Доклад по формированию детского лексикона
методическая разработка по теме

Ляпкова Елена Хайдяровна

Доклад по формированию детского лексикона

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование детского лексикона включает работу по следующим направлениям: 

  • Социально- эмоциональное развитие
  • Моторное развитие
  • Когнитивное развитие
  • Речевое развитие

Социально- эмоциональное развитие

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. Многое будет зависеть от того, на сколько интересно организованы игры, насколько ребёнок эмоционально вовлечён.

Цели занятий:

  • Развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, налаживание контакта
  • Формирование устойчивого положительного эмоционального состояния ребёнка
  • Развитие коммуникативных навыков

Игры для налаживания контакта с ребёнком:

« Дай ручку!»

« Привет! Пока!»

« Часики»

«Догоню-догоню»

« Ладушки»

« Сорока-белобока»

« Коза рогатая»

 

Моторное развитие

Занятия по моторному развитию включает в себя коррекцию речевых нарушений, которые начинаются с воспитания моторных навыков: формирование основных и общеразвивающих движений. Все игры спланированы на год в соответствии с лексическими темами, которые ребёнок должен усвоить за год. В системе двигательных игр и игровых упражнений выделены следующие виды двигательной нагрузки:

Игры и упражнения, направленные на развитие основных движений:

Ходьба, бег, прыжки, ползанье

Игры с предметами

Речь с движениями

Фольклорные игры

  Цели занятий:

  • Развитие чётких и точных движений, выполняемых в определённом темпе и ритме.
  • Развитие подражания движениям взрослого;
  • Обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое.
  • Формирование умений договаривать слова в коротких стихотворениях, потешках и рифмованных загадках.

Игры на моторное развитие:

«Достань яблочко»                                          

«Собери шарики»

« Моем посуду»

« Как у нашей дочки розовые щёчки»

« По камушка, по кочкам»

« Моя семья»

« Весёлые гуси»

« Пирожки»

 «Водичка, водичка»

Когнитивное развитие

Одно из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с нарушением интеллекта в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.

Успешность познавательного развития ребёнка определяется следующими направлениями:

  • Адаптация детей к условиям д/с
  • Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
  • Ознакомление с художественной литературой
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Сенсомоторная коррекция

По разделу ознакомление с окружающим миром и развитие речи -следующие задачи обучения:

  • Различать и называть сезонные изменения в живой и неживой природе
  • Формировать пространственно-временные представления

.По разделу развитие элементарных математических представлений речи -следующие задачи обучения:

Учить различать понятия «один - много», «мало», «ни одного», отвечать на вопрос «сколько?»

Различать понятия «большой - маленький, средний», выкладывать сериационный ряд по величине.

Различать и называть геометрические фигуры, подбирать к геометрическим формам и фигурам соответствующие реальные предметы.

Формировать пространственно-временные представления

Учить количественному счету в пределах 5, называть итоговое число

Речевое развитие

Целью занятий является формирование языковой системы, стимуляция речевой деятельности, развитие коммуникативных  функций у детей с нарушениями речевого развития.

Основными этапами коррекционного обучения являются:

Воспитание общих речевых навыков:

  • Формирование длительного и  плавного выдоха
  • Формирование речевого дыхания
  • Развитие силы и модуляции голоса (тихо – громко, высоко - низко)
  • Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры

Упражнения для формирования и развития общих речевых навыков:

«Понюхаем цветок»

 «Кораблики»

 «Тихо- громко»

«Высоко - низко»

 «Укладываем куклу спать»

Развитие импрессивной речи:

  • Развитие понимания 1-2 ступенчатых инструкций
  • Закрепление понимания обобщающих понятий
  • Развитие предметного и глагольного словаря
  • Развитие понимания предложных конструкций
  • Развитие понимания вопросов по сюжетной картинке

Упражнения для развития импрессивной речи:

«Дай, покажи, присядь»

«Прижми мишку, покачай куклу» «Покажи то, с чем ты будешь играть» «Покажи то, что ты наденешь на прогулку»

«Покажи, где мишка»

«Покажи, где мишка спит»

«Положи мячик в корзину»

«Покажи, где кукла»

Формирование экспрессивной речи:

  • Вызывание речевого подражания
  • Формирование первых форм слов
  • Формирование фразовой речи

Упражнения для развития экспрессивной речи:

«Как мычит корова»

«Как гудит машина»

«Отрабатывание фразы- просьбы (Мама, иди. Папа, дай!)»

«Отрабатывание произношения названий близких ребенку лиц и имен кукол »

Формирование грамматического строя речи:

  • Обучение употреблению единственного и множественного числа существительных в именительном падеже
  • Развитие навыка употребления существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами
  • Формирование навыка употребления повествовательных простых предложений из 2-3 слов

Упражнения для  формирования грамматического строя речи:

«Один - много». «Ласковые имена». «Большой - маленький».

Формирование связной речи:

  • Обучение умения самостоятельно составлять короткие фразы с использованием наглядной опоры (сюжетная картинка)
  • Обучение рассказывать  вместе со взрослым текст короткого стихотворения

Литературный материал для  формирования связной речи:

Потешки: «Тили- бом», «Баю- бай», «Жили у бабуси».

Сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»

Стихотворения: А Барто из цикла «Игрушки».

 Коррекция нарушений фонетической стороны речи:

  • Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков
  • Уточнение произношения гласных звуков и простых звукосочетаний
  • Формирование умения правильно произносить согласные звуки в слогах и словах

Упражнения для  формирования фонетической стороны речи:

«Найди колокольчик»

«Узнай звучащую игрушку»

«Паровозик»

«Зубки болят»

«Кукла плачет»

 «Маша заблудилась»

 «Братцы Ох! и Ах!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Формирование детского коллектива в системе специального обучения."

Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Доклад на тему: "Детский травматизм".

Несколько слов о детском травматизме....

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

«ИЗЯЩНЫЕ» ВЫРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ

С расширением круга общения ребёнок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова. Услышав от своего ребёнка такое ...

Доклад. Тема: Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания.

Доклад. Тема: Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и  спортом, развитие культуры здорового ...