Формирование навыков логического мышления через дидактические игры
презентация к уроку на тему
Использование дидактических игр для развития логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirov.logich._myshleniya.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теоретические подходы к пониманию и развитию логического мышления дошкольников Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление как деятельность предполагает, что в соответствии с мотивами, потребностями, которыми руководствуется человек при решении тех или иных задач, условиями, актуализируются разветвлённые процессы -анализ, синтез, индукция, дедукция и др. В современной психологии формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое рассматриваются как последовательные стадии онтогенетического развития мышления ребёнка.
Логическое мышление включает в себя ряд компонентов: умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей; целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
Особенности проявления и развития мышления в дошкольном возрасте. В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного, которая характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации может осуществляться ребёнком только в плане представлений, без применения практических действий. Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – словесно –логического. Само по себе словесно-логическое мышление даёт большие возможности в освоении внешней среды, являясь средством для создания ребёнком обобщённой модели различных предметов и явлений Таким образом, 6-ти летний ребёнок, может подходить к решению проблемной ситуации, тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.
Огромное количество информации, которую ребёнок не может понять на основе вербального общения со взрослыми, он легко усваивает тогда, когда эти знания даются ему в виде действий с моделями. Старший дошкольный возраст следует рассматривать лишь как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития. Многие педагоги и психологи отмечают, что основной фундамент логики и базовых логических операций может быть сформирован именно в дошкольном возрасте. К числу логических приёмов относятся сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приёмы доказательства, классификации. К общим видам деятельности относятся также умение запоминать, умение быть внимательным, умение наблюдать .
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В детском саду возникла тенденция сводить игру к заорганизованным массовым действам: педагог «проводит» с детьми игру так как проводят занятия, - руководит, регламентирует, предписывает действия, оценивает их и т.п. Для решения проблемы взаимоотношения обучения и игры необходима теоретическая проработка понятия игры и игровой формы деятельности . Нужно понимать и чувствовать, какие игры соответствуют интересам и возрасту ребёнка, что полезно для его развития, а что не очень.
Игры по правилам становятся интересны и значимы лишь к концу дошкольного возраста. Именно такие игры имеют решающее значение для формирования непосредственных предпосылок учебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте помимо сюжетно-ролевой игры большое значение приобретают другие виды игр: подвижная и дидактическая. Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это - игры с правилами. Участвуя в дидактических играх, ребёнок уже меньше увлекается процессуальной стороной деятельности и начинает руководствоваться учебными интересами, стремлением приобрести некоторые новые знания и умения. Предпосылки формирования логического мышления и сама основа этого мышления обусловлена и формируется посредством всех психических процессов и актуализируется в наиболее полной мере в игровой деятельности в процессе усвоения математических знаний .
Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Затем, усложняем игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Используем разнообразные дидактические игры: НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО, КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР, МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и многие другие игры. Играя с детьми заметили, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.
С целью закрепления знаний о геометрических фигурах, проводилась игра типа ЛОТО. Детям предлагались картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую демонстрировали. Затем, предлагалось детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми, стало понятно.что дети вновь пришедшие в детский сад, плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними стоит заниматься в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания, знакомили детей с новым понятием ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как: НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? МЕЛЬНИЦА.
С целью развития у детей мышления, используются различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры. Кроме того, продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, мы убеждаемся в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления через решение нестандартных задач
Описание опыта работы для повышения мотивации учащихся по предмету. Рассмотрены задания, которые помогают разнообразить урок....
Учебно-Методическое пособие«Формирование знаний о цветочно-декоративных растениях через дидактические игры»
Учебно-Методическое пособие "Формирование знаний о цветочно-декоративных растениях через дидактические игры"...
Методическая разработка на тему: "Формирование элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логических игр и упражнений".
Конспект математической викторины в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)....
Обобщение педагогического опыта "Формирование навыков критического мышления у обучающихся через интерактивные формы обучения на уроках истории и обществознания"
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания...
Развитие речевых умений и навыков через дидактические игры
Дииактические игры на развитие речи ребенка....
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Консультация для родителей...