Стимуляция сенсорной активности детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему

Андреева Светлана Николаевна

Игры и приёмы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игры68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стимуляция сенсорной активности

(зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия)

Сенсорное воспитание направлено на развитие всех видов восприятия ребёнка, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, об их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также на закрепление воспринятого предмета и свойства в слове и формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами.

 Сенсорное воспитание предполагает развитие ориентировочно-исследовательских реакций и ориентировки на свойства и качество предметов.

Сенсорное воспитание также развивает мышление, т.к. оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется с помощью мыслительных процессов.

Важно, чтобы ребёнок как можно раньше освоил всё богатство ощущений для полноценной работы всех анализаторных систем, чтобы у него выработались зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические, обонятельные и вкусовые ощущения.

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия начинается с формирования зрительного сосредоточения и прослеживания оптического объекта. Взрослый стимулирует развитие зрительной фиксации сначала на лице взрослого, а затем на игрушке (лучше с мягким очертанием силуэта, но с интенсивной окраской, размером 7-10 см.). В дальнейшем начинается тренировка согласованных движений головы и глаз, возникающем при плавном прослеживании глазами объекта. По мере продвижения оптического объекта необходимо пассивно поворачивать голову   ребёнка в направлении движения объекта.  При ослаблении интереса ребёнка к игрушке подключается звуковой компонент. Дальнейшее развитие зрительного восприятия направлено на формирование плавности прослеживания за движущимся предметом (в горизонтальной и вертикальной плоскостях), устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища. Необходимо проводить специальные игры, приближая своё лицо к ребёнку и удаляя его, ласково разговаривая с ним. Используются и яркие озвученные игрушки. При этом ребёнок находится в различном положении (вертикально, горизонтально – на руках у взрослого или в кроватке).

 На следующем этапе необходима выработка зрительной дифференцировки. Для занятий подбираются игрушки, различные по цвету и величине, форме. Взрослый показывает ребёнку, какие действия можно ими выполнять, предлагает ребёнку выполнить их самостоятельно. Внимание ребёнка привлекается не только к игрушкам, но и к окружающим предметам и людям. Для этого проводятся игры «Прятки», «Ку-ку», когда педагог или мать накидывает на голову платок или прячется за шкаф, ширму. После того, как ребёнок научится выделять, воспринимать предметы и игрушки, проводится работа по развитию ориентировки на величину, цвет, форму предметов по следующим этапам:

  1. сличение величины, цвета, формы (дай такой, дай такой же, это не такой).
  2. выделение по слову величины, цвета, формы.
  3.  называние признака предмета ребёнком (если ребёнок владеет речью).

Формирование представлений о цвете, форме

   Упражнение  1.    На столе расставляется набор предметов или игрушек. Ребёнку предлагается предмет и инструкция: «Найди такую же». Количество предметов постепенно увеличивается, закрепляются понятия о тождестве: такой, другой, не такой, одинаковые -разные.

 Упражнение  2.   Берутся 4 набора кубиков разного цвета.  Ребёнку предлагается   построить башню вместе с взрослым из кубиков только заданного цвета.

Упражнение 3.  На столе раскладываются в беспорядке одинаковые по размеру, но разные по цвету пары варежек, ленточек, шнурков и т. п. Нужно подобрать пару к каждому предмету.

  Упражнение 4.  Ребёнку выдаются шарики разные по цвету, но одинаковые по размеру. Просим ребёнка разложить шарики в разные коробки в зависимости от цвета.

  Упражнение 5.  Ребёнку выдаются палочки основных цветов, перемешанные произвольно,  которые  нужно сгруппировать по цветам и разложить на столе.

  Упражнение 6.  Составление рядов из мозаики основных цветов. Используют коробки, в которых отобраны по 10 элементов мозаики красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Ребёнку показывают мозаику и объясняют, что ёлочки бывают зелёного цвета, а грибочки красного цвета. Затем взрослый выкладывает красную мозаику и говорит: « Я посажу вот сюда грибочек, и ты посади грибочек» Потом аналогично садятся ёлочки.

Получается два ряда - красный и зелёный. А можно чередовать цвета мозаики, т.е. разместить на панели то грибочек, то ёлочку.

С разным цветом придумываем разные предметы и обыгрываются разные ситуации:

«Цыплята на травке»,

«Ягодки на травке».

«Капельки на солнышке» и др.

   Упражнение 7.  Отбираются предметы одинакового цвета, но разной формы. Ребёнок должен разложить предметы в коробки в зависимости от формы.

Упражнение 8.  Предлагаются три шнурка и бусины разного цвета, но одной формы и величины. Нанизывать на каждый шнурок бусы одинакового цвета.

   Упражнение 9.  Предлагаются три шнурка и бусины разной формы, но одного цвета и величины. Нанизывать на каждый шнурок бусы одинаковой формы.

 Упражнение 10.  Игра в тень. Ребёнку нужно подобрать к предмету его тень.

Формирование представлений о величине

     Упражнение 1.  Ребёнку предлагают разложить предметы одного цвета и формы, но разных по величине, в три разные коробки.

  Упражнение 2.   Ребёнку предлагаются    три разных шнурка и бусины разной величины, но одного цвета и формы. Нанизывать на каждый шнурок бусины одинаковой величины.

 Упражнение 3.  На столе выкладываются комплекты матрёшек и коробочки-домики для них.  ребёнок выбирает себе матрёшку и сажает её в подходящий по величине домик.

Упражнение 4.  Ребёнку даются палочки разной величины и пластилин.

Нужно построить маленький и большой заборы.  Все действия сопровождаются речью взрослого.

                 Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия начинается с формирования слухового сосредоточения на голос и звук. Для этого используют период, когда ребёнок находится в эмоционально-отрицательном состоянии, -период плача или общих движений. Взрослый наклоняется к ребёнку, ласково разговаривает с ним, потряхивая погремушкой, добиваясь привлечения внимания ребёнка и его успокоения. Звуковые раздражители варьируют от нерезких звуков (погремушка, лёгкое постукивание одной игрушки о другую) до более громкого звучания (пищащая игрушка). Дальнейшее развитие слухового восприятия идёт при формировании умения локализовать звук в пространстве. В качестве звуковых раздражителей ребёнку предлагаются игрушки, звучащие по-разному: громко или тихо, высоко или низко, пищащие, звенящие, а также различно интонируемый голос взрослого. Сначала предлагая ребёнку озвученную игрушку, а затем, разговаривая с ребенком. его учат прислушиваться к звучанию игрушки и к голосу взрослого, а затем отыскивать их глазами. При этом ребёнок видит лицо взрослого и игрушку, но они постепенно оказываются вне поля его зрения. Если ребёнок с двигательной патологией не может сам повернуть голову к источнику звука, логопед делает это пассивно.

Далее детей обучают дифференциации тембровой окраски и интонации голоса матери или близкого человека, используя при этом зрительное подкрепление. Параллельно ведётся формирование других дифференцированных реакций: узнавание своего имени, различение строгой и ласковой интонации голоса взрослого и адекватной реакции на них, дифференциация характера мелодии: весёлой и грустной, тихой и громкой. С детьми проводятся специальные упражнения на формирование дифференциации звучания игрушек : дудочки, барабана, погремушки (выбор из двух). Особо важное значение уделяется развитию слухового внимания к речи взрослого. Затем ребёнка учат различать звучания музыкальных инструментов, формируют у него ориентировку на бытовые шумы, продолжают совершенствовать слуховое внимание, восприятие и фонематический слух.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Упражнение 1.   Ребёнку предлагается прослушать звуки за окном, во время прогулки

                                на улице «Что шумит?» -деревья, ветер, машины. «Что Гудит?» и др.

                             Ребёнку предлагается прослушать и определить , какие звуки доносятся

                                  из другой комнаты.

 Упражнение 2.   На столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, гармошка, колокольчик, погремушка. Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ребёнок озвучивает игрушки самостоятельно, внимательно слушает, различает звуки. Затем ребёнок отворачивается, мама озвучивает игрушку, а малышу надо определить, что звучит, указать на игрушку. Количество предметов увеличивается постепенно, от двух до пяти.

  Упражнение 3. На столе перед ребёнком выставляются различные предметы: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, керамическая кружка, деревянная шкатулка и др. Взрослый стучит карандашом по каждому предмету многократно, пока ребёнок не уловит характер звука. После этого ребёнок отворачивается. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний: о металл и о дерево, потом добавляются другие варианты звучания. Ребёнок поворачивается и указывает, какой предмет звучал.

 Упражнение 4.  Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, бумага. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвёт её, водит карандашом по чашке и др. Ребёнок повторяет движения и внимательно слушает. После этого ребёнок отворачивается. Взрослый повторяет действия. Ребёнок называет, какое действие совершает взрослый.

Упражнение 5.  Перед ребёнком стоят на подносе различные по форме, размеру стеклянные бокалы, до середины заполненные водой. Взрослый берёт палочку и ударяет по краю бокалов. Ребёнок повторяет действия и слушает, как звенят бокалы. Ребёнок может экспериментировать, отливая и доливая воду. Он обнаруживает, что количество воды влияет на звон.

Упражнение 6.  Ребёнок помогает взрослому помещать одинаковые металлические баночки сыпучие продукты: манку, гречку, горох, фасоль, песок и др. Ребёнку предлагается послушать и запомнить звучание каждого продукта о коробочку при её встряхивании. Взрослый называет содержимое баночки. Так как звуковые различия незначительны, вначале берётся не более двух банок, потом их количество медленно увеличивается.

Упражнение 7.   Взрослый отхлопывает или отстукивает в бубен, проигрывает на металлофоне определённый ритмический рисунок. ребёнок прислушивается. Ему предлагается попробовать повторить. Ритмические рисунки даются, начиная с простых, далее в порядке усложнения.

  Упражнение 8.      Взрослый ударяет палочкой по клавишам металлофона, рождается короткая мелодия. Ребёнок слушает. Взрослый передаёт ему молоточек и предлагает сочинить свою музыку. Ребёнок может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности.

 Упражнение 9.         Взрослый   предлагает ребёнку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо). Кошка мяукает, собака лает, ворона каркает, лягушка квакает и др.

 Упражнение 10.           Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра, эмоциональной окраски, а затем просит ребёнка воспроизвести образец. А-А-А- плачет девочка,    А-А-А- поёт певица,  А-А-А- качаем малыша.

  Упражнение  11.      Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе.         Взрослый просит ребёнка воспроизвести звуки: мяуканье- громко (кот просит поесть), тоненьким, как маленький котёнок голосом, низко, как старый кот.

Развитие тактильно-кинестетического восприятия

Коррекция нарушений тактильно-кинестетического восприятия начинается с массажа и пассивной гимнастики (для улучшения проприоцептивных ощущений).

Стимуляция  кожной чувствительности пробуждает ощущение собственного

тела, что является основой для формирования его схемы, координации движений, жестово-мимических средств общения.

Кожную чувствительность можно стимулировать любым и неопасными материалами: камешками, песком, шишками, крупой, мехом. Важно периодически менять материал, полезно играть с водой разной температуры, рисовать пальцами, макая их в краску, играть с тестом и глиной. Нужно постараться подбирать игрушки с разной фактурой поверхности, из разных материалов.

Стимуляция кинестетического восприятия может производиться в следующей   последовательности: обучение   восприятию движения  (совместное катание на машине, качелях, карусели), осознаванию принадлежности самому себе различных частей тела (головы, туловища, рук, ног), различным захватам (всей ладонью, «щепотка», «пинцет»).

Развитие кинестетического восприятия производится параллельно с формированием знаний о свойствах предметов. Понятие о мягкости-твёрдости, тяжёлый-лёгкий, холодный-горячий.

Развитие обонятельных и вкусовых ощущений

Начинать работу следует с наиболее сильных запахов. При сенсорной стимуляции запахами (уксус, кофе, цитрусовые, пряности, парфюмерия) желательно следить за выражением лица ребёнка и как только он отреагирует на запах, необходимо убрать источник запаха и в зависимости от мимики ребёнка прокомментировать его ощущения. Когда реакция на резкий запах появляется без задержки, следует перейти к более слабым запахам. Стимуляция запахами включает в себя определение источника запаха, различение приятных и неприятных, сильных и слабых запахов. Можно учить определять по запаху съедобное-несъедобное, вкусное-невкусное.

Сенсорная стимуляция вкусовых ощущений включает в себя различение основных ощущений (сладко, кисло, горько, солёно), продуктов различной консистенции (жидкость, пюре, крем, твёрдые продукты).

Формирование пространственных представлений

Формирование пространственных представлений начинается с развития представлений  о схеме своего тела в пространстве. Для формирования

представлений  о схеме своего тела в пространстве используется зеркало, в котором ребёнок видит своё отражение.

  1. Ребёнка подводят к зеркалу и просят показать на себе носик, ротик, ушки, лобик.
  2. Ребёнка подводят к зеркалу и просят потрогать на себе  носик, ротик,

          ушки, лобик.

  1. Затем действие переносится на взрослого. «Посмотри, вот мой носик  
  2.   Затем действие переносится на куклу или картинку с изображением человека.

При изучении схемы тела большое внимание уделяется закреплению представлений  о правой и левой стороне тела и лица как самого ребёнка, так и других людей.

Ориентировка по основным пространственным представлениям формируется в упражнениях с мячом, флажком, при перемещении в пространстве.

В ходе таких упражнений усваиваются и закрепляются понятия  «далеко-близко», «спереди-сзади», «ближе-дальше», «справа-слева».

 Ребёнка     учат выполнять речевые инструкции, включающие ориентировку в пространстве комнаты, учат пониманию значений предлогов и правильного употребления словесных инструкций с различными предлогами.

Для развития оптико-пространственного восприятия ребёнка обучают составлению разрезных картинок из двух-трёх частей, составлению предметной или сюжетной картинки из кубиков с частями изображения, построению геометрических форм и предметных изображений из палочек.

Комплекс упражнений по формированию пространственных представлений

Упражнения по формированию представлений о схеме тела и лица

  Упражнение 1.  Взрослый читает сокращённый вариант потешки:

                                   Водичка, водичка, умой моё личико,

                                              умой глазки,  умой носик, умой ушки.  (совершает воображаемые движения)

        Упражнение 2.  При повторном чтении побуждает ребёнка к выполнению движений. При наличии двигательных затруднений   взрослый действует руками малыша.

  Упражнение 3. « Покажи у куклы, мишки, зайки»

                                              Водичка,

Водичка, умой моё личико,

                                                         умой кукле глазки

                                                         умой кукле  ротик

                                                        умой кукле носик

                                                         умой кукле ушки!

             (совершает воображаемые движения)

Упражнение 4.  Ребёнка садят лицом к зеркалу и говорят:  «Посмотри и потрогай у себя глазик, нос, колено». Затем эти действия переносятся на взрослого.

 Упражнение 5.  Те же упражнения проводятся на кукле, фото, картинке.

 Упражнение 6.   Вначале взрослый выполняет упражнения  с мячом, флажком, др. предметом , каждый раз называя свои действия « Мяч вверх, мяч вниз». Ребёнок , следя за действиями, копирует упражнения, а затем выполняет по словесной инструкции.

  Упражнение 7.  По инструкции взрослого ребёнок кладёт игрушку (в, на, под, за, около,  между) коробочкой.

 Упражнение 8.  По картине «Кто летит по небу, кто на земле, кто на дереве, кто рядом с деревом».

 Упражнение 9.  «Прятки».  Взрослый берёт игрушку и говорит ребёнку, что спрячет её, а потом вместе будут её искать. Обходит комнату, обсуждая всё, что видят и обговаривая предметы. Потом ребёнка отвлекают игрой. Через некоторое время предлагают поискать игрушку. Когда игрушка найдена, фиксируется результат. «Игрушка была на полке».

Упражнение 10.  Складывание разрезной картинки.

Упражнение 11.  Выкладывание различных фигурок из верёвки на столе. Сначала показывают, как выложить солнце, окошко и др. , а потом ребёнок выполняет это задание самостоятельно.

 Упражнение 12.  «Найди, где чья тень».  Берут несколько цветных картинок с изображением знакомых  ребёнку предметов (мяч, пирамида, кукла, домик, мишка) и идентично закрашенных чёрным копий (тени) Ребёнку предлагается положить цветные изображения на чёрные – найти «тень».

Вывод:

направлено на формирование зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). оно является очень важным для развития познавательной деятельности ребёнка и для речевого развития.

                       

       

ЛИТЕРАТУРА

  1. Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми раннего возраста». Москва «Астрель». 2005.
  2.  Мастюкова Е. М.  «Лечебная педагогика».  Москва  «Владос». 1997.
  3. Королёва И.В. «Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции». С-Петербург «Каро». 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: «Стимуляция речевой активности у учащихся с умственной отсталостью при использовании дидактических игр и упражнений».

Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается с тем, что человек обучаясь в ходе игры, и  не подозревает о том, что чему – то уч...

Дидактические игры и упражнения для стимуляции речевой активности

1.   Игра «Назвать желание».2.   Игра «Вернуть вещь хозяину» (закрепление форм родительного падежа, развитие памяти).3.   Игра «Угадай, чей это клюв» (закрепление форм ро...

Стимуляция речевой активности у детей с Синдромом Дауна в процессе обучения глобальному чтению

В тексте представлен один из эффективных средств помощи солнечным детям в преодолении речевых, языковых и когнитивных трудностей. Методика обучения глобальному чтению способствует развитию навыков...

Посбия для стимуляции биологически активных точек на ладонной поверхности

Тактильная стимуляция обычно определяется любыми ощущениями, возникающими в ответ на кожный раздражитель, вызывающий деформацию кожного покрова. Такая стимуляция важна для для систематического развити...

Методика стимуляции сенсорного развития детей с нарушениями зрения

По наличию у ребенка зрительного поведения, по характеру прослеживания за предметом и способности локализовать зрительный стимул, находящийся на разном расстоянии, можно с раннего возраста судить о фу...

Подгрупповое коррекционное занятие с обучающимися с умеренной умственной отсталостью 3Б/4Б класса. «Стимуляция познавательной активности на материале темы «Зима, зимушка, зима детям радость принесла!»»

Занятие проведено в рамках организации преемственности в работе учителя и учителя-дефектолога. Представлены разнообразные приемы стимуляции познавательной активности у обучающихся с умеренной умственн...