю праздничное настроение в ожидании наступления Нового года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ (ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА) НА ТЕМУ: «ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УКРАШАТЬ ЗЕМЛЮ».
Как надо воспитывать нынешнее подрастающее поколение XXIвека? Как развивать экологическое сознание, бережное отношение к природе? Это сложная задача. Воспитание нового, осозна...
Милосердие и доброта облагораживают, украшают человека, делают его счастливым.
Урок проведен по произведению К.Паустовского "Телеграмма". Затрагиваются многие нравственные проблемы, а также взят отрывок из брошюры В.Казыханова "Уроки нравственности"....
"Искусство" украшать тело
Презентация была разработана для моих учеников 8 класса, которые последнее время все чаще стали прокалывать себе "дырки" на лице. Безусловно, я не смогла заставить ребят вытащить из себя все железо. Н...
Классный час "Доброта украшает человека"
Как уберечь наших детей от дурных поступков?Как посеять в их сердцах семена добра,чтобы получить благодатные всходы7 Эти вопросы волнуют каждого педагога, воспитателя, родителя.представленная методиче...
«Воспитанность украшает мир»
Цель: учить анализировать и правильно оценивать свои поступки, положительные и отрицательные стороны поведения.Задачи:- формировать стремление совершать добрые дела...
Этапы проектирования к проекту "Украшайте душу добрыми делами "
Этапы как мы работали над проектом ""Украшайте душу добрыми делами "...