пример АОП для детей с ОВЗ в условиях ДОУ
рабочая программа по теме
Пример адаптированой образовательной программы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voytyuk.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Построение образовательного процесса в ДОУ, которое реализует инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными. Здоровье сберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.
Основная цель ДОУ в процессе становления инклюзивной практики - обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т.е. с разными образовательными потребностями.
Рабочая программа по сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми актами:
• Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)
К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Это дети с интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, со сложной структурой дефекта, общим недоразвитием речи. Данная программа является коррекционно-развивающей, направлена на коррекцию и развитие личности ребенка.
Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми потребностями в развитии, создание благоприятных условий для развития его личности.
Задачи:
• содействие социально-личностному развитию;
• развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;
• развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;
• развитие познавательной активности и высших психических функций;
• развитие коммуникативных навыков и речи
Данная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, и «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Характеристика
воспитанника
Ребенок посещает МАДОУ ЦРР д/с с 01.09.2015 года. Адаптация к условиям детского сада протекала без особенностей.
ПМПК рекомендует обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с общим тяжелыми нарушениями речи, с учетом особенностей психо-физического развития, индивидуальных возможностей с 21.11.2017г.
Ожидания родителей: подготовка к обучению в общеобразовательной школе.
Образовательный компонент
Учебный план на 2017-2018 уч. год
№ | Направления деятельности | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1. | Физическое воспитание | 3 | 102 |
2. | Музыкальное развитие | 2 | 68 |
3. | Изо деятельность | 2 | 68 |
4. | Знакомство с окружающим миром Социальный мир | 0,5 | 17 |
5. | ФЭМП | 1 | 34 |
6. | Мир природы | 0,5 | 17 |
7. | Развитие речи | 1 | 34 |
Итого | 10 | 306 |
- Коррекционный компонент.
Направления работы учителя-логопеда
Коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов.
Планируемый результат
(работа учителя-логопеда)
- формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;
- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Направления работы педагога-психолога:
Развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности, психических процессов.
Планируемый результат:
(работа педагога-психолога)
- формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование навыков самообслуживания;
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
Познавательное развитие
(работа воспитателя)
- Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе;
- Развитие познавательных интересов.
Планируемый результат:
- формирование и совершенствование перцептивных действий;
- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
- развитие внимания, памяти;
- развитие наглядно действенного и наглядно образного мышления.
Сенсорное воспитание:
- развитие мыслительных процессов: сравнения, синтеза, обобщения;
- стимулирование развития всех сторон речи;
Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
- формирование правильного восприятия пространства;
- целостного восприятия предмета;
- развитие мелкой моторики рук.
Формирование элементарных математических представлений:
- умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами;
- ориентироваться в пространстве.
Художественно-эстетическое развитие
- Формирование эстетического отношения к миру.
- Накопление эстетических представлений и образов.
- Развитие эстетического вкуса.
- Развитие художественных способностей.
Художественное творчество:
- обучение созданию творческих работ;
- развитие конструктивных возможностей посредствам аппликации;
- развитие манипулятивной деятельности и координации рук.
Музыкальная деятельность:
- слушание детьми музыки, пение;
- выполнение музыкально-ритмических движений, танцы;
- игра на музыкальных инструментах.
Физическое развитие
- Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности.
- Развитие речи посредствам движения.
- Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
Планируемый результат:
- формировать осознанное отношение к своим силам;
- развивать способность к преодолению не только физических но и психологических барьеров;
- развивать способность к преодолению физических нагрузок;
- формировать осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества.
Воспитательный компонент
• Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка:
- специалисты действуют согласно договору с родителями (законного представителя) ребенка;
- специалисты ДОУ проводят НОД в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий согласно плану АОП;
- специалисты ДОУ используют методы, приемы, средства с учетом индивидуальных психических и физических особенностей ребенка и специальной коррекционной программы;
- создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ;
- использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья.
• Условия взаимодействия ДОУ и родители:
- проведение бесед, консультаций, родительских собраний и пр;
- просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью через статьи, сайта ДОУ, сети интернет;
- создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ.
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-368 с.
2. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Основные направления в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный подход. /Москва: Эксмо, 2014.
2. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учеб./М.: Гардарики, 2014.
3. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Москва «Просвещение» 2008. – 40 с.
4. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии/Москва: эксмо, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Актуальные вопросы образования детей с ОВЗ в условиях учреждения для детей-сирот»
В материале описывается опыт создания специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспит...
Профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования детей
В статье рассматривается проблема создания в учреждениях дополнительного образования детей системной работы по социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Представлены способы...
Статья "ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
В современном мире наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития. Правильная организация интегрированного обучения детей с ЗПР в среде нормально...
Сборник материалов региональной конференции,, Система работы образовательных организаций по профилактике Ддтт и обучению детей безопасному поведению в условиях дорожно-транспортной среды,,. Статья,, Организация обеспечения безопасности детей на дороге
Приоритетным направление работы в МКОУ "Специальная школа № 80" является профилактика ДДТТ. Ведет боольшая работа по этому направлению....
«Социализация детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям»
Выступление на педагогическом совете центра с темой: «Социализация детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям»...
Стадии развития коммуникации у детей с РАС в условиях класса для детей с ОВЗ (ЗПР) в массовой школе
...
Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обучения детей с РАС в условиях современной образовательной среды» на тему:«Совершенствование двигательных навыков у детей с РАС на занятиях ОФП»
Одной из целей программы по разделу «Физическое развитие» детей с аутизмом является обучение ребенка выполнению упражнений без помощи взрослых. Дети с РАС затрудняются управлять движением ...