Диагностика устной речи младших школьников
материал на тему

С целью отслеживание динамики речевого развития детей младшего школьного возраста и оценки эффективности коррекционного воздействия, предлагаю используемую мною и удобную в применении подборку методик. Данная подборка методик очень проста в применении и имеет итоговый бланк результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика диагностики устной речи младших школьников.

Цель: отслеживание динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Серия   1.  Исследование сенсомоторного уровня речи

1.  Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

Предъявление — воспроизведение — предъявление — воспроизведение:

•    ба — па —               па — ба —

•    с а — ша —               ша са —                          

•    ша — жа ша —          жа — ша — жа —

•    ца са — ца —              са — ца — са —

•   ра — ла — ра —             ла — ра — ла —

Вначале предъявляется первый член пары (ба — па), затем второй (па — ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба — па — па — ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 

1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па);

0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

Максимальное количество – 5 баллов.

2. Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

•   губы в улыбке;

•   язык «лопаткой» — широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

•   язык «иголочкой» — узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

•    «маятник»  — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

•   чередование движений губ: «улыбка» — «трубочка».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд; последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже — головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезий могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка:

1 балл — правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла — выполнения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезий, гиперкинезы;

О баллов — невыполнение движения.

Максимальное количество – 5 баллов.

3. Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова:

•   собака — маска — нос

•    сено — василек — высь

•   замок — коза «   зима — магазин

•    цапля — овца — палец

•        шуба — кошка — камыш

•        жук — ножи

•        щука — вещи — лещ

•        чайка — очки — ночь

•        рыба — корова — топор

•        река — варенье — дверь

•        лампа — молоко — пол

•        лето — колесо — соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, X) и И. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляется в ходе дальнейшего обследования.

Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре — это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1 группа — свистящие С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц; 2 — шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 — Л, ЛЬ; 4 — Р, РЬ) и пятая группа — остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки Г, К, X и их мягкие варианты, звук И, случаи дефектов озвончения, смягчения редкие нарушения произношения гласных звуков).

Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1,5 балла — один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются.

Максимальное количество – 15 баллов.

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: повторяй за мной слова:

•   танкист

•    космонавт

•   сковорода

  • аквалангист

•   термометр

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов — не воспроизведение.

Максимальное количество – 5 баллов.

Серия   II.  Исследование грамматического строя речи

1.  Повторение предложений        .

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

•    Птичка свила гнездо.

    •    В саду было много красных яблок.        
 •   Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

•    Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

•    На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение;

0,5 балла — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0,25 балла — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено;

0 баллов — не воспроизведение.

Максимальное количество – 5 баллов.

2. Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

•        Собака вышла в будку.

•        По морю плывут корабль.          

  •        Дом нарисован мальчик.

•        Хорошо спится медведь под снегом.

•        Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка:

1 балл — выявление и исправление ошибки;

0,5 балла — выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов);

0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки;

О баллов — ошибка не выявлена.

Максимальное количество – 5 баллов.

3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

•   мальчик, открывать, дверь

•   сидеть, синичка, на, ветка        

•    груша, бабушка, внучка, давать        

•    Витя, косить, трава, кролики, для        

•   Петя, купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка:

1 балл — предложение составлено верно;

0,5 балла — нарушен порядок слов;

0,25 балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности;

0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

Максимальное количество – 5 баллов.

4. Добавление предлогов в предложение

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

•   Лена наливает чай ... чашки.

•   Почки распустились ... деревьях.

•    Птенец выпал ... гнезда.

•    Щенок спрятался ... крыльцом.        

•    Пес сидит ... конуры.

В связи с трудностью этого задания использовать два вида помощи:

1-й — стимулирующая («Неверно, подумай еще!»);

 2-ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).

Оценка:

 1 балл — правильный ответ;

0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — правильный ответ после помощи второго вида;

0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

Максимальное количество – 5 баллов.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома.

•   один — стол, а много — это…

•   стул —        

•   окно —        

•        звезда —        

•        ухо —

Инструкция: один— дом, а много чего? — Домов.    

•        один — стол, а много чего? — ...

•        стул —        

•        окно —        

•        звезда —    

•        ухо —        

Оценка:

1 балл — правильный ответ;

0,5 балла правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — форма образована неверно;

0 баллов — невыполнение.

Максимальное количество – 10 баллов.

Серия   III.  Исследование словаря и навыков словообразования

Инструкция: у кошки — котята, а у...
   •    козы —        собаки —

•   волка —              курицы —

•   утки —                свиньи —                                    

•  лисы —               коровы —

•   льва —                  овцы —                                    

2. Образование прилагательных от существительных 

а)   Относительных

Инструкция: кукла из бумаги — бумажная.

•    шляпка из соломы —        кисель из клюквы —

•    горка изо льда —        салат из моркови —

•    варенье из вишни —        суп из грибов —

•    варенье из яблок —        лист дуба —

•    варенье из сливы —         лист осины —

б)   Качественных        

Инструкция: если днем жара, то день — жаркий, а если...

•   мороз —

•    солнце —        

•   снег —        

•   ветер —        

•   дождь —

в) Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...

•    кошки —        

•   волка —      

•   льва —

•   медведя —        

•   лисы —

Оценка для всех заданий серии производится по общим критериям:

1 балл — правильный ответ;

0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — неверно образованная форма;

0 баллов — невыполнение.

Максимальное количество – 30 баллов.

Серия   IV.  Исследование связной речи

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок) или по другой серии из 4—5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки,  постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производится по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности:

5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2,5 балла — допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;
1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;

0 баллов — отсутствует описание ситуации,

б) Критерий, лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл — наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов — рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

I балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

0 баллов — задание недоступно даже при наличии помощи.

Максимальное количество – 15 баллов.

2. Пересказ прослушанного текста

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

ГОРОШИНЫ

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.

а) Критерий смысловой целостности;

5 баллов — воспроизведены все основные смысловые звенья;

2,5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;

1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов — невыполнение;

б) Критерий лексико-грамматического оформления:

5 баллов — пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены,  неадекватное использование слов;  

0 баллов — пересказ не доступен;

в) Критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

1 балл — пересказ по вопросам;

О баллов — пересказ не доступен даже по вопросам.

Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.

Максимальное количество – 15 баллов.

                         Обработка полученных данных. Перевод в процентное выражение.

Каждая серия – максимальное количество 30 балов.

Вся методика - максимальное количество – 120 балов.

Процентное выражение успешности выполнения речевых проб:

Суммарный балл за весь тест   х  100   :   120

IV уровень – 100 - 80%                        II уровень – 64,9 – 45%

III уровень – 79,9 – 65%                       I уровень – 44,95% и ниже.


Ф.И.О.                                                                                                            класс                   дата

Серия I

Серия II

Серия III

Серия IV

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

Общий балл за весь тест:                               Процентное выражение:

Ф.И.О.                                                                                                            класс                   дата

Серия I

Серия II

Серия III

Серия IV

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

Общий балл за весь тест:                               Процентное выражение:

Ф.И.О.                                                                                                            класс                   дата

Серия I

Серия II

Серия III

Серия IV

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

Общий балл за весь тест:                               Процентное выражение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом

Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...

Протокол тестовой методики диагностики устной речи младших школьников.

В 2000 году в серии «Библиотека практикующего логопеда» была представлена «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Практическое использование материала для...

Т.А.Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва 2000 Аркти

Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа стру...

Т. А. Фотекова «Тестовая методика. Диагностика устной речи младших школьников».

Диагностический инструментарий уровня речевого развития обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья...

Тестовая методика диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)

Тестовая методика диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотекова)...

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)...