пример АОП для детей с ОВЗ в условиях ДОУ
рабочая программа по теме

Ересько Ольга Анатольевна

Пример адаптированой образовательной  программы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voytyuk.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Построение образовательного процесса в ДОУ, которое реализует инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными. Здоровье сберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.

Основная цель ДОУ в процессе становления инклюзивной практики -  обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т.е. с разными образовательными потребностями.

Рабочая программа по сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми актами:

•        Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

•        Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);

•        Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Это дети с интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, со сложной структурой дефекта, общим недоразвитием речи. Данная программа является коррекционно-развивающей, направлена на коррекцию и развитие  личности ребенка.

Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми потребностями в развитии, создание благоприятных условий для  развития  его личности.

Задачи:

•        содействие  социально-личностному развитию;

•        развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;

•        развитие произвольной регуляции деятельности  и поведения;

•        развитие познавательной активности и высших психических функций;

•        развитие коммуникативных навыков и речи

Данная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  и   «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Характеристика

воспитанника

Ребенок посещает МАДОУ ЦРР д/с  с 01.09.2015 года. Адаптация к условиям детского сада протекала без особенностей.

ПМПК рекомендует обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с общим тяжелыми нарушениями речи, с учетом особенностей психо-физического развития, индивидуальных возможностей с 21.11.2017г.

Ожидания родителей: подготовка к обучению в общеобразовательной школе.

Образовательный компонент

Учебный план на 2017-2018 уч. год

Направления деятельности

Кол-во  часов в неделю

Кол-во  часов в год

1.

Физическое воспитание

3

102

2.

Музыкальное развитие

2

68

3.

Изо деятельность

2

68

4.

Знакомство с окружающим миром

Социальный мир

0,5

17

5.

ФЭМП

1

34

6.

Мир природы

0,5

17

7.

Развитие речи

1

34

Итого

10

306

  1. Коррекционный компонент.

Направления работы учителя-логопеда

Коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов.

Планируемый результат

(работа учителя-логопеда)

- формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;

- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Направления работы педагога-психолога:

Развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности, психических процессов.

Планируемый результат:

(работа педагога-психолога)

- формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

- формирование навыков самообслуживания;

- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

Познавательное развитие

(работа воспитателя)

  1. Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе;
  2. Развитие познавательных интересов.

Планируемый результат:

- формирование и совершенствование перцептивных действий;

- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

- развитие внимания, памяти;

- развитие наглядно действенного и наглядно образного мышления.

Сенсорное воспитание:

- развитие мыслительных процессов: сравнения, синтеза, обобщения;

- стимулирование развития всех сторон речи;

Развитие познавательно-исследовательской деятельности:

- формирование правильного восприятия пространства;

- целостного восприятия предмета;

- развитие мелкой моторики рук.

Формирование элементарных математических представлений:

- умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами;

- ориентироваться в пространстве.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Формирование эстетического отношения к миру.
  2. Накопление эстетических представлений и образов.
  3. Развитие эстетического вкуса.
  4. Развитие художественных способностей.

Художественное творчество:

- обучение созданию творческих работ;

- развитие конструктивных возможностей посредствам аппликации;

- развитие манипулятивной деятельности и координации рук.

Музыкальная деятельность:

- слушание детьми музыки, пение;

- выполнение музыкально-ритмических движений, танцы;

- игра на музыкальных инструментах.

Физическое развитие

  1. Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности.
  2. Развитие речи посредствам движения.
  3. Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

Планируемый результат:

- формировать осознанное отношение к своим силам;

- развивать способность к преодолению не только физических но и психологических барьеров;

- развивать способность к преодолению физических нагрузок;

- формировать осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества.

Воспитательный компонент

•        Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка:

- специалисты действуют согласно договору с родителями (законного представителя) ребенка;

- специалисты ДОУ проводят НОД в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий согласно плану АОП;

- специалисты ДОУ используют методы, приемы, средства с учетом индивидуальных психических и физических особенностей ребенка и специальной коррекционной программы;

- создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ;

- использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;

- обеспечение  здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья.

•        Условия взаимодействия ДОУ и родители:

- проведение бесед, консультаций, родительских собраний и пр;

- просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью через статьи, сайта ДОУ, сети интернет;

-  создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ.

Литература:

1.  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-368 с.

2. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Основные направления в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный подход. /Москва: Эксмо, 2014.

2.  Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учеб./М.: Гардарики, 2014.  

3.    Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Москва «Просвещение» 2008.  – 40 с.

4.  Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии/Москва: эксмо, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальные вопросы образования детей с ОВЗ в условиях учреждения для детей-сирот»

В материале  описывается опыт создания специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспит...

Профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования детей

В статье рассматривается проблема создания в учреждениях дополнительного образования детей системной работы по социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Представлены способы...

Статья "ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В современном мире наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития. Правильная организация интегрированного обучения детей с ЗПР в среде нормально...

«Социализация детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям»

Выступление на педагогическом совете центра с темой:  «Социализация детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям»...

Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обучения детей с РАС в условиях современной образовательной среды» на тему:«Совершенствование двигательных навыков у детей с РАС на занятиях ОФП»

Одной из целей программы по разделу «Физическое развитие» детей с аутизмом является обучение ребенка выполнению упражнений без помощи взрослых. Дети с РАС затрудняются управлять движением ...