«Социализация детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям»
статья
Выступление на педагогическом совете центра с темой: «Социализация детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey_s_ovz_3.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч.16 ст. 2 ФЗ № 273 ) Категории детей с нарушениями в развитии (по классификации В.А.Лапшина Б.П.Пузанова ): 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения (РАС); 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
Формы социализации Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья , откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Формы социализации Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является образовательное учреждение, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.
Социализация детей с ОВЗ происходит на следующих уровнях:
По социализации детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям работа воспитателя ведется в следующих направлениях: Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома навыки личной гигиены (умение пользоваться зубной щеткой, полотенцем, мылом, расческой); навыки самообслуживания за столом; представление об одежде (мужская — женская, летняя — зимняя, спортивная — для отдыха); выполнение обязанностей по дому; осведомленность о правилах техники безопасности дома; умение пользоваться телефоном.
По социализации детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям работа воспитателя ведется в следующих направлениях: Развитие социально-бытовых навыков вне дома: 1) ориентировка в магазине, аптеке; 2) правила дорожной безопасности; 3) поведение на улице и в транспорте; 4) поведение в ситуации «Если ты заблудился».
По социализации детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям работа воспитателя ведется в следующих направлениях: Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности: владение навыками чтения, письма, счета ; приобщение к дополнительному образованию, спорту, развитие творческих способностей ребенка; выполнение несложных трудовых операций; представление о профессиях, понимание значимости трудовой деятельности для человека.
Так же для успешной социализации детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям необходимо развивать: Естественно-культурные представления: Познакомить со строением организма здорового человека. Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность. Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения Социально-культурные представления: Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности. Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление. Научить оценивать свои навыки и способности. Воспитать чувство уверенности в своих возможностях Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности. Морально-нравственные и ценностно-смысловые представления : Заложить фундамент морально-нравственных качеств. Воспитать толерантное отношение к социуму. Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры. Сформировать адекватную жизненую позицию. Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе. Социально-психологические представления: Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность . Сформировать самоосознание , самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности. Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний. Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
Для достижения всех целей в рамках работы по направлениям социализации используются следующие методы и технологии: Игры ( в зависимости от возраста : сюжетно-ролевые, настольные, развивающие); Проведение мероприятий, спортивных состязаний (в том числе совместных с другими участниками, организациями), праздников, спектаклей; Беседы, совместное чтение литературы (художественной, научной); Экскурсии, прогулки, занятия по социально-бытовой ориентировке; Организация участия в викторинах, олимпиадах, конкурсах; Проведение кружковой работы ( в том числе по финансовой грамотности, этикету и др.).
Модель взаимодействия субъектов социализации детей с ОВЗ
Взаимодействие с благотворительными организациями по социализации детей с ОВЗ Реализация программ с волонтерами молодежных организаций ( Одна из них «День Рождения -лучший праздник»); Новочеркасский электродный завод; Северо-Кавказская железная дорога (проект «Главный смысл жизни»); Серебряные волонтеры «Аксинья».
Итог: Вся работа педагогического коллектива направлена на то, чтобы подросток, выйдя из стен центра помощи детям: имел представление о профориентации в выборе профессии; умел себя обслуживать (от санитарно-гигиенических норм до выбора одежды и обуви); мог распоряжаться денежными средствами, имел понятия о семейном бюджете и квартплате; умел общаться не только со сверстниками, но и с людьми старшего возраста, которые будут проживать рядом с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологические центры помощи детям и семье
Квалифицированную помощь специалистов (врачи: невролог, психиатр; учитель-дефектолог; педагог-психолог; учитель-логопед; социальный педагог) можно получить в социально-психологических центрах, созданн...
Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям»
Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям» из опыта...
Конспект открытого интегрированного занятия с выпускниками Центра помощи детям, ОБПР "Что я возьму с собой"
В данном конспекте представлен ряд упражнений, которые помогут будущим выпускникам понять, что такое будущее и найти свое место в самостоятельной жизни после выпуска....
Доклад на тему "Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию"
Доклад на тему "Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию"...
«Неделя психологии» в Донецком центре помощи детям.
Забота о психическом здоровье ребенка сегодня – это не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – национальный приоритет! ...
Перспективный план работы педагога-организатора Г(О)БУ "Лебедянский центр помощи детям"
В данной публикации дан подробный план на учебный года педагога-организатора учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей....
Доклад: «Итоги Года педагога и наставника в Лебедянском центре помощи детям». 30 ноября 2023 г.
Публикация содержит анализ работы педагогов учреждения в рамках Года педагога и наставника....