Факультативный курс Пишем без ошибок
рабочая программа на тему
Программа по курсу «Пишем без ошибок» представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения.
Курс «Пишем без ошибок» расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishem_bez_oshibok_4_klass.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБОУ НСО ОЦО)
Рабочая программа
«Пишем без ошибок»
4 класс
п.Тулинский
2017г
Согласовано: Рассмотрено:
зам.директор на заседании МО
________________ протокол № от г
Рабочая программа
Факультативного курса: «Пишем без ошибок»
На 2017 – 2018 учебный год
Классы: 4
Учитель: Блинова И.П.
Количество часов: в неделю – 1
Количество учащихся: не более 8 человек
Всего: за год:34 1 четверть – 9; 2 четверть – 7;
3 четверть - 10; 4 четверть –8;
Плановых контрольных работ:
Всего: за год: 0 1 четверть –0; 2 четверть –0;
3 четверть –0; 4 четверть – 0;
Лабораторных работ:
Всего: за год: 0 1 четверть –0; 2 четверть –0;
3 четверть –0; 4 четверть – 0;
Практических работ:
Всего: за год:34 1 четверть – 9; 2 четверть – 7;
3 четверть -1 0; 4 четверть –8;
Программа составлена на основе:
- Александрова Г.В. «Занимательный русский язык». Санкт-Петербург, «Тригон»,1998 г.
- Александрова З. «Словарь синонимов русского языка». М.: 1995 г.
- Львов М. «Словарь антонимов русского языка». М.: 2001 г.
- Волина В. «Занимательная этимология». М.: 1995 г.
- Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». М.: 2001 г.
- Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 4 класс. Пособие для начальных классов.-М.: «Грамотей», 2005.
- Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать сочинения. 4 класс. Пособие для начальных классов.-М.: «Грамотей», 2006.
- Бобкова Н.Н. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения.-Волгоград: Учитель, 2010.
РАЗДЕЛ I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процесс глубоких перемен, происходящих в образовании, выдвигает приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающегося неповторимостью, оригинальностью, способностью ориентироваться в многообразии окружающего мира. Одна из центральных проблем в современной методике начального обучения – это языковое образование и речевое развитие младшего школьника.
Язык – орудие познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью.
Программа по курсу «Пишем без ошибок» представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения.
Курс «Пишем без ошибок» расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Основной целью курса является углубление в сущность предмета русский язык, воспитание интереса к его закономерностям, формирование творческой и активной личности.
Задачи курса:
- развитие орфографических и речевых навыков младших школьников;
- развитие интереса к изучению тайн русского языка;
- развитие творчества;
- расширение уже имеющихся знаний о русском языке;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- формирование умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки.
Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. При обучении реализуются основные дидактические принципы, особенно принцип доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности, самостоятельности и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал для усвоения и различные упражнения для закрепления содержат проблемную задачу. Трудные задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися.
Программный материал разделен на 4 раздела.
- Слово и его значение.
- Развитие речи «Учимся писать письма».
- Учимся писать диктанты.
- Развитие речи «Учимся писать изложения и сочинения».
Программа «Пишем без ошибок» ориентирована на младших школьников четвертого класса. Рассчитана на 34 занятия в год, которые проводятся во внеурочное время по 40 минут 1 раз в неделю. Программа реализуется в группах не более 8 учащихся
РАЗДЕЛ II
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ»-9 часов.
Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова. Связь формы и значения слова. Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значениях. О заимствованиях в русском языке. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Подбор слов со сходными (синонимическими) и противоположными (антонимическими) значениями. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями: толковыми, синонимов, антонимов.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПИСЬМА»-8 часов.
Общее понятие о жанрах текста. Письмо.
Формы речевого этикета, встречающиеся в письме.
Грамматические и лексические трудности при написании письма.
Ответы на вопросы по содержанию письма.
Написание короткого письма, личного дневника о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования.
«УЧИМСЯ ПИСАТЬ ДИКТАНТЫ»-8 часов.
Слуховые диктанты. Диктант – слово, диктант – словосочетание, диктант – предложение, диктант – текст.
Буквенный анализ при письме, восприятие интонации для соблюдения пунктуации.
Зрительные диктанты. Правильное написание слов с изученными орфограммами.
Распределительные диктанты, выборочные диктанты.
Написание диктанта по памяти.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «УЧИМСЯ ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ И СОЧИНЕНИЯ»-9 часов.
Изложение: чтение и аудирование текста, анализ текста, выделение в нем главного и второстепенного, извлечение из текста заданного материала, ответы на вопросы выдержками из текста, самостоятельное создание нового текста заданного предметно – тематического типа.
Сочинения. Виды сочинений. Сочинение повествовательного характера.
РАЗДЕЛ III
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПИШЕМ БЕЗ ОШИБОК»
№ п/п | Наименование разделов, тем. | Кол. час. | Виды, формы проведения урока. |
«Слово и его значение»-9ч. | |||
1. | Вводный урок. Знакомство с новым учебным курсом. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова. Связь формы и значения слова. | 1 | Комбинированный. |
2. | Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значениях. | 1 | Комбинированный. Урок-конкурс. |
3. | О заимствованиях в русском языке. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. | 1 | Комбинированный. Урок-конференция. |
4. | Омонимы. | 1 | Комбинированный. Урок-практикум. |
5. | Синонимы. | 1 | Комбинированный. Урок-практикум. |
6. | Антонимы. | 1 | Комбинированный. Урок-практикум. |
7. | Подбор слов со сходными (синонимическими ) и противоположными ( антонимическими ) значениями. | 1 | Комбинированный. |
8. | Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями: толковыми, синонимов, антонимов. | 1 | Комбинированный. |
9. | Закрепление изученного. «Поиграем в слова». | 1 | Комбинированный. Урок-игра. |
Развитие речи. «Учимся писать письма»-8ч. | |||
10. | Как начать письмо. Как представиться. Как выразить желание. Как выразить просьбу. | 1 | Урок развития речи. |
11. | Как узнать новости. Как закончить письмо. Как написать адрес на конверте. | 1 | Урок развития речи. Урок - познавательная игра. |
12. | Как выразить благодарность. Как выразить радость. Как выразить согласие. Как ответить на вопрос о делах, о жизни. | 1 | Урок развития речи. Урок - конкурс. |
13. | Как передать привет. Как выразить сожаление. Как выразить несогласие. Как подтвердить согласие с чьим-либо мнением. Как узнать мнение адресата. | 1 | Урок развития речи. Урок -телепередача. |
14. | Как выразить предположение. Как поздравить. Как выразить пожелание. Как передать поздравление. | 1 | Урок развития речи. |
15. | Как извиниться. Как написать о том, что тебе нравится. Как напомнить о чем-нибудь. Как успокоить, подбодрить. | 1 | Урок развития речи. Урок - исследование. |
16. | Как попросить писать письма. Как похвалить. Как подтвердить, что из письма ты узнал что-то новое. Как подтвердить правоту друга. | 1 | Урок развития речи. Урок – деловая игра. |
17. | Как пригласить в гости. Как написать о том, кто чем увлекается, кто что умеет делать. | 1 | Урок развития речи. Урок – творческая мастерская слова. |
«Учимся писать диктанты»-8ч. | |||
18. | Слуховые диктанты «Слушай и пиши». Диктант-слово. | 1 | Комбинированный. Урок – практикум. |
19. | Распределительный диктант. Диктант-слово. | 1 | Комбинированный. Урок – практикум. |
20. | Зрительные диктанты. Диктант-словосочетание. | 1 | Комбинированный. Урок – исследование. |
21. | Выборочные диктанты. | 1 | Комбинированный. Урок – исследование. |
22. | Диктант-предложение. | 1 | Комбинированный. |
23. | Диктант-текст. | 1 | Комбинированный. Урок – практикум. |
24. | Диктант по памяти. | 1 | Комбинированный. Урок – исследование. |
25. | «Проверь себя». Контрольный диктант «Вертолет». | 1 | Контрольный урок. |
«Учимся писать изложения и сочинения»-9 ч. | |||
26. | Изложение: чтение и аудирование текста. | 1 | Урок развития речи. Урок – практикум. |
27. | Изложение: анализ текста, составление плана, выделение в нем главного и второстепенного. | 1 | Урок развития речи. Урок – творческая мастерская. |
28. | Изложение: извлечение из текста заданного материала. | 1 | Урок развития речи. Урок – исследование. |
29. | Изложение: ответы на вопросы выдержками из текста. | 1 | Урок развития речи. Урок – практикум. |
30. | Изложение «След человека». | 1 | Урок развития речи. |
31. | Изложение с элементами сочинения. «Чудесный сон». | 1 | Урок развития речи. |
32. | Виды и секреты сочинений. | 1 | Урок развития речи. Урок – практикум. |
33. | «Повествуем, описываем, рассуждаем». | 1 | Урок развития речи. Урок – творческая мастерская. |
34. | Сочинение «Круглый год». Итоговый урок. | 1 | Урок развития речи. |
РАЗДЕЛ IV
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА.
В результате изучения курса «Пишем без ошибок» учащиеся должны знать\уметь:
- отличать признаки основных языковых единиц;
- употреблять основные термины и понятия, связанные с лексикой;
- использовать лексическое значение и смысл слова в контексте;
- знать историю происхождения наиболее употребляемых слов и устойчивых выражений;
- быстро вызывать в памяти и отбирать слова и выражения, наиболее точно соответствующие
замыслу высказывания;
- подбирать антонимы и синонимы;
- различать слова – омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться толковыми, этимологическими словарями, словарями синонимов, антонимов;
- в соответствии с правилами культуры общения уметь написать письмо; вести личный дневник;
- писать изложения с элементами сочинения;
- писать сочинения повествовательного характера.
РАЗДЕЛ V
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Литература для учителя:
- Александрова Г.В. «Занимательный русский язык». Санкт-Петербург, «Тригон»,1998 г.
- Александрова З. «Словарь синонимов русского языка». М.: 1995 г.
- Львов М. «Словарь антонимов русского языка». М.: 2001 г.
- Волина В. «Занимательная этимология». М.: 1995 г.
- Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». М.: 2001 г.
- Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 4 класс. Пособие для начальных классов.-М.: «Грамотей», 2005.
- Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать сочинения. 4 класс. Пособие для начальных классов.-М.: «Грамотей», 2006.
- Бобкова Н.Н. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения.-Волгоград: Учитель, 2010.
Литература для учащихся:
- Ушакова О.Д. «Толковый словарик школьника», «Этимологический словарик школьника», «Синонимы и антонимы». Санкт – Петербург, «Литера», 1995 г.
- -Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Пишем без ошибок: Рабочая тетрадь №1 и №2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Говорим и пишем по - немецки правильно» для 6 класса
Факультативный курс «Говорим и пишем по-немецки правильно» позволяет расширить знания учащихся по грамматике немецкого языка, совершенствовать на...
рабочая программа платного курса по русскому языку «Пишем без ошибок» для обучающихся 5 класса (базовый уровень).
Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 35 часов, срок реализации программы 1 год. ...
Рабочая программа дополнительных платных занятий по русскому языку "Пишем без ошибок"
рабочая программа...
Программа факультативного курса «Говорим и пишем по-немецки» для 6 класса
Факультативный курс «Говорим и пишем по-немецки» для 6 класса имеет своей целью обеспечить овладение обучающимися немецким языком на базовом уровне, заданном государственным стандартом, т. е. ку...
Рабочая программа факультативного курса по русскому зыку "Читаем, думаем, пишем" в классе
Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Говорим и пишем правильно. 10 класс»
Рабочая программа факультативного курса "Говорим и пишем правильно" разработана для учащихся 10 класса.Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характе...
Программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 10 класса "Пишем сочинение на английском языке"
Программа факультатива, напрвлленная на расширение словарного запаса учащихся....