Формирование навыков логического мышления через дидактические игры
презентация к уроку на тему

Казанцева Ольга Васильевна

Использование дидактических игр для развития логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirov.logich._myshleniya.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование навыков логического мышления через дидактическую игру. Казанцева О.В, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории . 2016 г МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ № 11» КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 2

Теоретические подходы к пониманию и развитию логического мышления дошкольников Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление как деятельность предполагает, что в соответствии с мотивами, потребностями, которыми руководствуется человек при решении тех или иных задач, условиями, актуализируются разветвлённые процессы -анализ, синтез, индукция, дедукция и др. В современной психологии формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое рассматриваются как последовательные стадии онтогенетического развития мышления ребёнка.

Слайд 3

Логическое мышление включает в себя ряд компонентов: умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей; целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

Слайд 4

Особенности проявления и развития мышления в дошкольном возрасте. В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного, которая характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации может осуществляться ребёнком только в плане представлений, без применения практических действий. Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – словесно –логического. Само по себе словесно-логическое мышление даёт большие возможности в освоении внешней среды, являясь средством для создания ребёнком обобщённой модели различных предметов и явлений Таким образом, 6-ти летний ребёнок, может подходить к решению проблемной ситуации, тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.

Слайд 5

Огромное количество информации, которую ребёнок не может понять на основе вербального общения со взрослыми, он легко усваивает тогда, когда эти знания даются ему в виде действий с моделями. Старший дошкольный возраст следует рассматривать лишь как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития. Многие педагоги и психологи отмечают, что основной фундамент логики и базовых логических операций может быть сформирован именно в дошкольном возрасте. К числу логических приёмов относятся сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приёмы доказательства, классификации. К общим видам деятельности относятся также умение запоминать, умение быть внимательным, умение наблюдать .

Слайд 6

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Слайд 7

В детском саду возникла тенденция сводить игру к заорганизованным массовым действам: педагог «проводит» с детьми игру так как проводят занятия, - руководит, регламентирует, предписывает действия, оценивает их и т.п. Для решения проблемы взаимоотношения обучения и игры необходима теоретическая проработка понятия игры и игровой формы деятельности . Нужно понимать и чувствовать, какие игры соответствуют интересам и возрасту ребёнка, что полезно для его развития, а что не очень.

Слайд 8

Игры по правилам становятся интересны и значимы лишь к концу дошкольного возраста. Именно такие игры имеют решающее значение для формирования непосредственных предпосылок учебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте помимо сюжетно-ролевой игры большое значение приобретают другие виды игр: подвижная и дидактическая. Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это - игры с правилами. Участвуя в дидактических играх, ребёнок уже меньше увлекается процессуальной стороной деятельности и начинает руководствоваться учебными интересами, стремлением приобрести некоторые новые знания и умения. Предпосылки формирования логического мышления и сама основа этого мышления обусловлена и формируется посредством всех психических процессов и актуализируется в наиболее полной мере в игровой деятельности в процессе усвоения математических знаний .

Слайд 9

Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Затем, усложняем игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Используем разнообразные дидактические игры: НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО, КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

Слайд 10

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР, МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и многие другие игры. Играя с детьми заметили, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

Слайд 11

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах, проводилась игра типа ЛОТО. Детям предлагались картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую демонстрировали. Затем, предлагалось детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми, стало понятно.что дети вновь пришедшие в детский сад, плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними стоит заниматься в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания, знакомили детей с новым понятием ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК.

Слайд 12

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как: НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? МЕЛЬНИЦА.

Слайд 13

С целью развития у детей мышления, используются различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры. Кроме того, продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета.

Слайд 14

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, мы убеждаемся в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления через решение нестандартных задач

Описание опыта работы для повышения мотивации учащихся по предмету. Рассмотрены задания, которые помогают разнообразить урок....

Учебно-Методическое пособие«Формирование знаний о цветочно-декоративных растениях через дидактические игры»

Учебно-Методическое пособие "Формирование знаний о цветочно-декоративных растениях через дидактические игры"...

Развитие речевых умений и навыков через дидактические игры

Дииактические игры на развитие речи ребенка....